Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

белокриницкая иерархия

Энциклопедический словарь

Белокрини́цкая иера́рхия - основная старообрядческая церковь у поповцев. Возникла в 1846 в Белокриницком монастыре (Буковина). С середины XIX в. в Москве. Возглавляет архиепископ Московский и всея Руси.

* * *

БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ - БЕЛОКРИНИ́ЦКАЯ ИЕРА́РХИЯ, основная старообрядческая церковь у поповцев (см. ПОПОВЦЫ). Возникла в 1840-х гг. в Белокриницком монастыре (Буковина). С сер. 19 в. в Москве. Возглавляет архиепископ Московский и всея Руси.

Большой энциклопедический словарь

БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ - основная старообрядческая церковь у поповцев. Возникла в 1840-х гг. в Белокриницком монастыре (Буковина). С сер. 19 в. в Москве. Возглавляет архиепископ Московский и всея Руси.

Орфографический словарь

Белокрини́цкая иера́рхия (церковь у поповцев)

Полезные сервисы

белокриницкая окружническая церковь

Крылатые слова

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, на Громовском старообрядческом кладбище (Ташкентская улица). Не сохранилась.

Полезные сервисы

раскол

Гуманитарный словарь

РАСКО́Л - религ.-обществ. движение, начало к-рому было положено в сер. 17 в. исправлением религ. обряда и нек-рых богослужебных книг. Официально Р. существует с 1667, когда на церк. Соборе в Москве были подтверждены церк.-обрядовые реформы патриарха Никона, а все противящиеся введенным им новшествам преданы анафеме. Но и до этого времени существовали попытки пересмотра ряда церк.-обрядовых вопросов. Еще в нач. 16 в., напр., работа по исправлению богослужебных книг была поручена вел. кн. Василием III Максиму Греку. Исправление книг продолжалось и после Стоглавого собора 1551, закрепившего в своих решениях положения, в дальнейшем отстаивавшиеся противниками Никона (о двоеперстии, о небритии бороды, о сугубой аллилуйе и др.). Необходимость унификации церк. системы понималась всеми церк. и светскими деятелями, принимавшими участие в обсуждении этой проблемы. Вопрос состоял в том, начто опираться при ее разрешении - на др.-рус. богослужебные книги или на греч. образцы. Именно по этому вопросу произошло окончат. размежевание между Никоном (и его сторонниками) и "ревнителями старины" - протопопами Аввакумом, Даниловым, Иваном Нероновым и др.

Созв. патриархом Собор в 1654 постановил произвести исправление неверно напечат. книг по греч. образцу. Начавшаяся тогда же критика реформ, сопровождавшаяся отпадением в Р. тысяч верующих, была встречена Никоном жестокими репрессиями. Гл. пунктами расхождения ревнителей старины с офиц. церковью были следующие: об Иисусовом имени, к-рое писалось с одним "и" (Исус); о двуперстии; о совершении проскомидии на семи, а не на пяти просфорах; о хождении посолонь; о сугубой аллилуйе; о небритии бороды и усов и т. п. Однако, по мнению В. О. Ключевского, в борьбе, развернувшейся вокруг церк. реформы, "дело было не в обряде, а в противлении церковной власти". В 17 в. имели место совпадения выступлений "за старую веру" с соц. движениями и войнами (Соловецкое "восстание" 1668-76, Московское восстание 1682, отчасти крест. война под предводительством Ст. Разина 1670-71). В указе 1685 Р. был совершенно запрещен. "Раскольники" наказывались смертной казнью.

В это же время началось разделение старообрядцев на поповцев (признававших ин-т священства и принимавших к себе покаявшихся иереев правосл. церкви) и беспоповцев (отрицавших церк. иерархию и сохранивших из таинств только крещение и исповедь). В свою очередь, поповцы и беспоповцы дали начало многочисл. согласиям и толкам (поморский толк, федосеевщина, филипповщина, нетовщина и т. д.).

В эпоху Петра I раскольники преследовались как враги гос-ва: власти интересовались их религ. взглядами лишь постольку, поскольку они отражались в сопротивлении пр-ву. При Петре III раскольники были приравнены в своей религ. жизни к иноверцам. В дальнейшем, во 2-й пол. 18 в., с них сняли те ограничения в правах, к-рым они были подвергнуты в эпоху Петра I и Елизаветы Петровны. В 1801 в рескрипте Александра I заявлялось требование впредь не делать раскольникам ни малейшего притеснения за веру.

В нач. 19 в. появилась т. н. единоверческая церковь, правила к-рой были утверждены Синодом в 1803 (сохранение дореформенной обрядности при подчинении архиереям "главенствующей" церкви; начиная с 1818 в единоверческой церкви были рукоположены неск. епископов). В сер. 19 в. часть поповцев создала свою церк. орг-цию - вследствие согласия босносараевского митр. Амвросия примкнуть к старообрядческому толку (т. н. Белокриницкая иерархия). В 1853 былаоснована Моск. архиепископия - центр Белокриницкой иерархии в России.

Именной Высочайший указ от 12 дек. 1904 повелел "подвергнуть пересмотру узаконения и права раскольников", а указ от 17 апр. 1905 в п. 6 повелел "установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне именованием "раскол", разделив их на три группы: а) старообрядцы; б) сектанты и в) последователи изуверских учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке". Пункты 6-11 этого указа также посвящены определению правового положения последователей Р. Однако фактич. равенства между положением РПЦ и старообрядцами в этих условиях быть не могло. В 1906 в Предсоборном Присутствии, подготовлявшем материалы для созыва Собора РПЦ, был специально организован 6-й Отдел, рассматривавший вопросы о единоверии и старообрядчестве. Попытки преодолеть Р. путем восстановления патриаршества в тот период окончились безрезультатно. В год 1000-летия крещения Руси (в июле 1988) старообрядческий архиеп. Московский и всея Руси Алимпий был возведен в сан митрополита. На Поместном соборе РПЦ 1971 клятвы, наложенные на старообрядцев в сер. 17 в., были сняты. Беглопоповцы, в сер. 19 в. не принявшие Белокриницкую иерархию, после рев-ции 1917 (в 1923) образовали собственную иерархию, приняв к себе неск. правосл. епископов. Их церк. орг-ция существует до сегодняшнего дня (центр. управление - в г. Новозыбкове Брянской обл.).

Полезные сервисы

согласие

Гуманитарный словарь

СОГЛА́СИЕ (соглас) - ветвь старообрядчества. Обычно под С. понимают крупное течение в старообрядчестве, в отличие от более мелких подразделений (толков), хотя практика речевого употребления этих слов как в старообрядческой среде, так и за ее пределами крайне противоречива. Согласиями принято считать беглопоповцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, но применительно к беспоповцам говорят об отдельных согласиях: поморском, федосеевском, филипповском и др. Последние, в свою очередь, могут делиться на толки. Так, в рамках филипповского согласия выделяются толки филипповцев чадородных и нечадородных и т. п. С другой стороны, применительно к наиб. крупному разделению старообрядцев часто говорят о толках поповцев и беспоповцев. Отдельные толки и согласия различаются как по вероучительным признакам, так и по различиям в практике богослужения, порой незначительным. Терминология, связанная с понятиями толка и согласия, носит по преимуществу бытовой (и отчасти внешний) характер, поскольку каждое течение считает именно своих сторонников членами истинной Церкви Христовой. В связи с этим каждое согласие имеет еще официальное торжеств. название. Так, поповцы, приемлющие Белокриницкую иерархию, объединяются в Рус. Православной Старообрядческой Церкви (под этим назв. с 1988), а официальное название брачного поморского согласия беспоповцев - Древлеправославная поморская церковь.

Полезные сервисы

старообрядчество

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СТАРООБРЯДЧЕСТВО, совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ 17 в. (смотри Раскол) и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Сторонники старообрядчества до 1906 преследовались царским правительством. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы и беспоповцы), толков и согласий. Имеет в своем составе 2 церкви: Белокриницкую митрополию (центр - на Рогожском кладбище в Москве) и Древнеправославную архиепископию (центр - город Новозыбков Брянской области). До 1917 в России было 20 млн. старообрядцев.

Полезные сервисы