Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

брюллов

Грамматический словарь

Брюлло́в ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

БРЮЛЛОВ

Фамилия немецкого происхождения. Братьям-живописцам Карлу и Александру Брюлло (Brullo) в 1822 г. было вменено высочайшим декретом русское написание Брюллов.(Э)

Сканворды для слова брюллов

- Современники по праву называли этого русского живописца Карлом Великим.

- Русский художник, автор картины «Последний день Помпеи».

- Русский художник, автор картины «Всадница».

- Какой художник выкупил из крепостной зависимости Тараса Шевченко?

- Аделаида Демулен утопилась в водах Тибра от неразделённой любви к этому русскому художнику.

- В 1828 году он начал писать «Отважного маленького вольтижёра» и работал над картиной целых 2 года.

- Позируя ему, дочери коннозаводчика Шишмарёва облачились в амазонок.

- На своей картине «Итальянский полдень» он изобразил сбор винограда.

Полезные сервисы

брюллов александр павлович

Энциклопедический словарь

Брюлло́в Александр Павлович (1798-1877), российский архитектор, представитель позднего классицизма. Брат К. П. Брюллова. Здания бывшего штаба гвардейского корпуса (1837-43) на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, Пулковской обсерватории (1834-39); в ряде работ использовал стилистику готической архитектуры.

* * *

БРЮЛЛОВ Александр Павлович - БРЮЛЛО́В Александр Павлович (1798-1877), русский архитектор, рисовальщик, акварелист. Представитель позднего классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). Брат К. П. Брюллова (см. БРЮЛЛОВ Карл Павлович). Здания бывшего штаба гвардейского корпуса (1837-43) на Дворцовой пл. в Санкт-Петербурге, Пулковской обсерватории (1834-39); в ряде работ использовал стилистику готической (см. ГОТИКА) архитектуры.

Большой энциклопедический словарь

БРЮЛЛОВ Александр Павлович (1798-1877) - российский архитектор, представитель позднего классицизма. Брат К. П. Брюллова. Здания бывшего штаба гвардейского корпуса (1837-43) на Дворцовой пл. в Санкт-Петербурге, Пулковской обсерватории (1834-39); в ряде работ использовал стилистику готической архитектуры.

Полезные сервисы

брюллов карл павлович

Энциклопедический словарь

Брюлло́в Карл Павлович (1799-1852), российский живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. В 1823-35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человека («Вирсавия», 1832), драматической напряжённостью образов («Последний день Помпеи», 1830-33), реалистическими тенденциями, тонким психологизмом (портрет М. Ланчи, 1851, автопортрет, 1848). Блестящий мастер парадного портрета («Всадница», 1832).

К. П. Брюллов.

* * *

БРЮЛЛОВ Карл Павлович - БРЮЛЛО́В Карл Павлович (1799-1852), русский живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова (см. БРЮЛЛОВ Александр Павлович) . В 1823-35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) струю романтизма (см. РОМАНТИЗМ) , жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человека («Вирсавия», 1832), драматической напряженностью образов («Последний день Помпеи», 1830-33), реалистическими тенденциями, тонким психологизмом (портрет М. Ланчи, 1851, автопортрет, 1848). Блестящий мастер парадного портрета («Всадница», 1832).

* * *

БРЮЛЛО́В Карл Павлович [12 (23) декабря 1799, Санкт-Петербург - 23 июня 1852, Марчано, близ Рима], российский художник. Наряду с А. А. Ивановым (см. ИВАНОВ Александр Андреевич) - наиболее известный мастер русского изобразительного искусства романтизма.

Раннее творчество. Брюллов в Италии

Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву, Брюллов учился в Академии художеств (1809-21) у А. И. Иванова (см. ИВАНОВ Андрей Иванович) и А. Е. Егорова (см. ЕГОРОВ Алексей Егорович). Выехав в Италию как пенсионер Общества поощрения художеств, жил и работал там в 1823-35. Впечатления «полуденного края», его природы и искусства помогли молодому Брюллову претворить опыт академического классицизма, учебного копирования антиков в живые образы, полные чувственного обаяния. Уже для ранних картин художника характерны виртуозный рисунок и композиция, эмоциональный, теплый колорит («Итальянский полдень», 1827, Русский музей; «Вирсавия», 1832, Третьяковская галерея). Он выступает и как мастер светского портрета, превращая натурный мотив в образец райски идиллической гармонии [«Всадница (Дж. и А. Паччини)», 1832, там же].

«Последний день Помпеи»

Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном «Последний день Помпеи». Результатом становится величественная «картина-катастрофа» (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Жерико (см. ЖЕРИКО Теодор), У. Тернера (см. ТЕРНЕР Уильям) и др.) - произведений, возникающих по мере того, как череда политических потрясений, вызванных начальным сейсмическим импульсом Великой французской революции, охватывает разные страны Европы. Трагический пафос картины усиливается бурной пластической экспрессией фигур и резкими светотеневыми контрастами. Брюллову удалось изобразить охваченную единым порывом толпу граждан в роковой момент ее исторического бытия, создав тем самым первый пример той многофигурной исторической картины-итога, которую вся русская живопись 19 века осознавала в качестве своей сверхзадачи.

«Последний день Помпеи» производит фурор - как на родине мастера, так и за рубежом. В Италии и Франции картину приветствуют как первый триумф русской художественной школы. Н. В. Гоголь посвящает ей одноименную восторженную статью (1834), назвав ее «полным, всемирным созданием», где «все отразилось», - отразилось в образе «сильных кризисов, чувствуемых целой массой». Политический заряд «Помпеи» чутко ощутил и А. И. Герцен («Новая фаза русской литературы», 1864).

Восточные мотивы

Другие большие исторические замыслы Брюллова, с помощью которых он мечтал повторить успех «Помпеи», остаются неосуществленными или осуществленными лишь частично (эскиз «Нашествие Гензериха на Рим», 1833-35, Третьяковская галерея). В 1835, по пути из Италии на родину, он создает зарисовки Восточного Средиземноморья, сочетающие мечтательный лиризм с тонкой археологической и бытовой наблюдательностью. Позже восточные мотивы оживают в картине «Бахчисарайский фонтан» (на сюжет поэмы А. С. Пушкина, 1849, Музей А. С. Пушкина, г. Пушкин) и примыкающих к ней набросках на гаремную тему.

Брюллов в России

Торжественно встреченный на родине как первый художник России, он, побуждаемый императором Николаем I, обращается к русскому прошлому. Но картина «Осада Пскова Стефаном Баторием» (1836-37, Третьяковская галерея) не стала новым шедевром, поскольку в ней не удалось достичь убедительного композиционного и идейного единства военной и церковной истории. Художник с увлечением берется за монументально-декоративные проекты; антично-мифологические мотивы обретают полнокровную жизненность в эскизах росписей Пулковской обсерватории, прежде всего, в композиции «Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом» (Третьяковская галерея). Этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора (1843-48) проникнуты внутренней силой и величием, однако и здесь, как в Пулкове, конечные результаты (исполненные при участии П. В. Басина и других) оказываются значительно холоднее исходного замысла. Гораздо задушевнее многие малые вещи Брюллова, например, акварели к произведениям Александра Дюма-отца и других авторов (в том числе к «Арапу Петра Великого» А. С. Пушкина, 1847-49, Третьяковская галерея), - их иронический лад предвосхищает стилистику «Мира искусства».

Портреты

Портрет остается той областью, где талант Брюллова царствует полновластно и блистательно. Он по-прежнему пишет бравурные светские портреты, впечатляющие своими сильными красочными и композиционными эффектами («Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А. Паччини», около 1842, Русский музей). Иное, созерцательно-спокойное настроение доминирует в образах людей искусства, более сдержанных по колориту, который как бы мерцает изнутри формы, подчеркивая духовную значительность моделей («Поэт Н. В. Кукольник», 1836; «Скульптор И. П. Витали», около 1837, оба - в Третьяковской галерее; «В. А. Жуковский», 1837-38, Киевский музей Т. Г. Шевченко; «И. А. Крылов», 1839, «А. Н. Струговщиков», 1840, оба - в Третьяковско٠галерее). К данному циклу примыкает и «Автопортрет» (1848, Третьяковская галерея), написанный теплым тоном и легкой кистью, но проникнутый настроениями глубокой меланхолии, усталости и нездоровья.

С 1849 Брюллов, слабея от болезни, живет на о. Мадейра, а с 1850 - в Италии. И в последний период своей жизни мастер создает экспрессивные, полные тонкой духовной грации портреты («Археолог М. Ланчи», 1851, Третьяковская галерея; неоконченная картина «Дж. Титтони в образе Жанны д`Арк», 1852, частное собрание, Рим), согретые поэтичным юмором зарисовки народного быта.

Влияние

Будучи профессором Академии художеств (см. АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ (Санкт-Петербург)) в 1836-49, Брюллов оказал большое воздействие на русское изобразительное искусство и как педагог. Однако непосредственные представители брюлловской школы (Я. Ф. Капков, П. Н. Орлов, А. В. Тыранов, Ф. А. Моллер и др.), сами по себе интересные мастера жанровой и религиозной картины, а также портрета, в целом лишь продолжали стилистику учителя, ничем существенным последнюю не обогатив. К романтической школе Брюллова примыкал как художник и Т. Г. Шевченко (см. ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич), который тоже был его учеником.

Большой энциклопедический словарь

БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799-1852) - российский живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. В 1823-35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человека ("Вирсавия", 1832), драматической напряженностью образов ("Последний день Помпеи", 1830-33), реалистическими тенденциями, тонким психологизмом (портрет М. Ланчи, 1851, автопортрет, 1848). Блестящий мастер парадного портрета ("Всадница", 1832).БРЮЛЛОВ Карл Павлович БРЮМЕР (франц. brumaire - от brume - туман), 2-й месяц (22/23 октября-20/21 ноября) французского республиканского календаря (1793-1805).

Энциклопедия Кольера

К. П. Брюллов. Автопортрет. 1848 г.

Полезные сервисы

брюллов, карл павлович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

К.П. Брюллов. Автопортрет.

К.П. Брюллов. Автопортрет.

БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799 - 1852), российский живописец и рисовальщик. В 1823 - 35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма. Произведения отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человеческого тела ("Вирсавия", 1832), драматической напряженностью образов ("Последний день Помпеи", 1830 - 33), тонким психологизмом ("М. Ланчи", 1851). Блестящий мастер парадного портрета ("Всадница", 1832).

К.П. Брюллов. Семья итальянца. 1830. Акварель.

К.П. Брюллов. "Семья итальянца". 1830. Акварель.

Полезные сервисы

брюлловский

Орфографический словарь

брюлло́вский (от Брюлло́в)

Полезные сервисы

брюлловы

Гуманитарный словарь

БРЮЛЛО́ВЫ (фон Брюлло) - петерб. семья художников и архитекторов. Родоначальник - акад. орнамент. скульптуры, немец с франц. фамилией Brulleau. Его сыновья:

Ал-др Пав. (1798-1877) - проф. архитектуры АХ, рисовальщик, акварелист. Род. в Пб. в семье акад. орнамент. скульптуры. В 1809 вместе с братом Карлом принят в АХ. После окончания АХ в 1821 направлен в Италию. Член.-корр. Франц. Ин-та архитектуры, д. чл. Миланской АХ и Королевского Ин-та архитектуры, акад. Один из первых мастеров романтизма в рус. архитектуре. Работы 30-х гг. в СПб. и его окрестностях: загородный дом гр. Самойловой в Славянке ок. Павловска (1831), костел в имении кн. Витгенштейна Дружноселье ок. Гатчины (1834) - решены с использованием мотивов античного зодчества. Б. создал готическую правосл. церковь в Шуваловском парке ок. Парголова (1831) и романскую кирху Св. Петра на Невском пр-те, устроил Михайловский т-р (ныне Малый т-р оперы и балета им. М. П. Мусоргского). Б. победил в конкурсе проектов Пулковской обсерватории. В 1837 построил штаб Гвардейского корпуса, оформив вост. границу Дворцовой площади; принимал участие в отделке залов Зимнего (1838) и Мраморного (1845-49) дворцов в неоренессансе, неоготике и помпейском стиле, иногда соединяя эл-ты разных стилей в одном интерьере (Александровский зал Зимнего дворца). Особый интерес представляет собств. дача Б. в Павловске - редчайший образец дачной романтич. архитектуры (1840-е гг.). Творчество Б. отразило переходный этап в развитии рус. зодчества 19 в., объединив худож. концепции классицизма и романтич. стилизаторство.

Лит.: Оль Г. А. Александр Брюллов. Л., 1983.

Карл Пав. (1799-1852) - худ., проф. живописи. В возрасте 10 лет вместе со старшим братом А. Брюлловым поступил в АХ, где занимается под рук-вом А. Е. Егорова, А. И. Иванова, В. К. Шебуева, И. П. Мартоса. В 1821 получил зол. медаль за картину "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского". Среди ранних работ также - полотно "Нарцисс" (1819). В 1822 направлен в Италию на средства Об-ва поощрения художников. По повелению имп. его фам. "Брюлло" изменена на "Брюллов". В Риме познакомился с Ф. А. Бруни, работал в мастерской Б. Торвальдсена. Для АХ выполнил копию "Афинской школы" Рафаэля; создал ряд полотен, посв. Италии: "Итал. утро" (1823), "Эрминия у пастухов" (1824), "Сатир и вакханка" (1824), "Итал. полдень" (1828), "Вирсавия" (1830). Светлый колорит, создающий впечатление ничем не омрач. радости жизни, передача ярких человеч. чувств, эмоциональность приближают полотна Б. к романтизму. Художник отступает от канонов академич. живописи, стремясь к естественности изображения. В 1823-33 по заказу А. Демидова Б. создал полотно "Последний день Помпеи", где проявил себя в этой работе как сильнейший колорист и рисовальщик, передав динамикой движения переживания охвач. ужасом людей. Идеальность представл. типов, характер построения композиции сближают работу Б. с классицизмом, но напряженность, динамика картины выводят ее за рамки академич. живописи. Картина была высоко оценена в Италии. Глава итал. художеств. школы Камуччини объявил Б. художником-колоссом, В. Скотт назвал полотно эпопеей. В 1834 картина была перевезена в Россию, где также имела успех. В 1835 Б. вернулся в Пб., с 1836 проф. АХ. В Казанском соборе им создан большой запрестольный образ "Взятие Божией Матери на небо"; в Сергиевской пустыни образ "Св. Троица". В 1842 приступил к большой работе в Исаакиевском соборе. Роспись плафона с изображением молящейся Богоматери (800 м) начата Б. и закончена Васиным. Нек-рые работы Б. относятся к жанру ист. живописи: "Смерть Инессы де Кастро", "Осада Пскова" (не закончена). Проявил себя как выдающийся портретист: "Всадница" - портрет Джиованнины Пачини (1832), портреты В. А. Перовского (1837), Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини (ок. 1839), И. А. Крылова (1839), автопортрет (1848). Последние годы Б. провел на острове Мадера и в Италии; похоронен в Риме.

Лит.: Карл Брюллов: (Альбом / Авт.-сост. М. М. Ракова). М., 1988; Леонтьева Г. К. Карл Брюллов. 2-е изд. Л., 1983; Порудоминский В. И. Брюллов. М., 1979; Корнилова А. В. Карл Брюллов в Пб. Л., 1976; Ацаркина Э. Н. Карл Павлович Брюллов. М., 1963; К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. М., 1961.

Ник. Фед. (1826-1885) - академик и проф. архитектуры (1864), племянник А. и К. Брюлловых. Гор. архитектор СПб. Автор разнообр. жилых, обществ. и промышл. зданий; прекрасно владел всеми ист. формами. Сохранились роскошные интерьеры (1870-е гг.) в особняке гос. секретаря А. Половцева (ныне - Дом архитектора в СПб.).

К. П. Брюллов. Худ. В. А. Тропинин

К. П. Брюллов. Худ. В. А. Тропинин

Полезные сервисы