Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

антоний

Энциклопедический словарь

Антоний - I

в миру Добрыня Ядрейкович (? - 1232), архиепископ Новгородский (начало XIII в.), автор записок о путешествии к святым местам («Книга Паломник»). Канонизирован Русской православной церковью.

II

в миру Андрей Илларионович Шутов (1800 или 1812 - 1881), религиозный деятель, архиепископ Московский и всея Руси (с 1863) старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию.

III

в миру Александр Васильевич Вадковский (1846-1912), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (с 1898). С 1906 первоприсутствующий член Святейшего Синода, фактический глава Русской православной церкви.

IV

в миру Александр Павлович Храповицкий (1863-1936), церковный деятель, богослов, митрополит Киевский и Галицкий (1918). Основатель журнала «Богословский вестник» (1892). На Поместном соборе 1917-1918 один из трёх кандидатов на патриарший престол. С 1920 в эмиграции (Сербия), глава Высшего церковного управления Русской православной церкви за границей, затем - Архиерейского синода Русской православной церкви за границей.

V

в миру Александр Ксаверьевич Булатович (1870-1919), иеромонах (1910), путешественник, религиозный публицист. В 1896-1899 находился в Эфиопии, совершил экспедиции по неисследованным районам страны, оставил путевые записки. В 1907 под влиянием Иоанна Кронштадтского уехал на Афон, где принял схиму. Один из идеологов так называемого имяславия - религиозно-мистического течения в православном монашестве, возникшего в 1910-1912 на Афоне.

Большой энциклопедический словарь

АНТОНИЙ (в миру Добрыня Ядрейкович) (ум. 1232) - архиепископ Новгородский, автор "Книги Паломник" о путешествии к святым местам.

Гуманитарный словарь

АНТО́НИЙ (в миру Антипа) (983-1073) - отшельник, преподобный, основатель Киево-Печерского мон., почитается церковью как "начальник всех рус. монахов". Родом из Любеча (Черниговская земля), где сохр. пещера, в к-рой А. начинал свое подвижничество. Пострижение принял на Афоне. Вернувшись в 1028 в Киев, обосновался в пещере на месте будущего монастыря. После вторичного путешествия на Афон назначил игуменом Варлаама, сам же продолжал жизнь отшельника. Впоследствии по его благословению игуменом монастыря был поставлен Феодосий. Похоронен в пещере, где подвизался. Канонизирован Рус. Правосл. церковью. "Жития" А. - один из источников "Повести временных лет" и "Киево-Печерского патерика".

Лит.: Федотов Г. П. Святые Др. Руси. М., 1990.

-----------------------------------

АНТО́НИЙ (в миру Ал-др Васильевич Вадковский) (1846-1912) - церк. деятель. Выходец из духовной среды. Окончил Казанскую духовную академию, где в дальнейшем преподавал. Магистр богословия. Описывал рукописи Соловецкого мон. После смерти жены и детей принял монашество (1883). С 1883 - иеромонах, затем архимандрит. С 1887 ректор С.-Петерб. духовной академии, епископ Выборгский, викарий С.-Петерб. епархии. С 1892 - архиепископ Финляндской епархии. Пользовался покровительством К. П. Победоносцева, к-рому обязан своей карьерой. В 1898 занял столичную архиерейскую кафедру. С 1900 - первоприсутствующий чл. Свящ. Синода. Д-р церк. истории. Во время рев-ции 1905-07 выступил за восстановление канонич. церк. управления, нарушенного церк. реформой Петра I. В 1905-06 поддерживал либерально настроенных "белых" священников своей епархии, в дальнейшем получивших назв. обновленцев. Подвергался резким нападкам правых и черносотенцев, к-рые наз. А. "ниспровергателем самодержавия" и обвиняли в стремлении занять патриарший престол. В 1906 - Пред. Предсоборного присутствия. Один из наставников и учителей патриарха Моск. и всея Руси Сергия (Страгородского).

-----------------------------------

АНТО́НИЙ (в миру Андр. Бор. Блум) (р. 1914) - церк. деятель, духовный писатель и проповедник. Род. в Лозанне, в семье рус. дипломата, детство провел в Персии. После окт. 1917 с родителями в эмиграции. Получил мед. образование в Париже, во время 2-й мировой войны - хирург во франц. армии, затем участник Сопротивления. В 1943 тайно принял монашество. В 1948 рукоположен в священники. С 1950 - настоятель рус. православного прихода в Лондоне. С 1958 епископ, в 1962 - архиепископ, в 1966 - митрополит Сурожский) и экзарх Моск. Патриархии в Зап. Европе. Ввел в приходе литургич. употребление англ. яз. наряду с церковнослав. Выступал с проповедями и лекциями в странах Зап. Европы и США, способствовал обновлению интереса зап. общественности к духовным богатствам православия. Основатель и гл. ред. изд. с 1980 в Оксфорде, на англ. яз. правосл. ж. «Сурож".

Соч.: Беседы о вере и Церкви, М., 1991; Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М., 1993; О встрече. СПб., 1994; Жизнь. Болезнь. Смерть., М., 1995; Человек перед Богом. М., 1995; Беседы о молитве. СПб., 1996; Воскресные проповеди, Минск, 1996.

-----------------------------------

АНТО́НИЙ (в миру Добрыня Ядрейкович) (? - 1232), архиеп. Новгородский, автор "Книги Паломник". Происходил, очевидно, из боярской новгородской семьи. В 1211 вернулся из паломничества и постригся в монахи в Хутынском мон. В это время кн. Мстислав Мстиславич изгнал еп. Митрофана, и А. по решению новгородцев был поставлен епископом. В 1219 преемник Мстислава кн. Ярослав Всеволодович способствовал изгнанию А. После шестилетнего епископства в Перемышле А. в 1225 вернулся в Новгород., в 1228 вновь смещен и вернулся в Хутынский мон. Похоронен в Софийском соборе в Новгороде.

"Книга Паломник" содержит точное описание константинопольских святынь. А. сообщает много подробностей о взаимоотношениях рус. и визант. церквей, о посольствах рус. князей в Константинополь, о характере взаимоотношений рус. паломников. Его "Книга" - самое полное достоверное описание Константинополя накануне его разгрома крестоносцами. Сохранилось две ред. пам., в списках 16-17 вв. (обе авторские). Во второй, отрывочной, упоминается о взятии Царьграда "фрягами". Язык А. прост, лаконичен, приближается к разговорному. Это сближает его с Данилом Игуменом.

Лит.: Правосл. Палестинский сб., Т. 18. Вып. 3. 1899; Прокофьев Н. И. Рус. хождения XII-XV вв. // Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та, М., 1970.

-----------------------------------

АНТО́НИЙ (в миру Храповицкий Ал. Павл.) (1863-1936) - церк. и полит. деятель, богослов. На формирование взглядов А. большое влияние оказал Ф. М. Достоевский, к-рого А. часто посещал в 1870-х гг. По окончании Петерб. г-зии поступил в СПб. духовную академию, на 4-м курсе постригся в монахи (1885). В 1888 получил степень магистра богословия. В 1890-97 - ректор С.-Петерб., Моск. и Казанской духовных академий. Выдающийся проповедник и оратор; епископ (1897), епископ Волынский и Житомирский (1902), священноархимандрит Почаевской Успенской Лавры При активном участиии А. в Лавре открыт отдел черносотенного "Союза рус. народа", велась шовинистич. пропаганда. С 1906 архиеп. В 1906 участвовал в работе Предсоборного присутствия. С 1912 член Св. Синода. Активный сторонник восстановления патриаршества и проведения реформ в Рус. правосл. церкви, однако противник обновленч. движения нач. 20 в. С 1914 архиепископ Харьковский и Ахтырский. На Всеросс. Поместном соборе 1917-18 - один из трех кандидатов в патриархи. С 1918 митрополит Харьковский. С 1918 пред. Укр. церк. собора, митрополит Киевский и Галицкий. В кон. 1919 эмигрировал в Сербию. Один из организаторов т. н. Карловацкого собора 1921, фактич. основатель и духовный глава Рус. правосл. церкви за границей, в 1922-36-е гг. - пред. ее Архиерейского Синода. Запрещен в священнослужении Патриархом Тихоном. Ум. и погребен в Белграде, в склепе Иверского храма.

Соч.: Полн. собр. соч., 2 изд., т. 1-3, СПб, 1911.

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Синонимы к слову антоний

сущ., кол-во синонимов: 3

сидеть на пище Святого Антония.

Грамматический словарь

Анто́ний мо 7а, §26 (//)

Словарь русских имен

-я, м. Стар. форма имени Антон (см.).

Отч.: Анто́ниевич, Анто́ниевна и Анто́ньевич, Анто́ньевна.

Словарь имён

-я, муж. Стар. форма имени (см. Антон).

Отч.: Антониевич, Антониевна и Антоньевич, Антоньевна.

Словарь имён и отчеств

Анто́ний, -я, муж.

устаревшая форма имени Антон

отч. Анто́ниевич, Анто́ниевна и Анто́ньевич, Анто́ньевна

Именины

См. Антон.

Словарь иностранных слов

АНТОНИЙ (лат. Antonius). Мужское имя: достойный похвалы.

Сканворды для слова антоний

- Стихотворение Валерия Брюсова.

- Трагедия итальянского драматурга Витторио Альфьери «... и Клеопатра».

- Имя русского писателя Погорельского.

- Древнеримский полководец, командующий конницей Цезаря, союзник Клеопатры в войне против Октавиана, потерпевший морское поражение у мыса Акций (31 г. до н.э.).

- Опера украинского композитора Юлия Мейтуса «... и Клеопатра».

- Римский полководец, сподвижник Юлия Цезаря, противник Октавиана в борьбе за власть в Риме.

- Опера итальянского композитора Джана Франческо Малипьеро «... и Клеопатра».

- Персонаж произведения Уильяма Шекспира.

Полезные сервисы

антоний (новгородский)

Энциклопедический словарь

АНТОНИЙ (Новгородский) - АНТО́НИЙ (в миру Добрыня Ядрейкович) (ум. 1232), архиепископ Новгородский, автор «Книги Паломник» о путешествии к святым местам.

Полезные сервисы

антоний (храповицкий)

Энциклопедический словарь

АНТОНИЙ (Храповицкий) - АНТО́НИЙ (в миру Алексей Павлович Храповицкий) (1863-1936), русский церковный деятель, богослов. Из малороссийского дворянского рода, отец - герой Отечественной войны 1812. С 1890 ректор Московской духовной академии (см. МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ), с 1897 епископ Чебоксарский, с 1900 - Уфимский. С1902 архиепископ Волынский, с 1914 - Харьковский. Известен и своей политической деятельностью, придерживался крайне правых взглядов, в левом движении видел главную угрозу православию и русскому народу. В то же время выступал с осуждением еврейских погромов, против смертной казни. В 1906-07 член Государственного совета. Был одним из главных кандидатов при избрании нового патриарха (1917). В 1918 председатель Украинского церковного собора, митрополит Киевский. С 1919 в эмиграции в Югославии. Организовал Карловацкий церковный собор 1921, на котором был избран председателем российского заграничного Синода. Последовательный сторонник восстановления монархии.

В своих трудах и педагогической практике подчеркивал общественную миссию церкви.

Полезные сервисы

антоний великий

Энциклопедический словарь

Анто́ний Великий (около 250 - 356), основатель христианского монашества, отшельник в египетской пустыне, где испытал искушение бесов (тема многочисленных обработок в литературе и искусстве). Канонизирован.

* * *

АНТОНИЙ Великий - АНТО́НИЙ Великий (ок. 250-356), святой, основатель христианского монашества, отшельник в Египте. Память в Православной и Католической церквах - 17 (30) января.

Большой энциклопедический словарь

АНТОНИЙ Великий (ок. 250-356) - основатель христианского монашества, отшельник в Египте. Канонизирован церковью.

Энциклопедия Кольера

СВ. (ок. 251 - ок. 356), также Авва Антоний, Антоний Египетский, основатель первых монашеских общин. Родился ок. 251, происходил из знатного египетского рода. Говорил только на коптском языке и всю жизнь прожил в родной стране, где скончался ок. 356.

СВ. АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ.

СВ. АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ.

Картина работы Луки Лейденского (15 в.).

Антонию не было и 20 лет, когда его родители умерли, оставив ему значительное состояние и поручив его заботам младшую сестру. Шесть месяцев спустя он услышал читавшиеся в церкви слова Христа, обращенные к богатому юноше: "Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах". Эти слова произвели на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно раздал все принадлежащие ему владения, свою сестру поместил в обитель христианских девственниц, а сам повел жизнь аскета и отшельника. Вскоре после крещения он удалился в пустыню и стал жить один в пустой гробнице. Один из друзей доставлял ему скудную еду. Когда Антонию исполнилось 35 лет, он переправился через Нил и поселился в развалинах старой крепости в Писпире. Одеждой ему служила белая овечья шкура, под которой он носил грубый хитон, а еду ему перебрасывали через стену. После двадцати лет строгой отшельнической жизни Антоний нарушил уединение, уступив настойчивым просьбам других отшельников, пришедших в Писпир, и вышел из затвора преподать им наставление. Так в 305 возникла первая община монахов-отшельников. На протяжении шести лет Антоний руководил духовной жизнью своих учеников, а в 311 отправился в Александрию, чтобы укрепить и ободрить христиан, заточенных в темницы и осужденных во время гонений императора Максимина. Когда гонение закончилось, он, стремясь к столь любимому им уединению, удалился на побережье Красного моря, где обосновался в оазисе у подножия горы близ залива Акабы. Эта гора и сегодня называется Дер-Мар-Антониос. Здесь он начал обрабатывать землю. В самом конце жизни (ок. 350) Антоний во второй раз пришел в Александрию, чтобы проповедовать против ариан и других еретиков. Хотя проповедь и личный пример подвижничества сделали Антония общепризнанным учителем монашеской жизни, однако устав монахов-отшельников преподобного Антония был написан лишь после его смерти св. Афанасием Александрийским (в 362). Современник св. Антония св. Пахомий ок. 320 основал в египетских пустынях первую общину монахов, которые не были отшельниками. Мощи св. Антония были перенесены в Александрию ок. 529, в Константинополь (ок. 653) и в Мот-Сен-Дидье близ Вьена (Франция) - в 980. В последнем месте св. Антония почитали особо, к его заступничеству прибегали, чтобы уберечься от болезни, которую называли "антониевым огнем" и которая свирепствовала в Европе в 12 и 13 вв. К этому святому обращались за помощью и в случае других болезней; кроме того, он считался святым покровителем мясников, щеточников и могильщиков, а также покровителем свиней и других домашних животных. Его память празднуется 17 января (в Русской православной церкви - 17 января по старому стилю).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Афоризмы

Антоний Великий

(ок. 250-356 гг.) один из основателей монашества

Душа состраждет телу, а тело не состраждет душе.

Как, из чрева исшедши, не помнишь того, что было в чреве; так, исшедши из тела, не помнишь того, что было в теле. Как, из чрева исшедши, стал ты лучше и больше телом; так, исшедши из тела чистым и нескверным, будешь лучшим и нетленным, пребывая на небесах.

Взирая на мир, не будем думать, будто отреклись мы от великого чего, ибо и вся эта земля очень мала перед целым небом. Поэтому, если бы и над всею землею были мы господами и отреклись от всей земли, то и в этом не было бы ничего равноценного царству небесному.

Бог благ, бесстрастен и неизменен. (…) (Иной) недоумевает, однако ж, как Он о добрых радуется, (от) злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; (…) (но) Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, (…) становимся отверженными от Него. (…) Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах (отпущение грехов), то это не то значит, что Бога мы ублажили и его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу (…) опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения.

Если станем жить, как умирающие каждый день, то не согрешим.

Никто без искушений не может войти в царствие небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся.

Полезные сервисы

антоний марк

Энциклопедический словарь

Анто́ний Марк (Marcus Antonius) (около 83 - 30 до н. э.), римский полководец. Сторонник Цезаря. В 43 с Октавианом и Лепидом образовал 2-й триумвират, разбив войска Брута и Кассия (42). В 42 получил в управление восточные области римской державы. Сблизился с египетской царицей Клеопатрой. После объявления сенатом войны Клеопатре и поражения египетского флота у мыса Акций (в 31) бежал в Александрию и покончил жизнь самоубийством.

Энциклопедия Кольера

АНТОНИЙ Марк (Marcus Antonius)

МАРК АНТОНИЙ

МАРК АНТОНИЙ

(ок. 83-30 до н.э.), знаменитый римский политический деятель и полководец, друг и доверенное лицо Цезаря, а также член второго триумвирата, вместе с Октавианом (впоследствии императором Августом) и Марком Эмилием Лепидом. Отличившись в кавалерии, Антоний стал одним из штабных офицеров Гая Юлия Цезаря в Галлии. В 51 до н.э. был избран квестором (должностным лицом, ведавшим финансами); срок своей магистратуры также провел при Цезаре. Находясь в Риме в критическом 50 до н.э., когда влиятельные группировки в сенате различными способами пытались отстранить Цезаря от командования войсками, Антоний выступил в защиту интересов Цезаря против сената и Гнея Помпея. В это время Антоний был избран на должность народного трибуна, которая имела ключевое значение благодаря праву вето в отношении решений любых должностных лиц, однако в январе 49 до н.э. он был вынужден бежать на север и искать убежища в лагере Цезаря. Цезарь немедленно форсировал Рубикон, перейдя из Цизальпийской Галлии в собственно Италию "для защиты трибунов". В последовавшей гражданской войне Антоний играл значительную роль, участвуя в военных действиях Цезаря в Италии и Греции, а во время отсутствия Цезаря в 49-47 до н.э. командовал его войсками в Италии. После некоторого охлаждения в отношениях Цезарь и Антоний примирились и тесно взаимодействовали во время совместного консулата в 44 до н.э. В марте того же года Цезарь был убит заговорщиками. Своей надгробной речью Антоний так возбудил толпу, что стоявшие во главе заговора Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин сочли благоразумным покинуть Рим. Политика лавирования, которую Антоний проводил в последующие несколько месяцев, несомненно способствовала упрочению его положения и поощряла его честолюбивые замыслы, однако недобросовестное обращение с бумагами Цезаря, высокомерное отношение к его наследнику Октавиану, проведенный набор войск, многочисленные интриги, а также попытка отнять Цизальпийскую Галлию у наместника этой провинции Децима Юния Брута вызвали недоверие к Антонию. Сенат, подстрекаемый великим оратором Марком Туллием Цицероном, осудившим Антония в бичующих и страстных речах, известных под названием Филиппик, пришел на выручку Дециму Бруту и поручил Октавиану поддержать в борьбе с Антонием консулов, избранных на 43 до н.э. Войска Антония потерпели поражение в битве при Мутине (хотя оба консула погибли в боях), а сам Антоний вернулся на север в Трансальпийскую Галлию. Здесь к нему, однако, вскоре присоединился Лепид и другие правители западных провинций, а когда сенат пренебрежительно обошелся с Октавианом, тот также перешел на сторону Антония. Противостоять объединенным силам Антония, Октавиана и Лепида было невозможно, и в ноябре 43 до н.э. Антоний, Октавиан и Лепид, в соответствии с законом Тития, были назначены "триумвирами для устройства дел в государстве" на последующие пять лет и наделены практически неограниченными полномочиями. Получив верховную власть, триумвиры немедленно приступили к истреблению своих реальных или воображаемых противников; был убит и враг Антония Цицерон. Более того, острая нужда в деньгах побудила триумвиров прибегнуть к безжалостным конфискациям имущества. Затем (в 42 до н.э.) Антоний и Октавиан переправились через Адриатическое море и вступили в Македонию, где в битве при Филиппах разгромили войска Марка Брута и Кассия. Поскольку Октавиан был болен, командование войсками перешло к Антонию, который проявил себя как блестящий полководец. Последовавшие за тем годы Антоний провел по большей части на Востоке. В 41 до н.э. он возобновил знакомство с египетской царицей Клеопатрой, а следующую зиму провел вместе с ней в Египте. В 40 до н.э. жена Антония, Фульвия, и его брат Луций посеяли разлад между Антонием и Октавианом, подняв мятеж против Октавиана в Перузии (совр. Перуджа) в центральной Италии. Однако примирение снова стало возможным после того, как Октавиан взял Перузию, а Фульвия умерла. Антоний и Октавиан подписали в Брундизии соглашение, по которому они фактически поделили Римскую республику; при этом Антоний получил восточные провинции, Октавиан - западные, а Лепиду была отдана только провинция Африка. Антоний женился на Октавии - сестре Октавиана. В 39-38 до н.э. Антоний по большей части находился в Греции, а его войска в это время одержали несколько побед над парфянами. В 37 до н.э. нового разрыва с Октавианом едва удалось избежать, и было заключено Тарентское соглашение, продлевавшее триумвират еще на пять лет. Однако отношения между Антонием и Октавианом продолжали ухудшаться. В то время как война с парфянами (в 36 до н.э.) сложилась для Антония неудачно, а его женитьба на Клеопатре (вероятно, тогда же) и последовавший в 33 до н.э. разрыв с Октавией явились пощечиной общественному мнению в Риме, Октавиан разгромил (в 36 до н.э.) препятствовавший морскому судоходству в Италию флот Секста Помпея, сына бывшего противника Цезаря Гнея Помпея Великого, и (тогда же) лишил Лепида триумвирских полномочий. Последовали резкие взаимные нападки, противники - Антоний и Октавиан - стремились умалить заслуги друг друга. В 34 до н.э. Антоний вел успешные военные действия в Армении и даже захватил в плен царя Артавазда; кроме того, он провел ряд удачных реорганизаций восточных провинций. Однако чрезмерные почести, воздаваемые Антонием Клеопатре и ее четырем детям (один из которых был от Цезаря, трое других от него самого), умело использовались сторонниками Октавиана для того, чтобы изобразить Антония восточным деспотом, очарованным египетской царицей. Действительно, в ходе триумфа, который справил Антоний в Александрии в том же 34 до н.э., он раздал Клеопатре и ее детям огромные территории. Возможно, Антоний вел себя слишком высокомерно, однако представляется маловероятным, что он превратился в настоящего азиатского деспота, презревшего римские обычаи. Несомненно, так не думали и многие выдающиеся римляне, поскольку лишь небольшая часть сената поддержала Октавиана, когда в 32 до н.э. тот лишил Антония его полномочий и официально объявил войну Клеопатре. Вся Италия, однако, объединилась в знаменитую coniuratio Italiae, конфедерацию италийских сторонников Октавиана; и когда в 31 до н.э. Антоний и Клеопатра, намереваясь высадиться в Италии, направили свои войска на запад, у мыса Акций (в северо-западной Греции) их встретил мощный флот Октавиана. В произошедшем здесь морском сражении Антоний и Клеопатра потерпели решительное поражение и бежали в Египет. В следующем году Октавиан вступил в Александрию, и Антоний покончил жизнь самоубийством, получив ложное известие о смерти Клеопатры. Умирающий, он был доставлен к ней и скончался у нее на руках.

Словарь древнегреческих имен

Антоний марк

(ок. 83-30 до н. э.)

Более известен как. Марк Антоний; потомок знатного рода во времена республиканского Рима; представлял интересы Юлия Цезаря - с 49 народным трибуном в Риме, во время гражданской войны - одним из полководцев, с 44 - консулом. После убийства Цезаря пытался стать его преемником, за что был подвергнут страстной критике со стороны Цицерона. Вместе с Октавианом (см. Август) и Лепидом заключил триумвират (официальное название - «коллегия трех для упорядочения республиканского строя») для совместной борьбы против Брута и Кассия, убийц Цезаря, войска которых были разгромлены в 42. После этого Антоний становится правителем восточной части империи. Несмотря на брак с сестрой Октавиана, женился на египетской царице Клеопатре VII, передача которой в качестве дара аннексированных земель Армении вызвала неудовольствие Рима и сделала конфликт с Октавианом неизбежным. В 31 флот Антония потерпел поражение у мыса Акция, так как Клеопатра в разгар боя отплыла в Египет, а Антоний бросился за ней, оставив флотилию. При вступлении войск Октавиана в Александрию Антоний покончил с собой. На этот сюжет Шекспир создал драмы «Юлий Цезарь» и «Антоний и Клеопатра».

Полезные сервисы

антоний марк (marcus antonius)

Большой энциклопедический словарь

Анто́ний Марк (Marcus Antonius) (около 83 — 30 до н. э.), римский полководец. Сторонник Цезаря. В 43 образовал второй триумвират с Октавианом и Лепидом, разбив войска Брута и Кассия (42). В 42 получил в управление восточные области римской державы. Сблизился с египетской царицей Клеопатрой. После объявления сенатом войны Клеопатре и поражения египетского флота у мыса Акций (в 31) бежал в Александрию и покончил жизнь самоубийством.

Полезные сервисы

антоний марткопский

Энциклопедический словарь

АНТОНИЙ Марткопский - АНТО́НИЙ Марткопский, Иверский (6 в.), христианский монах, столпник; ученик преподобного Иоанна Зедазнийского (см. ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ), пришедший с ним из Антиохии в Грузию. Проповедовал в Кахетии; основал монастырь и построил храм Спаса Нерукотворного образа. Последние 15 лет жизни подвизался на столпе. Память в Православной церкви 19 января (1 февраля) и 7 (20) мая.

Большой энциклопедический словарь

АНТОНИЙ Марткопский - Иверский (6 в.), христианский монах, столпник; ученик преподобного Иоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Антиохии в Грузию. Проповедовал в Кахетии; основал монастырь и построил храм Спаса Нерукотворного образа. Последние 15 лет жизни подвизался на столпе. Память в Православной церкви 19 января (1 февраля) и 7 (20) мая.

Полезные сервисы

антоний никопольский

Энциклопедический словарь

АНТОНИЙ Никопольский - АНТО́НИЙ Никопольский (Армянский) (ум. ок. 319), один из сорока пяти христианских мучеников, пострадавших в Никополе Армянском в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 10 (23) июля.

Большой энциклопедический словарь

АНТОНИЙ Никопольский (Армянский) (ум. ок. 319) - один из сорока пяти христианских мучеников, пострадавших в Никополе Армянском в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 10 (23) июля.

Полезные сервисы

антоний падуанский

Энциклопедический словарь

Анто́ний Падуа́нский (1195-1231), святой католической церкви, монах-францисканец, знаменитый проповедник.

* * *

АНТОНИЙ Падуанский - АНТО́НИЙ ПАДУА́НСКИЙ, Антоний Лиссабонский (Antonius Patavinus) (1195, Лиссабон - 13 июня 1231, Верона), прославленный святой Западной церкви, один из виднейших деятелей Францисканского ордена (см. ФРАНЦИСКАНЦЫ).

Родился, согласно поздней традиции в рыцарской семье Мартина и Марии (де Буйон), при крещении получил имя Фердинандо. В 1179 родители отдали мальчика в школу при кафедральном соборе, где он изучал тривиум (см. ТРИВИУМ) и квадривиум (см. КВАДРИВИУМ). Закончив школу, в возрасте 15 лет Фердинандо вступил в монастырь ордена регулярных каноников св. Августина, а через 2 года - в монастырь Св. Креста в Коимбре, древней столице Португалии, славившийся своей строгой духовной дисциплиной. Восемь лет, проведенные в монастыре, Фердинандо, как свидетельствует его житие, занимался изучением Св. Писания и сочинений Отцов церкви, в дальнейшем знание Библии и ее толкований сделали его одним из величайших комментаторов библейских текстов.

В 1220 Фердинандо был рукоположен в сан священника. В том же году в Коимбру из Марокко были привезены мощи пяти францисканских монахов, пострадавших за веру,- повторение их подвига стало заветной мечтой Фердинандо. Незадолго до этого несколько францисканцев, прибывших в Португалию для организации миссии, основали близ монастыря Св. Креста монастырь св. Антония. Летом 1220 Фердинандо уже покинул монастырь и вступил во францисканский орден (см. ФРАНЦИСКАНЦЫ), сменив имя, - с тех пор его стали называть Антонием.

Стремление к духовному подвигу и мученичеству подвигли его к плаванию в Африку, однако жестокая лихорадка, поразившая святого в Марокко, вынудила его вернуться. Корабль в непогоду был отнесен на восток и через несколько дней был прибит к берегу Сицилии, а Антоний был принят во францисканский монастырь близ Мессины. В 1221 по приглашению собратьев по ордену Антоний отправился на генеральный капитул в Ассизи, после которого ему было предложено перейти в монастырь Монте Паоло в Северной Италии близ Форли, близ которого в пещере на склоне горы он и поселился.

В 1222 Антоний присутствовал на рукоположении священников из доминиканского (см. ДОМИНИКАНЦЫ (орден)) и францисканского орденов, здесь - ввиду отсутствия ожидавшихся проповедников - ему, до того работавшему на кухне и мывшему посуду, было предложено прочитать проповедь. Глубина его знания Св. Писания и тонкость толкования текстов поразили слушателей и вскоре его слава проповедника начала расти. На запрос можно ли брату Антонию читать богословие в школе для молодых монахов ордена, св. Франциск (см. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ) ответил кратким письмом, обратившись к Антонию как к своему епископу, с разрешением читать теологию, «дабы не погасил дух молитвы и благочестия». С этого времени имя св. Антония открывет ряд великих францисканских ученых, среди которых Роджер Бэкон (см. БЭКОН Роджер), св. Бонавентура (см. БОНАВЕНТУРА), Дунс Скот (см. ДУНС СКОТ Иоанн).

Примерно через год, осенью 1224, св. Антоний был направлен во Францию читать лекции во французских монастырях в Монпелье и Тулузе, где он пробыл до 1227. В 1226 на провинциальном капитуле в Арле, во время проповеди Антония, явился св. Франциск с крестообразно поднятыми руками и благословил проповедника. В 1227 назначенный после смерти Франциска генералом ордена Иоанн Паренти доверил Антонию в управление самую большую и важную для ордена провинцию - Северную Италию. По словам современника, церкви Северной Италии были полны кающихся, проповеди Антония слушали до 30 тыс человек под дождем, тиран Вероны Эццелино смягчил по требованию Антония свои жестокости. В кон. 1227 Антоний впервые посетил Падую, провел в ней всю зиму и написал свои «Воскресные проповеди» (Sermones Dominicales). Публикация «Проповедей» стала для ордена важнейшим событием, т. к. до этого собственно францисканской литературы почти не существовало. Уже поселившись в Падуе св. Антоний написал второй сборник своих проповедей «Проповеди на праздники» («Sermones Festivi).

Ок. 1230 в Ассизи Св. Антоний сложил с себя обязанности провинциала Северной Италии и отправился в монастырь Кампосампьеро, неподалеку от Падуи. По просьбе святого почитатель и близкий его друг, строитель монастыря граф Тиссо сделал ему келью в ветвях густого старого ореха, откуда после дневных молитв Антоний спускался лишь на ночь. Именно здесь, в ветвях старого дерева, графу было видение: в лучах яркого света стоял Антоний с Младенцем Христом на руках. Изображение этого видения и стало основным в иконографии святого.

Антоний Падуанский скончался 13 июня 1231. Сразу после похорон его гробница стала местом паломничества; уже 30 мая 1232 Антоний был канонизирован. Специально для канонизации святого была написана самая ранняя биография Антония - «Assidua» (лат. «тщательное [исследование]). В 1232 началось строительство собора во имя нового падуанского святого (завершен в целом к 1263). Главная святыня храма - мощи св. Антония - хранятся в часовне его имени. Во время переноса мощей святого Бонавентурой (см. БОНАВЕНТУРА) было обнаружено, что язык Антония, великого проповедника Христова учения, остался нетленным (в наст. время хранится в отдельном реликварии). 16 января 1946 папа Пий XII провозгласил св. Антония Учителем Церкви и присвоил ему титул «Евангелический Доктор» (Doctor Evangelicus).

Память в Католической церкви 13 июня.

Большой энциклопедический словарь

АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ (1195-1231) - святой Католической церкви, монах-францисканец, знаменитый проповедник. Память в Католической церкви 13 июня.

Полезные сервисы

антоний печерский

Энциклопедический словарь

Анто́ний Пече́рский (983-1073), основатель (1051) Киево-Печерского монастыря. В 1069 бежал от гнева Изяслава Ярославича в Чернигов, где основал монастырь. Канонизирован Русской православной церковью.

* * *

АНТОНИЙ Печерский - АНТО́НИЙ Печерский (983-1073), святой, основатель (1051) Киево-Печерского монастыря. В 1069 бежал от гнева Изяслава Ярославича (см. ИЗЯСЛАВ Ярославич) в Чернигов, где основал монастырь.

Большой энциклопедический словарь

АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (983-1073) - основатель (1051) Киево-Печерского монастыря. В 1069 бежал от гнева Изяслава Ярославича в Чернигов, где основал монастырь. Канонизирован Русской православной церковью.

Полезные сервисы

антоний римлянин

Энциклопедический словарь

Анто́ний Ри́млянин (около 1067 - 1147), основатель и первый игумен Антониева монастыря в Новгороде (1106). Канонизирован Русской православной церковью.

Большой энциклопедический словарь

Анто́ний Ри́млянин (около 1067 — 1147), основатель Антониева монастыря в Новгороде (1106) и первый его игумен. Канонизирован Русской православной церковью.

Гуманитарный словарь

АНТО́НИЙ РИ́МЛЯНИН (1067-1147) - основатель Антониева Рождественского мон. в Новгороде. Согласно житию, род. в Риме в богатой и знатной семье. В 1086 после смерти родителей удалился в пустыню. Согласно житийной версии, в Новгород приплыл на камне в 1106. Построил сначала дерев. ц. Рождества Богородицы, а в 1117 заложил каменную церковь, к-рая в 1125 была расписана фресками. В списках 16-17 вв. сохр. купчая и духовная грамоты А. Р. По первой из них, Антоний купил землю, на к-рой основал монастырь, "у Смехна да у Прохна у Ивановых детей у посадничихъ". Согласно второй, сам передал монастырю с. Волховское с жившими там холопами. Ряд ученых высказывает сомнение в достоверности этих грамот. Новгородская I летопись под 1131 отмечает постановление А. в игумены архиепископом Нифонтом. По-видимому, епископ Никита (ум. в 1109) только благословил А. на стр-во монастыря, а епископ Иоанн (1109-30) по каким-то причинам не желал поставления А. в сан игумена. Канонизирован Рус. Правосл. Церковью. Мощи А. обретены, после окт. 1917 подверглись разграблению. Камень, на к-ром, согласно легенде, А. Р. приплыл в Новгород, по сей день находится в монастыре. Память празднуется 3 авг. по ст. ст.

Лит.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как ист. источник, М., 1988. С. 306-11.

Полезные сервисы

антоний сийский

Энциклопедический словарь

Анто́ний Си́йский (1479-1556), монах Онежского Кенского монастыря, основатель Антониево-Сийского монастыря (около 1520). Канонизирован Русской православной церковью.

Большой энциклопедический словарь

Анто́ний Си́йский (1479—1556), монах Онежского Кенского монастыря, основатель Антониево-Сийского монастыря (около 1520). Канонизирован Русской православной церковью.

Полезные сервисы

антоний, великий

Иллюстрированный энциклопедический словарь

АНТОНИЙ Великий (Антоний Святой) (около 250 - 356), основатель христианского монашества. Отшельник в египетской пустыне, где испытал искушения бесов (тема многочисленных обработок в литературе и искусстве). Позднее Антоний стал почитаться как покровитель больных и бедняков, а также домашних животных. Считалось, что Антоний исцеляет от рожи (антонов огонь и другие виды) и различных язв. Канонизирован.

Полезные сервисы

антоний, марк

Иллюстрированный энциклопедический словарь

АНТОНИЙ Марк (Marcus Antonius) (около 83 - 30 до нашей эры), римский полководец. Сторонник Цезаря. В 43 с Октавианом и Лепидом образовал 2-й триумвират. В 42 разбил войска Брута и Кассия и получил в управление восточные области римской державы. Сблизился с египетской царицей Клеопатрой. После объявления сенатом войны Клеопатре и поражения египетского флота у мыса Акций бежал в Александрию и покончил жизнь самоубийством.

Полезные сервисы