мн. разг.
Высокие звуки, ноты.
ВЕРХА, -ов, мн.
Верхний внутренний карман в пиджаке, пальто.
Ср. уг. «верх», «верхушка», «верхи», «верхотура», «верхуша», «верхушка», «верхушник» и др. - разные виды карманов и соответствующие виды краж из этих карманов, а также наименования воров, специализирующихся на кражах.
ВЕРХАВАТЬ - астрах. о светиле: переходить через меридиан (полуденник), достигать верха (максимума) высоты своей, кульминировать.
| Верховать и низовать, о ловчей птице, ходить верхом, высоко на кругах, и низом. Верхованье светила, кульминация, переход через полуденник. Верхонка жен. верхоньки мн., олон. верх, лишек, прибавка, придача, присыпка сверх меры; мера верхом, особ. о хлебе.
| Верхи, вершки, ·в·знач. процентов, ростов с займа.
| архан., сиб. голицы, верхние кожаные рукавицы, в которые вкладываются вареги, исподки; мохнатки, мохнушки, б.ч. из собачьей шкуры, шерстью наружу. Вереха жен., сар., астрах. долгая жердина; решетина на кровлю;
| длинный стержень, цевье бурава, которым просверливают бревна, для труб и насосов.
| Слега у виноградных палатей; их две: коренная или дольная, и боковая или верхняя. Верховодить где или чем, брать власть, распоряжаться, управлять, приказывать, советовать, где не просять. Жена верховодит, муж по соседям бродит, бегая дому. Верховод, -дчик муж. верховодка, -дчица жен. кто управляет, распоряжается самоуправно; кто без толку или незваный шумит, мутит, начальствует;
| затейщик, коновод.
| Верховодка, см. выше, верховка, бешенка. Верхоглаз, -зка, поверхностный наблюдатель;
| пск. гордец, спесивец. Верхоглазить, глазеть или зевать по верхам, ротозеить. Верхогляд муж. верхоглядка жен. человек неосновательный, опрометчивый, с поверхностными познаниями. У верхогляда ноги болят, он спотыкается. Верхоглядка волжск. поверхностно пущеная уда или блесна.
| Верхогляд, родовое название рыб Uranoscopus: глаза на темени, рот отвесный; в Средиземном море. Что верхогляд в избе? крюк или гвоздь, на который вешают. Верхоглядничать, смотреть и судить слегка, опрометчиво. Верхолет, вертопрах; -ный, ветреный, опрометчивый. Верхомол? вархомол? твер. колдун? задумчивый человек?
ВЕРХА́МИ, нареч. (устар.). То же, что верхом, но только о нескольких всадниках.
нареч. разг.
То же, что верхом, но только о нескольких всадниках.
Ехал человек на велосипеде ---. За ним верхами - двое военных. А. Н. Толстой, Хмурое утро.
Весельчаков верхом на лошади ехал впереди батальона. Командиры рот, тоже верхами, следовали во главе своих поредевших подразделений. Казакевич, Весна на Одере.
ВЕРХАРН (Verhaeren) Эмиль (1855 -1916) - бельгийский поэт-символист (французский язык). В лирической трилогии (сборники "Вечера", 1888, "Крушения", 1888, "Черные факелы", 1891) - вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие разума. В сборниках "Обезумевшие деревни" (1893), "Города-спруты" (1895) - осознание губительности для современной цивилизации социальных контрастов (в т. ч. город - деревня); одновременно возникает и мажорный урбанизм и социалистическая надежда (пьеса-утопия "Зори", 1898). Социальному героизму и доблести созидания (независимым от политических пристрастий) посвящены сборники "Буйные силы", (1902) и "Державные ритмы" (1910), в которых современная жизнь явлена в образах страсти, жажды обновления, изобретения, протеста, гордости сознания силы. Философская ("Лики жизни", 1899) и интимная ("Часы", 1898-1902), лирика.
Верха́рн Эмиль (Verhaeren) (1855-1916), бельгийский поэт-символист (французский язык). В лирической трилогии (сборники «Вечера», 1888, «Крушения», 1888, «Чёрные факелы», 1891) - вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие разума. В сборниках «Обезумевшие деревни» (1893), «Города-спруты» (1895) - осознание губительности для современной цивилизации социальных контрастов (в том числе город - деревня); мажорный урбанизм и социалистическая надежда в пьесе-утопии «Зори» (1898). Социальному героизму и доблести созидания (независимым от политических пристрастий) посвящены сборники «Буйные силы» (1902) и «Державные ритмы» (1910), в которых современная жизнь явлена в образах страсти, жажды обновления, протеста, гордости. Философская («Лики жизни», 1899) и интимная («Часы», 1898-1902) лирика.
* * *
ВЕРХАРН Эмиль - ВЕРХА́РН (Verhaeren) Эмиль (1855 -1916), бельгийский поэт-символист (см. СИМВОЛИЗМ) (французский язык). В лирической трилогии (сборники «Вечера», 1888, «Крушения», 1888, «Черные факелы», 1891) - вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие разума. В сборниках «Обезумевшие деревни» (1893), «Города-спруты» (1895) - осознание губительности для современной цивилизации социальных контрастов (в т. ч. город - деревня); одновременно возникает и мажорный урбанизм и социалистическая надежда (пьеса-утопия «Зори», 1898). Социальному героизму и доблести созидания (независимым от политических пристрастий) посвящены сборники «Буйные силы», (1902) и «Державные ритмы» (1910), в которых современная жизнь явлена в образах страсти, жажды обновления, изобретения, протеста, гордости сознания силы. Философская («Лики жизни», 1899) и интимная («Часы», 1898-1902), лирика.
ВЕРХАРН Эмиль (Verhaeren, Emile)
(1855-1916), бельгийский поэт и драматург. Родился 21 мая 1855 в городе Сент-Аман, близ Антверпена. Изучал право и был допущен к судебной практике в 1881, но вскоре решил посвятить себя литературе. Первые стихи Верхарна отличались парнасской отточенностью формы, хотя сюжеты он избирал далеко не классические, предпочитая изображать насыщенные жизнью "фламандские" сельские сцены (цикл Фламандки - Les Flamandes, 1883) или же пылкое благочестие средневековых подвижников (Монахи - Les Moines, 1886). В 1900 он пишет драму Монастырь (Le Clotre), в которой пытается осовременить средневековый идеал монашеской жизни. Сборники Вечера (Les Soires, 1887), Крушения (Les Dbcles, 1888) и Черные факелы (Les Flambeaux noirs, 1890) образуют трилогию о трагичности человеческого существования. Зато следующий сборник, Представшие на моих путях (Les Apparus dans mes chemins, 1891), кончается на оптимистической ноте, призывая человека сохранять мужество. Циклы Поля в бреду (Les Campagnes hallucines, 1893), Призрачные деревни (Les Villages illusoires, 1894) и Города-спруты (Les Villes tentaculaires, 1895) составляют еще одну, социальную трилогию, прославляющую энергию человеческого труда. Ранние часы (Les Heures claires, 1891), Послеполуденные часы (Les Heures d'aprs-midi, 1905) и Вечерние часы (Les Heures du soir, 1911) - стихи о любви, и им свойственна та же острота переживания жизни, что привлекает в ранних стихах Верхарна. Сборники Лики жизни (Les Visages de la vie, 1899), Буйные силы (Les Forces tumultueuses, 1902), Многоцветное сияние (La multiple splendeur, 1906), Державные ритмы (Les Rythmes souverains, 1910), Алые крылья войны (Les Ailes rouges de la guerre, 1916) в значительной степени дидактичны, они отражают веру Верхарна в небесполезность человеческих усилий. Верхарн погиб в железнодорожной катастрофе в Руане 27 ноября 1916.
ЛИТЕРАТУРА
Верхарн Э. Драмы и проза. М., 1936 Верхарн Э. Избранное. М., 1955 Верхарн Э. Стихи. М. - Л., 1961 Верхарн Э. Избранные стихотворения. М., 1984 Фрид Я.В. Эмиль Верхарн: Творческий путь поэта. М., 1985 Э.Верхарн: Биобиблиографический указатель. М., 1988
ВЕРХАРН (Verhaeren) Эмиль (1855 - 1916), бельгийский поэт-символист (французский язык). В лирической трилогии (сборники "Вечера", 1888, "Крушения", 1888, "Черные факелы", 1891) - вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие разума. В сборниках "Обезумевшие деревни" (1893), "Города-спруты" (1895) - осознание губительности для современной цивилизации социальных контрастов (в том числе город-деревня); одновременно возникает и мажорный урбанизм и мечта о социализме, ярко воплотившаяся в революционном дерзании масс в пьесе-утопии "Зори" (1898). Социальному героизму и доблести созидания (независимым от политических пристрастий) посвящены сборники "Буйные силы" (1902) и "Державные ритмы" (1910), в которых современная жизнь явлена в образах страсти, жажды обновления, изобретения, протеста, гордости, сознания силы. Философская ("Лики жизни", 1899) и интимная ("Часы", 1898 - 1902) лирика.