Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

этнолингвистика

Толковый словарь

Переводоведческий словарь

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Словарь народов и культуры

Этнолингвистика

(ethnolinguistics), направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихолог, факторов в функционировании и эволюции языка. В более широком понимании Э. рассматривается как комплексная дисциплина, изучающая с помощью лингвистических методов план содержания культуры, напр., психологии и мифологии независимо от способов их формального представления (слово, предмет, обряд и т.п.). Э. в своих исследованиях опирается на этнографию, антропологию, собственно лингвистику. Изначально в сферу интересов Э. входят проблемы семантики. В науч. практике используется т.н. метод компонентного анализа, с помощью крого анализируются группы слов (термины родства, цветообозначения и т.п.), отражающие социальнокультурные особенности носителей языка. Э. частично пересекается с социолингвистикой.

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Синонимы к слову этнолингвистика

сущ., кол-во синонимов: 1

Лингвистика

Этнолингви́стика

(от греч. ἔθνος - народ, племя и лингвистика) -

направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие

языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в

функционировании и эволюции языка. В более широком понимании

этнолингвистика рассматривается как комплексная дисциплина, изучающая с

помощью лингвистических методов «план

содержания» культуры, народной психологии и мифологии независимо от

способов их формального представления (слово,

предмет, обряд и т. п.). Начало исследования подобной проблематики в

России было положено трудами Ф. И. Буслаева, А. Н. Афанасьева,

А. А. Потебни и других.

Как самостоятельное направление этнолингвистика зародилась в недрах

этнографии на рубеже 19-20 вв., получив широкое развитие в языкознании

США с 70‑х гг. 19 в. в связи с интенсивным изучением многочисленных

индейских племён Северной, а затем и Центральной Америки. Однако

первоначально основное внимание уделялось собственно этнографическому

материалу. Этнолингвистика в специальном, языковедческом, плане

возникает лишь с 1‑й четверти 20 в. Ф. Боас и первое поколение его

учеников заложили новые традиции в американской лингвистике, наметив

определённый круг проблем и методов их исследования (термин

«этнолингвистика» в работах американских учёных часто заменяется

терминами «антрополингвистика», «этносемантика» и др.). Одной из главных

была проблема генетического родства языков американских индейцев. Первые попытки

классификации этих языков, основанные на туманных критериях оценки их

сходства, предпринимались в конце 19 в. В дальнейшем для

классификации языков американских индейцев использовались строго научные

методы: сравнительно-исторический (Э. Сепир,

С. Лэм), глоттохронологии (М. Сводеш),

историко-типологический и ареальный

(К. Хейл, Ч. Ф. Вёглин, Дж. Л. Трейджер). Большое место в

этнолингвистике занимает изучение взаимовлияния контактирующих с

языками индейцев индоевропейских (английского, испанского, французского) языковосновном - влияния вторых

на первые), проблем билингвизма и мультилингвизма, влияния

социокультурных факторов на развитие языка (Д. Х. Хаймз, Х. Хойер,

Г. М. Хёнигсвальд и другие).

Изначально в сферу интересов этнолингвистики входят проблемы семантики. Боас исследовал семантику грамматических категорий (1915), Сепир - аномальные

типы речи в языке нутка (1915), звуковой символизм (1929), понятийные

поля (1930). В конце 20‑х - начале 30‑х гг. 20 в. появляются работы

второго поколения учеников Боаса: Хойера (языки тонкава и апачей),

Б. Л. Уорфа (язык хопи), Трейджера (язык таос) и других. Возникающая в

этот период дескриптивная лингвистика

исключает семантику из круга лингвистических дисциплин; возрождение

интереса к содержательной стороне языкатем самым к этнолингвистике)

относится к началу 50‑х гг. 20 в., что в значительной степени было

связано с широким обсуждением Сепира -

Уорфа гипотезы, возникшей в рамках этнолингвистики и воплотившей в

себе наиболее характерные особенности американской разновидности неогумбольдтианства. В научную практику

вводится компонентного анализа метод,

с помощью которого исследуются группы слов (имена родства,

цветообозначения и т. п.), отражающие социально-культурные особенности

членения соответствующих областей внеязыковой действительности в

различных языках. В 50-70‑е гг. 20 в. широко используются экспериментальные психологические методы изучения

этнолингвистических проблем семантики (Хойер, Ч. Ф. и Ф. М. Вёглины).

В 70‑е - начале 80‑х гг. проводятся исследования семантических моделей разных языков, проблем народной таксономии (folk

taxonomy), паралингвистических явлений и

т. п., ставятся проблемы исторического изучения и реконструкции духовной этнической культуры на

основе данных языка (Б. Берлин, Х. Конклин, М. Матиот и другие).

Более широкое понимание предмета и задач этнолингвистики

способствовало оживлению в 70-80‑х гг. 20 в. исследований в области

фольклористики, где выявляются новые стороны взаимосвязей языка и

культуры. В СССР эти проблемы разрабатываются Н. И. Толстым и группой

учёных под его руководством. В рамках социолингвистики, психолингвистики, этнографии ставятся также задачи

описания истории конкретных языков (языковых семей) в тесном сочетании с

этнической историей носителей языков; создания этнолингвистических атласов (развитие этнолингвогеографии);

исследования в рамках проблемы соотношения языка и культуры

понятийных констант, которые по-разному проявляются в языке и культуре,

но обладают одной сущностью (смыслом): понятия нормы и нормирования, понятия территориальных

и социальных диалектов в языке и народной

культуре, языковой семьи и культурной группы (семьи), праязыка и пракультуры и т. д.; задачи исследования

пограничных сфер языкознания и мифологии на основе единого взгляда на

эти явления как на семиотические знаковые системы и др. Некоторые учёные высказывали

мысль о том, что этнолингвистика (как и социолингвистика) неотделимы от

собственно лингвистики, поскольку последняя исследует вопросы реального

функционирования языка и его роль в жизни человека.

Работы по этнолингвистике публикуются в журналах «Anthropological Linguistics», «American Anthropologist»,

«Ethnology» и других.

Национальный язык и национальная культура, М., 1978;

Толстой Н. И., Некоторые проблемы и перспективы славянской

и общей этнолингвистики, Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1982, т. 41, № 5,

с. 397-405;

Ареальные исследования в языкознании и этнографии. (Язык и этнос),

Л., 1983;

Linguistic structures of native America, N. Y., 1946;

Hymes D. H., Directions in

(ethno-)linguistic theory, в кн.: Transcultural

studies in cognition, Menasha, 1964;

Language in culture and society. A reader in linguistics

and anthropology, N. Y. - [a. o.], 1964;

Studies in southwestern ethnolinguistics. Meaning and

history in the languages of the American Southwest, The Hague - P.,

1967;

Ethnolinguistics: Boas, Sapir and Whorf revisited, by

M. Mathiot, The Hague, 1979.

А. М. Кузнецов.

Морфемно-орфографический словарь

Социолингвистика

Сканворды для слова этнолингвистика

Полезные сервисы

этнолингвистика как комплексная дисциплина

Лингвистические термины

Понятия лингвистики

Полезные сервисы