Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

яншин

Грамматический словарь

Я́ншин ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ЯЦЕНКО ЯНИН ЯНИЧКИН ЯНКЕВИЧ ЯНКИН ЯНКОВ ЯНКОВИЧ ЯНКОВСКИЙ ЯНОВ ЯНОВСКИЙ ЯНОЧКИН ЯНОШИН ЯНУХИН ЯНУШЕВ ЯНУШКИН ЯНЧЕВ ЯНЧЕВСКИЙ ЯНЧУРОВ ЯНШИН ЯНШИНОВ ЯНЫШЕВ ЯНЬШИН ЯНЮШИН ЯНЮШКИН ЯНШОНОК ЯНЕНКО ЯНЧЕНКО ЯНОВЦЕВ ЯЦЮК ЯЦЕЙКО ЯНЮК ЯНЬКО ЯНЧУК ЯНОЧКА ЯНКОВЕЦ ЯНИШЕВ ЯНЧЕНКОВ ЯНЫГИН ЯНЧЕНКОВ ЯНЫГИН

Янша, Яныш, Яцко - уменьшительные формы имени Ян (Иоанн). В Новгороде в 1577году записан помещик Яныш Замятнин. Янин Отчество от уменьшительной формы Яня из Ян - польская форма канонического имени Иоанн, тождественная русской форме Иван. Остальные фамилии польского, украниского, белорусского происхождения от производных форм этого же имени. (Ф) Унбегаун указывают форму Ян от Иван - как северорусскую.

Фамилия Яновцев (из запросов посетителей) вероятно, образована от географического названий Яново, Яновка: яновец - житель Янова.

Сканворды для слова яншин

- Советский актёр, исполнивший роль сэра Тоби Белча в фильме Яна Фрида «Двенадцатая ночь».

- Советский актёр, исполнивший роль профессора Волосюка в фильме «Большая перемена».

Полезные сервисы

яншин александр леонидович

Энциклопедический словарь

Я́ншин Александр Леонидович (1911-1999), геолог, академик РАН (1958), вице-президент (1982-88) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1981). Труды по геологии Северного Приаралья, Южного Урала, Средней Азии и Сибири. Один из создателей тектонических карт СССР и Евразии. Государственная премия СССР (1969, 1978).

* * *

ЯНШИН Александр Леонидович - Я́НШИН Александр Леонидович [15 (28) марта 1911, Смоленск - 9 октября 1999], российский геолог (см. ГЕОЛОГИЯ), организатор науки, общественный деятель, академик РАН (см. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК (РАН)) (1991; академик АН СССР с 1958), вице-президент (1982-1988) АН СССР. Герой Социалистического Труда (1981). В 1928 поступил на геологический факультет Московского университета (см. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГУ)). В 1930 продолжил обучение в Московском геолого-разведочном институте, совмещая учебу с практической деятельностью. В 1931 руководитель геологической партии. В 1936-1958 работал в Геологическом институте АН СССР. С 1958 заместитель директора института геологии и геофизики Сибирского отделения АН СССР (см. СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН). Президент Московского общества испытателей природы (см. МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ИСПЫТАТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ (МОИП)) (с 1967). Вернувшись в Москву, в 1982 организовал институт нового типа - Институт литосферы АН СССР, стал его первым директором. В 1993 один из организаторов и первый президентом Российской Экологической академии.

Провел ряд фундаментальных геологических исследований территории Азии (см. АЗИЯ (часть света)) (СССР, Монголия, Китай). Основные труды посвящены проблемам тектонического строения и развития Южного Урала (см. ЮЖНЫЙ УРАЛ), Прикаспийской впадины, Туранской плиты, южной окраины Сибирской платформы. Впервые разработал и применил методику реконструкции погребённых палеозойских структур. Разработал учение о так называемых «молодых платформах» с палеозойским складчатым основанием. Удостоен Государственной премии СССР (1969) за участие в создании «Тектонической карты Евразии». Вторую Государственную премию СССР (1978) получил за созданный под его руководством уникальный 15-томный труд «История развития рельефа Сибири и Дальнего Востока». Разработал стратиграфию (см. СТРАТИГРАФИЯ) палеогеновых отложений Приаралья. Теоретически обосновал возможность образования калийных солей в глубоководных бассейнах, что привело к открытию крупнейшего в стране Непского калиеносного бассейна в Иркутской области. Открыл месторождения фосфоритов (см. ФОСФОРИТЫ), калийных солей (см. КАЛИЙНЫЕ СОЛИ), бокситов (см. БОКСИТЫ), горючих газов и других полезных ископаемых, а также ряда артезианских бассейнов в Западном Казахстане и Южной Сибири.

Активно боролся за сохранение Байкала (см. БАЙКАЛ), Каспия (см. КАСПИЙСКОЕ МОРЕ) и Арала (см. АРАЛЬСКОЕ МОРЕ). Его выступления повлияли на общественное мнение, создав негативное отношение к экологически спорным проектам (переброска стока сибирских рек, сооружение канала Волга-Чограй, строительство Крымской АЭС и др.). Создал серию «Научно-биографическая литература», редколлегию которой он возглавлял более 35 лет. Автор цикла статей о творчестве В.И.Вернадского (см. ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович). руководитель Комиссии РАН по разработке научного наследия академика В.И.Вернадского.

Большой энциклопедический словарь

ЯНШИН Александр Леонидович (р. 1911) - российский геолог, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1958), вице-президент (с 1982) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1981). Труды по геологии Сев. Приаралья, Юж. Урала, Ср. Азии и Сибири. Один из создателей тектонических карт СССР и Евразии. Государственная премия СССР (1969, 1978).

Полезные сервисы

яншин михаил михайлович

Энциклопедический словарь

Я́ншин Михаил Михайлович (1902-1976), актёр, режиссёр, народный артист СССР (1955). С 1924 во МХАТе. Яншину были присущи добрый, лукавый юмор, отмеченный своеобразной поэтичностью, умение показать нелепую комическую ситуацию с серьёзной, даже драматической стороны. Среди ролей: Лариосик («Дни Турбиных» М. А. Булгакова), сэр Питер («Школа злословия» Р. Шеридана), Абель («Соло для часов с боем» О. Заградника). Возглавлял театр «Ромэн» (1937-41) и Московский драматический театр им. Станиславского (1950-63). Снимался в фильмах: «Свадьба», «Шведская спичка», телефильме «Большая перемена» и др. Государственная премия СССР (1975).

* * *

ЯНШИН Михаил Михайлович - Я́НШИН Михаил Михайлович (1902-76), российский актер, режиссер, народный артист СССР (1955). С 1924 в Московском Художественном академическом театре. Среди ролей: Лариосик («Дни Турбиных» М. А. Булгакова), сэр Питер («Школа злословия» Р. Шеридана), Абель («Соло для часов с боем» О. Заградника). Возглавлял театр «Ромэн» (1937-41) и Московский драматический театр им. Станиславского (1950-63). Снимался в фильмах: «Свадьба» (1944), «Шведская спичка» (1954) и др. Государственная премия СССР (1975).

* * *

Я́НШИН Михаил Михайлович [20 октября (2 ноября) 1902, Юхнов - 17 июля 1976, Москва], российский актер театра и кино; народный артист СССР (1955).

В 1919 окончил среднетехническое училище. В 1922 был принят во 2-ю студию МХТ. С 1924 актер, затем и режиссер МХАТа (см. МХАТ). В 1937-1941 одновременно с работой во МХАТе - художественный руководитель Цыганского театра «Ромэн», в 1950-1963 главный режиссер Московского драматического театра им. К. С. Станиславского.

Начало. МХАТ

Почти вся жизнь Яншина связана со МХАТом Первыми его ролями стали Выборный в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Алексей Константинович), Петрушка в «Горе от ума», Добчинский в «Ревизоре». Но заметили молодого актера только в 1926, когда он с оглушительным успехом сыграл Лариосика в спектакле «Дни Турбиных» - смешливо-простоватого юношу, наивного и преисполненного надежд на будущее. Наутро после премьеры Яншин проснулся знаменитым. Был женат на актрисе Художественного театра В. В. Полонской, которая после самоубийства Маяковского развелась с ним.

Затем был Вася в «Квадратуре круга» Катаева (см. КАТАЕВ Валентин Петрович), Антонио в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро», доктор Гаспар в «Трех толстяках», Терентий Бублик в «Платоне Кречете», Почтмейстер и Губернатор в «Мертвых душах», Мозгляков в «Дядюшкином сне».

С первых своих работ актер обнаружил незаурядное чувство юмора, но он никогда не был комиком в прямом смысле этого слова - всегда вводил драматический, лирический подтекст даже в, казалось бы, чисто комедийные роли, сохраняя взволнованную трепетность переживания всех совершающихся событий. И в то же время мастерски умел драматические сюжеты оттенить комедийными красками.

У Яншина была удивительно располагающая внешность, обаятельная, простодушная улыбка, задушевные интонации, особая, несмотря на его полноту, грациозность движений. Он производил впечатление человека добродушного, мягкого, все понимающего, и с особенной любовью играл именно таких персонажей - нежных сердцем, застенчивых, по-детски доверчиво открытых миру и потому с особой остротой воспринимающих крушение (или угрозу крушения) своей веры в людей.

Таким был его Маргаритов в «Поздней любви», несчастный милый старик, переживший настоящую духовную катастрофу (в этой роли Яншин поднимался поистине до трагедийных высот). Таким был его очаровательный сэр Питер Тизл из «Школы злословия», добрый, жизнерадостный толстяк, по-юношески влюбленный в свою жену.

Таким был его Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты», Государственная премия СССР, 1975), искренне считающий себя умным и имеющим право учить других.

Таким был и Кузовкин («Нахлебник», Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского, 1970), и Франтишек Абель из знаменитого спектакля «Соло для часов с боем» (1973), мудрый и добрый.

По сути, в репертуаре актера было только два однозначно отрицательных героя - наглый корыстолюбец Градобоев в «Горячем сердце» (в этом спектакле Яншин сначала играл роли Жигунова и Сидоренко) и Двоеточие в «Дачниках». Но и они были по-своему обаятельны в своем простодушии и искренности, и в них актер находил то, что могло бы вызвать сочувствие зрителя.

Чеховские герои

Яншин был идеальным чеховским актером, с мягкой манерой исполнения, богатой интонационной палитрой, умеющий показать мгновенную смену настроения, самые разнообразные оттенки чувств. В «Трех сестрах» он сыграл Ферапонта и Чебутыкина, в «Вишневом саде» - Симеонова-Пищика, в «Дяде Ване» - Вафлю, тихого приживала, в душе которого таятся нереализованные надежды на лучшую жизнь, в «Чайке» -деликатного, скромного Сорина.

Режиссура

Яншин довольно активно занимался режиссурой, как правило, ставя добротные, обстоятельные спектакли, насыщенные бытовыми деталями. Работая в театре «Ромэн» (его женой была знаменитая цыганская актриса Ляля Черная (см. ЧЕРНАЯ Ляля)) поставил яркие спектакли: «Кровавая свадьба» и «Чудесная» башмачница» Гарсиа Лорки (см. ГАРСИА ЛОРКА Федерико), «Действующие лица» Светлова (см. СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич), «За ваше счастье» и «Песню об Урсаре» Ром-Лебедева. Театральным событием стояли его постановки в Драматическом театре им. К. С. Станиславского: «Грибоедов» (1951), «Девицы-красавицы» (1952), «Наследники Рабурдена»(1952), «Дни Турбиных» (1954), «Чайка» (1954), «Такая любовь» (1959), «Первый день свободы»(1961), «На улице Счастливой» (1963). В 1957 во МХАТе Яншин поставил (совместно с английским режиссером П. М. Лесли) спектакль «Дворянское гнездо» по Тургеневу (см. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич), сыграв в нем роль Лемма.

Кинороли

Первая роль Яншина в кино - телеграфист в фильме «Каторга» (1928), а всего он снимался в 37 фильмах (если считать фильмы-спектакли, сюжеты в «Фитиле» и другие короткометражки). В кино наиболее востребованным оказалось именно комедийное дарование артиста (которое проявлялось даже в откровенно бытовых ролях - рабочем из «Черного барака», 1933, или инструкторе Иване Лихо из «Последнего табора», 1936).

Яншин блистал в комедийных ролях, став подлинным украшением таких фильмов, как «Поручик Киже» (1934, Павел I), «Свадьба» (1944, агент страхового общества Нюнин), «Ревизор» (1952, Земляника), «Школа злословия» (1952, Питер Тизл), «Двенадцатая ночь» (1955, сэр Тоби), «На подмостках сцены» (1956, Борзиков), «Сапоги» (1957, Муркин) и мн. др.

Большой энциклопедический словарь

ЯНШИН Михаил Михайлович (1902-76) - российский актер, режиссер, народный артист СССР (1955). С 1924 в Московском Художественном академическом театре. Среди ролей: Лариосик ("Дни Турбиных" М. А. Булгакова), сэр Питер ("Школа злословия" Р. Шеридана), Абель ("Соло для часов с боем" О. Заградника). Возглавлял театр "Ромэн" (1937-41) и Московский драматический театр им. Станиславского (1950-63). Снимался в фильмах: "Свадьба" (1944), "Шведская спичка" (1954) и др. Государственная премия СССР (1975).

Полезные сервисы

яншин, михаил михайлович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Михаил Михайлович Яншин.

Михаил Михайлович Яншин.

ЯНШИН Михаил Михайлович (1902 - 76), актер. С 1922 во 2-й Студии Московского Художественного Академического театра, с 1924 в Московском Художественном Академическом театре. Яншину присущи добрый, лукавый, поэтичный юмор, душевность, умение показать нелепую комическую ситуацию с серьезной, даже драматической стороны: Лариосик ("Дни Турбиных" М.А. Булгакова, 1926), сэр Питер ("Школа злословия" Р. Шеридана, 1940), Пан Хмелик ("Соло для часов с боем" О. Заградника, 1973) и др. В 1937 - 41 руководил цыганским театром "Ромэн", в 1950 - 63 - Московским драматическим театром имени К.С. Станиславского. Снимался в фильмах: "Свадьба" (1944), "Шведская спичка" (1954) и других.

Михаил Яншин (справа) и Эдуардо Де Филиппо.

Михаил Яншин (справа) и Эдуардо Де Филиппо.

М.М. Яншин в роли Лариосика (спектакль по пьесе М. Булгакова Дни Турбиных).

М.М. Яншин в роли Лариосика (спектакль по пьесе М. Булгакова "Дни Турбиных").

Полезные сервисы

яншинов

Словарь русских фамилий

ЯЦЕНКО ЯНИН ЯНИЧКИН ЯНКЕВИЧ ЯНКИН ЯНКОВ ЯНКОВИЧ ЯНКОВСКИЙ ЯНОВ ЯНОВСКИЙ ЯНОЧКИН ЯНОШИН ЯНУХИН ЯНУШЕВ ЯНУШКИН ЯНЧЕВ ЯНЧЕВСКИЙ ЯНЧУРОВ ЯНШИН ЯНШИНОВ ЯНЫШЕВ ЯНЬШИН ЯНЮШИН ЯНЮШКИН ЯНШОНОК ЯНЕНКО ЯНЧЕНКО ЯНОВЦЕВ ЯЦЮК ЯЦЕЙКО ЯНЮК ЯНЬКО ЯНЧУК ЯНОЧКА ЯНКОВЕЦ ЯНИШЕВ ЯНЧЕНКОВ ЯНЫГИН ЯНЧЕНКОВ ЯНЫГИН

Янша, Яныш, Яцко - уменьшительные формы имени Ян (Иоанн). В Новгороде в 1577году записан помещик Яныш Замятнин. Янин Отчество от уменьшительной формы Яня из Ян - польская форма канонического имени Иоанн, тождественная русской форме Иван. Остальные фамилии польского, украниского, белорусского происхождения от производных форм этого же имени. (Ф) Унбегаун указывают форму Ян от Иван - как северорусскую.

Фамилия Яновцев (из запросов посетителей) вероятно, образована от географического названий Яново, Яновка: яновец - житель Янова.

Полезные сервисы