Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

эпиктет

Энциклопедический словарь

Эпикте́т (Epictetus) (около 50 - около 140), римский философ-стоик; раб, позднее вольноотпущенник. «Беседы» Эпиктета, содержащие моральную проповедь (центральная тема - внутренняя свобода человека), записаны его учеником Аррианом.

* * *

ЭПИКТЕТ - ЭПИКТЕ́Т (Epictetus, букв. «прикупленный», вероятно рабская кличка) (ок. 50, Гиераполь во Фригии - после 120), римский философ, крупный представитель Поздней Стои. В юности Эпиктет был рабом Эпафродита, фаворита Нерона (см. НЕРОН); вероятно, в 70-х - нач. 80-х гг. слушал беседы Музония Руфа, определившие содержание и стиль философствования Эпиктета. Получив свободу, жил в бедности; в 89 вместе с другими философами был выслан Домицианом (см. ДОМИЦИАН) из Рима и поселился в Никополе (Эпир), проповедуя учение кружку слушателей (в числе которых был историк и географ Флавий Арриан, записавший беседы Эпиктета). Умер, видимо, при Адриане (см. АДРИАН (император)) (возможно, в Риме). Сохранились 4 книги «Бесед», «Руководство» и фрагменты. Различные названия записей Арриана относились, видимо, к одному сочинению - «Беседам» (первоначально в 8 или в 12 кн.). «Руководство», скорее всего, составлено Аррианом как сводка наиболее характерных идей учителя.

Основные мотивы, характерные для Сенеки (см. СЕНЕКА Луций Анней), заметны и у Эпиктета. Теория для него - нечто вторичное; она никогда не излагается в «чистом» виде и растворена в многочисленных паренетических топах. Вне этики Эпиктет довольствуется старыми догмами и, более того, провозглашает «возврат к истокам», в частности, к Хрисиппу (см. ХРИСИПП) (особенно это касается физики, сведенной к психологии и учению о промысле). Натурфилософские интересы у Эпиктета практически отсутствуют, а логика рассматривается как средство для избежания ошибок или демонстрации причинных связей. Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма (см. КИНИКИ). Философствование начинается с сознания собственного бессилия.

Задача философии - врачевать больную душу и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего «правильное пользование представлениями». Резче, чем кто-либо из стоиков, Эпиктет подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: «Это меня не затрагивает». Сама возможность выбора - единственное внутреннее благо, «то, что от нас зависит», «мое»: «Меня заботит только мое, неподвластное помехам и по природе свободное. В этом для меня сущность блага. А все остальное пусть будет, как будет - мне безразлично». Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной: аскетическая готовность ко всему, - излюбленная тема Эпиктета. Желая стать «из человека богом», «терпи и воздерживайся», но выход всегда есть - «дверь тебе открыли». Многие мотивы паренетики Эпиктета так же близки христианскому сознанию, как и мироощущение Сенеки (см. СЕНЕКА Луций Анней): в 7 в. появилось переложение «Руководства» для нужд монастырской жизни, приписываемое Нилу Анкирскому; еще раньше «Руководство» использовалось неоплатониками как учебный текст (Симпликий). Эпиктет оказал значительное влияние на европейскую моралистику.

Большой энциклопедический словарь

Эпикте́т (рабская кличка, буквально «Прикупленный») (около 50 — около 140), древнегреческий философ-стоик. Был рабом одного из фаворитов Нерона, позднее отпущен на волю. После изгнания философов из Рима Домицианом в 89 поселился в Никополе (Эпир), где проповедовал стоическую мораль в беседах и уличных спорах по примеру Сократа. «Беседы» Эпиктета записаны его учеником Аррианом.

Энциклопедия Кольера

ЭПИКТЕТ (ок. 55 - ок. 135), древнегреческий философ-стоик, уроженец Фригии. Подлинное имя философа неизвестно (греч. Эпиктет, "купленный"). В молодости Эпиктет попал в Рим в качестве раба, посещал лекции стоика Музония Руфа, а позднее был отпущен на свободу. Вместе с рядом других философов Эпиктет был изгнан из Рима по указу Домициана в 89, поскольку стоики зарекомендовали себя как противники тирании. Эпиктет поселился в Никополе (Эпир), где прожил до самой смерти. Он практиковал занятия философией в форме бесед с учениками и, по-видимому, никогда ничего не писал. Учение Эпиктета известно благодаря записям его ученика Арриана Беседы (в 4 книгах) и Руководство. Хотя Эпиктет не оставлял логику и физику вовсе без внимания, основную часть его учения, как и вообще у поздних стоиков, составляет этика. Он полагал, что нравственность следует искать не во внешних благах и даже не в действиях, но в расположении воли, поскольку только воля подвластна человеку. Эпиктет утверждал, что люди - Божьи дети и имеют частичку божества в своей душе, а потому все люди - братья.

См. также СТОИЦИЗМ.

ЛИТЕРАТУРА

Чертков В.Г. Римский мудрец Эпиктет, его жизнь и учение. М., 1991 Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЭПИКТЕТ (Epictetus) (около 50 - около 140), римский философ-стоик; раб, позже вольноотпущенник. "Беседы" Эпиктета, содержащие моральную проповедь (центральная тема - внутренняя свобода человека), записаны его учеником Аррианом.

Афоризмы

Эпиктет (Epictetus) (ок. 50 - ок. 140)

Римский философ-стоик. Родом из Фригии. Вольноотпущенник (был рабом одного из фаворитов Нерона, позднее отпущен на волю; "Эпиктет" - рабская кличка, буквально "Прикупленный"). Философии обучался у Мусония Руфа. Преподавал в Риме, позднее, в 90-х годах, после изгнания Домицианом философов, - в Никополисе, в Эпире. Среди последних учеников - историк Арриан, опубликовавший заметки о лекциях Эпиктета в книгах "Беседы" (центральная тема - внутренняя свобода человека) и "Руководство морали", оказавших сильное влияние на императора-стоика Аврелий Марк (Marcus Aurelius). Эпиктет интересовался исключительно моралью, не отвергая, однако, ни логики, ни физики Древней Стои, верил в божественность принципов стоицизма и учил, что абсолютная вера в провидение и безразличие к внешнему миру - единственный путь к достижению счастья. С точки зрения Эпиктета, основная задача философии - уметь отличать, что находится в нашей власти, от того, что не находится в нашей власти. Самое важное - это независимость духа от всего внешнего. В России философия Эпиктета пропагандировалась толстовцами.

(Текст - по материалам сайта "Иркутский экспресс. История религии.")

Афоризмы, цитаты

Лучше знать, как практиковать добродетель, чем знать, как ее описывать.

Существует только один путь к счастью - перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле.

Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других, нежели говорили сами.Если хочешь быть добрым, прежде всего считай себя злым.Владей своими страстями -- или они овладеют тобою.Если хочешь, чтобы говорили хорошо про тебя, не говори худо о других.Человек со свободной волей не может быть назван рабом.Судьба -- мрачная тюрьма для тела и зло для души. Кто свободен телом и несвободен душою, тот раб, и, в свою очередь, кто связан телесно, но свободен духовно -- свободен.Нет никого, кто, любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей: их любит лишь тот, кто любит добродетель.Если нас пригласят к обеду, мы едим то, чем нас потчуют. В жизни между тем мы требуем от богов, чего они не могут нам дать, требуем притом, получивши от них очень многое.Смешны люди, гордящиеся тем, что не в нашей власти. Один говорит: "Я лучше тебя: у меня много земли, а ты мрешь с голоду".-- "Я бывший консул",-- говорит другой. "Я прокуратор",-- слышишь от третьего. "У меня курчавые волосы",-- говорит четвертый. Лошадь между тем не скажет лошади: "Я лучше тебя, потому что у меня много корму, вдоволь овса; узда у меня с золотой насечкой, попона -- цветная", а только: "Я лучше тебя, потому что быстрее". Вообще, всякое животное лучше или хуже исключительно по своим достоинствам или недостаткам. Неужели же только люди не ценят нравственных качеств? -- Неужели мы должны обращать внимание лишь на волосы, платье и происхождение?Больные недовольны врачом, когда он ничего не прописывает им, и думают, что он считает их положение безнадежным. Отчего же мы не поступаем так по отношению к философу -- не думаем. что он отчаялся в нашем исправлении, если не дает нам никаких советов?Спроси себя, чего ты хочешь -- богатства или счастья? Если богатства -- знай, что оно ни благо, ни в твоих руках; если счастья -- будь уверен, что оно и благо, и находится в твоей власти: первым судьба ссужает нас только на время, тогда как быть счастливым зависит от нас самих.Если ты увидишь ехидну, ядовитую змею или скорпиона в ящике с украшениями из слоновой кости или золота, ты все равно не полюбишь и не захочешь иметь их, хотя они и посажены в дорогое помещение, напротив, станешь глядеть на них со страхом и отвращением, как на ядовитых животных. Так, когда ты встретишь людей богатых, щедро наделенных всем судьбою, но порочных, не изумляйся их блестящей внешности, а презирай их за их пороки.Находясь на обеде, помни: ты угощаешь двух гостей -- тело и душу. То, что ты даешь телу, ты вскоре потеряешь, но что дашь душе -- останется твоим навсегда.Потчуя гостей изысканными блюдами, не показывай в то же время своего гнева: роскошные кушанья, войдя в желудок, вскоре выходят оттуда, тогда как гнев, запав в душу, остается в ней очень долго. Старайся же под влиянием гнева не оскорбить своих гостей, несмотря на свой пышный прием, и лучше принимай их просто, но доставь им удовольствие своим ласковым обхождением.За обедом обращай внимание, чтобы прислуги было меньше, чем гостей,-- глупо было бы, если бы за немногими гостями ухаживало много прислуги.Находясь на обеде, помни: ты угощаешь двух гостей -- тело и душу. То, что ты даешь телу, ты вскоре потеряешь, но что дашь душе -- останется твоим навсегда.Ссориться и спорить вообще невежливо, но в особенности неприлично -- в разговорах за выпивкой. Ведь пьяному все равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного, а там, где все убеждения напрасны, незачем пускать в ход все свое красноречие.У кузнечиков есть голос, у улиток его нет. Последние любят сырость, первые -- тепло; последних заставляет вылезти из скорлупы роса, первые просыпаются от жгучих лучей солнца, вместе с его восходом и начинают свои песни. Так если и ты хочешь быть человеком приятно и дельно говорящим, не показывай своей души на обедах, когда ее окропила винная "роса", или загрязнишь ее. Когда же, в тихой беседе, ее согреет своими лучами разум, тогда пусть раздастся ее голос, как голос пророка-- пусть она заговорит голосом правды.На того, с кем ты разговариваешь, смотри с трех точек зрения: считай его или выше тебя по умственному развитию, или ниже, или равным тебе. Если он умнее тебя -- слушай и слушайся его, глупее -- сам дай ему совет; если он равен тебе по уму -- согласись с ним. Помня это, ты никогда не привыкнешь спорить.Лучше согласиться с истиной и отказаться от ложного мнения, чем, согласившись с ложным мнением, быть побежденным правдой.Правда побеждает сама собою, мнение -- через других.Лучше жить с одним человеком высокой души и быть спокойным и независимым, нежели вести жалкую жизнь в обществе многих.Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом -- не обращай других в рабство. Раз ты не можешь о6ойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб,-- как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство.Люди рады найти оправдание своим проступкам, тогда как философия учит не протягивать, не подумавши, даже палец.Как верные весы нельзя проверить ни по верным же весам, ни судить о степени их верности по неверным весам, так и справедливого судью не могут судить справедливые люди, а суду несправедливых он не подлежит.Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место.Если ты хочешь быть беспристрастным судьею, смотри не на обвинителя или обвиняемого, а на самое дело.Ты будешь безукоризненным судьею, если на жизни самого тебя не будет пятен.Лучше переносить незаслуженные оскорбления от обвиненного за свой справедливый приговор, нежели чувствовать справедливые укоры совести за свое пристрастное решение.Нельзя судить по золоту о камне, с помощью которого узнают золото; то же можно сказать и про судью.Как нет ничего прямее прямого, так нет ничего справедливее справедливого.Архимед (Archimedes), в то время как он склонялся над табличками для письма, рабы насильно уводили прочь, чтобы натереть ему тело маслом, но он продолжал чертить математические фигуры на своем умащенном теле.Когда собственника корабля, Лампида, спросили, каково было ему нажить богатство, он ответил: "Большое богатство -- легко, но маленькие деньги -- с большим трудом".Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солон (Solon), отчего он не говорит -- оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он получил ответ: "Ни один дурак не может молчать за столом".! Если ты выстроишь своему родному городу не высокие здания, а сделаешь выше его граждан -- ты будешь его величайшим благодетелем: пусть лучше в низких домах живут высокие сердца, нежели в высоких зданиях гнездятся низкие, мелкие души.! Не украшай стен своего дома эвбейским или спартанским мрамором -- укрась сердца сограждан и их правителей плодами греческого просвещения: не камни или дерево служат основанием государству, а ум его граждан.Чтобы взойти солнцу, нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях, нет, оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем; так не жди и ты ни рукоплесканий, ни шуму, ни похвал, чтобы делать добро,-- твори благодеяния добровольно -- и будешь любим, как солнце.Не на одном якоре стоит корабль, не на одной только надежде покоится жизнь.Врачую душу, а не тело: лучше смерть, чем позорная жизнь.Пиррон говорил, что между жизнью и смертью нет разницы Когда его спросили, почему же тогда он не умирает, он ответил "Потому что жизнь и смерть -- одно и то же".Молодой, умирая, ропщет на богов за то, что умирает в цвете лет; старик -- за то, что томится, когда ему пора на покой. И все же, когда смерть встанет с ним лицом к лицу, его охватывает жажда жизни, он посылает за врачом и просит его употребить все силы, все искусство, чтобы поставить его на ноги. Удивительные создания эти люди -- не хотят ни жить, ни умирать!Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.Когда мы были детьми, родители поручили нас воспитателю, который зорко следил, чтобы с нами не случилось худа. Мы выросли -- и Бог поручил охранять нас врожденной нам совести. Не будем относиться с презрением к этому стражу, иначе и Бог разгневается на нас, и наша собственная совесть будет видеть в нас своих врагов.Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.В зяте можно найти сына; но у кого дурной зять, тот потерял и свою дочь.Умный борется со страстью, глупец становится ее рабом.Раб тот, кто не умеет владеть собою.Виноград пускает от себя три ветви: ветвь наслаждения, ветвь пьянства и ветвь наглости.Нет ничего легче найти друга в счастии и ничего труднее -- в горе.Глупцов вылечивает от горя время, умных -- их ум.Речь смелая, но бессвязная -- что тупой меч.В природе нет ничего на самом деле приятного или неприятного -- все дело привычки.Старайся оставить после себя детей лучше образованных, нежели богатых: надежды образованных завиднее богатых невежд.Избегай дружбы дурных людей и вражды хороших. В несчастии познается друг и изобличается враг.Если хочешь жить, не зная печали, считай будущее прошедшим.Счастье, как осенние плоды, следует срывать вовремя.Когда один молодой хвастун говорил в театре, что он умен. потому что беседовал со многими философами, Эпиктет заметил ему: "Вот и у меня много знакомых богачей, а все же я не богач!"Когда Эпиктета спросили: "Какой человек богат?" -- он отвечал: "Довольный собой".Когда Ксантиппа упрекнула своего мужа Сократ (Socrates) за то, что он бедно принимает своих друзей, он сказал: "Если они любят нас, они не обратят на это внимания; если не расположены к нам, нам не следует заботиться о них".

Эпиктет

(ок. 50 - ок. 140 гг.) греческий философ-стоик, родился в Гиерополе (Фригия), жил в Риме

Свободный - это тот, у кого все происходит в соответствии с его свободой воли и кому никто не может помешать. Что же, сумасбродство ли свобода? Ни в коем случае! Ведь безумие и свобода несовместимы.

Таких, которые толкуют о стоических рассуждениях, вы можете показать тьму. Да разве в эпикурейских они разбираются не с такой же обстоятельностью? (…) Покажите же мне кого-нибудь, кто болеет, и все же счастлив, кто в опасности, и все же счастлив, кто умирает, и все же счастлив. Покажите. Я жажду, клянусь богами, увидеть какого-нибудь стоика. (…) Сделайте мне такую милость, не откажите старому человеку увидеть зрелище, которого я до сих пор не видел.

Если кто-то - один, это не значит, что тем самым он и одинок, так же как если кто-то - в толпе, это не значит, что он не одинок.

Помни, что дверь открыта. Не будь труслив, но как дети, когда им не нравится игра, говорят: «Я больше не играю», так и ты, когда тебе что-то представляется таким же, скажи: «Я больше не играю» и удались, а если остаешься, то не сетуй.

Как хорошие участники трагедийного хора не могут петь одни, но могут вместе с многими, так некоторые не могут гулять одни. Человек, если ты кто-то, и один гуляй, и с самим собой беседуй, и не прячься в хоре. Пусть насмеются над тобой когда-нибудь, пусть оглядят тебя, пусть встряхнут тебя, для того чтобы ты узнал, кто ты.

Человек - это душонка, обремененная трупом.

Нет насилия, которое могло бы лишить нас свободы выбора.

«Лаская своего ребенка, - говорил Эпиктет, - следует сказать самому себе: быть может, завтра он умрет». - «Но ведь это - накликание беды». - «Ничего подобного, - отвечал он, - это обозначение одного из действий природы. Иначе и слова: „Колосья пожинаются" - также являлись бы накликанием беды».

Пьяному все равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного.

Удивительна наша природа и жизнелюбива (…). Нет ничего противнее, гаже нашего тела, и все же мы любим его и хвалим; если нужно было бы походить только пять дней на наших ближних, мы не согласились бы на это. Представь себе, как приятно вставать рано поутру и чистить другому зубы или, когда справит свои естественные надобности, мыть ему седалище. Надо только удивляться, как это мы любим то, что ежедневно требует столько ухода, сопряженного с неприятностями.

Один молодой хвастун говорил в театре, что он умен, потому что беседовал со многими философами. Эпиктет заметил ему: «Вот и у меня много знакомых богачей, а все же я не богач».

Настоящая мудрость есть не что иное, как умение выяснять и устанавливать истинную меру добра и зла; и задача всякого разумного человека состоит в том, чтобы прикладывать эту меру ко всем делам жизни.

Истинное добро заключается в правильных понятиях и в добрых желаниях. Истинное зло - в неправильных понятиях и в порочных желаниях.

Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.

Зависть - враг счастливых.

Если человек имеет возможность рассуждать и может созерцать солнце, луну и звезды, и наслаждаться дарами земли и моря - он не одинок и не беспомощен.

Когда ты чем-нибудь мирским встревожен или расстроен, то вспомни, что тебе придется умереть, и тогда то, что тебе раньше казалось важным несчастьем и волновало тебя, станет в твоих глазах ничтожной неприятностью, о которой не стоит и беспокоиться.

Чем реже удовольствие, тем оно приятнее.

Нужно позволить себе не всякие удовольствия, но только те, в которых нет ничего дурного.

С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им.

Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место.

Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек.

Чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать.

Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом - не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова.

Если хочешь быть беспристрастным судьею, смотри не на обвинителя, а на самое дело.

Где человек находится противясь, там его тюрьма.

К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас.

Выдерживай и воздерживайся.

Не то жалко, что человек лишился своих денег, дома, имения, - все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность - свое человеческое достоинство.

С безумным не умножай речи, а к неразумному не ходи.

В несчастье познается друг и изобличается враг.

Любовь свойственна только здравомыслящему человеку.

Строгость отца - прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, чем горького.

Владей страстями, иначе страсти овладеют тобою.

Умный борется со страстью, глупец - становится ее рабом.

Кто крепок телом, может терпеть и жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.

Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.

Грамматический словарь

Эпикте́т мо

Словарь русских имен

-а, м.; стар. Епикте́т, -а.

Отч.: Эпикте́тович, Эпикте́товна; разг. Эпикте́тыч.

Производные: Пи́кта; Те́та.

[Греч. epiktētos - приобретенный.]

† 20 июля

Словарь имён

-а, муж.; стар. Епиктет, -а.

Отч.: Эпиктетович, Эпиктетовна; разг. Эпиктетыч.

Производные: Пикта; Тета.

Происхождение: (Греч. epiktetos - приобретенный.)

Именины: 20 июля

Именины

Приобретенный (греч.).

20 (7) июля - преподобномученик Епиктет, пресвитер.

Словарь древнегреческих имен

Эпиктет (ок. 55-135)

Фтософ-стоик из Фригии, вольноотпущенник, занимавшийся преподаванием в Риме, впоследствии - в Никополе, имел большой круг учеников. Среди последних был историк Арриан, опубликовавший заметки о лекциях Эпиктета - «Руководство морали», - которые оказали сильное влияние на императора- стоика Марка Аврелия. Сам Эпиктет имел глубокую религиозную веру в божественность принципов стоицизма и учил, что абсолютная вера в провидение и безразличие к внешнему миру - единственный путь к достижению счастья.

Сканворды для слова эпиктет

- Древнеримский философ.

- Древнегреческий вазописец, представитель стиля краснофигурной вазописи эпохи архаики на рубеже шестого и пятого веков до н.э., собственно один из пионеров краснофигурной вазописи.

Полезные сервисы

эпиктет (epictetus)

Большой энциклопедический словарь

ЭПИКТЕТ (Epictetus) (ок. 50 - ок. 140) - римский философ-стоик; раб, позднее вольноотпущенник. "Беседы" Эпиктета, содержащие моральную проповедь (центральная тема - внутренняя свобода человека), записаны его учеником Аррианом.

Полезные сервисы