Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

богословиѥ

Словарь древнерусского языка

БОГОСЛОВИ|Ѥ (64), -˫А с. Богословие, теология, христианское учение:

О богословии и правѣи вѣрѣ (περὶ ϑεολογίας) КЕ XII, 3а; ѡ б҃гословиi i ѡ правовѣрнѣи вѣрѣ. КР 1284, 17г; за(х)рi˫а (ж) писе(ц)... мно(го) написавъ б҃ословi˫а ст҃ы(х) книгъ. Псалт 1296, 337 (запись); б҃ословиѥ сложению расоужению исто||чникъ. (ϑεολογίας) ПНЧ 1296, 118 об. - 119; сего ради Пилатъ, вѣдыи ѥго, ˫ако ѥсть любоистець и любоправитель, чюдеса Х(с)ва всего ч(с)тивь˫а ѥго и б҃ословь˫а, въ свiтцѣ написавъ, извѣстова ѥмоу (τὰ... δόγματι) ГА XIII-XIV, 141г; и б҃ословь˫а ||=и б҃иихъ таинъ съподоблѩѥтьсѩ. (ϑεολογίας) Там же, 227б-в; Григории, б҃ословью тезъ (τῆς ϑεολογίας) Там же, 228г; Раздрушивъ еоуномиево противле(н)е б҃ословець въсходи(т) на предлежащее б҃ословье. и о безмѣрнѣмь мудрьствуе(т). ГБ XIV, 54б; многы же таины сказавъ ему б҃ословь˫а. (τῆς ϑεολογίας) ЖВИ XIV-XV, 122б;

||=прославление бога:

много пѣтоѥ и чьстьноѥ б҃ословиѥ. УСт XII/XIII, 252 об.

Полезные сервисы

богословивший

Синонимы к слову богословивший

прил., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

богословие

Толковый словарь

I ср.

1. Научная дисциплина, изучающая отношение человека к Богу [Бог I] и Бога к человеку, систематически излагающая и истолковывающая религиозное учение; теология.

2. Совокупность доктрин какой-либо религии.

II ср.

Название старшего класса духовной семинарии (в Российском государстве до 1868 г.).

Толковый словарь Ушакова

БОГОСЛО́ВИЕ, богословия, мн. нет, ср.

1. Учение о догматах какой-нибудь религии.

2. В старину - название старшего из трех двухгодичных классов духовных семинарий (риторика, философия, богословие; ист.).

Толковый словарь Ожегова

БОГОСЛО́ВИЕ, -я, ср. Совокупность доктрин какой-н. религии.

| прил. богословский, -ая, -ое.

Популярный словарь

Богословие

-я, только ед., с.

Совокупность церковных учений о Боге и догматах религии.

Теоретики богословия возлагали большие надежды на... попытку примирить идеализм с материализмом (Грекова).

Синонимы:

теоло́гия

Родственные слова:

богосло́в, богосло́вский

Этимология:

От греческого theos ‘Бог’ и logos ‘учение’.

Энциклопедический комментарий:

Под богословием понимается набор богословских дисциплин, каждая из которых излагает различные стороны вероучения и культа. Богословие представляет собой систему обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его качествах, признаках и свойствах. Приводит доказательства истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией. Одна из основных предпосылок богословия - концепция личного абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении.

Словарь существительных

БОГОСЛО́ВИЕ, -я, ср

Учение о Боге, его свойствах, качествах, признаках, доказательство истинности какого-л. вероучения, обоснование религиозной нравственности, правил и норм жизни духовенства и верующих, а также совокупность церковных дисциплин, излагающих различные компоненты этой системы;

Син.: теология.

Богословие стало развиваться по-настоящему, когда началась борьба с ересями (прот. А. Шмеман).

Энциклопедический словарь

БОГОСЛО́ВИЕ -я; ср. Систематическое изложение и истолкование какого-л. религиозного учения, догматов какой-л. религии; теология. Профессор богословия. Читать б.

* * *

богосло́вие (теология), совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах философского умозрения на основе текстов, принимаемых как Божественное Откровение. В отличие от всякой автономной мысли, в том числе философии, богословие отводит разуму вспомогательную роль - он только разъясняет и истолковывает «слово Божие», наличие которого предполагает существование его адресата - «народа Божия» и неразрывную связь богословия с социальной организацией типа христианской церкви и иудаистской или мусульманской общины.

* * *

БОГОСЛОВИЕ - БОГОСЛО́ВИЕ, то же, что теология (см. ТЕОЛОГИЯ).

Большой энциклопедический словарь

БОГОСЛОВИЕ - то же, что теология.

Академический словарь

-я, ср.

Схоластическое церковное учение о боге и догматах религии.

Профессор богословия.

Гуманитарный словарь

БОГОСЛО́ВИЕ - обозначение христ. научных дисциплин, имеющих своим предметом Бога, Богооткровение, Божественное домостроительство, различные аспекты жизни церкви: догматическое (систематическое) Б., основное (апологетическое), библейское, нравственное, пастырское, литургическое, сравнительное (некогда "обличительное"), патрология. Вначале отцы Церкви называли Б. Священное Писание, позднее - изложение вероучительных истин христианства (в частности, учение о Троице, см. три "Слова о богословии" св. Григория Богослова). У Дионисия Псевдо-Ареопагита различаются апофатическое, катафатическое и мистическое Б. Всякое Б. мистично, поскольку являет божественную тайну, данную Откровением, но мистику часто противополагают Б. как область, не доступную познанию, как неизреченную тайну, сокровенную глубину, как то, что может быть скорее пережито, чем познано. Первые шаги Б. - преодоление влияния иудаизма, язычества, ересей (прежде всего гностицизма). "Золотой век" Б. - 4-8 вв., эпоха семи Вселенских соборов, период, в к-рый сформулированы триадологические и христологические догматы. В последующий период для Востока существенно Б. св. Григория Паламы, а для Запада схоластика, повлиявшая позднее и на Вост. Б. В строгом смысле слова Б. - сознат. усилие христианина вслушиваться в слово Откровения, к-рое Бог провозгласил историческими событиями, стремление постичь Откровение на основании научных методов, размышлений и логических выводов. В восточной аскетической традиции наиб. существ. для Б. считается молитвенное созерцание, вовлеченность в жизнь Церкви, участие в таинствах.

С принятием крещения Русь постепенно усваивала разл. эл-ты византийского наследия, в т. ч. и богословский. Однако глубокому и прочному усвоению его интеллект. культуры, опирающейся на высшие достижения греч. филос. гения, здесь препятствовали недостаточный уровень собств. просвещенности, удаленность от греко-византийских культурных центров. Христ-во было воспринято Русью в значит. мере эмоционально и мифологически, без должной богослов. основы. Это придало чувств. непосредственность и душевную теплоту рус. православию, но также привело с течением времени к его отрыву от традиции вост. богослов. мысли и к зависимости от зап. теологич. школ. Данному обст-ву способствовало отсутствие православных богословских центров за пределами России после овладения турками христ. Востоком, в силу чего православные богословы вынуждены были получать образование в католич. и протестантских ун-тах. Церковная жизнь порождала и оригин. произв., хотя регулярное богослов. образование, необходимое для формирования богословской науки, сложилось значительно позднее. Наряду с пер. свято-отеч. агиографич. и богослужебных текстов появлялись поучения ("Слово о законе и благодати" митр. Илариона, поучения Новгород. еп. Луки Жидяты - 11 в.), описания паломничеств и церковно-ист. событий. Проникновение с 14 в. через Новгород и Псков зап. влияния, проявление ереси стригольников, а затем жидовствующих (кон. 15 в.) вызвали подъем богословской активности. Архиеп. Геннадий собирает первый полный список Библии: преп. Иосиф Волоцкий в "Просветителе" осуществляет практически первый опыт рус. богословия; Зиновий Отенский, опровергая учение Феодора Косого, впервые в рус. лит-ре приводит развернутые доказательства бытия Божия и обличает антитринитарные взгляды ("Истины проказания"). Переводит и истолковывает правосл. учение преп. Максим Грек; св. митроп. Макарий изд. Четьи-Минеи.

Стимулом для развития богослов. образования явилась борьба на Ю.-З. с зап. влиянием и унией (1596). В Киеве в 1615 была учреждена Братская школа, впосл. Киево-Могилян. коллегия (с 1701 академия), где очень сильно было влияние зап. схоластич. богословия. Таковы, напр., тр. выпускника Киево-Могилянской коллегии, местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского ("Камень веры"). Др. выпускник ее - Феофан Прокопович, испытав латинское влияние, позднее симпатизировал протестантизму и вел со Стефаном принцип. спор, касавшийся не только догматич. тонкостей, но и практич. вопросов. Их последователи образовали, по существу, два направления богословской науки и церковной жизни. Сторонники Стефана делали акцент на обряде и таинстве, делах, подчеркивали значение личного подвига человека. Сторонники Феофана - на личной вере, настроении: указывали на необходимость участия христианина в обществ. благоустройстве, защищали связь религии, политики и христ-ва. В 1685 в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия (в 1697 была преобразована по типу Киевской).

Расцвет Б. относится к 19 в., в основе его - реформы духовного образования (первая - в 1808, последние - в 1869, 1884 и 1910. Был осуществлен первый полный рус. пер. Библии. Выдающийся богослов этой эпохи - митрополит Филарет (Дроздов), авторитет как в вопросах Св. Писания, так и в вероучительных и церковно-практич., известный проповедник. В это время появились относит. самостоят. богословские системы (архиепископа Филарета Гумилевского, митрополита Макария, епископа Сильвестра); были написаны истории Рус. Церкви (митрополита Евгения Болховитинова, А. Горского, архиепископа Филарета Гумилевского, Е. Голубинского); изд. тр. по церковному праву (епископа Иоанна, Соколова, Скворцова); значительно возросло влияние проповедников (архиепископа Иннокентия). Очень сильна была церковно-историч. наука (В. В. Болотов, А. П. Лебедев).

Спор славянофилов и западников во многом способствовал пробуждению в об-ве интереса к православию; все больше представителей светской культуры осознавали себя христ. мыслителями (А. С. Хомяков, Вл. Соловьев, К. Леонтьев и др.); в лит-ре религ.-нравств. проблематика стала важнейшей (Достоевский, Лесков, Л. Толстой); старчество (Оптина пустынь), лучшие представители православной духовности (напр., св. Феофан Затворник, епископ Игнатий Брянчанинов) и вся православная церковная культура оказывали все большее влияние на об-во и, что важно, на интеллигенцию, выходцы из к-рой начали приходить в церковную науку. Ими было творчески усвоено лучшее из рус. и др.-церков. богословского наследия и сказано мн. нового, прежде всего в религ. философии, к-рую невозможно отделить от богословия и без к-рой Б. в России невозможно представить (священник П. Флоренский, Е. Н. Трубецкой, прот. С. Булгаков, И. А. Бердяев, Л. П. Карсавин и др.). Мн. из представителей первой волны эмиграции из России после окт. 1917 оказали сильное влияние на филос.-богословскую мысль Запада и способствовали появлению православных духовных школ (св. Сергия в Париже и св. Владимира в Нью-Йорке), продолжающих и в наст. время успешно осуществлять православное свидетельство.

Представление о Б. в России можно получить в богословских ж. (выходили до 1918): "Христианское чтение" (осн. 1821), "Православный собеседник" (1855), "Богословский вестник" (1892), "Тр. Киевской духовной академии" (1860), "Православное обозрение" (1860-91); "Вера и разум" (1884), "Странник" (при к-ром в СПб. проф. Лопухиным была начата в 1890 "Православная Богословская энциклопедия") и др. (см. также ж. рус. зарубежья: "Путь", "Новый град", "Вестник русского студенческого христ. движения"). Наиб. обстоят. анализ и историю Б. в России см. у прот. Г. Флоровского в кн. "Пути русского богословия", а также в энциклопедии "Христианство" (Т. 1-3, 1933-95).

Орфографический словарь

богосло́вие, -я

Формы слов для слова богословие

богосло́вие, богосло́вия, богосло́вий, богосло́вию, богосло́виям, богосло́вием, богосло́виями, богосло́вии, богосло́виях

Синонимы к слову богословие

теология

теология, цанит

сущ.

теология

совокупность церковных учений о боге и религии)

Идеография

теория

религия

богословие - церковное учение.

богослов.

патристика.

теология. теолог.

гомилетика. патрология. догматика.

экзегетика. апологетика. экклексиология.

улемы.

теодицея.

веданта.

Морфемно-орфографический словарь

бог/о/сло́в/и/е [й/э].

Грамматический словарь

богосло́вие с 7a

История слов

Сканворды для слова богословие

- Обрусевшая теология.

- Совокупность религиозных доктрин.

Полезные сервисы

богословие, теология

Евразийская мудрость от А до Я.

БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ

(греч.-Бог, учение, букв.: учение о Боге): система раскрытия, обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его признаках и свойствах, а также совокупность церковных дисциплин, излагающих различные компоненты этой системы; комплекс доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства. Каждая религия имеет собственное богословие: православное, католическое, протестантское, исламское и т. д. Так, в православии насчитывается несколько богословских дисциплин: основное богословие, или апологетика, догматическое, нравственное богословие, сравнительное богословие, пастырское и др. В католицизме сложились такие радикальные формы богословия, как теология освобождения, теология прогресса, а в протестантизме - теология кризиса, теология революции, теология культуры,  теология надежды и даже теология смерти Бога.

Полезные сервисы

богословити

Словарь церковнославянского языка

 преподавать учение о Боге (Мин. мес. февр. 12).

Словарь древнерусского языка

БОГОСЛОВ|ИТИ (20), -ЛЮ, -ИТЬ гл.

1.Рассуждать о боге:

оубо премоудрыи Платонъ б҃ословивъ ре(ч): что же сы ѥсть присно, рожени˫а не имыи, и что ѥсть бываѥмоѥ присно (ϑεολογῶν) ГА XIII-XIV, 48б; б҃гословѩщюю многымъ бесѣдованиѥмь (δογματίζοντες) Там же, 266а; Довлѣю(т) вѣща речена˫а о б҃зѣ. не предлежи(т) бо ми б҃ословити. но о пло(т)стѣмь вспри˫атьи о х(с)вѣ смотреньи и сшествии. ГБ XIV, 6г.

2. Прославлять, восхвалять бога:

х(с)ъ же по обоему е(с) б҃ъ и чл҃вкъ. ово оубо сыи присно. на(с) же ради быва˫а послѣже. изрѩднѣе первѣе б҃ословити. ГБ XIV, 53б.

3. Объявлять:

такоже и въ Иер(с)лмьскоую цр҃квь б҃ословимъ, новаго Гаи˫а цр҃квь повелѣ именовати. (ϑεσπῖσας) ГА XIII-XIV, 143б.

4. Благословлять:

радуисѩ ст҃а˫а тр҃це. и сп҃си ѥлико правѣ б҃ословѩща˫а. и сп҃си же ни ѥдиномоу погибнути. ГБ XIV, 132в.

Полезные сервисы