Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

харитонов

Словарь русских фамилий

ХАРАТЬЯН ХАРАТЬЯНОВ ХАРИН ХАРИНОВ ХАРИСОВ ХАРИТОНОВ ХАРИТОШИН ХАРИЧКИН ХАРИЧКОВ ХАРЧЕНКО ХАРЧИКОВ ХАРЬКИН ХАРЬКОВ ХАРЮКОВ ХАРИТОНЧЮК ХАРИТОЧЕНКО ХАРЕНКО

Все фамилии от различных форм церковного мужского имени Харитон (др.-греч. haritonа- "щедрый)

Фамилия Харин к грубому слову "харя", то есть морда, рожа фамилия Харин вряд ли имеет отношение. Харя - уменьшительное от имени Харитон (по-гречески "щедрый). Напомню, что и город Харьков, как предполагают,обязан своим названием первопоселенцу - казаку Харитону, прозванному Харько. (Ф) Отчество от краткой формы Харя из церковного мужского имени Харитон (др.-греч. haritonа- "щедрый). (Н) Харченко - украинская фамилия. Харько, Харчко, Харюк - производные формы имени Харитон..(У) См. также Харисов.(от имени Харисим) и Харламов В "Ономастиконе" Веселовского: Харя Лагирь, холоп кн. Юрия Дмитриевича, середина XV в.; кн. Семен Иванович Харя Шаховской, 1616 г.; Парамон Харя, холоп, 1594 г., Новгород; Иван Харин, крестьянин, 1646 г,Вологда.

Харатьянов вероятно от имени Харатьян ихз Харитон.

Сканворды для слова харитонов

- Герой Михаила Жарова в фильме «За тех, кто в море!».

- Советский актёр, сыгравший самого себя в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

- Советский актёр, исполнивший роль царя Макара в фильме «Там, на неведомых дорожках...».

- Русский писатель, первый в России лауреат Букеровской премии.

Полезные сервисы

харитонов александр васильевич

Энциклопедический словарь

Харито́нов Александр Васильевич (1931-1993), живописец и график. Один из значительных мастеров московского «неофициального искусства» 50-80-х гг. Его творчество - оригинальный сплав классических традиций «героического пейзажа», наследия древнерусской иконописи и шитья; небольшие по размерам композиции, выполненные с помощью необычного «мозаичного» мазка, напоены светом и пронизаны внутренней умиротворённостью («Фиолетовая фантазия», 1959; «Сто сорок домиков», 1962).

* * *

ХАРИТОНОВ Александр Васильевич - ХАРИТО́НОВ Александр Васильевич (1931-93), российский художник, один из самых значительных мастеров московского «неофициального искусства» (см. НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО). Возрождал традиции религиозной иконографии в светском искусстве. В его живописи и графике, сочетающих черты позднего символизма (см. СИМВОЛИЗМ) с манерой, близкой (в живописи) пуантилизму (см. ПУАНТИЛИЗМ), сказочные видения причудливо соединяются в цветном мареве с реальными среднерусскими пейзажами.

Большой энциклопедический словарь

ХАРИТОНОВ Александр Васильевич (1931-93) - российский художник, один из самых значительных мастеров московского "неофициального искусства". Возрождал традиции религиозной иконографии в светском искусстве. В его живописи и графике, сочетающих черты позднего символизма с манерой, близкой (в живописи) пуантилизму, сказочные видения причудливо соединяются в цветном мареве с реальными среднерусскими пейзажами.

Полезные сервисы

харитонов андрей игоревич

Энциклопедический словарь

Харито́нов Андрей Игоревич (р. 1959), российский киноактёр и режиссёр. Дебютировал в романтической роли Артура в т/ф «Овод» (1980). Снимался в фильмах: «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», «Тайна "Чёрных дроздов"», «Человек-невидимка», «Мне скучно, бес», т/ф «Жизнь Клима Самгина» и др. В 1991 поставил в Москве фильм «Жажда страсти».

* * *

ХАРИТОНОВ Андрей Игоревич - ХАРИТО́НОВ Андрей Игоревич (р. 1959), российский актер. Дебютировал в романтической роли Артура в телефильме «Овод» (1980, по Э. Л. Войнич). Снимался в фильмах: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1982), «Тайна «Черных дроздов» (1983), «Человек-невидимка» (1984); в телефильме «Жизнь Клима Самгина» (1986), «Раскол» (1992), «Романовы: венценосная семья» (2000) и др. В 1991 поставил фильм «Жажда страсти».

Большой энциклопедический словарь

ХАРИТОНОВ Андрей Игоревич (р. 1959) - российский актер. Дебютировал в романтической роли Артура в телефильме "Овод" (1980, по Э. Л. Войнич). Снимался в фильмах: "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Тайна "Черных дроздов", "Человек-невидимка", в телефильме "Жизнь Клима Самгина" и др. В 1991 поставил фильм "Жажда страсти".

Полезные сервисы

харитонов леонид владимирович

Энциклопедический словарь

ХАРИТОНОВ Леонид Владимирович - ХАРИТО́НОВ Леонид Владимирович (19 мая 1930, Ленинград - 20 июня 1987, Москва), российский актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1972).

После окончания Школы-студии МХАТ в 1954 был приглашен во МХАТ, где прослужил долгие годы с коротким перерывом в 1962-1963, когда он работал в театрах им. Ленинского Комсомола и им. Пушкина. Известность актеру принесла первая же роль Бориса Горикова в фильме «Школа мужества» (1954), в котором он снимался еще студентом. Уже через год выходит «Солдат Иван Бровкин» (1955), где раскрывается комедийно-лирический талант актера. Фильм имел оглушительный успех и Харитонов становится кумиром советских кинозрителей 1950-х гг.

За несколько лет вышло с десяток картин с Харитоновым в главной роли, в которых актер успешно выступал в амплуа доброго, скромного, обаятельного парня. В последующие годы Харитонова занимали в кино редко и, в основном, в ролях второго плана. Всего он сыграл в более чем двадцати фильмах, среди которых наиболее известны «Васек Трубачев и его товарищи» (1955), «Отряд Трубачева сражается» (1957), «Улица полна неожиданностей» (1957), «Иван Бровкин на целине» (1958), «Огонь, вода и медные трубы» (1968), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «Москва слезам не верит» (1979), «Россия молодая» (1982), «Чародеи» (1982), «Вечный зов» (1983), «Из жизни начальника уголовного розыска» (1986).

Полезные сервисы

харитонов марк сергеевич

Энциклопедический словарь

Харито́нов Марк Сергеевич (р. 1937), русский писатель. Повесть «День в феврале» (1976) о Н. В. Гоголе. В повести «Прохор Меньшутин» (1971), «Провинциальная философия» (1977), роман «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича» (1992) - образ провинции как идеала гармоничной жизни, в основе которой - равновесие и повседневные заботы. Экзистенциальные проблемы в романе «Возвращение ниоткуда» (1995). Для стиля характерна фрагментарность повествования, синтезирующего историю и современность, иронию и философскую притчу. Переводы произведений С. Цвейга, Ф. Кафки, Г. Гессе и др.

* * *

ХАРИТОНОВ Марк Сергеевич - ХАРИТО́НОВ Марк Сергеевич (р. 31 августа 1937, Житомир), русский писатель, прозаик, первый лауреат литературной премии Букера в России за роман «Линии судьбы, или Сундучок Милошевича» (1992).

Биография

Из семьи служащих. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1960). Работал учителем в школе, ответственным секретарем многотиражки, редактором в издательстве. С 1969 профессиональный литератор. Печататься начал в 1967. Занимался литературной критикой и переводами с немецкого (С. Цвейг, Ф. Кафка, Э. Канетти, Г. Гессе и др.).

Первая публикация прозы Харитонова - повесть «День в феврале» в журнале «Новый мир» (1976, №4) - прошла сравнительно незаметно, но в ней уже был виден высокий интеллектуальный уровень и сложные художественные задачи, которые ставил перед собой автор. Затем последовало долгое молчание писателя, выступавшего в основном только в качестве переводчика, и лишь в 1988 г. вышла его первая книга «День в феврале», куда были включены несколько повестей.

Философия провинции

В повестях «Провинциальная философия» (1971) и «Прохор Меньшутин» (1977) разворачивается история уездного городка, пережившего революцию, коллективизацию, войну, послевоенные трудности. В сравнении с историей, ее величием и безжалостностью к людским судьбам заботы провинциалов кажутся ничтожными, но именно в этой кажущейся незначительной обыденности - для автора подлинная поэзия жизни. Герои Харитонова пасуют перед столицами, подавляющими человека, пытаясь же завоевать их, они терпят крах.

Быт занимает важное место в художественной системе Харитонова. Выписан он чрезвычайно тщательно и исторически достоверен, хотя выступает в большой мере лишь фоном для постановки экзистенциальных вопросов. Он уютен, несмотря на всю свою неказистость. В изображенном писателем мире явлен сплав истории и сказки-утопии (или антиутопии), что не только сближает его произведения с жанром философской притчи, но и создает в них особую атмосферу.

По словам Харитонова, «провинция... есть не географическое понятие, а категория духовная, способ существования и отношения к жизни, основанной на равновесии, гармонии и повседневных простых заботах - жизни, где знают цену благополучию и покою. Это как бы женственная основа бытия, залог ее теплой устойчивости: дом, очаг, семья, детская колыбель, добыча хлеба насущного, места, куда возвращаются после поисков, потрясения и жестокого к себе и другим героизма, как возвращаются после дождя и бури в натопленную сухую комнату, стыдясь признаться, точно в слабости, в естественной тяге к доброму и мягкому уюту».

Интерес к российской провинции имеет для Харитонова автобиографические корни. В очерке «Родившийся в 1937-ом» он описывает места своего детства - Лосиный остров, в ту пору подмосковное захолустье. Из этих воспоминаний о пустырях, неустроенности и необихоженности пространства городского предместья, о жизни, при всей ее незамысловатости, а часто и неприглядности, полной тайного обаяния и согревающего на сквозняках истории тепла вырос городок Нечайск, где происходит действие его произведений.

«Линии судьбы, или Сундучок Милашевича»

В 1992 в журнале «Дружба народов» (№№1, 2) опубликован роман Харитонова «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича», за который писатель был удостоен впервые присуждавшейся в России литературной премии Букера.

Роман, который можно назвать интеллектуальным, был написан в начале 1980-х гг. и являлся по замыслу автора продолжением ранее написанных повестей «Прохор Меньшутин» и «Провинциальная философия», вместе составлявших трилогию - своего рода эпос провинции. Филолог Лизавин разбирает архив забытого литератора начала 20-го в., умершего в конце 1920-х гг., Симеона Милашевича. Этот архив - конфетные фантики, на оборотной стороне которых владелец, подобно известному мыслителю В.В. Розанову, вел обрывочные записи. По этим обрывкам Лизавин пытается воссоздать судьбу героя, в какой-то момент обнаруживая, что и его собственная судьба складывается под воздействием философии жизни Милашевича.

Харитонов размышляет над одной из важнейших для национального самосознания проблем - стремлении русского характера к недосягаемому, его максимализме в поиске самоосуществления, из чего и рождается революционная утопия, сводящая все точки зрения на мир к одной, единственной и универсальной. Этой модели существования автор противопоставляет другую - диалогическую, предполагающую преодоление неполноты контакта человека с бытием.

История и личность

Кого бы Харитонов ни рисовал, Гоголя на парижском карнавале («День в феврале»), актера-неудачника, попытавшегося довести судьбу дочери до завершенности сказки о Золушке («Прохор Меньшутин»), интеллектуалов, прячущихся за масками народности и духовности («Этюд о масках», 1972), всюду у него сталкиваются люди в масках - и человек, чья искренность, открытость и незащищенность сродни юродству. У персонажей, близких автору, юродство имеет нравственный характер: это почти всегда жалость, ставшая страстью, дошедшая до безумия. Они не подчиняются правилам исторического маскарада, не хотят играть в чреватые кровопролитием игры. Их нежелание отдает святостью и противоположно не только законам мира, но и инстинкту самосохранения.

В ранних своих повестях автор часто прибегает к иронии. Хотя уже в повести «Два Ивана» (1980), где сталкиваются два Ивана - царь, олицетворяющий все исторические силы, и чудик, пытающийся жить по неписанному уставу совести, иронии почти не остается. Прошлое здесь кажется безумным, здравый же смысл воплощает только Агасфер, лицо мифическое. Безумию истории здесь противостоит слепая, не считающаяся с реальностью, юродивая доброта.

Большинство произведений Харитонова отличаются фрагментарностью. Единицей текста является абзац, передающий мысль, действие, мотив и сохраняющий внутри себя логическую связь, между абзацами - пустота, так же как и между событиями, и в этой структуре - авторская философия: правда принадлежит не логике, часто вводящей в заблуждение, а целостности бытия, из которой, собственно, и вырастает дух жизни.

Большой энциклопедический словарь

ХАРИТОНОВ Марк Сергеевич (р. 1937) - русский писатель, переводчик. В повестях "День в феврале" (1976, о Н. В. Гоголе), "Прохор Меньшутин" (1971), "Провинциальная философия" (1977), романах "Линии судьбы, или Сундучок Милашевича" (литературная премия Букера, 1992), "Возвращение ниоткуда" (1995) обращается к "проклятым" вопросам, изображает провинциальный быт как "способ существования и отношения к жизни". Переводы с немецкого (С. Цвейг, Ф. Кафка, Г. Гессе и др.).

Полезные сервисы

харитонов михаил

Энциклопедический словарь

Харито́нов Михаил - сподвижник С. Т. Разина, в 1670 руководитель крупного отряда восставших в районе Симбирской линии, занял Саранск, Керенск, Пензу. Автор «прелестных писем», направленных против бояр и воевод.

* * *

ХАРИТОНОВ Михаил - ХАРИТО́НОВ Михаил, сподвижник С.Т. Разина (см. РАЗИН Степан Тимофеевич). В сентябре-декабре 1670 года отряд Харитонова был направлен Разиным из-под Симбирска для взятия крепостей Симбирской укрепленной линии. Повстанцы заняли Саранск, Керенск, Пензу, вели упорные бои за Шацк, который оборонял большой отряд царских войск. «Прелестные» письма Харитонова призывали сражаться за царя и Степана Тимофеевича, против бояр и воевод. В декабре 1670 года царским войскам удалось подавить этот очаг восстания. Дальнейшая судьба Харитонова неизвестна.

Большой энциклопедический словарь

ХАРИТОНОВ Михаил - сподвижник С. Т. Разина, в 1670 руководитель крупного отряда восставших в районе Симбирской линии, занял Саранск, Керенск, Пензу. Автор "прелестных писем", направленных против бояр и воевод.

Полезные сервисы

харитонов николай михайлович

Энциклопедический словарь

ХАРИТОНОВ Николай Михайлович - ХАРИТО́НОВ Николай Михайлович (р. 30 октября 1948, село Резино Усть-Таркского района Новосибирской области) - российский политический деятель, народный депутат (см. НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ) РСФСР (1990-1993), депутат Государственной думы первого-пятого созывов (с 1993), кандидат экономических наук, заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации, заслуженный работник физической культуры РСФСР.

Н.М. Харитонов окончил Новосибирский сельскохозяйственный институт (1972, по специальности ученый агроном), Академию народного хозяйства (см. АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА) (1995). После окончания сельскохозяйственного института начал работать агрономом в совхозе в Мошковском районе Новосибирской области, стал директором этого совхоза, позднее преобразованного в акционерное общество «Галинское». Н.М. Харитонов возглавлял это хозяйство до 1994 года. Он избирался депутатом Новосибирского областного Совета народных депутатов. В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР, членом Верховного Совета Российской Федерации; входил во фракцию «Аграрный союз», депутатский блок «Народное единство». В начале 1990-х годов Н.М. Харитонов состоял в Социалистической партии трудящихся. В 1993 году он принял участие в создании Аграрной партии России, стал заместителем ее председателя Михаила Лапшина.

Н.М. Харитонов избирался депутатом (см. ДЕПУТАТ) Государственной думы всех пяти созывов. В Государственной думе второго созыва (1995-1999) Н.М. Харитонов был руководителем Аграрной депутатской группы, в Государственной думе третьего созыва (1999-2003) - руководителем Агропромышленной депутатской группы. Он был председателем Агропромышленного союза России. В мае 2000 года пленум центрального совета Аграрной партии России приостановил членство Харитонова в руководящих органах партии. В декабре 2000 года Н.М. Харитонову присвоено звание полковника органов государственной безопасности. 7 декабря 2003 года Н.М. Харитонов был избран депутатом Государственной думы четвертого созыва от Барабинского одномандатного избирательного округа (Новосибирская область); в думе вошел в состав фракции КПРФ. Н.М. Харитонов был кандидатом от КПРФ на должность президента Российской Федерации на выборах 2004 года и занял второе место, набрав 9,4 млн. голосов (13,7 %). 2 декабря 2007 года он был избран депутатом Государственной думы пятого созыва по списку КПРФ.

Полезные сервисы

харитонов николай николаевич

Энциклопедический словарь

ХАРИТОНОВ Николай Николаевич - ХАРИТО́НОВ Николай Николаевич (р. 1922), российский военный летчик, испытатель, полковник, Герой Советского Союза (1944).

Во время Великой Отечественной войны был командиром полка дальних бомбардировщиков, совершил 285 боевых вылетов. С 1958 на испытательной работе, испытывал самолеты серии Ту (см. ТУ (в авиации)) и их модификации.

Большой энциклопедический словарь

ХАРИТОНОВ Николай Николаевич (р. 1922) - военный летчик, летчик-испытатель, полковник, Герой Советского Союза (1944). Во время Великой Отечественной войны был командиром первого полка стратегических бомбардировщиков Ту-95, совершил 285 боевых вылетов. С 1958 на испытательной работе, испытывал самолеты серии Ту и их модификации.

Полезные сервисы

харитонов пётр алексеевич

Большой энциклопедический словарь

Харито́нов Пётр Алексеевич (1852—1916), государственный деятель. В конце 1880-х гг. участник подготовки земской контрреформы, с 1904 товарищ (заместитель) государственного секретаря, с 1906 сенатор и член Государственного совета, в 1907—1916 государственный контролёр. Во время Первой мировой войны сторонник сближения с думской оппозицией, выступал против смещения великого князя Николая Николаевича с поста верховного главнокомандующего.

Полезные сервисы