ж.
1. Предположительное суждение о закономерной причинной связи каких-либо явлений, требующее проверки, подтверждения опытным путём, как одна из форм развития науки.
2. разг.
Любое предположение, догадка, допущение.
ж.
1. Предположительное суждение о закономерной причинной связи каких-либо явлений, требующее проверки, подтверждения опытным путём, как одна из форм развития науки.
2. разг.
Любое предположение, догадка, допущение.
ГИПО́ТЕЗА, гипотезы, жен. (греч. hypothesis) (книжн.). Научное предположение, не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых (научн.). Создать гипотезу. Прийти к гипотезе. Строить гипотезы. Рабочая гипотеза (см. рабочий2).
|| Всякое предположение, допущение, домысел.
ГИПО́ТЕЗА, -ы, жен. (книжн.). Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-н. явлений; вообще предположение, требующее подтверждения. Выдвинуть плодотворную гипотезу. Г. подтвердилась.
ГИПОТЕЗА - жен., греч. ипотеза, предположение, догадка, умозрительное положение. Гипотетический, -тичный; гадательный, предполагаемый. Гипотека жен. или ипотека, гипотечный залог, ручательство, поручительство залогом, обеспеченье. Гипотенуза или ипотенуза, мат. сторона прямоугольного треугольника, противоположная прямому углу; долонь, косыня. Гипохондрия или ипохондрия жен. низшая степень меланхолии, расположение к задумчивости, к мрачным мыслям; хандра. Ипохондрический, к состоянию сему вообще относящийся. Ипохондрик ·об. человек подверженный этому недугу.
Гипотеза
-ы, ж., книжн.
Выдвигаемое для объяснения каких-л. явлений научное предположение, достоверность которого еще не доказана опытным путем, а также всякое предположение, допущение.
Выдвинуть гипотезу.
Научная гипотеза.
Осуществление гипотезы... нуждается в огромном экспериментальном материале (Гранин).
Родственные слова:
гипотети́ческий (гипотетическая теория), гипотети́чный (теория гипотети́чна)
Этимология:
От польского hipoteza или немецкого Hypothese (← греч. hypothesis ‘основание’, ‘предположение’). В русском языке - с Петровского времени.
Энциклопедический комментарий:
Гипотеза является формой развития науки. Так, напр., научное предположение о строении Солнечной системы, сделанное Коперником, оставалось гипотезой в течение долгого времени. Когда же астроном Леверье на основании данных системы Коперника доказал, что должна существовать еще одна, неизвестная до тех пор планета, и определил ее координаты, а Галле нашел ее (планета Нептун) в 1846 г., система Коперника была доказана.
ГИПО́ТЕЗА, -ы, ж
Мнение, появляющееся в результате анализа фактов как предположение, выдвигаемое для объяснения каких-л. явлений без обоснования достоверности этого мнения опытным путем;
Син.: предположение.
Нет, я иду от обычной, отнюдь не гениальной гипотезы, которую я пытался выдвигать: о взаимосвязанности каждого живущего на Земле с небом и солнцем… (Ю. Сем.).
ГИПО́ТЕЗА -ы; ж. [от греч. hypothesis - предположение].
1. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-л. явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путём. Строить, выдвигать, излагать гипотезы. Исходить из оригинальной гипотезы. Предложить на обсуждение новую гипотезу. В основу книги положена (научная, псевдонаучная, ложная) г. Г. подтвердилась. Г. о происхождении человека. Г. существования внеземной цивилизации.
2. Всякое предположение, допущение, догадка. Извините, но это всего лишь ваша г. Не стройте пустых гипотез!
◁ Гипо́тезный, -ая, -ое. Гипотети́ческий (см.).
* * *
гипо́теза (греч. hypóthesis - основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки.
* * *
ГИПОТЕЗА - ГИПО́ТЕЗА (греч. hypothesis - основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки.
ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis - основание - предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки.
-ы, ж.
Выдвигаемое для объяснения каких-л. явлений научное предположение, достоверность которого еще не доказана опытным путем.
Космогоническая гипотеза Канта-Лапласа. Создать гипотезу. Строить гипотезы.
◊
Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. И. П. Павлов, Письмо к молодежи.
||
Всякое предположение, допущение, догадка.
[От греч. ‛υπόθεσις - предположение]
ГИПОТЕЗА (греческое hypothesis - основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки.
ГИПОТЕЗА -
возможная, но еще не доказанная истина. Гипотеза - это идея, с помощью которой мы интерпретируем факты. Наука, как и философская рефлексия, предполагает (по Платону и Фихте) постоянный «круговорот» фактов и идей. Наблюдение фактов представляет собой первый момент всякого исследования, объяснительная гипотеза - второй момент и экспериментальная проверка - третий. В психологии способность к созданию гипотез является мерилом творческих способностей личности. В области науки следует различать гипотезу-закон, или малую гипотезу как предвосхищение закона, и большую гипотезу, или гипотезу-теорию, предлагающую целостное объяснение универсума (например, его возникновения и формирования - Лаплас; природы материи - атомизм и т.д.). «Гипотетическое» противостоит реальному, как вероятное - очевидному.
гипо́теза, гипо́тезы, гипо́тез, гипо́тезе, гипо́тезам, гипо́тезу, гипо́тезой, гипо́тезою, гипо́тезами, гипо́тезах
сущ., кол-во синонимов: 13
биогенез (2)
догадка (18)
домысел (17)
допущение (16)
идея (39)
изостазия (4)
мобилизм (1)
основание (85)
пангенезис (1)
подозрение (16)
предположение (23)
суждение (40)
фиксизм (1)
см. предположение
ГИПО́ТЕЗА (от греч. hypothesis - основание, предположение).
Система умозаключений, на основании которой прогнозируется результат исследования, эксперимента или опытного обучения. В психологии - компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения недостаточной информации. Процессы оперирования Г. и ее формулирования зависят от опыта и знаний человека. Использование Г. в обучении способствует развитию у обучаемых логического мышления, воображения, овладению элементами творческой деятельностью. Наибольшие возможности для применения Г. открывает проблемное обучение и обучение в сотрудничестве.
Польское - hipoteza.
Немецкое - Hypothese.
Латинское - hypothesis (предположение).
Слово «гипотеза» получило широкое распространение в языке в XVIII в. в эпоху Петра I. Слово - заимствование из польского или немецкого и восходит к латинскому hypothesis - «предположение». Первоисточником является греческое слово hypothesis, образованное от слов «под» и «класть, ставить».
Слово «гипотеза» первоначально представляло собой сугубо научный термин и до сих пор редко используется в разговорном языке.
Родственными являются:
Украинское - гiпотеза.
Болгарское - гипотеза.
Производное: гипотетический.
Заимств. в XVIII в. из лат. яз., где оно восходит к греч. hypothesis «предположение» (hypo «под», tithēmi «класть, ставить» > «полагать»).
гипо́теза
с эпохи Петра I; см. Смирнов 89. Из польск. hipoteza или нем. Hypothese от лат. hypothesis.
ГИПОТЕЗА ы, ж. hypothèse f., Hypothese, лат. hypothesis. Умозрительное научное предположение. Сл. 18. Журналист не должен торопиться порицать ипотезы. 1754. Ломоносов О должности журналистов. // Куник Сб. 2 518. Гипотеза моя, казалось, могла изъяснить некоторыя явления наших времен. Карамзин ПРП 1 177. Ипотеза. Фонвизин. Странно, почему место Овидиева изгнания было до сих пор предметом ипотез, и почему некоторые Антикварии искали могилы Римскаго Поэта близ берегов Днестра. Одес. альм. на 1831 167. Третья ипотеза - ипотеза атмосферная, - приписывает происхождение огненных шаров и падающих звезд процессам, совершающимся в атмосфере. ОЗ 1848 10 8 158. Вспомогательные ипотезы. 1846. КСИС. // Петрашевцы 1953 299. Число разумных гипотез, объясняющих любое данное явление, бесконечно. Постулат Персига (академия веселых наук). ЗС 1998 8 97. || Любое предположение, догадка, допущение. БАС-2. Леонтий принадлежал к породе ученых, живущих прошлою, или идеальною жизнию, жизнию цифр, ипотез, теорий и систем и не замечающих настоящей кругом текущей жизни. Гончаров Обрыв. - За всю свою жизнь он впервые выдвинул интересную гипотезу. Вампилов Прощание в июне. - Лекс. Ян. 1803: гипотеза; САН 1847: гипоте/за; САН 1892: гипо/теза; Сл. 18: гипотеза 1717 (ип- 1780-у гг., гипотез (-сь) 1718, гипотез 1728 (-ипо- 1767 ), гипотезис 1718.
ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis, от hypotithemi - предполагать). Предположение научное, основанное на вероятности; догадка, домысел.
- Эмбрион будущего открытия.
- «Рабочая версия» учёного.
- Разведка мыслью.
- Научное предположение.
- Греческое «предположение».
- Версия, объясняющая явление.
Гипотеза, предложенная Д. Бикертоном, объясняющая формирование креольских языков, которые, по Д. Бикертону, были созданы детьми колонистов, выросших в колониях и знающих только искусственные пиджин-языки, которые были ими трансформированы в естественные, креольские, под воздействием врожденного чувства языка.
Гипотеза, предложенная Д. Бикертоном, объясняющая формирование креольских языков, которые, по Д. Бикертону, были созданы детьми колонистов, выросших в колониях и знающих только искусственные пиджин-языки, которые были ими трансформированы в естественные креольские, под воздействием врожденного чувства языка.
Предложенная Д. Бикертоном Г.п. объясняет формирование креольских языков. Согласно этой гипотезе, «авторы» таких языков - дети колонистов. Выросшие в колониях и знающие только пиджин-языки, они трансформировали искусственные пиджин-языки в естественные креольские, под воздействием врожденного чувства языка. Следовательно, все креольские языки похожи, так как «врожденная языковая способность» универсальна. Все креольские языки простые, поскольку в них представлены лишь наиболее базовые языковые структуры.
См. также: Контактные языки, Креолизация языка, Креольский язык, Пиджин
Гипотеза Геи
(Gaia hypothesis), предположение, выдвинутое в нач. 1970-х гг. англ, ученым Джеймсом Лавлоком, о том, что Земля является единым организмом. В изданной в 1979 г. кн. Гея: новый взгляд на жизнь на Земле (Гея - др.-греч. богиня земли) он проводит мысль о том, что Земля является саморегулирующимся телом, подобным человеческому телу. Напр., более или менее постоянный состав ее атм-ры на протяжении всего геол. периода поддерживается путем хрупкого баланса между живыми организмами, океанами и атм-рой. Основываясь на биол. процессах обратной связи, такой подход позволяет сделать вывод, что, если человечество нарушит этот естественный экологический баланс, планета сама сможет компенсировать ущерб, подорвав господство человека. В отличие от традиц. мнения, согласно к-рому организмы лишь приспосабливаются к окруж. среде, Г. Г. утверждает, что они в то же время изменяют ее саму, подчиняя себе в отд. аспектах.
Гипотеза, согласно которой люди генетически запрограммированы на совершенное усвоение языка, однако после достижения определенного возрастного порога эта способность исчезает. Согласно одной из версий, оптимальный возраст для изучения языков - период с 8 до 14 лет.
Гипотеза, согласно которой люди генетически запрограммированы на совершенное усвоение языка, однако после достижения определенного возрастного порога эта способность исчезает. Согласно одной из версий, оптимальный возраст для изучения языков - период с 8 до 14 лет.
Согласно гипотезе, люди генетически запрограммированы на совершенное усвоение языков, однако после достижения определенного возрастного порога эта способность исчезает. Возрастной порог не определен, он зависит от человека, но предположительно, оптимальный возраст для изучения языков - это период от 8 до 14 лет.
Гипотеза Сепира-Уорфа, основанная на признании принципиальной неполноты, ограниченности представления знаний о мире в отдельном языке и предопределенности культуры языком.
ГИПО́ТЕЗА ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКОЙ ОТНОСИ́ТЕЛЬНОСТИ.
Гипотеза американских этнолингвистов Э. Сепира и Б. Уорфа об обусловленности сознания человека (его восприятия, мышления и т. д.) структурами языка. Согласно этой гипотезе, языковые навыки и нормы бессознательно определяют образы («картины») мира, присущие носителям того или иного языка. Различия между этими образами тем больше, чем далее отстоят языки друг от друга. Формирующая роль языка в познавательных процессах признается многими психологами, изучающими опосредствующее влияние языковых значений на процессы мышления, восприятия, памяти и т. д. Эта гипотеза содействовала исследованию взаимосвязи языка и мышления, не дав, однако, методологически приемлемого их решения.
гипотеза Сепира-Уорфа (гипотеза лингвистической относительности)
Концепция, разработанная в 30-е гг. ХХ в. в США Э. Сепиром и Б.Л. Уорфом в рамках этнолингвистики. Согласно данной концепции, структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Люди членят мир так, а не иначе потому, что являются участниками соглашения, имеющего силу лишь для этого языка. Поскольку познание не имеет объективного характера, сходная картина вселенной создается при сходстве или соотносительности языковых систем (См.: Б. Уорф).
Гипотеза Сепира-Уорфа (Гипотеза лингвистической относительности)
Концепция, разработанная в 30-е гг. ХХ в. в США Э. Сепиром и Б.Л. Уорфом в рамках этнолингвистики. Согласно данной концепции, структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Люди членят мир так, а не иначе потому, что являются участниками соглашения, имеющего силу лишь для этого языка. Поскольку познание не имеет объективного характера, сходная картина вселенной создается при сходстве или соотносительности языковых систем (См.: Б. Уорф).
(Теория Сепира-Уорфа, Гипотеза лингвистической относительности)
Концепция, согласно которой структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Разработана в 30-е гг. XX вв. в США Э. Сепиром и Б.Л. Уорфом в рамках этнолингвистики. По этой гипотезе логический строй мышления детерминируется языком. Характер познания действительности зависит от языка, на котором мыслит познающий субъект. Люди членят мир, организуют его в понятия и распределяют значения так, а не иначе, поскольку являются участниками некоторого соглашения, имеющего силу лишь для этого языка. Познание не имеет объективного, общезначимого характера; «сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или по крайней мере при соотносительности языковых систем» (Б. Уорф). Гипотеза Сепира-Уорфа подвергалась критике как самими американскими, так и зарубежными (в том числе российскими) учеными.
См. также: Этнолингвистика
гипотеза языкового дефицита (гипотеза Б. Бернстайна)
Гипотеза, согласно которой социальный успех членов общества зависит от уровня владения языком:
1) представители среднего класса пользуются развернутым кодом;
2) нижние слои рабочего класса - суженным кодом, что создает дефицит, препятствующий социальному успеху носителей суженного кода, проявляющийся в бедности словаря, упрощенности синтаксиса.
Гипотеза языкового дефицита (Гипотеза Б. Бернстайна)
Гипотеза, согласно которой социальный успех членов общества зависит от уровня владения языком:
1) представители среднего класса пользуются развернутым кодом;
2) нижние слои рабочего класса - суженным кодом, что создает дефицит, препятствующий социальному успеху носителей суженного кода, проявляющийся в бедности словаря, упрощенности синтаксиса.
(Гипотеза Б. Бернстайна)
Согласно данной гипотезе, выдвинутой английским психологом и социологом Б. Бернстайном, социальный успех членов общества и их доступ к общественным привилегиям в решающей степени зависит от того, насколько хорошо они владеют языком.
Представители среднего класса и, возможно, высшего слоя рабочего класса пользуются «развернутым» кодом, а представители нижних слоев рабочего класса - «суженным» кодом, т. е. речь индивидуумов, принадлежащих к более низким социальным слоям, характеризует сравнительно бедный и неразнообразный словарный запас, упрощенный синтаксис. Различия между «развернутым» и «суженным» кодами создают дефицит, который препятствует социальному успеху носителей «суженного» кода. Гипотеза языкового дефицита была подвергнута острой критике прежде всего немецкими, американскими и советскими учеными. Основные ее положения опровергались как на теоретическом уровне, так и данными многочисленных экспериментов.
См. также: Расширенный код, Суженный код
гипотеза(ипотеза) - предположение (умозрительное), догадка
Ср. Леонтий принадлежал к породе ученых, живущих прошлою или идеальною жизнию, жизнию цифр, ипотез, теорий и систем, и не замечающих настоящей кругом текущей жизни. Глядя на него, еще на ребенка, непременно скажешь, что и ученые, по крайней мере такие, как эта порода, подобно поэтам, тоже nascuntur...
Гончаров. Обрыв. 2, 5.
Ср. Hypothèse (hypothesis) - предположение.
Ср. ύπόθεσις (ύπο - τίθημι, пред - полагаю).
См. теория.
См. система.
См. идеал.
См. поэт.
См. поэты родятся.