геофиз., нефт. геофизические исследования в скважинах, геофизические исследования скважин
geophysical well logging, well-logging measurements/operations
геофиз. географическая информационная система
geographical information system (GIS)
геофиз., нефт. геофизические исследования в скважинах, геофизические исследования скважин
geophysical well logging, well-logging measurements/operations
геофиз. географическая информационная система
geographical information system (GIS)
- Французский художник, автор картины «Ложа».
ГИС (Хис) (His) Вильгельм (1831-1904) - немецкий анатом и эмбриолог, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1885). Предложил метод "реконструкции" строения зародыша, впервые применил в эмбриологических исследованиях микротом.
Гис Вильгельм - Хис (His) (1831-1904), немецкий анатом и эмбриолог, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1885). Изучал формообразовательные процессы в зародыше. Впервые применил в эмбриологическом исследовании микротом.
* * *
ГИС Вильгельм - ГИС (Хис) (His) Вильгельм (1831-1904), немецкий анатом и эмбриолог, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1885). Предложил метод «реконструкции» строения зародыша, впервые применил в эмбриологических исследованиях микротом.
ГИС Эрнест Адольф Иасент Константен (Guys, Ernest Adolphe Hyacinthe Constantin)
(1805-1892), французский художник, родился 3 декабря 1805 в местечке Флашинг в Голландии во французской семье. В молодости вместе с лордом Байроном участвовал в войне за независимость Греции. В 1840-1850-е годы сотрудничал в качестве военного художника в "Лондон иллюстрейтед ньюс". В начале 1860-х годов поселился в Париже и всю оставшуюся жизнь посвятил зарисовкам всего, что видел вокруг себя. Подобно своему современнику и другу Оноре Домье, Гис работал по памяти и очень быстро. Он создал несколько тысяч рисунков пером, подцвеченных акварелью. В отличие от Домье, Гис с одинаковой беспристрастностью наблюдал нравы всех слоев парижского общества. Среди сюжетов его работ - и элегантная публика в театрах, на бульварах, в Булонском лесу, и сценки в кабаре, бистро и публичных домах. Лучше всего художнику удавались изображения женщин; в этом он соперник Гойи, чьи гравюры и рисунки, очевидно, оказали глубокое влияние на творчество мастера. Гису был подвластен весь спектр интерпретации образа женщины - от непринужденной элегантности, позже привлекавшей Эдуара Мане, до эпатажа в духе Тулуз-Лотрека или раннего Жоржа Руо. Из современников наиболее близок к нему Гаварни, хотя последнему редко удавалось достичь совершенства, изящества или остроты рисунков Гиса. Уже в 1863 творчество Гиса открыл Шарль Бодлер; он опубликовал в Фигаро серию статей под названием Поэт современной жизни, что стало началом его деятельности как критика искусства. Скромность художника, его приверженность анонимности были невероятно велики: он никогда не выставлял свои работы и не подписывал их, а также настоял на том, чтобы Бодлер называл лишь инициалы его имени. Умер Гис в Париже 13 марта 1892. Непревзойденная коллекция, собранная Бодлером, насчитывает несколько сотен рисунков Гиса и ныне принадлежит парижскому музею Карнавале.
Шарль Бодлер об искусстве. М., 1986
Ги́сборн (Gisborne), город и порт в Новой Зеландии, на о. Северный. Свыше 30 тыс. жителей Пищевая, машиностроительная, деревообрабатывающая промышленность. Центр рыболовства.
* * *
ГИСБОРН - ГИ́СБОРН (Gisborne), город и порт в Новой Зеландии, на о. Северный. Население 31,4 тыс человек (2004). Пищевая, машиностроительная, деревообрабатывающая промышленность. Центр рыболовства. Город основан на месте, где в 1769 высаживался капитан Дж. Кук (см. КУК Джеймс).
ГИСБОРН (Gisborne) - город и порт в Нов. Зеландии, на о. Северный. 32 тыс. жителей (1989). Пищевая, машиностроительная, деревообрабатывающая промышленность. Центр рыболовства.
ГИСЛАНДИ (Ghislandi) Витторе (1655-1743) - итальянский живописец. В импозантных по композиции, метких по реалистическим наблюдениям портретах сочетал черты барокко, рококо и раннего классицизма ("Мужчина в треуголке").
Гисла́нди Витторе (Ghislandi) (1655-1743), итальянский живописец. В импозантных по композиции, метких по реалистическим наблюдениям портретах сочетал черты барокко, рококо и раннего классицизма («Мужчина в треуголке»).
* * *
ГИСЛАНДИ Витторе - ГИСЛА́НДИ (Ghislandi) Витторе (4 марта 1655, Бергамо - 3 декабря 1745, монастырь Гальгарио близ Бергамо), итальянский живописец. Известен также в монашестве как фра Витторе (fra Vittore) и фра Гальгарио (fra Galgario).
Ранний период (1680-е - 1720-е)
Творчество крупнейшего портретиста 18 столетия Витторе Гисланди было связано с ломбардской и венецианскими традициями. Его портретная живопись стоит несколько особняком в искусстве итальянского Сеттеченто, словно оставаясь недосягаемым образцом, высшим выражением эстетических и живописных достижений века. У себя на родине, в Бергамо, он учился у Дж. Котта и флорентийца Б. Бьянкини. В 1675 году приехал в Венецию, где стал монахом монастыря Св. Франциска, получив имя «фра Витторе». Изучал живопись Тициана (см. ТИЦИАН) и Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло), а в 1688 вновь ненадолго возвратился в Бергамо. С 1693 во время второго пребывания в Венеции занимался в мастерской Себастьяно Бомбелли, известного портретиста, и начал в этот период писать самостоятельные портреты. С 1701 года Гисланди навсегда поселяется в Бергамо, где становится монахом монастыря Гальгарио и берет имя «фра Гальгарио». Здесь в монастыре и похоронен художник. Таким образом, жизнь этого талантливого мастера протекала между переездами из Бергамо в Венецию, за исключением нескольких поездок в Милан после 1701.
В ранних портретах Гисланди сказалось влияние ломбардской живописной традиции, в частности, портретистов Дж. Б. Морони (см. МОРОНИ Джованни Баттиста) и К. Черезо. Но работы 1720-30-х гг. отмечены усвоением уже традиции венецианской школы, навыков, полученных в мастерской Бомбелли.
Некоторое влияние оказала на него и манера миланского живописца Соломона Адлера, одного из первых в Италии увлекшегося работами Рембрандта, что вскоре, однако, превратилось в своего рода моду. Образы ломбардских аристократов в картинах Гисланди «Портрет дворянина» (Болонья, частн. собр.), «Кавалер в треуголке» (Милан, Галерея Польди-Пеццоли), «Граф Дж. Б. Вайлетти» (Венеция, Галереи Академии) по-барочному импозантны.
Изысканному лаконизму диагональной композиции в парном портрете («Маркиз Дж. М. Рота и капитан Бринцаго». 1770-20-е гг., Бергамо, частное собрание) вторит часто избираемый художником удлиненный вертикальный формат. Доведенная до виртуозности, усвоенная в мастерской Бомбелли венецианская манера письма с колористически звучной красочной гаммой, в которой доминируют коричневый, желтый, вишневый цвета, и тонально насыщенным легким мазком, усиливает впечатление светской изысканности и представительности моделей. Внутренняя сущность живущих в роскоши и праздности нобилей, метко и образно охарактеризованная в поэмах ломбардца Дж. Парини (см. ПАРИНИ Джузеппе), лишь угадывается за замкнутым и напыщенным обликом этих моделей, иногда изображаемых с полуулыбкой, как в портретах С. Бомбелли.
Период расцвета (1730-е - 1740-е)
В эти годы изменяется круг портретируемых. В основном это люди ему духовно близкие. В портретах «С. Бомбелли» (Венеция, Пинакотека Кверини-Стампалья), «Антиквар Ф. М. Брунтино» (Бергамо, Каррарская Академия), «Скульптор Дж. Б. Каньяна» (Бергамо, Альцано Маджоре), «Молодой художник» (Бергамо, Каррарская Академия), «Молодой художник» (Милан, Кастелло Сфорцеско), «Живописец» (Будапешт, Музей изобр. искусств) Гисланди привлекает интеллект, талант, творческая энергия, глубина мира чувств. По сравнению с образами этих людей с лицами ремесленников, лишенными сословной важности, портреты ломбардских аристократов выглядят костюмированными, словно написанными при работе с манекенами, и смотрятся уже произведениями прошлого века. В двойном портрете художников П. Джеральди и М. Бернарди (Милан, Брера), как и в выполненном на два десятилетия раньше портрете маркиза Рота и капитана Бринцаго, сопоставлены два характера. Оба художника изображены не в торжественной и манерной, а в свободной и естественной позах. В портрете тонко акцентирован индивидуальный душевный склад каждого, а не эффектно контрастирующие по цвету костюмы. Работы 1730-40-х гг. менее колористически изысканны и, порой, даже несколько темны по колориту, но они привлекают душевным благородством образов, созданных Гисланди, их открытостью окружающему миру.
В поздний период творчества Гисланди написал три автопортрета. Наиболее ранний из них датируется 1732 г. (Бергамо, Каррарская Академия), а два других исполнены в сер. 1730-х (Милан, Кастелло Сфорцеско; Венеция, частн. собр.). Автопортрет для художника века Просвещения, как и для живописца любой другой эпохи был прежде всего рассказом о творческой судьбе, о служении избранному ремеслу. Но в автопортретах 18 столетия всегда покоряет особая открытость внешнему миру, духовная свобода образов независимо от того, как решает их композиционно художник - более жанризованно, подобно П. Лонги и А. Лонги, или, подобно Пьяцетте и Гисланди, которых интересует лишь лицо, заключающее палитру чувств. Гисланди изображает себя в портретах погрудно в рабочем одеянии - черном сюртуке и маленькой черной суконной шапочке, оттеняющей черные живые глаза на лице старого художника. Он возвращается в автопортретах к ломбардской живописной традиции, сильно светом и тенью моделируя пластику лица, используя менее разнообразную цветовую гамму. В автопортрете из Каррарской Академии он написал себя с палитрой в руке на фоне станка со стоящим на нем портретом молодого художника. В нем тонко Гисланди предугадал предназначение портретиста века Просвещения - создателя совершенно новых вдохновенных образов людей творческой профессии, внутренний мир которых столь же многообразен и изменчив, как и сама эпоха, открывшая перед ними возможности деятельности.
ГИСПАНИЗМ (от собств. им. с греч. окончанием). Оборот речи, присущий исключительно испанскому языку.
- Название этого поселка в переводе с таджикского означает «крепость, укрепление».
Гисса́р-тепе́ - многослойное поселение эпохи энеолита и бронзового века (4-е - начало 2-го тысячелетия до н. э.) в северо-восточном Иране. Сырцовые дома, погребения, керамика.
Гиссарлы́к - холм в Малой Азии, на берегу Эгейского моря (вилайет Чанаккале, Турция), под которым найдены остатки Трои.
* * *
ГИССАРЛЫК - ГИССАРЛЫ́К, холм в М. Азии, на берегу Эгейского м. (вилайет Чанаккале, Турция), под которым найдены остатки Трои (см. ТРОЯ).
ГИССАРЛЫК - холм в М. Азии, на берегу Эгейского м. (вилайет Чанаккале, Турция), под которым найдены остатки Трои.
- Холм в Малой Азии, на берегу Эгейского моря, под которым найдены остатки Трои.
- Турецкий холм, скрывающий Трою.
Гисса́ро-Ала́й - горная страна на юге Средней Азии, в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане. Западную и среднюю части Гиссаро-Алая составляют Туркестанский, Зеравшанский и Гиссарский хребты, восточную часть Гиссаро-Алая - Алайский хребет с северными передовыми цепями. Протяжённость с запада на восток - около 900 км. Высота до 5621 м. Главные гребни хребта - типичный альпийский рельеф; покрыты вечными снегами и ледниками (крупный ледник - Зеравшанский, длина 25 км); в северных цепях Алайского и Туркестанского хребтов и др. - плоские выровненные поверхности. Месторождения вольфрама, молибдена, мышьяка, золота, ртути, сурьмы, угля. Реки бассейнов Зеравшана и Амударьи. Озёра: Маргузор, Искандеркуль и др. По склонам гор снизу вверх выделяются 5 высотных зон и поясов - от зоны эфемерных и полынно-эфемерных полупустынь предгорных равнин и адыров до гляциально-нивальной зоны вечных снегов, ледников и скал. Заповедники: Зааминский и Рамит.
* * *
ГИССАРО-АЛАЙ - ГИССА́РО-АЛА́Й, горная страна на юге Ср. Азии - в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане. Западную и среднюю части Гиссаро-Алая составляют Туркестанский (см. ТУРКЕСТАНСКИЙ ХРЕБЕТ), Зеравшанский (см. ЗЕРАВШАНСКИЙ ХРЕБЕТ) и Гиссарский (см. ГИССАРСКИЙ ХРЕБЕТ) хр., восточная часть Гиссаро-Алая - Алайский хр (см. АЛАЙСКИЙ ХРЕБЕТ). с северными передовыми цепями. Протяженность с запада на восток - ок. 900 км. Высота до 5621 м. Главные гребни хребтов - типичный альпийский рельеф; покрыты вечными снегами и ледниками (крупный ледник - Зеравшанский, длина 25 км); в северных цепях Алайского и Туркестанского хр. и др. - плоские выровненные поверхности. Месторождения вольфрама, молибдена, мышьяка, золота, ртути, сурьмы, угля. Бассейны рек Зеравшана (см. ЗЕРАВШАН) и Амударьи (см. АМУДАРЬЯ). Озера: Маргузор, Искандеркуль (см. ИСКАНДЕРКУЛЬ) и др. По склонам гор снизу вверх выделяются 5 высотных зон и поясов - от зоны эфемерных и полынно-эфемерных полупустынь предгорных равнин и адыров до гляциально-нивальной зоны вечных снегов, ледников и скал. Заповедники: Зааминский (см. ЗААМИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК) и Рамит (см. РАМИТ).
ГИССАРО-АЛАЙ - горная страна на юге Ср. Азии - в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане. Западную и среднюю части Гиссаро-Алая составляют Туркестанский, Зеравшанский и Гиссарский хр., восточная часть Гиссаро-Алая - Алайский хр. с северными передовыми цепями. Протяженность с запада на восток - ок. 900 км. Высота до 5621 м. Главные гребни хребтов - типичный альпийский рельеф; покрыты вечными снегами и ледниками (крупный ледник - Зеравшанский, длина 25 км); в северных цепях Алайского и Туркестанского хр. и др. - плоские выровненные поверхности. Месторождения вольфрама, молибдена, мышьяка, золота, ртути, сурьмы, угля. Бассейны рек Зеравшана и Амударьи. Озера: Маргузор, Искандеркуль и др. По склонам гор снизу вверх выделяются 5 высотных зон и поясов - от зоны эфемерных и полынно-эфемерных полупустынь предгорных равнин и адыров до гляциально-нивальной зоны вечных снегов, ледников и скал. Заповедники: Зааминский и Рамит.
Гисса́рская доли́на - в Таджикистане, между южной окраиной Гиссарского хребта и северными окраинами гор Бабатаг, Каратау и др. Длина до 115 км. Высота от 700 до 1000 м. Орошается р. Кафирниган. Посевы хлопчатника, зерновых, садоводство. В Гиссарской долине - г. Душанбе.
* * *
ГИССАРСКАЯ ДОЛИНА - ГИССА́РСКАЯ ДОЛИ́НА, в Таджикистане, между южной окраиной Гиссарского хр. и северными окраинами гор Бабатаг, Каратау и др. Длина до 115 км. Высота от 700 до 1000 м. Орошается р. Кафирниган. Посевы хлопчатника, зерновых, садоводство. В Гиссарской долине - г. Душанбе.
ГИССАРСКАЯ ДОЛИНА - в Таджикистане, между южной окраиной Гиссарского хр. и северными окраинами гор Бабатаг, Каратау и др. Длина до 115 км. Высота от 700 до 1000 м. Орошается р. Кафирниган. Посевы хлопчатника, зерновых, садоводство. В Гиссарской долине - г. Душанбе.
Гисса́рская культу́ра (археол.) периода позднего неолита (7-2-е тысячелетие до н. э.). Распространена в долинах рр. Кафирниган и Вахш на юго-западе Таджикистана. Поселения, грубые каменные орудия и керамика. Хозяйство: охота, скотоводство, отчасти земледелие.
Гисса́рский хребе́т - в системе Гиссаро-Алая, в Узбекистане и Таджикистане, водораздел бассейнов рек Зеравшан и Амударья. Длина около 200 км. Высота до 4643 м. Через перевал Анзоб (высота 3372 м) проходит автомобильная дорога Ташкент - Душанбе.
* * *
ГИССАРСКИЙ ХРЕБЕТ - ГИССА́РСКИЙ ХРЕБЕ́Т, в системе Гиссаро-Алая (см. ГИССАРО-АЛАЙ), в Узбекистане и Таджикистане, водораздел бассейнов рек Зеравшан (см. ЗЕРАВШАН) и Амударья (см. АМУДАРЬЯ). Длина ок. 200 км. Высота до 4643 м. Через перевал Анзоб (см. АНЗОБ) (высота 3372 м) проходит автомобильная дорога Ташкент - Душанбе.
ГИССАРСКИЙ ХРЕБЕТ - в системе Гиссаро-Алая, в Узбекистане и Таджикистане, водораздел бассейнов рек Зеравшан и Амударья. Длина ок. 200 км. высота до 4643 м. Через перевал Анзоб (высота 3372 м) проходит автомобильная дорога Ташкент - Душанбе.
ГИССАРСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ - ГИССА́РСКОЕ ПОСЕЛЕ́НИЕ, эпохи энеолита и бронзового века (4-е - нач. 2-го тыс. до н. э.) в Северо-Восточном Иране. Сырцовые дома, погребения, керамика.
ГИССАРСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ - эпохи энеолита и бронзового века (4-е - нач. 2-го тыс. до н. э.) в Северо-Восточном Иране. Сырцовые дома, погребения, керамика.
ГИССИНГ Джордж Роберт - ГИ́ССИНГ (Gissing) Джордж Роберт (1857-1903), английский писатель. Социальные романы, сборник эссе «Записки Генри Райкрофта».
ГИССИНГ Джордж Роберт (Gissing, George Robert) (1857-1903), английский прозаик, социальный реалист, в лучших произведениях которого отразился переход от викторианского романа к современному. Родился 22 ноября 1857 в Уэйкфилде (графство Йоркшир). Был зачислен студентом-стипендиатом в Оуэнс-колледже (Манчестер), откуда в 1876 был исключен за кражу. Уехал в США, работал школьным учителем в Уолтеме (шт. Массачусетс), затем переехал в Чикаго, писал рассказы и публиковал их в местных газетах. В Англию вернулся в октябре 1877, писал романы, зарабатывая на жизнь репетиторством. В 1879 женился на проститутке, которую знал еще в студенческие годы, надеясь ее перевоспитать; недолго прожив вместе, супруги расстались. В 1888 жена Гиссинга умерла, и в 1891 он женился во второй раз - и также неудачно. После рождения второго сына Гиссинг расстался с женой. В 1899 он сошелся с образованной француженкой, переводчицей его романа Новая Граб-стрит (New Grub Street, 1891). В романах Гиссинга преобладает социальная проблематика. До 1890 он, как правило, писал о бедности, социализме, классовых различиях и попытках социальных реформ. Действие романов, написанных после 1890, разворачивается в буржуазной среде; в них ставятся вопросы нравственности или такие социальные проблемы, как положение женщины и последствия индустриализации. Романы с социальной проблематикой, критикующие в равной мере условия жизни общества и современный реформизм, проникнуты пессимизмом. Наиболее значительные из романов Гиссинга - Рабочие на заре (Workers in the Dawn, 1880), Вне классов (Unclassed, 1884), Изабелла Кларендон (Isabel Clarendon, 1886), Демос (Demos, 1886), Тирза (Thyrza, 1887), Утро жизни (A Life's Morning, 1888), Преисподняя (The Nether World, 1889), Эмансипантка (The Emancipated, 1890), Рожденный в ссылке (Born in Exile, 1892), Лишние (Odd Women, 1893), В юбилейный год (In the Year of Jubilee, 1894), Водоворот (The Whirlpool, 1897), Венец жизни (The Crown of Life, 1899), Наш друг шарлатан (Our Friend the Charlatan, 1901), Веранильда (Veranilda, 1904) и Уилл Уорбертон (Will Warburton, 1905). Гиссинг написал также множество рассказов и весьма содержательную книгу Чарлз Диккенс: критический анализ (Charles Dickens: A Critical Study, 1898). Гиссинг дважды совершал поездки к Средиземному морю и опубликовал книгу путевых записок о своей поездке в Италию У Ионического моря (By the Ionian Sea, 1901). Наиболее известную из его книг, сборник коротких эссе Записки Генри Райкрофта (Private Papers of Henry Ryecroft, 1903), относят к "малой классике". Умер Гиссинг в Сен-Жан-де-Люзе 28 декабря 1903.
Гистами́н - производное аминокислоты гистидина. Содержится в неактивной, связанной форме в различных органах и тканях животных и человека; в значительных количествах освобождается при аллергических реакциях, шоке, ожоге; вызывает расширение кровеносных сосудов, сокращение гладкой мускулатуры, повышение секреции соляной кислоты в желудке и др. Применяется в медицине.
* * *
ГИСТАМИН - ГИСТАМИ́Н, производное аминокислоты гистидина. Содержится в неактивной, связанной форме в различных органах и тканях животных и человека; в значительных количествах освобождается при аллергических реакциях, шоке, ожоге; вызывает расширение кровеносных сосудов, сокращение гладкой мускулатуры, повышение секреции соляной кислоты в желудке и др. Применяется в медицине.
ГИСТАМИН - производное аминокислоты гистидина. Содержится в неактивной, связанной форме в различных органах и тканях животных и человека; в значительных количествах освобождается при аллергических реакциях, шоке, ожоге; вызывает расширение кровеносных сосудов, сокращение гладкой мускулатуры, повышение секреции соляной кислоты в желудке и др. Применяется в медицине.
мед. вещество, участвующее в реализации воспалительных (и аллергических) реакций.
гистами́н, -а
(см. госта..) гормоноид, производное аминокислоты гистидина, относящийся к т. наз. биогенным аминам; повышает тонус гладких мышц (кишечника, матки), вызывает расширение и увеличение проницаемости капилляров, усиливает отделение секрета* железами, раздражает чувствительные (болевые) нервные окончания в коже.
ГИСТАМИН а, м. histamine < histos ткань + amine амин. хим. Разновидность гормоноидов: производное гистидина, относящееся к так наз. биогенным аминам. Гистаминовый - отн. к гистамину. Г. повышает тонус мышц, вызывает расширение капилляров и увеличение их проницаемости, усиливает секреторную деятельность желез, раздражает нервные окончания в коже. Крысин 1998. - Лекс. СИС 1964: гистами/н.
Пятисуставчатый жук из сем. булавоусых, иначе назыв. карапузик.
ГИСТЕРАЛЬГИЯ (греч., от hystera - матка, и algos - боль). Боль матки.
ГИСТЕРЕ́ЗИС [тэ; рэ́], -а; м. [от греч. hysterēsis - отставание, запаздывание] Мед. Отставание во времени реакции частей организма от вызывающего её внешнего воздействия.
◁ Гистере́зисный, -ая, -ое. Г-ые реакции.
* * *
гистере́зис (от греч. hystérēsis - отставание), запаздывание изменения физической величины, характеризующей состояние вещества (намагниченности М ферромагнетика, поляризации Р сегнетоэлектрика и т. п.), от изменения другой физической величины, определяющей внешние условия (напряжённости магнитного Н и электрического Е полей). Гистерезис наблюдается в тех случаях, когда состояние тела определяется внешними условиями не только в данный момент времени, но и в предшествующие моменты. Наиболее важны: магнитный, сегнетоэлектрический и упругий гистерезис. Неоднозначная зависимость М от Н, Р от Е и др. при циклическом изменении Н, Е и др. изображается петлёй гистерезиса.
* * *
ГИСТЕРЕЗИС - ГИСТЕРЕ́ЗИС (от греч. hysteresis - отставание), запаздывание изменения физической величины, характеризующей состояние вещества (намагниченности М ферромагнетика (см. ФЕРРОМАГНЕТИК), поляризации P сегнетоэлектрика (см. СЕГНЕТОЭЛЕКТРИКИ) и т. п.), от изменения другой физической величины, определяющей внешние условия (напряженности магнитного H и электрического E полей). Гистерезис наблюдается в тех случаях, когда состояние тела определяется внешними условиями не только в данный момент времени, но и в предшествующие моменты. Наиболее важны: магнитный гистерезис, сегнетоэлектрический гистерезис и упругий гистерезис. Неоднозначная зависимость M от H, P от E и др. при циклическом изменении H, E и др. изображается петлей гистерезиса.
ГИСТЕРЕЗИС (от греч. hysteresis - отставание) - запаздывание изменения физической величины, характеризующей состояние вещества (намагниченности М ферромагнетика, поляризации P сегнетоэлектрика и т. п.), от изменения другой физической величины, определяющей внешние условия (напряженности магнитного H и электрического E полей). Гистерезис наблюдается в тех случаях, когда состояние тела определяется внешними условиями не только в данный момент времени, но и в предшествующие моменты. Наиболее важны: магнитный гистерезис, сегнетоэлектрический гистерезис и упругий гистерезис. Неоднозначная зависимость M от H, P от E и др. при циклическом изменении H, E и др. изображается петлей гистерезиса.
гистере́зис, -а
гистере́зис, гистере́зисы, гистере́зиса, гистере́зисов, гистере́зису, гистере́зисам, гистере́зисом, гистере́зисами, гистере́зисе, гистере́зисах
гистере́зис м 1a
(гр. hysteresis отставание, запаздывание) физ. отставание во времени реакции тела от вызывающего её внешнего воздействия; наблюдается в тех случаях, когда состояние тела в данный момент времени определяется также внешними условиями, существовавшими ранее; магнитный г. - отставание состояния намагниченности тела (ферромагнетика) от изменений внешнего магнитного поля; упругий г. - отставание изменения деформации тела от механического напряжения.
- Запаздывание изменения физической величины, характеризующей состояние вещества, от изменения другой физической величины, определяющей внешние условия.
Гистере́зисный электродви́гатель - синхронный электродвигатель, у которого вращающий момент возникает в результате взаимодействия магнитного поля статора с намагниченным массивным ротором, выполненным из материала с широкой петлёй гистерезиса. Гистерезисные электродвигатели бесшумны, долговечны, способны работать с различной частотой вращения, надёжны в эксплуатации. Применяются в маломощных электроприводах и системах автоматического управления. Мощность от долей Вт до нескольких сотен Вт.
* * *
ГИСТЕРЕЗИСНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ - ГИСТЕРЕ́ЗИСНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИ́ГАТЕЛЬ, синхронный электродвигатель, у которого вращающий момент возникает в результате взаимодействия магнитного поля статора с намагниченным массивным ротором, выполненным из материала с широкой петлей гистерезиса. Гистерезисные электродвигатели бесшумны, долговечны, способны работать с различной частотой вращения, надежны в эксплуатации. Применяются в маломощных электроприводах и системах автоматического управления. Мощность от долей Вт до нескольких сот Вт.
ГИСТЕРЕЗИСНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ - синхронный электродвигатель, у которого вращающий момент возникает в результате взаимодействия магнитного поля статора с намагниченным массивным ротором, выполненным из материала с широкой петлей гистерезиса. Гистерезисные электродвигатели бесшумны, долговечны, способны работать с различной частотой вращения, надежны в эксплуатации. Применяются в маломощных электроприводах и системах автоматического управления. Мощность от долей Вт до нескольких сот Вт.
ГИСТЕРИТИС (греч., от hystera - матка). Воспаление матки.
- Прибор для измерения и регистрации сократительной деятельности матки во время родов - частоты, продолжительности, интенсивности и координации родовых схваток.