Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

добрыня

Энциклопедический словарь

Добры́ня - воспитатель и воевода князя Владимира I Святославича. Участник борьбы за киевский стол, похода на Болгарию Волжско-Камскую в 985. Княжеский посадник в Новгороде, насильственно крестил новгородцев. Прототип Добрыни Никитича.

* * *

ДОБРЫНЯ - ДОБРЫ́НЯ, воспитатель и воевода Владимира Святославича (см. ВЛАДИМИР Святославич). Участник борьбы за киевский стол, похода на Волжско-Камскую Булгария в 985 году. Княжеский посадник в Новгороде, насильственно крестил новгородцев. Прототип Добрыни Никитича.

Большой энциклопедический словарь

ДОБРЫНЯ - воспитатель и воевода Владимира I Святославича. Участник борьбы за киевский стол, похода на Болгарию Волжско-Камскую в 985. Княжеский посадник в Новгороде, насильственно крестил новгородцев. Прототип Добрыни Никитича.

Орфографический словарь

Добры́ня (Добры́нич, Добры́нична)

Синонимы к слову добрыня

сущ., кол-во синонимов: 4

удалой

Грамматический словарь

Добры́ня мо <жо 2а>

Этимологический словарь

Добры́ня

др.-русск., м. и ж. имя собств.; см. Срезн. I, 683. От русск.-цслав. добрыни ἀρετή и до́брый.

Словарь русских имен

-и, м. Ст.-русск. редк.

Отч.: Добры́нич, Добры́нична.

Производные: До́бра.

[От добр- (ср. добрый, добро).]

Словарь имён

-и, муж. Ст.-русск. редк.

Отч.: Добрынич, Добрынична.

Производные: Добра.

Происхождение: (От добр- (ср. добрый, добро))

Словарь имён и отчеств

русск.

мужское имя

отч. Добрынич, Добрынична

Сканворды для слова добрыня

- Богатырь, который «соображал» на троих с Илюшей и Алёшей.

- Русский богатырь, названый старший брат Змея Горыныча.

- Какой богатырь на картине Виктора Васнецова держит в руках меч?

- Богатырь Никитич.

- Сорт земляники.

- Дядюшка Владимира Святославовича и новгородский посадник считается именно его прототипом и уж во всяком случае тёзкой.

- Воевода Владимира I Святославича, брат матери его Малуши.

- Этот воспитатель и воевода Владимира I Святославича, участник борьбы за киевский стол, похода на Болгарию Волжско-Камскую в 985 г., княжеский посадник в Новгороде послужил прототипом одного из былинных богатырей, изображенных на картине Васнецова.

- Переведите на старославянский язык «удалой».

- Драма русского поэта Гаврилы Державина.

Полезные сервисы

добрыня никитич

Популярный словарь

Добрыня Никитич

Добры́ни Ники́тича, м.

Богатырь в русском былинном эпосе, входящий в качестве среднего в богатырскую троицу вместе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем.

Энциклопедический комментарий:

Добрыня Никитич рожден в Рязани, в семье богатого купца. Мать Добрыни отдает сына, рано потерявшего отца, в учение. Добрыня поет, играет на гуслях, преуспевает в шахматах, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана. Он выходит победителем и в стрельбе. Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче - "поповское" (духовное), то Добрыня Никитич - воин. В былинах Добрыня действует вместе с Ильей, Алешей и иными богатырями или в одиночку. Противниками его становятся как принципиально враждебные существа вроде Бабы-яги или Змея Горыныча, так и богатыри своего круга. Он вступает в бой и с Дунаем, и с Ильей Муромцем, и с Алешей Поповичем, обманувшем жену Добрыни ложной вестью о его гибели. Но затем через посредников с каждым примиряется. Особой архаичностью выделяется былинный сюжет, в котором Добрыня Никитич вступает в сложный поединок со Змеем Горынычем. Сначала входит в воды реки, которая оказывается враждебной герою, удерживает его, пока Змей дождит дождем и сыплет огненными искрами на богатыря. Вырвавшись на берег, Добрыня Никитич все же сокрушает Змея Горыныча "шапкой земли греческой". Здесь, по-видимому, в преобразованном виде отражается ситуация, связанная с крещением Руси, введением христианства, которое, с одной стороны, было чужеродной религией (из Греции - Византии), а с другой - помогало в борьбе со злыми силами, в т. ч. и с язычеством, представленными в образе огнедышащего Змея.

Энциклопедический словарь

Добры́ня Ники́тич - богатырь, герой русских былин («Добрыня и Змей», «Добрыня-сват», «Добрыня в ссоре с Владимиром» и др.).

* * *

ДОБРЫНЯ Никитич - ДОБРЫ́НЯ Никитич, древнерусский богатырь, один из главных героев русского былинного эпоса («Добрыня и Змей», «Добрыня-сват», «Добрыня в ссоре с Владимиром»). Вместе с Ильей Муромцем (см. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ) Добрыня Никитич стоит на богатырской заставе и охраняет русскую землю от нашествий врагов. Былины рисуют его могучим, честным, прямодушным, верным в дружбе и любви. Он образован, «вежливый-увежливый, знает как речь вести, как себя блюсти». Добрыня Никитич вел переговоры с чужеземными королями, с каликами перехожими, с разгневанным Ильей Муромцем. Былины о Добрыне Никитиче возникли в Киевской Руси 12 века, продолжали складываться во время татарского ига и позже, в условиях Московского централизованного государства. Прообразом богатыря был легендарный Добрыня, воспитатель и сподвижник киевского князя Владимира Святославича.

Большой энциклопедический словарь

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ - богатырь, герой русских былин ("Добрыня и Змей", "Добрыня-сват", "Добрыня в ссоре с Владимиром" и др.).

Гуманитарный словарь

ДОБРЫ́НЯ НИКИ́ТИЧ - герой рус. былинного эпоса. В перечне богатырей следует за Ильей Муромцем. В образе Д. Н. и сюжетах о нем значит. архаич. начало (фантастически быстрый рост; осн. подвиг - змееборство; превращение его колдуньей Маринко в тура и последующее освобождение от колдовства и др.) выступает в трансформиров. формах. Д. Н. - персонаж эпической истории: он сын рязанского воеводы; выполняет поручения князя Владимира (возвращает похищенную Змеем княжескую племянницу; вместе с Василием Казимировичем принуждает татарского царя выплатить дань Владимиру; мирит Илью Муромца с князем и др.); служит на заставе в дружине Ильи Муромца. Герой былинного сюжета на тему мирового фольклора - "Муж на свадьбе своей жены" (здесь он вступает в конфликт с Алешей Поповичем, склоняющим к браку его жену, и с князем Владимиром, выполняющим роль свата). В типологич. плане Д. Н. близок Одиссею. Попытки иссл. идентифицировать Д. Н. с реальным ист. лицом, упоминаемым в летописях, - дядей Владимира Святославовича воеводой Добрыней - и на этой основе соотнести былины о Д. Н. с летописными свидетельствами о крещении новгородцев и о женитьбе князя на полоцкой княгине остаются слабо аргументированными гипотезами.

Имя Д. этимологизируется, видимо, на двух совершенно разных хронологич. уровнях. Древнейшее значение связано не с корнем Добр-, а с фонетич. сходными корнями *dobr- / *debr-, связ. с обозначением дна, глубины, пучины (с родств. корнями связаны иногда и обозначения змееподобных персонажей разных индоевроп. традиций), это хорошо согласуется и со странной связью Д. с водой (в противоположность Маринке, чье отчество Игнатьевна отсылает к теме огня, она связана со Змеем Горынычем, к-рый производится не только от гор, но и от глагола гореть, как и Горыня) связью, не лишенной опасности (запрет на купание в реке, змееборство на берегу в результате этого запрета). В триаде богатырей Д. играет "среднюю" роль в т. ч. и соединит. Триада богатырей диахронически связана (хотя ни в коей мере полностью генетически не выводится из нее) с триадой существ змееобразных и демонических - Горыня, Дубыня, Усыня. По существу имя Д. оказывается чуть ли не фонетич. вариантом Дубыни (связано с тем же кругом значений и даже образовано тем же суффиксом - ыня-, представленном и в топониме Перынь (ср. Перун). Все три богатыря борются с чудовищами и, как правило, со змеями, но в таком поединке персонажи часто меняются признаками (ср. "безножие" Ильи и т. п.), так что вполне вероятно, что богатырская триада унаследовала нек-рые черты куда более архаичного типа.

Если верно, что имя Алеши можно толковать в связи с темой сакрального, святого, что хорошо согласуется с его отчеством, а Илья всюду именуется "крестьянским сыном" (иногда "старым казаком" - ср. подчеркнутую молодость Алеши, не только в эпитетах, но и в сюжетах), то Д. несомненный князь, в этом смысле именно он уместнее всего в дружине Владимира. Структура триады в этом случае повторяет распределение "трех функций": сакральной, воинской, производительной. Различия богатырей четко отражены их отчествами или прозвищами: только Д. носит отчество от христианского имени, у Алеши оно заменено сословием или профессией отца, а у Ильи - географ. принадлежностью, различаются и словообразоват. структуры: нариц. форма на -ец у Ильи и отчества у двух младших богатырей, при этом у Д. формант -ич- присоединен прямо к основе (без суффикса -ов- как у Алеши), что было характерно для княж. именований (тогда как -ова- без -ич было отчеством для низших слоев). Т. о. в ходе эволюции, "природная" триада (змей огненный, змей вод, змей глубин) сменяется триадой "социальной" (трехфункциональной). В ходе той же эволюции Д. обретает отчество от христ. имени (кстати, образованного от того же греч. имени со значением "победитель", что и имя Аники-воина), при этом как раз Д. не знает отца, а в нек-рых былинах явно рождается от змея (сын змея - как змееборец), имя отца видимо со временем контаминируется с именем Никиты Романовича - персонажа песен о гневе Ивана Грозного на сына (ставшего потом героем романа А. К. Толстого "Князь Серебряный").

В это время происходит по нашему предположению и переосмысление архаичного "глубинного" значения имени, причем переосмысляется оно в контексте новой формулы Добрынюка Никитич Млад, хотя Млад применяется и к Алеше, но не с такой обязательностью, а в случае с Д. крайние слова в трехчленной формуле практически совпадают с названием Добрый молодец, точное соответствие в ю.-сл. языках добар јунак и т. п. При этом назв. героя связано с основами, обозначающими молодость, юность, а эпитет в свою очередь производен от обозначения времени (ср. др. рус. доба - "время, пора").

Лит.: Левинтон Г. А. Слав. эпич. формулы и былинные имена: Добрыня // Структура текста-81: Тезисы симпозиума. М., 1971; Топоров В. Н. О диахронич. связи богатырских триад рус. эпоса // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. Тезисы и предварит. мат-лы. М., 1988. Ч. 2. С. 3-7.

Орфографический словарь

Добры́ня Ники́тич

Полезные сервисы