Толковый словарь
I м.
1. процесс действия по гл. раскалывать, раскалываться 1., 2.
2. Результат такого действия; разделение, рассечение чего-либо на части в результате удара, падения и т.п.; раскалывание 2..
3. перен.
Нарушение единства в какой-либо общественной среде, обусловленное наличием разногласий; выделение группировок, фракций; раскалывание 3..
II м.
1. Религиозно-общественное движение, результатом которого явилось отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковные реформы патриарха Никона, стремившихся к сохранению прежних традиций в церковной жизни и обрядности (в Российском государстве в 1653 - 1656 гг.).
2. Вероучение, возникшее в результате такого религиозно-общественного движения; старообрядчество 1..
III м.
Длинный узкий коридор из деревянных щитов с расширенным в виде воронки входом, устраиваемый на пастбище для индивидуального осмотра или подсчета овец, лошадей.
Толковый словарь Ушакова
РАСКО́Л, раскола, муж.
1. только ед. Действие по гл. расколоть в 1 знач. - раскалывать (спец.). Раскол льда.
2. Действие по гл. расколоться во 2 знач. - раскалываться. «Видя угрозу раскола со стороны меньшевиков, большевики принимают меры обуздания раскольников, мобилизуют местные организации а созыв III съезда, издают свою газету "Вперед".» История ВКП(б). По вопросу о членстве в партии произошел на II съезде РСДРП (в 1903 г.) раскол между большевиками-ленинцами и оппортунистами-меньшевиками.
3. только ед. Религиозное движение в России в середине 17 в., закончившееся образованием ряда сект (церк. ист.). Одним из вождей раскола и главным противником нововведений патриарха Никона был протопоп Аввакум.
|| Вероучения этих сект, то же, что старообрядчество (рел., церк.). Перейти в раскол. «Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол.» Некрасов.
Толковый словарь Ожегова
РАСКО́Л, -а, муж.
1. см. расколоть, -ся.
2. В России с середины 17 в.: религиозно-общественное движение, направленное против официальной церкви, возглавлявшейся патриархом Никоном (изменившим по греческим образцам нек-рые обряды и тексты богослужебных книг), и к концу 17 в. получившее название старообрядчества. Уйти в р.
Толковый словарь Даля
Словарь существительных
РАСКО́Л, -а, м
Движение религиозно-политического характера в середине XVII в. в России, возглавляемое протопопом Аввакумом, направленное против реформы патриарха Никона, суть которой заключалась в исправлении богослужебных книг по греческим образцам и установлении единообразия обрядовой жизни.
Многие из ушедших в раскол православных христиан вынуждены были спасаться бегством, скрываться от преследования властей и находили себе прибежище в глухих сибирских лесах, где до сих пор существуют целые деревни раскольников.
Энциклопедический словарь
РАСКО́Л -а; м.
1. к Расколо́ть - раска́лывать и Расколо́ться - раска́лываться. Р. мрамора. Р. в партии. Р. русской церкви.
2. Место, по которому что-л. расколото. Широкая поверхность раскола.
3. Религиозно-общественное движение в России, возникшее в середине 17 в., направленное против официальной церкви и закончившееся образованием старообрядчества.
4. Старообрядчество. Уйти из православия в р.
* * *
раско́л - религиозное движение, возникшее в середине XVII в., в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона 1653-1656 (см. Старообрядчество). Протест части духовенства (во главе с протопопом Аввакумом Петровым) нашёл поддержку в среде боярства, белого и чёрного духовенства, посадских людей, стрельцов, крестьянства. Идеи раскола использовались в ходе оппозиционных движений 2-й половины. XVII-XVIII вв. (восстания под предводительством С. Т. Разина, К. Ф. Булавина, Е. И. Пугачёва и др.).
* * *
РАСКОЛ - РАСКО́Л, религиозное и общественное движение, возникшее в России в середине 17 века. Поводом к Расколу послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 году начал проводить патриарх Никон (см. НИКОН (патриарх)). За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по унификации московской богословской системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов считали, что русская церковь сохранила «древлее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Стефан Вонифатьев и Ф.М. Ртищев, к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду укрепление связей с восточными автокефальными православными церквами и перспективой объединения под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России, вопрос о котором приобрел актуальность в связи с нарастанием освободительной борьбы украинского народа против польского ига.
При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по греческим образцам и изменил некоторые обряды: двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды. Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе шел выпуск исправленных и вновь переведенных богослужебных книг.
Реформы Никона затрагивали внешнюю, обрядовую сторону религии, но эти изменения получили в обществе большой резонанс. Недовольство вызывали стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха, и насильственные меры, с помощью которых вводились в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и патриарха выступили члены «Кружка ревнителей благочестия». Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужений и молитв. Они доказывали, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от «древлего благочестия», а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов, не касаясь обрядовой стороны реформы, выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов подверглись преследованиям.
Выступления в защиту «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, привело к возникновению Раскола. К Расколу примкнула часть высшего духовенства (в частности коломенский епископ Павел, вятский епископ Александр), недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии, а также некоторые монастыри. Призывы сторонников «старой веры» получили поддержку отдельных представителей светской знати. Но большую часть сторонников «старой веры» составляли посадские люди и особенно крестьяне. Усиление крепостнического гнета и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе. Идеализация и защита старины, ненависть к новому, проповедь принятия мученического венца во имя «старой веры» выступали в идеологии Раскола путями к спасению души. В народных массах живой отклик находили проповеди о наступлении «последнего времени», о воцарении в мире Антихриста, что царь, патриарх и все власти подчинились ему и выполняют его волю.
Массовый характер движение Раскола приобрело после церковного собора 1666-1667 годов, предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков. Движение Раскола достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами Раскола стали представители низшего духовенства, порвавшие с официальной церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Раскола. Основой идеологии Раскола оставалась проповедь ухода во имя сохранения «старой веры» и спасения души от зла, порожденного Антихристом. В наиболее фанатичных направлениях возникла практика «огненных крещений» (самосожжений). Увлекаемые проповедью посадские люди и крестьяне бежали в леса Поволжья и Севера, на южные окраины государства, в Сибирь, за границу; основывали там раскольничьи общины. Это был уход не только от новых церковных обрядов, но и от повинностей. В 1681 году правительство отмечало умножение «церковных противников», особенно в Сибири. При содействии православной церкви светские власти преследовали старообрядцев. В 1670-1680-е годах в идеологии Раскола видное место занимали обличения пороков общества. Некоторые идеологи Раскола, в частности Аввакум и его соратники по ссылке в Пустозерском остроге, оправдывали активные антифеодальные выступления, объявляли народные восстания небесным возмездием царской и церковной власти за их действия. Часть сторонников «старой веры» приняла активное участие в восстании под предводительством С.Т. Разина (1670-1671). Соловецкое восстание (1668-1676), возникшее как движение в защиту «старой веры», переросло в крупное выступление против царской власти. Значительной была роль сторонников «старой веры» в Московском восстании (1682).
В конце 17 - начале 18 веков произошел спад раскольничьего движения. Этому способствовала политика Петра I, который ослабил преследования староверов, но установил для них повышенное налоговое обложение. С 18 века в идеологии Раскола исчезают обличения социальных пороков, усиливаются консервативные стороны. Провозглашение Е.И. Пугачевым лозунга борьбы за «старую веру» способствовало вовлечению масс в Пугачевское восстание. Последователи Раскола - старообрядцы с течением времени разделились на несколько толков и согласий (поповщина, беспоповщина).
Большой энциклопедический словарь
РАСКОЛ - отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653-56 (см. Старообрядчество). Во 2-й пол. 17-18 вв. был идейным знаменем оппозиционных движений.
Академический словарь
-а, м.
1. Действие по знач. глаг. расколоть-раскалывать;
действие и состояние по знач. глаг. расколоться-раскалываться.
Раскол мрамора.
◊
В настоящее время меньшевики производят повсюду в России расколы местных организаций. Ленин, Краткий очерк раскола в РСДРП.
Надо показать, что буржуазия и аристократия - гибнущие классы, что раскол, процесс гниения в их среде идут нам на помощь. Н. Островский, Никогда не успокоюсь на достигнутом.
2. Место, по которому что-л. расколото.
Я выбиваю красивые характерные образцы каждой породы. --- Базальтовые лавы непременно глыбами, с разной поверхностью раскола. Емельянова, В Уссурийской тайге.
[На картине] раскол кристалла - геометрически четкая композиция линий и граней, преломление цвета, весь спектр, запечатленный в осколке земной материи. Горышин, Родословная.
3. Религиозно-общественное движение в России, возникшее в середине 17 в., направленное против официальной церкви и закончившееся образованием ряда сект.
4. Старообрядчество.
- Сестра моя знаменитая была женщина по божественной части, из православия в раскол ушла, а из раскола ее - вышибли. М. Горький, Исповедь.
- На тебя жалуется духовенство: ты перетянул в раскол почти всю деревню. Гладков, Повесть о детстве.
Гуманитарный словарь
РАСКО́Л - религ.-обществ. движение, начало к-рому было положено в сер. 17 в. исправлением религ. обряда и нек-рых богослужебных книг. Официально Р. существует с 1667, когда на церк. Соборе в Москве были подтверждены церк.-обрядовые реформы патриарха Никона, а все противящиеся введенным им новшествам преданы анафеме. Но и до этого времени существовали попытки пересмотра ряда церк.-обрядовых вопросов. Еще в нач. 16 в., напр., работа по исправлению богослужебных книг была поручена вел. кн. Василием III Максиму Греку. Исправление книг продолжалось и после Стоглавого собора 1551, закрепившего в своих решениях положения, в дальнейшем отстаивавшиеся противниками Никона (о двоеперстии, о небритии бороды, о сугубой аллилуйе и др.). Необходимость унификации церк. системы понималась всеми церк. и светскими деятелями, принимавшими участие в обсуждении этой проблемы. Вопрос состоял в том, начто опираться при ее разрешении - на др.-рус. богослужебные книги или на греч. образцы. Именно по этому вопросу произошло окончат. размежевание между Никоном (и его сторонниками) и "ревнителями старины" - протопопами Аввакумом, Даниловым, Иваном Нероновым и др.
Созв. патриархом Собор в 1654 постановил произвести исправление неверно напечат. книг по греч. образцу. Начавшаяся тогда же критика реформ, сопровождавшаяся отпадением в Р. тысяч верующих, была встречена Никоном жестокими репрессиями. Гл. пунктами расхождения ревнителей старины с офиц. церковью были следующие: об Иисусовом имени, к-рое писалось с одним "и" (Исус); о двуперстии; о совершении проскомидии на семи, а не на пяти просфорах; о хождении посолонь; о сугубой аллилуйе; о небритии бороды и усов и т. п. Однако, по мнению В. О. Ключевского, в борьбе, развернувшейся вокруг церк. реформы, "дело было не в обряде, а в противлении церковной власти". В 17 в. имели место совпадения выступлений "за старую веру" с соц. движениями и войнами (Соловецкое "восстание" 1668-76, Московское восстание 1682, отчасти крест. война под предводительством Ст. Разина 1670-71). В указе 1685 Р. был совершенно запрещен. "Раскольники" наказывались смертной казнью.
В это же время началось разделение старообрядцев на поповцев (признававших ин-т священства и принимавших к себе покаявшихся иереев правосл. церкви) и беспоповцев (отрицавших церк. иерархию и сохранивших из таинств только крещение и исповедь). В свою очередь, поповцы и беспоповцы дали начало многочисл. согласиям и толкам (поморский толк, федосеевщина, филипповщина, нетовщина и т. д.).
В эпоху Петра I раскольники преследовались как враги гос-ва: власти интересовались их религ. взглядами лишь постольку, поскольку они отражались в сопротивлении пр-ву. При Петре III раскольники были приравнены в своей религ. жизни к иноверцам. В дальнейшем, во 2-й пол. 18 в., с них сняли те ограничения в правах, к-рым они были подвергнуты в эпоху Петра I и Елизаветы Петровны. В 1801 в рескрипте Александра I заявлялось требование впредь не делать раскольникам ни малейшего притеснения за веру.
В нач. 19 в. появилась т. н. единоверческая церковь, правила к-рой были утверждены Синодом в 1803 (сохранение дореформенной обрядности при подчинении архиереям "главенствующей" церкви; начиная с 1818 в единоверческой церкви были рукоположены неск. епископов). В сер. 19 в. часть поповцев создала свою церк. орг-цию - вследствие согласия босносараевского митр. Амвросия примкнуть к старообрядческому толку (т. н. Белокриницкая иерархия). В 1853 былаоснована Моск. архиепископия - центр Белокриницкой иерархии в России.
Именной Высочайший указ от 12 дек. 1904 повелел "подвергнуть пересмотру узаконения и права раскольников", а указ от 17 апр. 1905 в п. 6 повелел "установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне именованием "раскол", разделив их на три группы: а) старообрядцы; б) сектанты и в) последователи изуверских учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке". Пункты 6-11 этого указа также посвящены определению правового положения последователей Р. Однако фактич. равенства между положением РПЦ и старообрядцами в этих условиях быть не могло. В 1906 в Предсоборном Присутствии, подготовлявшем материалы для созыва Собора РПЦ, был специально организован 6-й Отдел, рассматривавший вопросы о единоверии и старообрядчестве. Попытки преодолеть Р. путем восстановления патриаршества в тот период окончились безрезультатно. В год 1000-летия крещения Руси (в июле 1988) старообрядческий архиеп. Московский и всея Руси Алимпий был возведен в сан митрополита. На Поместном соборе РПЦ 1971 клятвы, наложенные на старообрядцев в сер. 17 в., были сняты. Беглопоповцы, в сер. 19 в. не принявшие Белокриницкую иерархию, после рев-ции 1917 (в 1923) образовали собственную иерархию, приняв к себе неск. правосл. епископов. Их церк. орг-ция существует до сегодняшнего дня (центр. управление - в г. Новозыбкове Брянской обл.).
Иллюстрированный энциклопедический словарь
РАСКОЛ (схизма), церковное разделение. В России наибольшее значение имело отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковные реформы Никона 1653 - 58 (смотри Старообрядчество).
Поговорки
Активный раскол. Жарг. угол., мил. Допрос с избиением и обливанием водой при потере сознания допрашиваемого. Балдаев 2, 10; ББИ, 206.
Идти в раскол. Жарг. угол., мил. Признаваться в совершении преступления. Балдаев 1, 169.
Раскол третьей степени. Жарг. угол., арест. Допрос арестованного с избиением и применением орудий, инструментов и технических средств для пыток, пока жертва не признает любое абсурдное обвинение, например шпионаж в пользу буржуазных государств Антарктиды, Сириуса, Монблана, Ла-Манша, Апеннин, Везувия, Евфрата, Босфора, Сьерра-Невады, Кордильер, Атлантиды и т. д. Балдаев 2001, 164.
Орфографический словарь
Формы слов для слова раскол
раско́л, раско́лы, раско́ла, раско́лов, раско́лу, раско́лам, раско́лом, раско́лами, раско́ле, раско́лах
Синонимы к слову раскол
сущ., кол-во синонимов: 22
сущ.
старообрядчество
староверство
староверчество
старообрядство
РАСКОЛ
РАСКОЛ, староверство, староверчество, старообрядство, старообрядчество
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: разногласия
Ant: консолидация
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Глагольная сочетаемость
внести раскол => действие
произошёл раскол => существование / создание, субъект, факт
Этимологический словарь
раско́л
род. п. -а, например в 1654 г., при патриархе Никоне, отсюда раско́льник. От раз- и коло́ть.
Сканворды для слова раскол
- Идейная трещина.
- Партийное раздвоение.
- Партийный «развод».
- Деление на большевиков и меньшевиков.
- Распад партии на две части.
- Крах союза.
- Что произошло в церкви после проведения русским патриархом Никоном церковных реформ?
- Размежевание членов партии.
- Разброд в партии по политическим соображениям.
- Нарушение единства.
- Фильм Николая Досталя.
Полезные сервисы