I м.
Мужское имя.
II м.
Народное название дня 13 марта как приметного для земледельцев; Василий-капельник.
I м.
Мужское имя.
II м.
Народное название дня 13 марта как приметного для земледельцев; Василий-капельник.
ВАСИЛИЙ I (1371-1425) - великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. Присоединил к Московскому Великому княжеству Нижний Новгород, Муром, Вологду и земли коми. Боролся с Великим княжеством Литовским и Золотой Ордой.
ВАСИ́ЛИЙ (в иночестве Варлаам) (16 в.) - др.-рус. писатель. Священник в Пскове. В 1547 написал Житие Евфросина Псковского на осн. б. раннего произв. и монастырских записок. Впоследствии оно было включено в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария. В 1550-52 для Минеи им было написано Житие псков. кн. Всеволода-Гавриила. В Вел. Минеи-Четьи вошла созданная В. ред. Жития Александра Невского. В 1555 В. жил в Крыпецком мон., где по монастырским преданиям писал Житие Саввы Крыпецкого. В 1557-64 постригся там же, приняв имя Варлаам. В 1558-65 В. составил Житие Нифонта, епископа Новгор., основателя Псков. Спасо-Мирожского мон. (12 в.); Житие Никиты Новгородского; Житие Исидора Юрьевского (все на основе ранее существовавших произв.). В 1565 В. написал "Сказание об иконе Знамения Богородицы Мирожской". Помимо житий В. принадлежит ряд служб. К произв. своих предшественников В. добавлял фактич. мат-л, риторич. отступления, похвалы. Нередко за недостатком сведений о святом добавлял целые фрагменты из подходящих по типу житий: произв. Епифания Премудрого, Пахомия Логофета, княж. житий Федора Ростиславича Ярославского, Михаила Черниговского, "Повести о житии Александра Невского". Принадлежал к кругу писателей, составлявших при митрополите Макарии Вел. Минеи-Четьи, строго следовал сложившемуся здесь канону, ориентиров. в осн. на произв. Пахомия Логофета.
Лит.: Пов. о нач. и основании псковского Печерского монастыря. М., 1831. С. 45-66; Ключевский В. Др.-рус. жития святых как ист. источник. М., 1988.
ВАСИЛИЙ, -я, м..
1. То же, что ВАСЯ, 1., 2.
2. (или василий алибабаевич). Мужской половой орган.
Василий Алибабаевич - имя одного из героев популярного фильма «Джентльмены удачи».
царь; Василей; Васильюшка, Василька, Василёк, Василько, Вася, Васёна, Васюня, Васюра, Сюра, Васюта, Сюта, Васюха, Васюша, Васяй, Васяня, Васята, Васяха, Васяша
-я, м.; прост. Василе́й2, -я.
Отч.: Васи́льевич, Васи́льевна; разг. Васи́льич.
Производные: Васи́льюшка; Васи́лька; Василёк; Василько́; Ва́ся; Васёна (Васёня); Васю́ня; Васю́ра; Сю́ра; Васю́та; Сю́та; Васю́ха; Васю́ша; Вася́й; Вася́к(а); Ва́ка; Вася́ня (Вася́на); Вася́та; Вася́ха; Вася́ша.
[От греч. basileus - царь.]
† 14 янв., 12 февр., 14 февр., 19 февр., 23 февр., 3 марта, 13 марта, 15 марта, 17 марта, 20 марта, 4 апр., 5 апр., 8 апр., 25 апр., 9 мая, 12 мая, 13 мая, 19 мая, 23 мая, 5 июня, 21 июня, 23 июня, 3 июля, 14 июля, 16 июля, первое воскресенье после 12 июля (Петрова дня), 19 июля, 28 июля, 15 авг., 24 авг., 11 окт., 15 окт., 8 нояб., 13 нояб., 11 дек.
-я, муж.; прост. к Василей, -я.
Отч.: Васильевич, Васильевна; разг. Васильич.
Производные: Васильюшка; Василька; Василёк; Василько; Вася; Васёна (Васёня); Васюня; Васюра; Сюра; Васюта; Сюта; Васюха; Васюша; Васяй; Васяк(а); Вака; Васяня (Васяна); Васята; Васяха; Васяша.
Происхождение: (От греч. basileus - царь.)
Именины: 14 янв., 12 февр., 14 февр., 19 февр., 23 февр., 3 марта, 13 марта, 15 марта, 17 марта, 20 марта, 4 апр., 5 апр., 8 апр., 25 апр., 9 мая, 12 мая, 13 мая, 19 мая, 23 мая, 5 июня, 21 июня, 23 июня, 3 июля, 14 июля, 16 июля, первое воскресенье после 12 июля (Петрова дня), 19 июля, 28 июля, 15 авг., 24 авг., 11 окт., 15 окт., 8 нояб., 13 нояб., 11 дек.
Васи́лий, -я, муж.
прост. Василей
От греч. basileus - царь
отч. Васи́льевич, Васи́льевна; разг. Васи́льич
Производные: Васи́льюшка, Васи́лька, Василёк, Василько́, Ва́ся, Васёна (Васёня), Васю́ня, Васю́ра, Сю́ра, Васю́та, Сю́та, Васю́ха, Васю́ша, Вася́й, Вася́к(а), Ва́ка, Вася́ня (Вася́на), Вася́та, Вася́ха, Вася́ша
Именины: 14.01, 12.02, 14.02, 19.02, 23.02, 03.03, 13.03, 15.03, 17.03, 20.03, 04.04, 05.04, 08.04, 25.04, 09.05, 12.05, 13.05, 19.05, 23.05, 05.06, 21.06, 23.06, 03.07, 14.07, 16.07, первое воскресенье после 12.07 (Петрова дня), 19.07, 28.07, 15.08, 24.08, 11.10, 15.10, 08.11, 13.11, 11.12
Верховный правитель, царь, царский, царственный (греч.).
14 (1) января - мученик Василий и архиепископ КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ, # 379 г. => святитель Василий Великий, епископ Кесарии Каппадокийской.
12 февраля (30 января) - ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО => святитель Василий Великий.
14 (1) февраля - святитель Василий исповедник, архиепископ Солунский.
19 (6) февраля - мученик Василий.
23 (10) февраля - святитель Василий, епископ Новгородский (Рус.).
3 марта (18 февраля) - праведный Василий.
13 марта (28 февраля) - преподобный Василий, исповедник.
15 (2) марта - преподобномученик Василий Мирожский, Псковский (Рус.).
17 (4) марта - благоверный князь Василий (Василько) Ростовский (Рус.).
20 (7) марта - священномученик Василий, епископ Херсонесский (Рус.).
4 апреля (22 марта) - священномученик Василий, пресвитер Анкирский.
5 апреля (23 марта) - праведный Василий Мангазейский (Рус.).
8 апреля (26 марта) - преподобный Василий Новый.
25 (12) апреля - епископ ПАРИЙСКИЙ, # после 754 г. => святитель Василий исповедник, епископ Парийский.
9 мая (26 апреля) - священномученик Василий, епископ Амасийский.
12 мая (29 апреля) - святитель Василий, епископ Захолмский (Серб.).
13 мая (30 апреля) - священномученик Василий, епископ Амасийский (обретение мощей).
19 (6) мая - мученик Василий.
23 (10) мая праведный Василий Мангазейский (Рус.) (перенесение мощей).
5 июня (23 мая) - благоверный князь Василий (Василько) Ростовский (Рус.) и благоверный князь. Василий Ярославский (Рус.).
21 (8) июня - благоверный князь И. Ярославский (Рус.) (обретение мощей).
23 (10) июня - святитель Василий, епископ Рязанский (Рус.) (обретение мощей).
3 июля (22 июня) - преподобный Василий, игумен Наталарский.
16 (3) июля - святитель Василий, епископ Рязанский (Рус.) и благоверный князь Василий Ярославский (Рус.).
В первое воскресение после 12 июля (29 июня), Петрова дня (переходящие празднование) - преподобный Василий Соколонский (Рус.)
14 (1) июля - преподобный Василий.
16 (3) июля - блаженный Василий Сольвычегодский (Рус.).
19 (6) июля - мученик Василий.
28 (15) июля - равноапостольный великий князь Владимир, во святом крещении Василий (Рус.).
15 (2) августа - мученик Василий Римский и МОСКОВСКИЙ чудотворец, # 1557 г. => блаженный Василий, Христа ради юродивый (Рус.).
24 (11) августа и 11 октября (28 сентября) - преподобномученик Василий Печерский (Рус.).
15 (2) октября - мученик Василий Казанский (Рус.).
8 ноября (26 октября), 13 ноября (31) октября и 11 декабря (28 ноября) - мученик Василий .
- Имя русского царя Шуйского.
- ... Алибабаевич - «джентльмен удачи».
- Тракторист из мультфильма «Возвращение блудного попугая».
- Имя русского поэта Жуковского.
- Имя шахматиста Смыслова.
- Кличка мультипликационного котёнка с улицы Лизюкова.
- Имя актёра Ливанова.
- Имя Шукшина.
- Имя Чапаева.
- Имя последнего представителя рода Рюриковичей на российском престоле.
- Привратник из сказки Маршака «Кошкин дом».
- Это «царское» имя, пришедшее из Византии, носили три великих князя московских.
- Мужское имя.
- Имя русского историка Ключевского.
- Имя советского писателя Аксёнова.
- Имя советского снайпера Зайцева.
- Имя художника Верещагина.
- Сын Сталина.
- Говорящий кот из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
- Модель стула из гнутых трубок во всём мире известна под этим именем, хотя придумал её Марсель Бройер, а Кандинский лишь похвалил дизайн.
- Имя русского поэта Тредиаковского.
- Имя русского писателя Слепцова.
- Имя советского писателя Ардаматского.
- Имя русского живописца Шебуева.
- Картина Николая Неврева «Дед ...».
- Имя русского живописца Тимма.
- Имя русского художника Матэ.
- Имя украинского шахматиста Иванчука.
- Этот святой на Руси считался покровителем свиней.
- Персонаж оперы Сергея Слонимского «Виринея».
- Персонаж пьесы Александра Островского «Красавец мужчина».
- Персонаж пьесы Александра Островского «Последняя жертва».
- Персонаж пьесы Александра Островского «Бешеные деньги».
- Имя Жадова из пьесы Александра Островского «Доходное место».
Василий I - I
Македонянин (около 836 - 886), византийский император с 867. Из крестьян фемы Македония. Основатель Македонской династии. Вёл борьбу против арабов на востоке империи и в Италии. Подавил движение павликиан. Издал Прохирон, занимался подготовкой Эпанагоги.
II
(1371-1425), великий князь московский (с 1389). Сын великого князя Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны. По завещанию отца стал великим князем без санкции Золотой Орды. Женился на дочери Витовта Софье. В 1392 получил от хана Тохтамыша за большие дары Нижний Новгород, Муром, Городец и др. В 1397-1398 захватывал у Новгорода Двинскую землю. Присоединил к Москве Вологду, Волок Ламский, Бежецкий Верх, Великий Устюг, земли коми (Малая Пермь). При нём Московское великое княжество было разорено Едигеем (1408).
Васи́лий I (13711425), великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. Присоединил к Московскому Великому княжеству Нижний Новгород, Муром, Вологду, земли коми.
ВАСИ́ЛИЙ I (1371-1425) - вел. кн. Владимирский и Московский (с 1389), ст. сын вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского. 2 года провел в Зол. Орде в качестве заложника. Продолжал политику объединения земель вокруг Москвы: присоединил Нижегородское и Муромское кн-ва, Волок-Ламский, Торжок, Бежецкий Верх, Вологду и др.
ВАСИЛИЙ I (1371 - 1425), великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. В 1392 получил в Золотой Орде ярлык на Нижний Новгород, Муром, Городец, Тарусу и Мещеру. В 1395 защищал южную границу княжества от вторжения войск Тимура. В 1397 - 98 владел Двинской землей. Воевал с Великим княжеством Литовским.
ВАСИЛИЙ I Дмитриевич - ВАСИ́ЛИЙ I Дмитриевич (1371-1425), московский великий князь с 1389 года, старший сын Дмитрия Ивановича Донского (см. ДМИТРИЙ Донской) и великой княгини Евдокии, дочери суздальского великого князя Дмитрия Константиновича. Продолжал объединение русских земель; в 1392 году присоединил к Москве Нижегородское и Муромское княжества, в 1397-1398 годах - Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли коми. При Василии I Дмитриевиче продолжался процесс становления поместного землевладения. С усилением власти великого князя происходило изъятие из ведения бояр-вотчинников части судебных дел, передача их в руки великокняжеских наместников и волостелей. Пытаясь предотвратить опасность со стороны Золотой Орды, Василий I Дмитриевич вступил в союз с Литвой (1392), который оказался непрочным, так как князь Витовт в 1403-1404 годах захватил Вязьму и Смоленск. После разгрома в 1391 и 1395 годах Золотой Орды Тимуром московский князь отказался от уплаты дани татарам. После нашествия Едигея в 1408 году Василий I был вынужден возобновить выплату дани Орде.
ВАСИЛИЙ I Македонянин - ВАСИ́ЛИЙ I Македонянин (836? - 28 августа 886, Константинополь), византийский император, основатель так называемой Македонской династии (см. МАКЕДОНСКАЯ ДИНАСТИЯ); с 26 мая 866 соправитель императора Михаила III (см. МИХАИЛ III), единолично правил с 23 сентября 867.
Происходил из македонских крестьян - переселенцев из Армении, время его рождения неизвестно. Последующая официальная историография изрядно потрудилась над составлением легенд, окруживших его появление в столице и последовавшую затем головокружительную карьеру на службе у Михаила III - от простого конюха до соправителя императора.
Правление Василия I, начавшееся с убийства законного монарха, открыло собой двухвековую историю Македонской династии, при которой Византийская держава достигла наивысшего могущества. Предпосылки к этому были заложены еще в середине 9 века. Василий Македонянин проявил себя очень способным правителем, деятельным и решительным. Его активная политика на Западе не смогла удержать Сицилию, покорение которой мусульманами становилось делом времени, но сохранила за империей ее южно-итальянские владения. В 876 к византийцам перешел город Бари, отвоеванный незадолго перед тем у арабов, было укреплено влияние империи на западно-балканских землях и в Далмации, фактически отложившейся в 820-е гг. В западных делах Василий активно сотрудничал с франкским императором Людовиком II, на дочери которого одно время думал женить своего сына Константина.
Восточная политика Василия выявила те тенденции, которые будут доминировать в ней в 10 веке: целеустремленность - завоевал Самосату, Запетру, Мелитину, дойдя до Евфрата, причем император не раз лично участвовал в походах, деля с воинами все тяготы войны. В конце жизни Василий завязал контакты с армянами, возможными союзниками против арабов, заключив дружественный договор с основателем династии Багратидов, Ашотом (885).
Оживленная законодательная деятельность времени Василия отразила черты наступавшей новой эпохи, востребовавшей наследие юстиниановой монархии. Сборник законов «Эпанагога (см. ЭПАНАГОГА)» официально утвердил возврат к идеям имперского универсализма, сформулировав принцип «сохранять имеющиеся блага, возвращать утраченные, добывать отсутствующие». Имперскими юристами была проведена огромная работа по пересмотру Кодекса Юстиниана (см. КОДЕКС ЮСТИНИАНА) , послужившая основой для «Василик», изданных уже при Льве VI (см. ЛЕВ VI Мудрый).
Столь же активно действовал Василий в церковных делах. Буквально через день после прихода к власти был низложен патриарх Фотий (см. ФОТИЙ (патриарх)) и вновь поставлен Игнатий, что способствовало восстановлению отношений с Римом. При Василии состоялся последний из признаваемых обеими церквями Вселенских соборов - VIII (III Константинопольский; 869-870), подтвердивший решения предыдущего и санкционировавший поставление Игнатия. Папа примирился с императором и неоднократно призывал его в Италию для обороны Рима от набегов арабов.
Василий беспощадно расправился с остатками иконоборчества и с ересью павликиан (см. ПАВЛИКИАНЕ), некогда пользовавшихся покровительством Исаврийцев. В походах 871-872 византийские войска разгромили павликианское государство Тефрику, которое занимало почти всю Малую Азию и было очень агрессивно по отношению к империи.
Хронисты отмечают огромную строительную деятельность Василия I в столице: количество новых храмов исчислялось десятками.
Любимый сын Василия, Константин, умер при жизни отца, наследником стал второй его сын, Лев (венчан соправителем уже в 870), с которым у императора никогда не было хороших отношений.
Васи́лий I Македонянин (около 836 886), византийский император с 867. Из крестьян. Основатель Македонской династии. Вёл борьбу против арабов на востоке империи и в Италии. Подавил еретическое движение павликан. Издал Прохирон практическое руководство для судей и занимался подготовкой на его основе нового руководства Эпанагоги.
ВАСИЛИЙ I Македонянин (ок. 812-886), византийский император, выходец из обосновавшейся в Македонии крестьянской (по-видимому, армянской) семьи. Оказавшись в молодости при дворе, Василий сделал карьеру от конюха до наперсника Михаила III, третьего императора из Аморийской династии, назначившего его паракимоменом (постельничим). Опасаясь происков кесаря Варды, видного вельможи и дяди Михаила, 21 апреля 866 Василий убил Варду по велению императора, в глазах которого сам же Василий его и опорочил. 26 мая того же года Михаил усыновил Василия и сделал его соимператором, а в ночь с 23 на 24 сентября 867 Василий убил Михаила и стал править единолично. На Востоке Василий продолжил войну с арабами, некоторые успехи сопутствовали византийцам как в области Евфрата, так и на юго-востоке Малой Азии. Предпринимались попытки отразить арабскую экспансию на Адриатике и в южной Италии, однако в 878 арабы все же овладели Сиракузами. Желая обрести союзников, Василий искал сближения с франкским королем Людовиком II и с римскими папами. Во внутренней политике Василию достался в наследство нескончаемый церковный спор, затрагивавший как проблему отношений Рима с Константинополем, так и вопрос о том, в чью сферу влияния попадут новые области миссионерской деятельности - Моравия и Балканы. В 867 Василий сместил патриарха Фотия, тесно связанного с режимом Михаила III, и вновь назначил Игнатия, бывшего патриархом до Фотия. Этим Василий надеялся расположить к себе как Рим, так и сторонников Игнатия. Однако в 877 он вновь сместил Игнатия и восстановил Фотия. Значительным событием религиозной жизни явился осуществленный ок. 872 разгром движения павликиан на востоке Малой Азии. Василий начал правовую реформу, завершившуюся уже в годы правления его сына Льва VI изданием сборника законов, известного как Василики (Царские книги). При Василии вышло пособие по праву, названное Прохирон (Подручный закон), а также Эпанагога (Повторение закона), исправленное издание Прохирона. Несмотря на свое происхождение, Василий полностью усвоил императорскую традицию и стал основателем знаменитой Македонской династии. Умер Василий на охоте 29 августа 886.
ЛИТЕРАТУРА
Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997
Василий I Македонянин
(ок. 836 - 886 гг.) император, основатель македонской династии
Чтобы царство свое сохранять в добродетели, что делать другим запрещаешь, сам никогда не делай: страшно подданным узнавать о злодеяниях власти.
От вина утомленный ум становится подобен плохому конюху, который не может повернуть колесницу: сам дергается, коня туда и сюда задергал, и видящих то забавляет; так у страдающего от вина всегда есть потребность в нем, и душа его пребывает в грехе.
Без труда ты сделаешь другом кого захочешь, стоит только хорошее нечто сказать о нем, когда его нет при том разговоре, о котором много желающих ему сообщить. Началу дружбы способствует похвала, началу вражды - порицание.
Если закона нет, то примером своим подвластным служи - и неизбывную память оставишь о своем правлении.
Не так согрешает обидчик, как тот, кто обиду допустит.
Из тех, кто рядом с тобою, поощряй не тех, кто все, что ты сделал, превозносит, но тех, кто сурово бранит тебя за твои ошибки.
Бесполезны труды такого врача, который больного не вылечит, и суетно то философское слово, которому не исцелить душевных страданий.
Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь все.
Василий II - I
Болгаробойца (958-1025), византийский император с 976; из Македонской династии. Подавил восстание малоазийской знати 976-979 (во главе с Вардой Склиром) и 987-989 (во главе с Вардой Фокой, вступившим в сговор со Склиром). В 995 совершил успешный поход в Сирию против Фатимидов; захватил часть грузинских и армянских земель. Покорил Болгарию (отсюда прозвище) в 1018. Выдал сестру Анну замуж за киевского князя Владимира I.
II
Тёмный (1415-1462), великий князь московский (с 1425). Сын князя Василия I и Софьи Витовтовны, управлявшей княжеством совместно с митрополитом Фотием в годы малолетства Василия II. Одержал победу в войне (1425-1453) с удельными князьями Юрием Дмитриевичем, Василием Косым, Дмитрием Красным и Дмитрием Шемякой. Отверг Флорентийскую унию 1439 с католической церковью. Содействовал утверждению на Руси автокефальной церкви. Был в плену у казанского хана, освободился за большой выкуп. Ослеплён Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище Тёмный). Присоединил к Москве Нижегородское княжество, часть ярославских земель и др. Назначил соправителем своего сына Ивана III (не позже 1448).
ВАСИЛИЙ II Болгаробойца - ВАСИ́ЛИЙ II Болгаробойца (958, Константинополь - 15 февраля 1025, там же), византийский император с 963, самостоятельно правил с 983; из Македонской династии (см. МАКЕДОНСКАЯ ДИНАСТИЯ) . Престол унаследовал в раннем детстве, после смерти своего отца Романа II. Его соправителями были Никифор II Фока (см. НИКИФОР II ФОКА) и Иоанн I Цимисхий (см. ИОАНН I Цимисхий). В 983 Василий устранил всесильного временщика Василия Нофу и стал править совершенно самостоятельно.
Подавил восстание малоазийской знати 976-979 (во главе с Вардой Склиром (см. СКЛИР Варда)) и 987-989 (во главе с Вардой Фокой, вступившим в сговор со Склиром). В 988 Василий выдал свою сестру Анну замуж за великого князя Владимира Святославича (см. ВЛАДИМИР Святославич), который принял христианство и стал союзником императора в борьбе с мятежниками. В 991 Василий возобновил войну с Болгарией, начатую Цимисхием и к 1018 победоносно завершил ее. Из-за своей решительности и жестокости он и получил свое прозвище - Болгаробойца. Болгария была обращена в византийскую провинцию, но сохранила церковную самостоятельность.
Война в Болгарии поначалу отвлекла императора от серьезной опасности на восточных рубежах Империи, где Египет Фатимидов (см. ФАТИМИДЫ) серьезно угрожал сирийским владениям Византии. В 1009 халиф Хаким приказал разрушить христианские святыни - храмы на Голгофе и Гроба Господня в Иерусалиме, но Василий не защитил сирийцев. Лишь после подчинения болгар император лично возглавил борьбу против Фатимидов. Походы в Закавказье завершились присоединением к империи части Армении, причем оставшаяся территория была поставлена в вассальную зависимость от Византии. К концу правления Василия II Болгаробойцы Византия достигла наибольших размеров со времен Юстиниана Великого (см. ЮСТИНИАН I Великий). Скончался император во время подготовки к походу на сицилийских арабов, угрожавших владениям в Южной Италии.
В области внутренней политики император стремился сохранить традиционную фемную (см. ФЕМЫ) систему землевладения, так как она обеспечивала поступление налогов со всех земель. Для борьбы с попытками создания крупных землевладений был утвержден аллиленгий (букв. «взаимное ручательство») - закон, который обязывал богатых землевладельцев платить подати за разорившихся крестьян и запрещал присваивать крестьянские наделы. Указ же Никифора Фоки об ограничении роста монастырского землевладения был отменен глубоко религиозным Василием «как направленный к оскорблению и обиде не только церквей...но и самого Бога». Василий отличался целеустремленностью, весь свой образ жизни он посвятил защите интресов Империи, отказавшись от всякой внешней роскоши.
ВАСИЛИЙ II Болгаробойца (958-1025) - византийский император с 976; из Македонской династии. Подавил восстание малоазийской знати 976-979 (во главе с Вардой Склиром) и 987-989 (во главе с Вардой Фокой, вступившим в сговор со Склиром). В 995 совершил успешный поход в Сирию против Фатимидов; захватил часть грузинских и армянских земель. Покорил Болгарию (отсюда прозвище) в 1018. Выдал сестру Анну замуж за киевского князя Владимира I.
ВАСИЛИЙ II Болгаробойца (ок. 958-1025), византийский император, прозванный Болгаробойцей (греч. "Булгароктонос"). Василий и его младший брат Константин VIII, сыновья императора Романа II из Македонской династии, были коронованы в качестве соимператоров в 960. Когда 15 марта 963 Роман умер, Василий с Константином были признаны законными правителями, но из-за их несовершеннолетия при них состояли регенты-соимператоры - вначале Никифор II Фока, а затем Иоанн I Цимисхий. После смерти Цимисхия (1076) Василий начал постепенно забирать власть в свои руки, оттесняя могущественного паракимомена (постельничего), своего двоюродного деда по отцу, евнуха Василия. В то же время императору пришлось выдержать борьбу с мятежниками. Вначале это был Варда Склир, стратег фемы Месопотамия, угрожавший в 978 самому Константинополю, а когда к 980 его удалось оттеснить и обезвредить, против императора взбунтовался одолевший Склира Варда Фока. Лишь к 989 Василию удалось окончательно взять верх во внутренних смутах, и то во многом благодаря помощи, пришедшей из Киевской Руси, за что пришлось отдать в жены киевскому князю Владимиру сестру императора Анну - на условии принятия Русью христианства. Часть русских воинов осталась на византийской службе, сформировав ядро прославленной варяжской гвардии (в Византии их называли варангами). Для внутренней политики Василия была характерна резкая враждебность к могущественной земельной аристократии, обширные владения которой в Малой Азии представляли собой серьезную угрозу императорской власти. В то же время он поддерживал мелкого землевладельца, видя в нем основу благополучия и безопасности государства. В частности, Василий отменил закон, в силу которого по истечении 40 лет владения земля становилась собственностью владельца, ввел т.н. аллиленгий, т.е. обязанность крупного землевладельца вносить налоги за брошенные крестьянские наделы. Василий проводил активную внешнюю политику. Так, он покорил часть территории Армении и обеспечил возвращение под власть Византии остальной ее части; кроме того, ему удалось вытеснить из Сирии Фатимидов. На Балканах его главным достижением стало покорение, после долгой борьбы, могущественной Болгарской державы со столицей в Охриде (совр. западная Македония). В 1014 Василий после ряда кампаний сокрушил болгарскую армию при Беласице. По велению Василия византийцы ослепили все 15 тыс. взятых в плен воинов, оставив по одному глазу лишь одному из каждых ста пленников, чтобы те могли быть поводырями, и так отправили их к царю Самуилу (отсюда и появилось прозвище "Болгаробойца"). Зрелище было столь горестным, что Самуил, как сообщают, не смог его вынести и вскоре умер. К 1018 вся подвластная Самуилу территория стала частью Византийской империи.
Умер Василий 15 декабря 1025, и на трон взошел Константин VIII.
ЛИТЕРАТУРА
Византийские очерки. М., 1996
ВАСИ́ЛИЙ II Васильевич, "Тёмный" (1415-62) - вел. князь Московский (с 1425), сын Василия I и Софьи Витовтовны. Феод. война с дядей Юрием Звенигородским и его сыновьями (Василий Косой, Дмитрий Шемяка) за обладание великокняж. столом, в ходе к-рой Москва неск. раз переходила из рук в руки, а сам В. II взят в плен и ослеплен (1446, отсюда прозвище), закончилась победой В. II (окончательно - в 1452), поддержанного большинством бояр и нас. Москвы и ряда др. городов. Это способствовало усилению великокняж. власти и привело к ликвидации большинства уделов, но удельная система сохранилась и была вновь оформлена в духовной грамоте (завещании) В. II. При В. II произошел отказ от Флорентийской унии (1439), было положено начало автокефалии рус. Церкви (избрание митрополита Ионы собором рус. епископов в 1448), нашествия на Москву Улу-Мухаммеда (1436) и Мазовши (1451), нападение казанских татар (битва под Суздалем 1445 и пленение В. II), борьба с новг. боярством (Яжелбицкий мир 1456). Известия о В. II рисуют облик энергичного, мужественного человека, порывистого и нередко опрометчивого. От брака с дочерью боровского кн. Ярослава Марией (1433) В. II имел неск. сыновей, в т. ч. Ивана III.
Лит.: Зимин А. А. Витязь на распутье: Феод. война в России XV в. М., 1991.
Василий II Васильевич
ВАСИЛИЙ II Темный - ВАСИ́ЛИЙ II Васильевич Темный (1415-1462), московский великий князь с 1425 года, сын Василия I Дмитриевича (см. ВАСИЛИЙ I Дмитриевич). В княжение Василия II развернулась длительная междоусобная война (1425-53). Противником Василия II выступила коалиция удельных князей во главе с его дядей - галицким князем Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В ходе войны, осложненной одновременной борьбой с Казанью и Литвой, великокняжеский престол несколько раз переходил к галицким князьям, которых поддерживали Новгород и Тверь. Василий II был ослеплен (1446) Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище «Темный»), однако в конечном счете одержал победу в начале 1450-х годов. Василий II ликвидировал почти все уделы внутри Московского княжества, укрепил великокняжескую власть. В результате походов 1441-1460 годов усилилась зависимость от Москвы Суздальско-Нижегородского княжества, Великого Новгорода, Пскова и Вятки. По приказу Василия II митрополитом был избран русский епископ Иона (1448), что знаменовало провозглашение независимости русской церкви от константинопольского патриарха и укрепляло международное положение Руси.
ВАСИЛИЙ II ТЕМНЫЙ (1415-62) - великий князь московский с 1425. Сын Василия I. Одержал победу в войне с удельными князьями (1425-53). Ограничил самостоятельность Новгорода и Пскова. Ослеплен (1446) князем Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище).
Васи́лий II Тёмный (14151462), великий князь московский с 1425. Сын Василия I. Одержал победу в войне с удельными князьями (142553). Ограничил самостоятельность Новгорода и Пскова. Отверг унию православной и католической церквей, провозглашенную Флорентийским собором 1439. Ослеплён (1446) князем Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище).
Василий II Темный
ВАСИЛИЙ II ТЁМНЫЙ (1415 - 62), великий князь московский с 1425. Сын Василия I. Одержал победу над родственниками, претендовавшими на московский стол, в междоусобной войне 1425 - 53. В 1446 захвачен и ослеплен князем Дм. Шемякой (отсюда прозвище Темный). Присоединил к Москве Нижегородское княжество и часть ярославских земель. Стремился к утверждению на Руси автокефальной церкви.
Васи́лий III (1479-1533), великий князь московский, государь всея Руси (с 1505). Сын великого князя Ивана III и Софьи Палеолог. Уморил в тюрьме (1509) племянника Дмитрия Ивановича, венчанного Иваном III (1498) на великое княжение. Добился строгого подчинения удельных князей. Присоединил к Москве Псков (1510), отвоевал у короля польского и великого князя литовского Сигизмунда I Смоленск (1514), упразднил Рязанское великое княжество (1521). Под давлением иосифлян отказался от ограничения церковного и монастырского землевладения. Расторг брак с первой женой Соломонией Сабуровой (1525), женился на Елене Глинской.
ВАСИЛИЙ III (1479-1533) - великий князь московский с 1505. Сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521).
ВАСИЛИЙ III (1479 - 1533), великий князь московский с 1505. Сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521).
ВАСИЛИЙ III Иванович - ВАСИ́ЛИЙ III Иванович (1479-1533), великий князь московский с 1505, сын Ивана III Васильевича (см. ИВАН III Васильевич) и Софьи Палеолог (см. СОФЬЯ Палеолог) - племянницы последнего византийского императора.
Энергично боролся за централизацию государства; при нем к Москве были присоединены последние полусамостоятельные русские земли: Псков (1510), Волоцкий удел (1513), Рязанское (около 1521), Новгород-Северское (1522) княжества. Во внутренней политике опирался на церковь, поддержавшую его в борьбе за укрепление централизованного Русского государства. В 1521 за отказ участвовать в борьбе с удельным князем Василием Ивановичем Шемячичем был сослан митрополит Варлаам, тогда же подверглись опале бояре князья В.В. Шуйский (см. ШУЙСКИЙ Василий Васильевич), И.М. Воротынский (см. ВОРОТЫНСКИЙ Иван Михайлович). В 1525 за выступление против политики великого князя был казнен И.Н. Берсень-Беклемишев (см. БЕРСЕНЬ-БЕКЛЕМИШЕВ Иван Никитич); осуждены Максим Грек (см. МАКСИМ Грек) (1525, 1531) и Вассиан Патрикеев (1531). В правление Василия III росло поместное дворянское землевладение; принимались меры по ограничению иммунитетных политических привилегий княжеско-боярской аристократии. Во внешней политике Василий III боролся за русские земли на западе и юго-западе, а также с Крымским и Казанским ханствами. В результате русско-литовских войн 1507-1508, 1512-1522 к России был присоединен Смоленск (1514).
ВАСИ́ЛИЙ III Иванович (1479-1533) - вел. князь Московский, сын Ивана III от брака с Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего имп. Византии. Продолжил политику своего отца, направленную на создание единого рус. государства. С 1505 В. III именовался "государем всея Руси", а в договоре 1514 с имп. "Священной Римской империи" Максимилианом I он был назван царем. При нем отчетливые очертания приобрела теория "Москва - третий Рим", сформулированная в послании псковского монаха Филофея. Согласно этой теории рус. государство является наследником Византии, последним и вечным царством всего православного мира. При В. III был ликвидирован ряд уделов, в состав Моск. Руси вошли: Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521). В царствование В. III Россия воевала с Вел. княжеством Литовским, Казанью, Крымом, были заключены союзные договоры с Данией (против Польши и Швеции), с Орденом (против Польши). В. III испытывал сильное влияние со стороны Иосифа Волоцкого и его последователей. В 1504 в Москве состоялись казни московских и новгородских вольнодумцев ("еретиков"). В. III предпринял попытку ограничения монастырского землевладения, начал подготовку денежной реформы. После первого бездетного брака с Соломонией Сабуровой (1505) вторично женился на кн. Елене Глинской (1526), от к-рой имел двух сыновей (старший - Иван IV Грозный).
Лит.: Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: (Очерки полит. истории России 1-й трети XVI в.). М., 1972.
Василий III. Гравюра из "Записок" С. Герберштейна. 16 в.
Васи́лий IV - Шуйский (1552-1612), русский царь в 1606-1610. Сын князя И. А. Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, затем организовал заговор против него. Став царём, подавил восстание И. И. Болотникова. Борясь с польскими интервентами и Лжедмитрием II, заключил союз со Швецией, который привёл к шведской интервенции. Низложен москвичами, умер в польском плену.
ВАСИ́ЛИЙ IV ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ (1552-1612) - царь (1606-10). Происходил из рода нижегородско-суздальских князей, боярин (1584). Возглавлял правительств. комиссию по расследованию обстоятельств гибели царевича Дмитрия Ивановича, в 1591 выезжал в Углич. В период царствования Бориса Годунова воевал против крымского хана и Лжедмитрия I, по воцарении к-рого обвинил его в самозванстве, за что приговорен к смерти, но помилован. Участник заговора против самозванца. В мае 1606 на Земском соборе избран царем. Подавил восстание И. И. Болотникова, издал Уложение 1607, а также неск. указов (о 15-летнем сыске беглых крестьян, об окончат. отмене Юрьева дня и др.). Заключил договор со Швецией, в соответствии с к-рым последняя должна была оказать России помощь (предоставить войска) в борьбе с Лжедмитрием II в обмен на терр. уступки. Потерпел поражение от войск польского короля. Свергнут с престола сформировавшейся оппозицией (1610), насильно пострижен в монахи и вскоре вывезен поляками в Речь Посполитую, где содержался в заключении, ум. в сент. 1612. В 1635 по просьбе царя Михаила Федоровича прах В. Ш. перевезен в Москву, в Архангельский собор.
Лит.: Скрынников Р. Г. Царь Василий Шуйский // Его же: Лихолетье, М., 1988.
Василий IV Шуйский
ВАСИЛИЙ IV Шуйский - ВАСИ́ЛИЙ IV Шуйский (1552 - 12 сентября 1612, Гостынской замок, Польша), русский царь (1606-1610), сын князя И.А. Шуйского. В Смутное время (см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) поддержал Лжедмитрия I (см. ЛЖЕДМИТРИЙ I), затем вступил в заговор против него. Став царем, подавил восстание И.И. Болотникова (см. ВОССТАНИЕ БОЛОТНИКОВА), усилил закрепощение крестьян. Борясь с польскими интервентами и Лжедмитрием II (см. ЛЖЕДМИТРИЙ II), заключил союз со Швецией, который привел к шведской интервенции. Низложен москвичами, умер в польском плену.
Род суздальских князей Шуйских (см. ШУЙСКИЕ) происходит от Александра Невского. Василий, сын князя Ивана Андреевича Шуйского, в 1584 стал боярином. В 1587 принял участие в дворцовых интригах против Бориса Годунова (см. БОРИС ГОДУНОВ) и подвергся опале. Хитрый и угодливый Василий вскоре был прощен. В мае 1591 Шуйский возглавил следственную комиссию, которой было поручено выяснить обстоятельства смерти в Угличе царевича Дмитрия Ивановича (см. ДМИТРИЙ Иванович). Комиссия объявила, что причиной случайной смерти была болезнь царевича.
В начале Смуты (1604-1605) Шуйский принял участие в борьбе против Лжедмитрия I, но после смерти Бориса Годунова, в июне 1605 перешел на сторону самозванца. Дважды он возглавлял заговоры москвичей против ставшего царем (1605) Лжедмитрия. После провала первого заговора Шуйский был приговорен к смертной казни, но помилован. Итогом второго заговора стало убийство Лжедмитрия 17 мая 1606.
На освободившийся московский престол претендовали двое бояр: князья Василий Шуйский и Василий Голицын (см. ГОЛИЦЫН Василий Васильевич (умер 1619)) (умер 1619). За Шуйского стояла малочисленная, но сильная партия московских бояр, благодаря их усилиям 19 мая 1606 Василий Шуйский был избран на русский престол. В «крестоцеловальной» записи, данной боярам, Шуйский обязался ограничить свою власть. Его приход к власти усилил борьбу среди боярства, между южным и столичным дворянством. Сразу же после воцарения Шуйского появились слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия. В Новгороде-Северском на юго-западной окраине России объявился его «посланник» - Иван Болотников, который осенью 1606 поднял народное восстание, охватившее юго-запад и юг России, Среднее и Нижнее Поволжье.
Выступление Болотникова было поддержано дворянскими предводителями Истомой Пашковым (см. ПАШКОВ Истома) и Прокопием Ляпуновым (см. ЛЯПУНОВ Прокопий Петрович), но во время осады Москвы они перешли на сторону царя, предопределив разгром Болотникова у подмосковной деревни Котлы в декабре 1606. В борьбе с Болотниковым царь Василий выдвинул программу консолидации боярско-дворянского класса, считался с интересами помещиков в крестьянском (Уложение 9 марта 1607), холопском (указы 1607-1608), земельном, финансовым вопросам. Ряд положений в законодательстве о холопах был прямо направлен на раскол лагеря восставших.
К весне 1607 царю удалось консолидировать правительственные силы, поддержка северных и поволжских городов позволила в октябре 1607 подавить восстание Болотникова. Но уже в августе 1607 начался новый этап польской интервенции в Россию, самозванец Лжедмитрий II начал поход на Москву. 1 мая 1608 войско Шуйского было разбито под Волховом, Лжедмитрий II осадил Москву, разбив лагерь в подмосковном Тушине. К концу 1608 многие районы страны оказались под властью самозванца. В то же время началось стихийное народное сопротивление польским интервентам. Василий Шуйский, пытаясь противостоять «тушинскому вору», заключил в феврале 1609 договор со Швецией, которая обязалась выступить на стороне русского царя, за что получала часть русских территорий.
С конца зимы 1609 командующий русско-шведской армией племянник царя М.В. Скопин-Шуйский (см. СКОПИН-ШУЙСКИЙ Михаил Васильевич), опираясь на народное сопротивление полякам, перешел в наступление. К марту 1610 он снял осаду с Москвы и освободил большую часть территории страны. Лжедмитрий II бежал. Тогда польский король Сигизмунд III Ваза (см. СИГИЗМУНД III Ваза) объявил войну России и, собрав войско, начал новый поход на Москву. Перед лицом новой опасности положение Шуйского усугубилось, обострилась борьба за власть: Василий Голицын, Прокопий Ляпунов пытались поднять народ против царя. Скоропостижная смерть Скопина-Шуйского ослабила позиции царя в армии. 24 июня 1610 войско Шуйского потерпело поражение под Клушином от польской армии под командованием гетмана Станислава Жолкевского (см. ЖОЛКЕВСКИЙ Станислав). Шуйскому нечего было противопоставить полякам, он был низложен московскими боярами 17 июля 1610 и насильно пострижен в монахи. В сентябре 1610 бывшего царя выдали Жолкевскому, который вывез Шуйского в октябре под Смоленск, а позднее в Польшу. Умер Василий Шуйский в заключении в Гостынском замке, в 130 км от Варшавы. Его прах был перевезен в Москву при Михаиле Федоровиче (см. МИХАИЛ Федорович).
ВАСИЛИЙ IV Шуйский (1552-1612) - русский царь в 1606-10. Сын князя И. А. Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, затем вступил в заговор против него. Став царем, подавил восстание И. И. Болотникова, усилил закрепощение крестьян. Борясь с польскими интервентами и Лжедмитрием II, заключил союз со Швецией, который привел к шведской интервенции. Низложен москвичами, умер в польском плену.
ВАСИЛИЙ IV Шуйский (1552 - 1612), русский царь в 1606 - 10. Сын князя И.А. Шуйского. Возглавил тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, затем вступил в заговор против него. Став царем, подавил восстание И.И. Болотникова. Борясь с польскими интервентами и Лжедмитрием II, заключил союз со Швецией. Низложен москвичами, умер в польском плену.
Василий Андреевич Жуковский
(1783-1852 гг.) поэт, переводчик
Кто вперся в чин лисой,
Тот в чине будет волком.
Скупость воровство рождает.
Спящий в гробе, мирно спи;
Жизнью пользуйся, живущий.
Счастлив тот, чей дом украшен
Скромной верностью жены.
Твердость есть сила, основанная на союзе разума с волей.
Упрямство есть слабость, имеющая вид силы; она происходит от нарушения равновесия в союзе воли с разумом.
Переводчик в прозе - раб, переводчик в стихах соперник.
Кто смеется, тот все прощает.
Васи́лий Блаже́нный (? - 1569), московский юродивый. Один из самых известных московских святых, чей дар провидения почитал даже царь Иван IV Грозный. В 1588 в Покровском соборе (на Красной площади в Москве) сооружён придел Василия Блаженного, давший всему храму второе название. Канонизирован Русской православной церковью.
ВАСИ́ЛИЙ БЛАЖЕ́ННЫЙ (ок. 1464-1552; по др. данным - 1469-1557) - моск. юродивый. Род. в подмоск. селе Елохове, в крест. семье. Был сапожником; с 16 лет "подвизалися в юродстве", ходил по Москве почти без одежды, босой и в веригах. Во имя Христа обличал нравств. беспорядки и "неправду" совр. ему об-ва, за что пользовался всеобщим уважением. Изнурял себя постом и молитвой. Согласно Житию, был прозорлив и молитвою совершал чудеса. Имел нравств. влияние на царя Ивана IV Грозного, к-рый на похоронах В. Б. вместе с боярами нес его гроб. Погребение В. Б. совершил Моск. митрополит Макарий. В. Б. причислен к лику святых в 1588, когда были открыты его мощи. Царь Федор Иванович соорудил над ними особый придел в храме Покрова на Рву, к-рый с того времени известен б. как храм В. Б. Память В. Б. празднуется 2 авг.
Васи́лий Бусла́ев - герой былин новгородского цикла (XIV-XV вв.), гуляка и озорник, вступивший в бой со всем Новгородом.
* * *
ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ - ВАСИ́ЛИЙ БУСЛА́ЕВ, герой былин новгородского цикла (14-15 вв.), гуляка и озорник, вступивший в бой со всем Новгородом.
ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ - герой былин новгородского цикла (14-15 вв.), гуляка и озорник, вступивший в бой со всем Новгородом.
ВАСИ́ЛИЙ (Васька) БУСЛА́ЕВ - фольклорный персонаж, герой новгородских былин "Буслаев и новгородцы" и "Смерть Буслаева". Подобно др. былинным богатырям В. Б. наделен фантастич. силой, необычайно быстро растет, испытывая свою физич. мощь на сверстниках, пренебрегает предсказаниями и предупреждениями ("А не верую я ни в сон, ни в чох"), но его богатырские деяния, характер и судьба принципиально отличны: он оказывается в конфликте с новгородцами, с гор. верхами, устраивает побоища на улицах и на берегу Волхова; его паломничество в Иерусалим с целью замолить грехи оборачивается святотатством (нагим купается в Иордане); по пути домой издевается над мертвой головой (символизирующей силы Смерти), отвергает ее предупреждения, вопреки запрещающей надписи прыгает через могильную плиту и разбивается. В образе В. Б. выделяются черты бунтарства, социального озорства, открытого неприятия общепризнанных норм поведения. В былинах о В. Б. значительна доля пародийного и насмешливого начала (выбор дружины, картины уличного боя, заточение В. Б. в погреб и др.).
Васи́лий Вели́кий (Василий Кесарийский) (около 330 - 379), христианский церковный деятель, богослов, отец Церкви. Брат Григория Нисского, друг Григория Богослова, вместе с которым изучал философию в Афинах. С 370 епископ г. Кесария (Малая Азия), где создал обширные благотворительные учреждения. Сыграл видную роль в победе православной традиции над арианством и в преобразовании церковного богослужения (с именем Василия Великого связана одна из основных литургий Восточной церкви). В «Шестодневе», популярном в средние века, изложил принципы христианской космологии.
* * *
ВАСИЛИЙ Великий - ВАСИ́ЛИЙ Великий (Василий Кесарийский) (ок. 330-379), церковный деятель, теолог, философ-платоник, представитель патристики (см. ПАТРИСТИКА), епископ г. Кесария (М. Азия). Брат Григория Нисского (см. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ). Выступал против арианства (см. АРИАНСТВО). В «Шестодневе», популярном в средние века, изложил принципы христианской космологии.
Васи́лий Вели́кий (Василий Кесарийский) (около 330 379), христианский церковный деятель, богослов, отец Церкви. Брат Григория Нисского, друг Григория Богослова, вместе с которым изучал философию в Афинах. С 370 епископ г. Кесария (Малая Азия), где создал обширные благотворительные учреждения. Сыграл видную роль в победе православной традиции над арианством и преобразовании церковного богослужения (с именем Василия Великого связана одна из основных литургий Восточной церкви). В «Шестодневе», популярном в средние века, изложил принципы христианской космологии.
СВ. (ок. 330 - ок. 379), отец и учитель Восточной церкви. Родился в Кесарии Каппадокийской в знатной христианской семье. В числе его 9 сестер и братьев трое святых: Григорий Нисский, Петр Севастийский и Макрина Младшая. Он с успехом преподавал риторику в Кесарии (ок. 356), где под влиянием своей сестры Макрины, основавшей монастырь в Аннеси, обратился к аскетической жизни и принял крещение. После посещения (ок. 357) пустынников Сирии, Палестины, Египта и Месопотамии Василий стал отшельником в окрестностях Кесарии и, вместе со своим другом Григорием Назианзином составил Пространные правила для монахов. Около 364 Василий покинул уединение ради апостольских трудов и был посвящен в сан пресвитера Евсевием, епископом Кесарии Каппадокийской, которого впоследствии сменил на епископской кафедре (370). Он мужественно и умело противостоял арианствующему императору Валенту и его префекту Модесту. Умер Василий 1 января 379. День памяти святого 2 января (в Русской православной церкви 1 и 30 января по старому стилю). К числу аскетических сочинений Василия относятся Нравственные правила (правила поведения для всех христиан; после 370), Пространные правила (свод наставлений применительно к монашеской жизни; 358-362) и Краткие правила (практическое приложение общих принципов монашеской жизни; вероятно, до 370). Влияние, оказанное Василием на развитие восточного монашества, имело более нравственный, чем законодательный характер, и выразилось прежде всего в распространении общежитийной формы монашества и насаждении духовности, приемлемой для образованных умов. Василий не основал никакого ордена (как это сделал на Западе св. Бенедикт). Принадлежащие ему гомилетические сочинения (9 гомилий на Шестоднев, т.е. шесть дней творения, 13 гомилий на Псалмы и 24 гомилии на разные догматические и моральные темы) носят в большей степени характер моральных наставлений, чем экзегезы. В знаменитой 22-й гомилии Василий выступает в защиту изучения языческой литературы и философии. Сохранились два догматических трактата Василия: 3 книги Против Евномия (опровержение рационалистического арианства; ок. 364) и трактат О Святом Духе (375). В 365 письмах Василия (большей частью подлинных) проявились классическое благородство, изящество и простота его стиля. В Литургии св. Василия Великого самому Василию исследователи приписывают лишь ее центральную часть - анафору.
ЛИТЕРАТУРА
Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Василий Кесарийский) (около 330 - 379), церковный деятель, теолог, философ-платоник, представитель патристики. Епископ города Кесария (Малая Азия). В "Шестодневе", популярном в средние века, изложил принципы христианской космологии.
ВАСИЛИЙ Глубокореченский - ВАСИ́ЛИЙ Глубокореченский (Каппадокийский) (10 в.), первый игумен Спасовой обители, называвшейся «Глубокие реки» (близ Константинополя, в Кифском заливе). Память в Православной церкви 1 (14) июля.
ВАСИЛИЙ Глубокореченский (Каппадокийский) (10 в.) - первый игумен Спасовой обители, называвшейся "Глубокие реки" (близ Константинополя, в Кифском заливе). Память в Православной церкви 1 (14) июля.
У подножий Ростральных колонн каменотес Самсон Суханов установил четыре мощные фигуры: две мужские и две женские. Согласно петербургским легендам, это аллегорические изображения главных русских рек Волги, Невы, Днепра и Волхова. Но в народе мужские фигуры называют Василием, а женские - Василисой, якобы это скульптурные портреты основателей острова.
Васи́лий Кали́ка (в миру Григорий) (? - 1352), архиепископ Новгородский (с 1330), писатель. Заключил выгодные для Новгорода соглашения с великими князьями московскими Иваном I Калитой (1335) и Семёном Гордым (1340). Автор «Послания о земном рае» (до начала 1330-х гг.). Канонизирован Русской православной церковью.
Васи́лий Кали́ка (в миру Григорий) (? 1352), архиепископ Новгородский с 1330, писатель. Заключил выгодные для Новгорода соглашения с великими князьями московскими Иваном I Калитой (1335) и Семёном Гордым (1340). Автор «Послания о земном рае» (до начала 1330-х гг.). Канонизирован Русской православной церковью.
ВАСИЛИЙ Константинопольский - ВАСИ́ЛИЙ Константинопольский (ум. ок. 767), преподобномученик, пострадавший в Константинополе в иконоборческое гонение императора Константина Копронима вместе со Стефаном Новым (см. СТЕФАН НОВЫЙ). Память в Православной церкви 28 ноября (11 декабря).
ВАСИЛИЙ Константинопольский (ум. ок. 767) - преподобномученик, пострадавший в Константинополе в иконоборческое гонение императора Константина Копронима вместе со Стефаном Новым. Память в Православной церкви 28 ноября (11 декабря).
Васи́лий Косо́й (? - 1448), удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вёл долголетнюю войну с Василием II Тёмным. Пытался захватить власть в Москве, но был побеждён (1436) и ослеплён.
* * *
ВАСИЛИЙ Косой - ВАСИ́ЛИЙ Юрьевич Косой (ум. 1448), звенигородский удельный князь, сын галицкого удельного князя Юрия Дмитриевича (см. ЮРИЙ Дмитриевич), внук Дмитрия Донского. Активно участвовал в междоусобной войне против великого князя Василия II, начатой его отцом Юрием Дмитриевичем. После смерти отца в 1434 году, занявшего к тому времени Москву, Василий Юрьевич объявил себя московским великим князем, но вскоре был вынужден бежать в Новгород. Продолжал борьбу с Василием II Темным вместе с братом Дмитрием Шемякой. После поражения в битве на реке Которосли в 1435 году Василий Косой примирился с Василием II, получил в удел Дмитров, но через месяц нарушил мир и вновь начал военные действия. В битве под Скорятином (близ Ростова) в 1436 году Василий Косой попал в плен и по приказу Василия II был ослеплен.
ВАСИЛИЙ КОСОЙ (?-1448) - удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вел долголетнюю войну с Василием II Темным. Пытался захватить власть в Москве, но был побежден (1436) и ослеплен.
ВАСИЛИЙ I Македонянин (ок. 836-886) - византийский император с 867. Из крестьян фемы Македония. Основатель Македонской династии. Вел борьбу против арабов на востоке империи и в Италии. Подавил движение павликиан. Издал Прохирон, занимался подготовкой Эпанагоги.
Васи́лий Ме́дная Рука́ (? - около 932), вождь крестьянского восстания в Византии (около 932), принявший имя Константина Дуки. Казнён. Восстание вынудило императора Романа I к изданию указов от 934 и 943, направленных против эксплуатации крестьян динатами.
* * *
ВАСИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА - ВАСИ́ЛИЙ МЕ́ДНАЯ РУКА́ (? - ок. 932), вождь крестьянского восстания в Византии (ок. 932), принявший имя Константина Дуки (см. ДУКА Константин). Родом из Македонии. Восстание вспыхнуло в феме Опсикий (северо-запад Малой Азии), предпосылкой для него был голод 928. Восставшие захватили крепость Платея. Василий был захвачен императорскими войсками после разгрома восстания и публично сожжен в Константинополе. Вероятно, именно из-за восстания Василия Медной Руки император Роман I (см. РОМАН I Лакапин) издал указы 934 и 943 в защиту крестьянского землевладения и против динатов (см. ДИНАТЫ).
ВАСИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА (? - ок. 932) - вождь крестьянского восстания в Византии (ок. 932), принявший имя Константина Дуки. Казнен. Восстание вынудило императора Романа I к изданию указов 934, 943, направленных против эксплуатации крестьян динатами.
ВАСИ́ЛИЙ ТЁРКИН - герой одноим. стихотв. книги про бойца А. Т. Твардовского "Василий Теркин" (1942-45) и поэмы "Теркин на том свете" (1954-63). Как персонаж агитац. поэзии (поэмы) Т. появился и получил широкое распространение в армейской печати во время фин. кампании 1939-40 и в годы Вел. Отеч. войны. Однако всенар. известность обрел после публикации поэмы Твардовского, став символом рус. солдата, умелого, находчивого, неунывающего в безвыходных ситуациях, бросившего вызов самой смерти.
ВАСИЛИЙ Херсонесский - ВАСИ́ЛИЙ Херсонесский (ум. 309), священномученик, епископ, просветитель Крыма. Пострадал в гонение императора Максимиана Галерия. Память в Православной церкви 7 (20) марта.
ВАСИЛИЙ Херсонесский (ум. 309) - священномученик, епископ, просветитель Крыма. Пострадал в гонение императора Максимиана Галерия. Память в Православной церкви 7 (20) марта.