- Кличка героя рассказа Александра Куприна «Белый пудель».
- Французский актёр, режиссёр, художник, поэт, один из основателей «Театра Альфреда Жарри» в 1926 году.
- Французская певица, дружившая с Петром Чайковским.
АРТО (Artaud) Антонен (наст. имя Антуан Мари Жозеф) (1896-1948) - французский актер, режиссер, художник, поэт. В 1924-26 примыкал к сюрреализму. В 1926 совместно с Р. Витраком (R. Vitrac) и Р. Ароном основал "Театр Альфреда Жарри" (существовал до 1928). Статьи (сборник "Театр и его двойник", 1938). Выдвинул идею "театра жестокости", непосредственно воздействующего на психику зрителя. Снимался в кино.
Арто́ Антонен (Artaud), настоящее имя Антуан Мари Жозеф, (1896-1948), французский актёр, режиссёр, художник, поэт. В 1924-1926 примыкал к сюрреализму. В 1926 совместно с Р. Витраком (R. Vitrac) и Р. Ароном основал «Театр Альфреда Жарри» (существовал до 1928). Статьи (сборник «Театр и его двойник», 1938). Выдвинул идею «театра жестокости», непосредственно воздействующего на психику зрителя. Снимался в кино.
* * *
АРТО Антонен - АРТО́ (Artaud) Антонен (наст. имя Антуан Мари Жозеф) (1896-1948), французский актер, режиссер, художник, поэт. В 1924-26 примыкал к сюрреализму (см. СЮРРЕАЛИЗМ). В 1926 совместно с Р. Витраком (R. Vitrac) и Р. Ароном (см. АРОН Реймон) основал «Театр Альфреда Жарри» (существовал до 1928). Статьи (сборник «Театр и его двойник», 1938). Выдвинул идею «театра жестокости», непосредственно воздействующего на психику зрителя. Снимался в кино.
АРТО Антонен (Artaud, Antonin)
(1895-1948), французский поэт, актер и режиссер, снискавший известность главным образом своей радикальной программой преобразования драматического искусства, особенно идеей "театра жестокости". По своему воздействию, утверждал Арто, театр схож с чумой: он "заставляет людей увидеть, каковы они на самом деле, он срывает маски, обнажая ложь, распущенность, низость и лицемерие мира". Практические опыты Арто основывались преимущественно на использовании невербальных элементов театра (звук, свет, жесты, мимика), подчиняясь задаче покончить с "диктатурой речи". Арто оказал сильное влияние на французский театр через своего самого прославленного ученика Ж.-Л.Барро, а также таких драматургов, как Ж.Жене, С.Беккет и П.Вайс. После перевода на английский язык его главного произведения Театр и его двойник (La Thtre et son double, 1958) воздействие Арто ощущалось в деятельности наиболее радикальных английских и американских трупп, особенно в работах П.Брука (постановка пьесы Вайса Марат/Сад) и американского "Ливинг тиэтр". В 1920-х - начале 1930-х годов Арто был связан с различными экспериментальными труппами, получив в 1927-1929 почти единственную за всю его жизнь возможность опробовать свои принципы на сцене Театра Альфреда Жарри, одним из основателей которого он являлся. Парижские гастроли балета с острова Бали произвели на него большое впечатление как пример удавшегося невербального театра. Вскоре после поездки в Мексику в 1936 Арто был признан умалишенным и следующие девять лет провел в психиатрических лечебницах. Хотя он продолжал писать, практически его деятельность завершилась в 1937.
Умер Арто в 1948.
ЛИТЕРАТУРА
Арто А. Театр и его двойник. М., 1993
Арто́ Дезире (Artot) (1835-1907), французская певица (меццо-сопрано). Ученица П. Виардо-Гарсия. Пела в крупнейших оперных театрах, выступала в России (с 1868). Её искусство высоко ценили Дж. Мейербер и Г. Берлиоз; П. И. Чайковский посвятил ей ряд романсов.
* * *
АРТО Дезире - АРТО́ Дезире (полн. Маргерит Жозефин Дезире Арто, Artot) (21 июля 1835, Париж - 3 апреля 1907, Берлин), французская певица, меццо-сопрано.
В 1855-1857 годах училась пению у М. Одран и Полины Виардо-Гарсиа (см. ВИАРДО-ГАРСИЯ Полина) . В 1858 году дебютировала на оперной сцене Парижа. Выступала в концертах и в опере во многих странах мира, в том числе и в России (с 1868). Лучшие партии Арто: Фидес («Пророк» Мейербера), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Джильда («Риголетто» Верди), донна Анна («Дон Жуан» Моцарта). Исполняла также партии драматического и колоратурного сопрано (Виолетта, Маргарита). Ее исполнительское искусство ценили Джакомо Мейербер (см. МЕЙЕРБЕР Джакомо), Гектор Берлиоз (см. БЕРЛИОЗ Гектор), П. И. Чайковский (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич), который посвятил Арто несколько романсов для голоса и фортепиано. Среди учеников певицы - Сигрид Арнольдсон (см. АРНОЛЬДСОН Сигрид).
АРТО (Artaud) Антонен (настоящее имя Антуан Мари Жозеф) (1896 - 1948), французский теоретик театра, режиссер, актер, поэт. Создал "Театр Альфреда Жарри" (1926 - 28, совместно с Р. Витраком и Р. Ароном), в 1924 - 26 примыкал к сюрреализму. Произведения Арто, независимо от жанра (стихи в прозе "Отрывки из дневника в аду", 1926, "Пуп чистилища", "Нервометр" - оба 1925; эссе "Искусство и смерть", 1929, "Новые откровения бытия", 1937), представляют собой "фрагменты" единого проживаемого опыта "тотального отрицания", источник и нерв которого - обреченность на невыразимость бытия (автоматического, хаотического, бессознательного и "пустого") и собственного "Я", которым Арто мучительно пытался овладеть. В поисках нового искусства (с привлечением восточных традиций, мистических учений и архаического ритуала) пришел к идее "театра жестокости" (сборник "Театр и его двойник", 1938) - шокового сценического действа, освобождающего от груза привычных напластований и выводящего восприятие зрителя за пределы реальности. Последние 8 лет жизни провел в клинике для душевнобольных.
Артоболе́вская Анна Даниловна (19051988), пианистка, педагог, заслуженный учитель РСФСР (1966). Ученица В. В. Пухальского и М. В. Юдиной. Преподавала в Ленинграде и Москве (в консерватории и Центральной музыкальной школе при ней, в Музыкальной школе имени Гнесиных), автор ряда учебно-методических пособий. Среди учеников Р. В. Тамаркина, А. А. Наседкин, А. Б. Любимов.
АМПЕЛОГОВ АРТОБОЛЕВСКИЙ
Семинарская фамилия, образованная из греческих слов "артос балло" - бросаю, то есть опускаю (в красное вино) церковный хлебец, просфору. Эта процедура входила в ритуал причастия.Фамилия была особо излюблена в Пензенской епархии (епархия - церковный округ). (Ф). Наставники в семинариях для своих подопечных давая фамилии попросту переводили обычную фамилию на греческий: Хлебников становился Артоболевским, Виноградов Ампелоговым (Э).
Артоболе́вский Иван Иванович (1905-1977), основатель научной школы в области теории машин и механизмов, академик АН СССР (1946), Герой Социалистического Труда (1969). Многие труды по классификации, кинематике и кинетостатике плоских и пространственных механизмов; разработал методы кинематического анализа механизмов. Труды по созданию систем машин автоматического действия. Председатель правления Всесоюзного общества «Знание» (с 1966).
* * *
АРТОБОЛЕВСКИЙ Иван Иванович - АРТОБОЛЕ́ВСКИЙ Иван Иванович (9 октября 1905 - 21 сентября 1977), российский ученый, основатель научной школы, академик АН СССР (1946), Герой Социалистического Труда (1969). Многие труды по классификации, кинематике и кинетостатике плоских и пространственных механизмов; разработал методы кинематического анализа механизмов. Труды по созданию систем машин автоматического действия. Председатель правления Всесоюзного общества «Знание» (с 1966).
АРТОБОЛЕВСКИЙ Иван Иванович (1905-77) - российский ученый, основатель научной школы, академик АН СССР (1946), Герой Социалистического Труда (1969). Многие труды по классификации, кинематике и кинетостатике плоских и пространственных механизмов; разработал методы кинематического анализа механизмов. Труды по созданию систем машин автоматического действия. Председатель правления Всесоюзного общества "Знание" (с 1966).
АРТОБСТРЕ́Л -а; м. Обстрел позиций и объектов противника из артиллерийских орудий. Вести а. Под артобстрелом находится центр города.
-а, м.
Артиллерийский обстрел.
Завыли сирены, начался артобстрел. Рядом стали рваться снаряды. [Известия 12 апр. 1967].
а́ртобстре́л, а́ртобстре́лы, а́ртобстре́ла, а́ртобстре́лов, а́ртобстре́лу, а́ртобстре́лам, а́ртобстре́лом, а́ртобстре́лами, а́ртобстре́ле, а́ртобстре́лах
АРТОС - муж., греч., церк. квашеный, кислый хлеб, освящаемый в первый день Пасхи и раздаваемый в субботу Св. Недели народу.
| Артос или Артус? влад., ласк. сокровище, пригожий, дорогой, неоцененный, ненаглядный.
А́РТОС, -а, м
Святыня у христиан - квасной хлеб (просфора с изображением увенчанного тернием креста), освещаемый на Пасху и раздаваемый прихожанам в субботу светлой недели.
Артос хранится у нас в киоте, со святой водой, с крещенскими и венчальными свечами (Шмелев).
а́ртос
а́ртус "освященный хлеб", др.-русск. артусъ, с XII в.; см. Срезн. 1, 28. Из греч. ἄρτος "хлеб", собственно "приготовленное" от ἀρτύω; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 8; Гр.-сл. эт. 35.
АРТОС (греч. от artos - хлеб). В православной церкви хлеб, приготовляемый на закваске, освящаемый в первый день Пасхи и раздаваемый народу в субботу, в воспоминание преломления хлеба Иисусом Христом на тайной вечери.
АРТОУСЬНЫИ (1*) пр. к артоусъ:
Того ради артусьныи хлѣбъ ѡ(т) паскы и до нынѣ въ цр҃кви свѩщенъ бы(с), и дн(с)ь на ѥрѣискыхъ версѣхъ ломитсѩ, за ѡ҃прѣснкы, несеныѩ на главахъ Леоугитъ ѡ(т) Ѥгупта по пустыни, дондеже и Чермъноѥ море проидоша КТур XII сп. XIV, 20.
греч. дароносица; сосуд, в котором держат запасные дары или св. агнец для преждеосвященной литургии.
АРТОФОР (греч., от artos - хлеб, и phoros - несущий). Дарохранилище в православной церкви; в ней находятся св. Агнец и запасные дары, с которыми священник посещает больных для причащения.