БОГОСЛО́ВИЕ - обозначение христ. научных дисциплин, имеющих своим предметом Бога, Богооткровение, Божественное домостроительство, различные аспекты жизни церкви: догматическое (систематическое) Б., основное (апологетическое), библейское, нравственное, пастырское, литургическое, сравнительное (некогда "обличительное"), патрология. Вначале отцы Церкви называли Б. Священное Писание, позднее - изложение вероучительных истин христианства (в частности, учение о Троице, см. три "Слова о богословии" св. Григория Богослова). У Дионисия Псевдо-Ареопагита различаются апофатическое, катафатическое и мистическое Б. Всякое Б. мистично, поскольку являет божественную тайну, данную Откровением, но мистику часто противополагают Б. как область, не доступную познанию, как неизреченную тайну, сокровенную глубину, как то, что может быть скорее пережито, чем познано. Первые шаги Б. - преодоление влияния иудаизма, язычества, ересей (прежде всего гностицизма). "Золотой век" Б. - 4-8 вв., эпоха семи Вселенских соборов, период, в к-рый сформулированы триадологические и христологические догматы. В последующий период для Востока существенно Б. св. Григория Паламы, а для Запада схоластика, повлиявшая позднее и на Вост. Б. В строгом смысле слова Б. - сознат. усилие христианина вслушиваться в слово Откровения, к-рое Бог провозгласил историческими событиями, стремление постичь Откровение на основании научных методов, размышлений и логических выводов. В восточной аскетической традиции наиб. существ. для Б. считается молитвенное созерцание, вовлеченность в жизнь Церкви, участие в таинствах.
С принятием крещения Русь постепенно усваивала разл. эл-ты византийского наследия, в т. ч. и богословский. Однако глубокому и прочному усвоению его интеллект. культуры, опирающейся на высшие достижения греч. филос. гения, здесь препятствовали недостаточный уровень собств. просвещенности, удаленность от греко-византийских культурных центров. Христ-во было воспринято Русью в значит. мере эмоционально и мифологически, без должной богослов. основы. Это придало чувств. непосредственность и душевную теплоту рус. православию, но также привело с течением времени к его отрыву от традиции вост. богослов. мысли и к зависимости от зап. теологич. школ. Данному обст-ву способствовало отсутствие православных богословских центров за пределами России после овладения турками христ. Востоком, в силу чего православные богословы вынуждены были получать образование в католич. и протестантских ун-тах. Церковная жизнь порождала и оригин. произв., хотя регулярное богослов. образование, необходимое для формирования богословской науки, сложилось значительно позднее. Наряду с пер. свято-отеч. агиографич. и богослужебных текстов появлялись поучения ("Слово о законе и благодати" митр. Илариона, поучения Новгород. еп. Луки Жидяты - 11 в.), описания паломничеств и церковно-ист. событий. Проникновение с 14 в. через Новгород и Псков зап. влияния, проявление ереси стригольников, а затем жидовствующих (кон. 15 в.) вызвали подъем богословской активности. Архиеп. Геннадий собирает первый полный список Библии: преп. Иосиф Волоцкий в "Просветителе" осуществляет практически первый опыт рус. богословия; Зиновий Отенский, опровергая учение Феодора Косого, впервые в рус. лит-ре приводит развернутые доказательства бытия Божия и обличает антитринитарные взгляды ("Истины проказания"). Переводит и истолковывает правосл. учение преп. Максим Грек; св. митроп. Макарий изд. Четьи-Минеи.
Стимулом для развития богослов. образования явилась борьба на Ю.-З. с зап. влиянием и унией (1596). В Киеве в 1615 была учреждена Братская школа, впосл. Киево-Могилян. коллегия (с 1701 академия), где очень сильно было влияние зап. схоластич. богословия. Таковы, напр., тр. выпускника Киево-Могилянской коллегии, местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского ("Камень веры"). Др. выпускник ее - Феофан Прокопович, испытав латинское влияние, позднее симпатизировал протестантизму и вел со Стефаном принцип. спор, касавшийся не только догматич. тонкостей, но и практич. вопросов. Их последователи образовали, по существу, два направления богословской науки и церковной жизни. Сторонники Стефана делали акцент на обряде и таинстве, делах, подчеркивали значение личного подвига человека. Сторонники Феофана - на личной вере, настроении: указывали на необходимость участия христианина в обществ. благоустройстве, защищали связь религии, политики и христ-ва. В 1685 в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия (в 1697 была преобразована по типу Киевской).
Расцвет Б. относится к 19 в., в основе его - реформы духовного образования (первая - в 1808, последние - в 1869, 1884 и 1910. Был осуществлен первый полный рус. пер. Библии. Выдающийся богослов этой эпохи - митрополит Филарет (Дроздов), авторитет как в вопросах Св. Писания, так и в вероучительных и церковно-практич., известный проповедник. В это время появились относит. самостоят. богословские системы (архиепископа Филарета Гумилевского, митрополита Макария, епископа Сильвестра); были написаны истории Рус. Церкви (митрополита Евгения Болховитинова, А. Горского, архиепископа Филарета Гумилевского, Е. Голубинского); изд. тр. по церковному праву (епископа Иоанна, Соколова, Скворцова); значительно возросло влияние проповедников (архиепископа Иннокентия). Очень сильна была церковно-историч. наука (В. В. Болотов, А. П. Лебедев).
Спор славянофилов и западников во многом способствовал пробуждению в об-ве интереса к православию; все больше представителей светской культуры осознавали себя христ. мыслителями (А. С. Хомяков, Вл. Соловьев, К. Леонтьев и др.); в лит-ре религ.-нравств. проблематика стала важнейшей (Достоевский, Лесков, Л. Толстой); старчество (Оптина пустынь), лучшие представители православной духовности (напр., св. Феофан Затворник, епископ Игнатий Брянчанинов) и вся православная церковная культура оказывали все большее влияние на об-во и, что важно, на интеллигенцию, выходцы из к-рой начали приходить в церковную науку. Ими было творчески усвоено лучшее из рус. и др.-церков. богословского наследия и сказано мн. нового, прежде всего в религ. философии, к-рую невозможно отделить от богословия и без к-рой Б. в России невозможно представить (священник П. Флоренский, Е. Н. Трубецкой, прот. С. Булгаков, И. А. Бердяев, Л. П. Карсавин и др.). Мн. из представителей первой волны эмиграции из России после окт. 1917 оказали сильное влияние на филос.-богословскую мысль Запада и способствовали появлению православных духовных школ (св. Сергия в Париже и св. Владимира в Нью-Йорке), продолжающих и в наст. время успешно осуществлять православное свидетельство.
Представление о Б. в России можно получить в богословских ж. (выходили до 1918): "Христианское чтение" (осн. 1821), "Православный собеседник" (1855), "Богословский вестник" (1892), "Тр. Киевской духовной академии" (1860), "Православное обозрение" (1860-91); "Вера и разум" (1884), "Странник" (при к-ром в СПб. проф. Лопухиным была начата в 1890 "Православная Богословская энциклопедия") и др. (см. также ж. рус. зарубежья: "Путь", "Новый град", "Вестник русского студенческого христ. движения"). Наиб. обстоят. анализ и историю Б. в России см. у прот. Г. Флоровского в кн. "Пути русского богословия", а также в энциклопедии "Христианство" (Т. 1-3, 1933-95).