Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

хрисипп

Энциклопедический словарь

Хриси́пп (около 280 - 208 или 205 до н. э.), древнегреческий философ, главный систематизатор раннего стоицизма; разрабатывал логику высказываний, ввёл двузначности принцип.

* * *

ХРИСИПП - ХРИСИ́ПП (Chrysippos) из Сол (ок. 280/277 до н. э., Солы, М. Азия - ок. 208/204 до н. э., Афины), древнегреческий философ, главный систематизатор раннего стоицизма (см. СТОИЦИЗМ); разрабатывал логику высказываний, ввел двузначности принцип (см. ДВУЗНАЧНОСТИ ПРИНЦИП). Третий схоларх и крупнейший представитель Ранней Стои, ученик и преемник Клеанфа.

По скудным сведениям, Хрисипп уже в молодые годы приехал в Афины, где слушал Клеанфа (с которым быстро разошелся по целому ряду вопросов), а впоследствии (вероятно, в 240-е гг.) - академиков Аркесилая и Лакида; после смерти Клеанфа возглавил школу. Обладал поразительной широтой интересов и работоспособностью - писал «по 500 строк в день» (поэтому сочинения Хрисиппа изобиловали повторами, противоречиями и отличались плохим стилем). Бо́льшая часть каталога сочинений Хрисиппа у Диогена Лаэртия (см. ДИОГЕН Лаэртий) (который должен был содержать свыше 705 названий) утрачена - сохранилось 161 название (логические и часть этических сочинения: «Логические положения», «Диалектические определения», «Этические положения» и др.). Среди сочинений, известных по другим источникам (в основном физических), наиболее важны «О сущности», «О природе», «О пустоте», «О движении», «О богах», «О промысле», «О душе», а также «О страстях», «Логические исследования».

Хрисипп принял школу у Клеанфа в тот момент, когда она обрела влияние и вместе с ним критиков - преимущественно академических. На долю Хрисиппа выпала двуединая задача: критически переосмыслить школьное учение и придать ему законченную форму. Природный дар систематика позволил Хрисипп упорядочить практически все разделы стоицизма (см. СТОИЦИЗМ) и создать нормативную догматику: основная масса доксографических материалов отражает то состояние раннестоической доктрины, в которое она была приведена Хрисиппом. Это, в свою очередь, позволяет рассматривать учение Хрисиппа как экстраполяционный канон, с которым следует соотносить учения прочих стоиков (в т. ч. средних и поздних). Практически Хрисипп стал вторым основателем Стои: по словам. Карнеада, крупнейшего академического критика стоиков, «если бы не было Хрисиппа, не было бы и Портика» (Diog.L. IV 62; VII 183). Заметное у Зенона (см. ЗЕНОН из Китиона) и Клеанфа влияние кинической и ионийской традиции сменилось у Хрисиппа предпочтением платонических (см. ПЛАТОНИЗМ) и особенно перипатетических (см. ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА) элементов.

Хрисипп предложил наряду с традиционной оригинальную схему построения догматики: логика-этика-физика, считая, видимо, целесообразным заканчивать научение богопознанием. В гносеологии Хрисипп отказался понимать «впечатление» «вещественно» и пассивно (как это делали Зенон (см. ЗЕНОН из Китиона) и Клеанф), предпочитая определять его как «изменение души», свидетельствующее об известной активности познающего субъекта; попутно он упрядочил классификацию «эмпирических общих представлений». Формальная логика (часть «диалектики», трактующая об «обозначаемом») была практически полностью разработана Хрисиппом как наука о соотношении «мыслимых предметностей», корреспондирующих определенным денонатам (фактам или ситуациям), а также о формах и формальных условиях истинности высказываний и умозаключений.

Созданная по образцу аристотелевской силлогистики, логика Хрисиппа имела, однако, приципиально иную цель - установить зависимость (изоморфную причинно-следственным связям в физическом мире) между смыслами, не состоящими в родо-видовых отношениях. «Чистые смыслы» делятся на неполные (субъект или предикат) и полные; подкласс полных «лектон» составляют простые высказывания («определенные», «неопределенные» и «средние»), из которых (соответственно различным типам логических связок) образуются сложные (конъюнктивные, дизъюнктивные и импликативные - последние имеют особое значение), служащие, в свою очередь, терминами силлогизмов (это обстоятельство позволяет считать логику Хрисиппа первой «логикой пропозиций» в европейской традиции). Для анализа силлогизмов Хрисипп разработал процедуру сведения сложных силлогизмов к 5 «элементарным» и поставил проблему эквивалентности сложных высказываний. Хотя внимание Хрисиппа к проблеме модальности было инспирировано мегарскими логиками, он сохранял оригинальную позицию: возможное выступает как «квази-возможное», а все высказывания в конечном счете рассматриваются как необходимые.

Основные новации Хрисиппа в области физики - учение о причинности и реформа психологии, имевшие этическое приложение. Функциональная классификация причин на основные и вспомогательные (с учетом «безличности» события или участия разумного субъекта), свидетельствующая о знакомстве с «Физикой» Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ), имела целью сохранить в цепи мировой причинности место для свободного произвола субъекта. Вероятно, с той же целью Хрисипп ввел терминологическое различие между «необходимостью» и «судьбой». В психологии Хрисипп, в отличие от Зенона, (см. ЗЕНОН из Китиона) считал импульсы (включая страсти) чистыми функциями разума и полностью отождествил их с суждениями, стремясь подчеркнуть, что решения зависят исключительно от субъекта. Предельный монизм этой теории затруднял объяснение природы противоразумных импульсов, и стал объектом критики в Средней Стое.

В области этики Хрисипп выступил как универсальный систематизатор и автор космодицеи, направленной на обоснование моральной автономии субъекта. Благо и зло должны выступать для субъекта только как объект нравственного целеполагания; они не являются свойством космической причинности, зависят только от решения субъекта и безусловно вменимы. Однако Хрисиппу не удалось решить поставленную им же самим проблему: нравственная автономия была без колебаний принесена в жертву всекосмическоу монизму.

Большой энциклопедический словарь

ХРИСИПП (ок. 280-208/205 до н. э.) - древнегреческий философ, главный систематизатор раннего стоицизма; разрабатывал логику высказываний, ввел двузначности принцип.

Афоризмы

Хрисипп

(ок. 280 - ок. 204 гг. до н.э.) философ, ученик Клеанфа, сформировал канон стоического учения, из Сол (Киликия)

Кто раскрывает таинства непосвященным, тот кощунствует. Но первосвященник именно раскрывает таинства непосвященным. Стало быть, первосвященник кощунствует.

Душа дана (свинье) вместо соли, чтобы мясо ее не испортилось.

Кто-то попрекал его (Хрисиппа), что он не ходит слушать Аристона (Хиосского), как все. «Если бы я делал все, как все, я не был бы философом», - ответил Хрисипп.

(Хрисипп) подкреплял себя множеством выписок: так, в одном сочинении он переписал почти целиком «Медею» Еврипида, и недаром какой-то его читатель на вопрос, что у него за книга, ответил: «Медея» Хрисиппа!

Синонимы к слову хрисипп

сущ., кол-во синонимов: 2

Лингвистические термины

Хрисипп (род. ок. 280 до н.э. - ум. ок. 204 до н.э.). Греческий философ, стоик. Важнейшей философской дисциплиной считал этику. Логика Х. примыкает к аристотелевской и дополняет ее попытками счисления предикатов. Его учение способствовало зарождению этимологии. Х. писал, что поскольку слова истинны, то задача состоит в том, чтобы найти их истинность.

Понятия лингвистики

Хрисипп (род. ок. 280 до н.э. - ум. ок. 204 до н.э.)

греческий философ, стоик. Важнейшей философской дисциплиной считал этику. Логика Х. примыкает к аристотелевской и дополняет ее попытками счисления предикатов. Его учение способствовало зарождению этимологии. Х. писал, что поскольку слова истинны, то задача состоит в том, чтобы найти их истинность.

Грамматический словарь

Хриси́пп мо

Именины

3 мая (20 апреля) - праведный Xрисипп, пресвитер Иерусалимский.

Словарь древнегреческих имен

Хрисипп (281/278-208/205 до н. э.)

Греческий философ, стоик. Диоген Лаэртский писал о нем: «Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу».

Сканворды для слова хрисипп

- Древнегреческий философ.

- Сын Пелопса и нимфы Аксиохии, убитый своими братьями Фиестоми и Атреем в древнегреческой мифологии.

Полезные сервисы