АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович (р. 1957) - русский писатель. В прозе (повесть "Жизнеописание Хорька", 1993; роман "Владимир Чигринцев", 1995) обращается к социально-нравственным проблемам, историческим сюжетам, маргинальным характерам. Сборник рассказов "Старгород" (1995); исторический роман "Арлекин, или Жизнеописание Василия Кирилловича Тредиаковского" (1995).
алешковский петр михайлович
Энциклопедический словарь
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Михайлович - АЛЕШКО́ВСКИЙ Петр Михайлович (р. 1957), русский писатель. В прозе (повесть «Жизнеописание Хорька», 1993; роман «Владимир Чигринцев», 1995) обращается к социально-нравственным проблемам, историческим сюжетам, маргинальным характерам. Сборник рассказов «Старгород» (1995); исторический роман «Арлекин, или Жизнеописание Василия Кирилловича Тредиаковского» (1995).
Полезные сервисы
алешковский юз
Энциклопедический словарь
Алешко́вский Юз (Иосиф Ефимович) (р. 1929), русский писатель. С 1979 в эмиграции (США). Повести: «Николай Николаевич» (фантастический, о воре, доноре спермы, 1970, опубликовано в 1980), «Маскировка» (1980); романы: «Рука» (о телохранителе Сталина, 1980), «Кенгуру» (авантюрный, о поздней сталинской эпохе, 1981), «Карусель» (об антисемитизме в СССР, 1983), сборник «Книга последних слов» (15 исповедей подсудимых, 1984). Насыщенный просторечной и нецензурной лексикой сказ комедийно и гротескно раскрывает контраст между пропагандистским мифом о советском образе жизни и неприглядной реальностью. Книга «Смерть в Москве» (о Л. З. Мехлисе, 1985). С 1990 публикуется в СССР. Самиздатовские пародийно-лирические песни («Товарищ Сталин, вы большой учёный»).
* * *
АЛЕШКОВСКИЙ Юз - АЛЕШКО́ВСКИЙ Юз (наст. имя Иосиф Ефимович) (р. 1929), русский писатель.
С 1979 в эмиграции. Начинал как автор книг для детей («Два билета на электричку», 1965, «Кыш, Два портфеля и целая неделя»,1970) и исполнитель собственных песен («Товарищ Сталин, вы большой ученый» и др.). В сатирической прозе, первоначально распространявшейся в самиздате (повесть «Николай Николаевич», 1970, роман «Кенгуру», 1974-75 и др.) - изображение маргинальных типов из низших социальных слоев; элементы гротеска, фантастики, употребление ненормативной лексики. Пафос разоблачения коммунизма (роман «Рука», 1977-80), антисемитизма («Карусель», 1983) и т. д. Другие книги: «Синенький скромный платочек» (1982), «Смерть в Москве» (1985), «Блошиное танго» (1986).
Большой энциклопедический словарь
АЛЕШКОВСКИЙ Юз (наст. имя Иосиф Ефимович) (р. 1929) - русский писатель. С 1979 в эмиграции. Начинал как автор книг для детей ("Два билета на электричку", 1965, "Кыш, Два портфеля и целая неделя",1970) и исполнитель собственных песен ("Товарищ Сталин, вы большой ученый" и др.). В сатирической прозе, первоначально распространявшейся в самиздате (повесть "Николай Николаевич", 1970, роман "Кенгуру", 1974-75 и др.) - изображение маргинальных типов из низших социальных слоев; элементы гротеска, фантастики, употребление ненормативной лексики. Пафос разоблачения коммунизма (роман "Рука", 1977-80), антисемитизма ("Карусель", 1983) и т. д. Другие книги: "Синенький скромный платочек" (1982), "Смерть в Москве" (1985), "Блошиное танго" (1986).
Гуманитарный словарь
АЛЕШКО́ВСКИЙ Юз (Иос. Еф.) (род. 1929) - писатель. С 1979 живет в США. В многочисл. повестях, насыщенных вульгаризмами и нецензурной лексикой и в тоже время часто стилизующих фольклорную сказовую манеру, с иронией и гротеском обнажает противоречия между офиц. сов. мифологией и реальностью ("Николай Николаевич", 1970, опубл. в 1980), "Маленький синий платочек" (1982), "Маскировка" (1980), ром.: "Рука" (о телохранителе Сталина, 1980), "Кенгуру" (1927, о последних годах тоталитарного режима), "Карусель" (1983 - по проблеме антисемитизме в СССР, "Смерть в Москве", 1985 и др.). Автор самиздатовских песен (в т. ч. "Товарищ Сталин, вы большой ученый").
Полезные сервисы
андеграунд
Гуманитарный словарь
АНДЕГРА́УНД, андергра́унд (англ. unerground - подполье) применительно к рус. культуре - это форма последовательного эстетич. и экзистенциального протеста против государственно-бюрократического стиля управления иск-вом и лит-рой. Термин заимствован из худ. практики послевоенной нью-йоркской богемы, где А. возник как оппозиция к "истэблишменту" (система общепринятых ценностей) и массовому коммерческому искусству. С начала 70-х гг. понятие А. проникает в СССР и охватывает все богатство и разнообразие неофициальной нонконформистской, так наз. "второй культуры". Лит. А. сложился как органическое возрождение традиций рус. потаенной словесности в условиях сов. постсталинской реальности. Он тесно связан с практикой самиздата. "Понятие самиздата возникло в начале 1966 г. для обозначения художеств. и публицистич. лит-ры, изготовлявшейся и распространявшейся частным образом в качестве замены официального подцензурного книгоиздательства..." (В. Казак. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 г., London: OPI. 1988, С. 665-666). Начало лит. самиздату было положено журналом "Синтаксис", издававшимся машинописным способом в Москве в 1959 Александром Гинзбургом. Арест Гинзбурга не прекратил процесс изготовления и распространения самиздата. В 1962 в Ленинграде изданы коллективные сборники подпольной поэзии "Антология советской патологии" (сост. Г. Ковалев и В. Соколов) и "Лай" (сост. Е. Пазухин и В. Комаров). В 1966 в Москве издан альманах "Феникс" (ред. Н. Горбаневская). С янв. 1976 по 1981 в Ленинграде издается регулярный религиозно-философский и литературно-художественный журнал "37" (ред. Т. Горичева, В. Кривулин и Л. Рудкевич, вышел 21 номер), а также объемистый ежеквартальник "Часы", который до сих пор не прекратил существования (ред. Б. Иванов и Б. Останин, издано более 90 номеров). В 1980 выпускается журн. "Северная почта" (ред. С. Дедюлин и В. Кривулин, вышло 8 номеров), посвященный исключительно поэзии. С 1981 издается лит.-худ. ж. "Обводный канал" (ред. К. Бутырин и С. Стратановский). Среди других самиздатских журналов, выходивших в 80-е гг., следует отметить "Молчание", "Митродор", "Сумерки", "Сумма", "Московский художественный архив" и др. Общая черта самиздатских авторов - изначальная и эстетич. установка на несотрудничество с официозом. Эскапизм можно рассматривать как базовую эстетич. категорию А. Различаются четыре осн. направления А., соответствующие главным тенденциям цензурных запретов: 1) социально-разоблачительная беллетристика и документалистика; 2) литература с явно выраженным религиозно-философским или спиритуальным мировоззрением; 3) интенсивное развитие традиций русского авангарда, насильственно прерванных и загнанных в подполье в 20-30-е гг., а также проекция новейшего опыта западной модернистской и постмодернистской лит-ры на советскую культурно-бытовую ситуацию; 4) эротич. и смеховая литература с использованием нецензурной лексики. Помимо оригинальных текстов в лит-ре А. широкое распространение получили переводы новейших сочинений по философии, религии, социологии и психоанализу, к-рые по цензурным или идеол. соображениям не могли быть опубликованы в СССР. В развитии А. можно выделить 2 периода. Первый - 50-60-е гг. - характеризовался доминированием "опасной" социально-критической проблематики, заостренными, эпатирующими формами экзистенциального и эстетич. протеста, культом буйных гениев и утонченных эстетов. В это время А. близок к демократич. и диссидентскому движению и представлен такими фигурами, как моск. поэты, близкие к А. Крученых, - С. Красовицкий, В. Хромов, поэт-филолог Л. Чертков, "лионозовцы" Г. Сапгир и И. Холин, а также Г. Айги и Вс. Некрасов, поэты журнала "Феникс" - Н. Горбаневская, В. Делоне, Ю. Галансков и др., поэты группы "Смог" - Л. Губанов, В. Алейников, Ю. Кублановский, Э. Лимонов, ленинградские неофутуристы С. Кондратов, М. Еремин, К. Кузьминский, соцартист В. Уфлянд, неосимволист Р. Мандельштам, "ахматовские сироты" - Анат. Найман, Д. Бобышев, Евг. Рейн, И. Бродский, изысканный А. Волохонский, медитативно-абсурдные лирики круга Л. Аронзона и группы "Хеленукты" - В. Эрль, А. Хвостенко, Ю. Галецкий, Д. Макринов, рижанин И. Бейн. Из андеграундной прозы этого периода необходимо отметить Венедикта Ерофеева, автора классической книги "Москва - Петушки", Юза Алешковского с его романом "Николай Николаевич", мистико-эротические рассказы Ю. Мамлеева и И. Дудинского, повести ленинградцев В. Марамзина, И. Ефимова, новеллы Рида Грачева и С. Довлатова. К литературе А. можно отнести и сатирич. произведения Абрама Терца и Николая Аржака, с той только оговоркой, что они изначально рассчитаны были на публикацию за рубежом, а не на самиздатское бытование. В 70-80-е гг. происходит переоценка идейных и эстетич. ценностей. Стихийный протест сменяется стремлением к упорядочению, анализу, ослабевает социально-критическая линия, усиливается роль мистических и спиритуальных мотивов, обостряется интерес к философии и истории (творчество Е. Шварц, О. Охапкина, В. Кривулина, С. Стратановского, А. Миронова, Е. Игнатовой, Т. Буковской, А. Ожиганова, Б. Куприянова, П. Чейгина, О. Седаковой, Е. Пудовкиной). Развивается медитативно-эзотерическая лирика (А. Драгомощенко, И. Бурихин). С другой стороны, все большее распространение получают смеховые и провокативно-игровые, нарочито демократизованные худ. формы. Моск. концептуалисты - Д. Пригов, Л. Рубинштейн, М. Айзенберг, Т. Кибиров - и их молодые последователи используют "совковый" язык и атрибутику сов. менталитета как нейтрально окрашенный эстетич. материал, позволяющий подвергнуть осмеянию любую идеологию, в том числе и диссидентскую. В рамках А. складывается эстетика поставангардизма, основанная на игре, художественно-провокативных актах и полистилистике. Ее представители - прозаики Н. Климонтович, Вик. Ерофеев, Е. Попов, М. Берг, С. Коровин. С началом перестройки ли-т. А. получает доступ к широкой печати, однако процесс его легализации осложняется принципиальной ориентацией авторов А. на на ничем не ограниченную свободу самовыражения, столь же стесненную в условиях рыночной экономики, как и прежде - в условиях государственно-идеол. контроля.
Полезные сервисы
юз
Сканворды для слова юз
- Способ движения на животе.
- Явление, при котором колеса транспортной машины не вращаются, несмотря на её движение.
- Имя русского писателя Алешковского.
- Скольжение заторможенных колес машины по дороге, например при резком торможении на мокром шоссе.
- Валлийский промышленник, основатель города Донецка.
- Английский физик, изобретатель угольного микрофона и звукомера.
- Изобретатель угольного микрофона и печатающего телеграфного аппарата.
- Русский капиталист, основатель завода в Донбассе.
Полезные сервисы
сталин
Сканворды для слова сталин
- Отец народов из Грузии.
- Кого из политиков называли кремлёвским горцем?
- Отец народов.
- «Большой учёный», по мнению Юза Алешковского.
- Товарищ, которому выражали «спасибо за наше счастливое детство».
- Кто из советских вождей был единственным, по которому была совершена панихида Русской Православной Церковью?
- Кто правил СССР во время Великой Отечественной войны?
- Его «ближняя» дача находилась неподалёку от Кремля - в Кунцеве.
- По словам Черчилля «он принял Россию с сохой, а оставил с ядерным оружием».
- Кому из советских политических деятелей принадлежит лозунг: «Жить стало лучше, жить стало веселей!»?
- Вождь и учитель до 1953 года.
- Соратники звали его Коба.
- Кого называли вождём народов?
- Случилось же такое: Сергей Прокофьев скончался в один день с ним, благодаря чему его смерть осталась незамеченной.
- Если Адольф Гитлер в одной из своих речей в узком кругу называл Черчилля шакалом, то кого он называл тигром?
- В его звонок Михаил Булгаков сперва не поверил: телефонные розыгрыши были в ходу и тогда.
- Квартира во Фрейлинском коридоре Большого Кремлёвского дворца была тесновата, и он с женой перебрался в освободившуюся квартиру Инессы Арманд.
- «Чингисхан, прочитавший Маркса» для Николая Бухарина.
- О его проезде по Арбату поэт Борис Слуцкий писал: «Бог ехал на шести автомобилях».
- На его могиле написано: «Умер в 1953 году. Похоронен в 1961».
- В 1961 году, когда в СССР снова повеяло холодом, на Мавзолее сквозь слой краски начало проступать именно это слово.
- Его изображение было в проекте каждой станции первой очереди Ленинградского метрополитена, а ныне осталось одно, на станции «Площадь Восстания».
- В 1966 году 13 деятелей советской науки и искусства направили письмо в Президиум ЦК КПСС, категорически возражая против его реабилитации на XXIII съезде.
- Свою трубку он набивал табаком из распотрошённых папирос «Герцеговина флор».
- Этот бывший генерал авиации систематически перевыполнял план в слесарной мастерской Владимирского централа.
- «Основной закон социализма» он сформулировал в 1952 году в статье «Экономические проблемы социализма в СССР».
- В фильме «Огни Баку» 1950 года Михаил Геловани сыграл его в 11-й, но далеко не в последний раз.
- Высшая точка Болгарии - гора Мусала - 13 лет носила его имя.
- В полицейской картотеке он значился под кличкой «Рябой».
- В 1942 году он стал Человеком года по версии журнала «Time».
- Задолго до конца Второй мировой он выступил инициатором будущего официального суда над нацистскими главарями.
- В «Приключениях солдата Ивана Чонкина» простого сапожника забирают в НКВД, но увидев эту его фамилию, чуть ли не пылинки сдувают.
- Кого Бухарин называл Чингисханом, прочитавшим Маркса?
- Книга французского писателя Анри Барбюса.