Виногра́довская шко́ла
в языкознании - одна из школ советского
языкознания, возникшая в 40-50‑е гг. 20 в. и объединяющая
учеников и последователей В. В. Виноградова общим пониманием природы языка, общей методологией
его исследования. Виноградов работал в Ленинграде (профессор ЛГУ в
1920-29), Вятке (ныне Киров), Тобольске, Москве. Он был крупным
организатором советской филологической науки: в 1950-63
академик-секретарь ОЛЯ АН СССР; в 1950-1954 директор Института языкознания АН СССР; в 1958-68 директор
Института русского языка АН СССР, в 1945-69
возглавлял кафедру русского языка в МГУ, где вместе с ним плодотворно
работали Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, Т. П. Ломтев, Н. Ю. Шведова,
С. И. Ожегов, Н. С. Поспелов, В. А. Белошапкова, С. А. Копорский и
другие. По инициативе Виноградова был основан журнал «Вопросы
языкознания» (главный редактор в 1952-69).
Виноградова отличала исключительная эрудиция, глубокое знание истории
русской общественной жизни, русской литературы и русского языка, исключительная осведомлённость в
области истории лингвистической науки, и прежде всего русской
лингвистической мысли. Значительное влияние оказали на него идеи
А. А. Шахматова и Л. В. Щербы. От Шахматова он воспринял методику сравнительно-исторического анализа и
углублённого, строгого системного описания языка, от Щербы - интерес к
языку как живой и активно функционирующей системе, к движению
языковых норм. Рассматривая язык как
общественное явление, Виноградов видел в нём не только эволюцию системы,
но и развитие видов и разновидностей речи и речевых форм. Разрабатывая
теорию стиля, он устанавливал и прослеживал
связи между языковой личностью и общенациональным языком во всех
разновидностях его функционирования.
В теории Виноградова в центре изучения языка стоит, с одной стороны,
слово как центральная единица языковой системы,
с другой стороны, - текст во всей его сложности,
рассматриваются взаимоотношения языка и речи, раскрываются динамика
языковых явлений, особенности русской речи, её закономерности и формы.
Эта концепция отличается от концепции Ф. де Соссюра (см. Женевская школа), фактически описывающего язык вне
речевых жанров, вне связи с актом речи, и от филологической концепции
К. Фосслера, ориентированной прежде всего на экспрессивно-эстетическую функцию языка (см. Эстетический идеализм в языкознании).
Виноградов предложил новую систематизацию разделов и подразделов
русского языкознания. В соответствии с его взглядами оно
включает:
а)серию историко-лингвистических
дисциплин - диалектологию, историческую
грамматику, историю языка, историю литературного
языка, историю языка художественной
литературы (была предложена, в частности, новая периодизация
истории русского литературного языка);
б)стилистику в её
нормативной (культура речи) и историко-сравнительной (функциональные и авторские стили)
разновидностях;
в)дисциплины, содержащие системное
описание современного русского литературного языка (лексика, грамматика, словообразование, фразеология, фонетика), в
т. ч. история слов и теория нормы;
г)науку о языке художественной литературы
и языке писателей;
д)историю филологических учений.