Гумбольдтиа́нство -
совокупность взглядов на язык и способы его
изучения, сформировавшихся в русле философско-лингвистической программы
В. Гумбольдта, основателя общего языкознания и
философии языка. Теоретико-методологическую базу
этой программы составляет антропологический подход к языку, в
соответствии с которым адекватное изучение языка должно производиться в
тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной
жизнью.
Лингвистическая концепция Гумбольдта возникла как реакция на
антиисторическую и механистическую концепцию языка 17-18 вв., а также
на логические и универсалистские концепции (см. Логическое направление, Универсальные грамматики); она опирается на идеи
И. Гердера о природе и происхождении языка, о
взаимосвязи языка, мышления и «духа народа», а также на типологическую (морфологическую) классификацию языков Ф. и А.‑В.
Шлегелей. Философские воззрения Гумбольдта сформировались в свете идей
немецкой классической философии (И. Кант, И. В. Гёте, Г. В. Ф. Гегель,
Ф. Шиллер, Ф. В. Шеллинг, Ф. Г. Якоби и другие). Идеи Гумбольдта явились
одним из источников философской антропологии - течения
западноевропейской, преимущественно немецкой, философии 1‑й
половины 20 в.
Язык, по Гумбольдту, - живая деятельность человеческого духа, единая
энергия народа, исходящая из глубин человеческого существа и
пронизывающая собой все его бытие. Язык есть не оконченное дело или вещь
(Ergon - эргон»), а деятельность (Energeia - «энергейя»). В нём
сосредоточивается не свершение духовной жизни, но сама эта жизнь.
Истинное определение языка может быть только генетическим. Язык -
главнейшая деятельность человеческого духа, лежащая в основе всех
других видов человеческой деятельности. Он есть сила, делающая человека
человеком. Языки, по Гумбольдту, являются отображением изначальной
языковой способности, заложенной в человеке в виде некоторых смутно
осознаваемых принципов деятельности и актуализирующейся с помощью
субъективной активности говорящего. Человек, пробуждая в себе свою
языковую способность и развёртывая её в ходе языкового общения, всякий
раз своими собственными усилиями создаёт сам в себе язык. Язык есть не
мёртвый продукт (Erzeugtes), а созидающий
процесс, порождение (Erzeugung).
Порождение языка, по Гумбольдту, представляет собой синтетический
процесс сплавления понятия со звуком, превращающий звук в живое
выражение мысли. Синтез включает два логически последовательных, а в
реальности - одновременных момента: 1) расчленение бесформенной
субстанции звука и мысли и формирование артикулированного звука и
языкового понятия; 2) соединение их в единое целое до чистого
проникновения друг в друга.
С понятиями языкового синтеза и порождения тесно связано понятие
формы языка, под которой Гумбольдт понимает постоянное и единообразное
начало в созидательной деятельности духа по выражению мысли с помощью
звука, взятое во всей совокупности своих связей и систематичности. Форма
языка, по Гумбольдту, есть синтез отдельных языковых элементов в своём
духовном единстве. Форма каждого языка находится в неразрывной связи с
духовными задатками говорящего на нем народа и является неповторимо
индивидуальным образованием, хотя в своих существенных чертах она и
одинакова для всех языков. Гумбольдт различает «внутреннюю форму языка»
(innere Sprachform) как глубинный принцип его
порождения, определяющий собой всё своеобразие языковой организации, и
«внешнюю форму языка» (звуковую, грамматическую и т. д.), в которой
проявляется и воплощается внутренняя форма, не запечатлеваясь ни в одной
из частей этой формы.
Предназначение языка, по Гумбольдту, состоит в том, чтобы:
1) осуществлять «превращение мира в мысли», 2) быть посредником в
процессе взаимопонимания людей, выразителем их мыслей и чувств,
3) служить средством для развития внутренних сил человека, оказывая
стимулирующее воздействие на силу мышления, чувства и мировоззрение
говорящих. Язык, по Гумбольдту, есть орган, образующий мысль; мышление
не просто зависит от языка вообще, а до известной степени
обусловливается каждым конкретным языком; языки - органы
оригинального мышления наций.
В трактовке Гумбольдта язык не представляет собой прямого отражения
мира. В нём осуществляются акты интерпретации мира человеком.
Различные языки, по Гумбольдту, являются различными мировидениями. Они
представляют собой не различные обозначения одной и той же вещи, а дают
различные ви́дения её. Слово - это отпечаток не
предмета самого по себе, а его чувственного образа, созданного этим
предметом в нашей душе в результате языкотворческого процесса. Оно
эквивалентно не самому предмету, даже чувственно воспринимаемому, а его
пониманию в акте языкового созидания. Всякий язык, обозначая отдельные
предметы, в действительности созидает; он формирует для говорящего на
нём народа картину мира. Каждый язык, по Гумбольдту, образует вокруг
народа, к которому он принадлежит, круг, выйти за пределы которого
можно, только вступив в другой круг. Язык, будучи системой мировидения,
оказывает регулирующее воздействие на человеческое поведение: человек
обращается с предметами так, как их преподносит ему язык.
Язык, в понимании Гумбольдта, представляет собой «напряжённое» живое
целое своих противоположных и взаимно предполагаемых начал, пребывающих
в подвижном равновесии. Гумбольдт различает в языке (по интерпретации
Х. Штейнталя, А. А. Потебни, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева) следующие
антиномии: деятельности - предметности («энергейи» и «эргона»,
жизненности - вещности), индивидуума - народа (индивидуального -
коллективного), свободы - необходимости, речи - понимания, речи - языка, языка - мышления (человеческого
духа), устойчивого - подвижного, логического - стихийного,
импрессионистически-индивидуального - монументального,
континуального - дискретного, объективного - субъективного начал.
Специфику теоретико-методологических основ программы Гумбольдта
составляют:
синтез натуралистического и деятельностного принципов изучения языка
и человека - язык трактуется им одновременно как организм духа и
самодеятельность, или деятельность, духа;
диалектический подход (антиномическая трактовка природы языка);
системно-целостный взгляд на язык;
приоритет динамического процессуально-генетического подхода над
структурно-статическим планом описания языка;
трактовка языка как порождающего себя организма;
приоритет вневременного (панхронического) взгляда на язык над
историческом анализом движения языка в конкретно-историческом
времени;
приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;
сочетание интереса к живому разнообразию реально существующих языков
и языку как общему достоянию человечества; попытка представить в
идеальном плане языки как ступени к совершенному образованию языка
как такового;
отказ от описания языка только изнутри его самого, сопоставление
языка с другими видами духовной деятельности человека, и прежде всего с
искусством;
сочетание философско-отвлечённого взгляда на язык со
скрупулёзно-научным подходом к его изучению.