Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дью дилижанс

Синонимы к слову дью дилижанс

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

дьюар

Синонимы к слову дьюар

сущ., кол-во синонимов: 1

сосуд (187)

Эпонимы

Дьюар - сосуд с двойными стенками, между которыми выкачан воздух; предназначен для хранения сжиженных газов. Название - по имени Дж. Дьюара.

Джеймс Дьюар - James Dewar (1842-1923)

английский физик и химик. В 1861 г. окончил Эдинбургский университет. С 1875 г. - профессор Кембриджского университета, с 1877 г. - профессор также и Лондонского королевского института. В 1877 г. стал членом Лондонского королевского общества, в 1897 г. - президентом Химического общества Англии. Исследовал карбонильные соединения, озон. В 1871 г. предложил структурные формулы бензола и пиридина. Основные работы Дж. Дьюара относятся к изучению тепловых явлений. В 1872 г. он разработал методы измерения теплоемкости при низких температурах и обнаружил ее уменьшение при понижении температуры. В 1898 г. впервые получил жидкий водород и определил его константы. Изобрел особый сосуд (сосуд Дьюара), в котором тела могут длительное время сохранять свою температуру. Исследовал изменение электропроводности металлов в зависимости от температуры. В 1904 г. совместно с П. Кюри экспериментально доказал, что при радиоактивном распаде радона образуется гелий.

Сканворды для слова дьюар

- Английский физик, впервые получивший жидкий водород.

- Стеклянный ящик Вейнхольда для сжиженных газов этот шотландский физик превратил в двустенную колбу с узким горлом для уменьшения испарения.

- Изобретатель термоса.

Полезные сервисы

дьюар (dewar) джеймс

Большой энциклопедический словарь

ДЬЮАР (Dewar) Джеймс (1842-1923) - английский физик и химик. В 1898 впервые получил жидкий водород, изобрел сосуд, названный его именем. Труды по органической химии.

Полезные сервисы

дьюар джеймс

Энциклопедический словарь

Дью́ар Джеймс (Dewar) (1842-1923), английский физик и химик. В 1898 впервые получил жидкий водород, изобрёл сосуд, названный его именем. Труды по органической химии.

* * *

ДЬЮАР Джеймс - ДЬЮ́АР (Dewar) Джеймс (1842-1923), английский физик и химик. В 1898 впервые получил жидкий водород, изобрел сосуд, названный его именем. Труды по органической химии.

Полезные сервисы

дьюар майкл

Большой энциклопедический словарь

Дью́ар Майкл (р. 1918), английский химик. Исследования в области теоретической органической химии. Развил теорию возмущений молекулярных орбиталей. Автор ряда книг по химии.

Полезные сервисы

дьюара сосуд

Энциклопедический словарь

Дью́ара сосу́д - колба с двойными посеребрёнными изнутри стенками, из пространства между которыми выкачан воздух. Теплопроводность разрежённого газа между стенками столь мала, что температура веществ, помещаемых в Дьюара сосуд, сохраняется постоянной долгое время. Предложен Дж. Дьюаром (1892). Небольшие Дьюара сосуды (в том числе бытовые термосы) изготовляют из стекла, Дьюара сосуды больших объёмов - из металла.

* * *

ДЬЮАРА СОСУД - ДЬЮ́АРА СОСУ́Д, колба с двойными посеребренными изнутри стенками, из пространства между которыми выкачан воздух. Теплопроводность разреженного газа между стенками столь мала, что температура веществ, помещаемых в сосуд Дьюара, сохраняется постоянной долгое время. Предложен Дж. Дьюаром (1898). Небольшие сосуды Дьюара (в т. ч. бытовые термосы) изготовляют из стекла, больших объемов - из металла.

Большой энциклопедический словарь

ДЬЮАРА СОСУД - колба с двойными посеребренными изнутри стенками, из пространства между которыми выкачан воздух. Теплопроводность разреженного газа между стенками столь мала, что температура веществ, помещаемых в сосуд Дьюара, сохраняется постоянной долгое время. Предложен Дж. Дьюаром (1898). Небольшие сосуды Дьюара (в т. ч. бытовые термосы) изготовляют из стекла, больших объемов - из металла.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Дьюара сосуды: а, б - стеклянные; в - металлические для жидких газов (азота и гелия).

Дьюара сосуды: а, б - стеклянные; в - металлические для жидких газов (азота и гелия).

ДЬЮАРА СОСУД, колба с двойными посеребренными изнутри стенками, из пространства между которыми выкачан воздух. Теплопроводность разреженного газа между стенками столь мала, что температура веществ, помещаемых в Дьюара сосуд, сохраняется постоянной длительное время. Применяются главным образом для хранения и транспортировки жидких воздуха, азота, гелия и др. Дьюара сосудом являются бытовые термосы. Изобретен английским ученым Дж. Дьюаром в 1892.

Полезные сервисы

дьюб

Африканские имена

(м) - зебра

Полезные сервисы

дьюзенберри (duesenberry) джеймс

Большой энциклопедический словарь

ДЬЮЗЕНБЕРРИ (Duesenberry) Джеймс (р. 1918) - американский экономист, представитель кейнсианства. Сочинения по проблемам экономического цикла, денежного обращения и кредита, экономического роста.

Полезные сервисы

дьюзенберри джеймс

Энциклопедический словарь

Дью́зенберри Джеймс (Duesenberry) (р. 1918), американский экономист, представитель кейнсианства. Сочинения по проблемам экономического цикла, денежного обращения и кредита, экономического роста.

* * *

ДЬЮЗЕНБЕРРИ Джеймс - ДЬЮ́ЗЕНБЕРРИ (Duesenberry) Джеймс (р. 1918), американский экономист, представитель кейнсианства. Сочинения по проблемам экономического цикла, денежного обращения и кредита, экономического роста.

Полезные сервисы

дьюи

Грамматический словарь

Дью́и ф. 0

Сканворды для слова дьюи

- Американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм.

Полезные сервисы

дьюи (dewey) джон

Большой энциклопедический словарь

ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1952) - американский философ, один из ведущих представителей прагматизма. Отрицал объективность истины, отождествляя ее с полезностью. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории - лишь инструменты приспособления к внешней среде. Создатель т. н. педоцентрической теории и методики обучения.

Полезные сервисы

дьюи джон

Энциклопедический словарь

Дью́и Джон (Dewey) (1859-1952), американский философ, систематизатор прагматизма. Профессор Колумбийского университета (Нью-Йорк) в 1904-30. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории лишь инструменты приспособления к внешней среде. Оказал большое влияние на американскую педагогику концепцией воспитания, в основе которой - «обучение посредством деланья».

* * *

ДЬЮИ Джон - ДЬЮ́И (Dewey) Джон (1859-1952), американский философ, один из ведущих представителей прагматизма (см. ПРАГМАТИЗМ). Отрицал объективность истины, отождествляя ее с полезностью. Развил концепцию инструментализма (см. ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ) , согласно которой понятия и теории - лишь инструменты приспособления к внешней среде. Создатель т. н. педоцентрической теории и методики обучения.

Энциклопедия Кольера

ДЬЮИ Джон (Dewey, John)

ДЖОН ДЬЮИ

ДЖОН ДЬЮИ

(1859-1952), американский философ, психолог и педагог, один из ведущих представителей прагматизма, оказавший сильное влияние на педагогическую мысль США. Родился близ Берлингтона (шт. Вермонт) 20 октября 1859. До сих пор мы мало знаем о его предках, однако известно, что первый Дьюи, поселившийся в Америке, имел троих сыновей, среди потомков одного из них был Джон Дьюи, другого - губернатор Томас Дьюи, а третьего - адмирал Джордж Дьюи, получивший известность благодаря сражению в Манильской бухте в ходе испано-американской войны 1898. Три поколения рода Дьюи были фермерами, его отец занимался торговлей. Дьюи получил образование в средней школе Берлингтона, окончил университет Вермонта, затем два года преподавал в школе в штате Пенсильвания, в течение года был учителем сельской школы в родном штате. В 1882 поступил в университет Джонса Хопкинса в Балтиморе. Здесь он испытал влияние Джорджа Сильвестра Морриса, приглашенного профессора из Мичиганского университета, представителя американского неогегельянства. В 1884 получил степень доктора философии в университете Джонса Хопкинса, представив диссертацию, которая была посвящена одному из аспектов психологической теории Канта. Осенью того же года Дьюи приступил к преподаванию философии в Мичиганском университете и оставался там (если не считать краткого периода преподавания в университете Миннесоты в 1888-1889) до 1894, когда ему предложили должность профессора и декана факультета философии, психологии и педагогики Чикагского университета. Именно в Чикаго Дьюи переключился с отвлеченных традиционных проблем метафизики и эпистемологии на более практические и специальные проблемы философии, психологии и педагогики. К 1903 т.н. Чикагская школа инструментализма переживала период расцвета, а педагогические эксперименты, начатые в основанных Дьюи в 1896 "школах-лабораториях", стали оказывать заметное влияние на педагогическую теорию и практику в США. С 1904 Дьюи преподавал в Колумбийском университете и оставался там вплоть до своей отставки в 1930, впоследствии занимал пост почетного профессора университета. В этот период он написал множество работ: по логике, теории познания, психологии, педагогике, социальной философии, искусствоведению, религии. Как известного философа и педагога его приглашали в Китай, Японию, Турцию, Мексику, СССР. Дьюи занимал активную социальную позицию и принимал участие в многочисленных комитетах и движениях либеральной ориентации. Умер Дьюи в Нью-Йорке 1 июня 1952. Первые сочинения Дьюи вышли в свет, когда он работал в университете Джонса Хопкинса. Это две статьи в "Журнале спекулятивной философии" ("Journal of Speculative Philosophy"), который издавался в Сент-Луисе (шт. Миссури) под редакцией У.Т.Харриса и посвящен изучению и распространению гегелевских идей. Дьюи никогда не был ортодоксальным гегельянцем, однако считал Гегеля выдающимся мыслителем. После знакомства с гегелевскими сочинениями собственные работы показались ему просто "интеллектуальными упражнениями". Отход Дьюи от гегельянства начался, когда он осознал, что система Гегеля носит формальный, "в высшей степени искусственный" характер. Однако он продолжал считать, что "в Гегеле больше мыслительного содержания и способности проникновения в сущность вещей, чем в любом другом систематическом философе", включая Платона. Дьюи никогда не переставал заниматься темой демократии. В 1888 Мичиганский университет выпустил в свет его работу Этика демократии (The Ethics of Democracy). В 1946 во "Введении" к книге Проблемы человека (Problems of Men) он прямо говорит о своей вере в демократический образ жизни, находит новые смыслы в понятии демократии и новые способы убеждения читателей в необходимости научного изучения человека в социальной среде, подобного изучению природы естественными науками. Демократия для него не "порубленный на кусочки суверенитет", но партнерство в сверхиндивидуальной деятельности и воле. Это не просто - и не прежде всего - форма правления, а разумная, реалистическая кооперация с целью формирования полноценных личностей. Неудивительно, что, как он сам признавал, его философия была наиболее полным образом представлена в работе Демократия и образование (Democracy and Education, 1916). Демократию и "образование в интересах демократии" Дьюи считал важнейшими проблемами, в исследовании которых находят естественное применение и "другие вопросы - космологические, моральные, логические". Он называл Эмерсона "философом демократии", однако эта характеристика в большей степени подходит ему самому, как и его слова о том, что Эмерсон был "пророком и глашатаем любой системы, которую демократия в будущем построит и воплотит в жизнь". "Последней сущностью" в философии Дьюи можно считать "опыт". "Опыт" - одно из самых многозначных слов человеческого языка. Обычно говорится, отмечал Дьюи, что человек "тем ближе к реальности, чем дальше от любого опыта, который когда-либо имел". В противовес этой ортодоксальной концепции, Дьюи выдвинул "еретический" тезис: "Опыт - не занавес, скрывающий от человека природу... В опыте воспринимается не опыт, но природа - камни, растения, животные, болезни, здоровье, температура, электричество и т.д.", включая "преданность, благочестие, любовь, красоту и тайну". Иначе говоря, "опыт" обозначает все на свете, буквально все. Интеллектуальное благоговение перед этим "все", его сознательное и постоянное исследование ради достижения фактов и ценностей, света и ориентира, поддержки и обновления являются, с точки зрения Дьюи, предпосылками интеллектуальной, моральной и религиозной целостности человека. Ошибки философов и вообще всех людей проистекали "из отсутствия доверия к направляющим силам, внутренне присущим опыту, следовать которым могут только смелые и мужественные люди". Согласно Дьюи, опыт есть сложное переплетение событий, каждое из которых имеет свою природу и историю. Одни из этих событий происходят, подчиняясь некой регулярности, другие представляют собой игру случая; одни полезны для человека, другие наносят ему вред. Важнейшая задача человека - научиться ими управлять; для этого мы проводим эксперименты, с помощью которых находим причины происходящих событий. Сложное переплетение событий, в которые вовлечен человек, дает ему возможность сочетать реализм и идеализм, объединять неизбежный практицизм с лелеемыми идеалами. С точки зрения Дьюи, существует лишь один надежный способ достижения этой цели - "интеллект", открытое и беспредпосылочное экспериментальное мышление. В отличие от процедур чистого разума, где главную роль играет ощущение их рациональной правильности, работу интеллекта можно наблюдать со стороны и сопоставлять с требованиями ситуации, которая и привела его в действие. Например, когда возникает некая проблема, прежде всего высказывается догадка о том, как ее можно разрешить. Эта гипотеза подвергается проверке и оказывается правильной или неправильной. В первом случае акт мышления можно считать завершенным, в последнем он остается незавершенным, и от решения проблемы либо отказываются, либо пробуют ее решить еще раз; тогда мышление начинается заново. Существенно важным отличием разума от интеллекта является то, что в первом случае "ум овладевает объектами или постигает их, находясь как бы вне мира вещей, физических и социальных", а во втором он занимает позицию "участника, взаимодействующего с другими вещами и познающего их в соответствии с определенными правилами". Различные процедуры приводят к разным результатам. Благодаря разуму человек достигает теоретически достоверного знания о неизменной реальности; благодаря интеллекту он способен управлять постоянно изменяющейся действительностью, состоящей из разнообразных событий. На протяжении всего творческого пути Дьюи придерживался принципа, который был сформулирован им в главе, написанной для сборника Творческий интеллект (Creative Intelligence, 1917), и о котором его коллеги вынуждены были помнить, даже если не были способны ему следовать: "Философия возрождается, когда перестает быть средством разрешения проблем философов и становится методом... разрешения проблем человечества". Дьюи всегда был верен науке, однако неоднократно предупреждал, что "сама наука все еще пребывает в детском возрасте" и многие исправимые пороки действительности являются результатом "несбалансированного, одностороннего применения методов исследования и проверки, которые только и имеют право называться наукой". Он считал, что человеческое существо есть сочетание развивающегося организма и воздействующих на него процессов природного и социального окружения. Для Дьюи логика - это теория исследования, а не теория доказательства. В этом исследовании символы и вещи используются для реконструкции мира исследователя. Веру в религию, которая "всегда означает корпус верований и церемоний, имеющих своего рода институциональную организацию", Дьюи предложил заменить религиозным отношением ко всем проявлениям жизни, а веру в Бога как конкретное существо - верой в те силы природы и общества, которые "порождают и поддерживают идею блага как цели наших устремлений". Сам Дьюи предпочитал называть свою философию экспериментализмом или даже инструментализмом, а не прагматизмом, как это принято в учебниках по философии. В "Реконструкции в философии" он писал: "Когда мы приводим в действие намерение или план, он руководит нами истинным или ложным образом, ведет нас к нашей цели или уводит от нее. Самое главное в нем - его действенная, динамическая функция, и в характере деятельности, которую он порождает, заключается вся его истинность или ложность. Гипотеза, которая "работает", - истинна; "истина" - абстрактное имя существительное, обозначающее совокупность случаев, действительных, предвиденных и желаемых, которые получают подтверждение самим фактом своего обнаружения и его последствий". Потребности и желания, обслуживаемые истиной, носят, однако, не личный и эмоциональный характер (как у Джемса), а характер "общезначимый". И хотя Дьюи подчеркивает функциональное назначение суждений и законов (и даже ощущений, фактов и объектов) и называет их средствами, орудиями, инструментами или операциями для превращения неопределенной ситуации в определенную в процессе исследования, он не отрицает, что суждения и законы играют также и когнитивную роль. Он утверждает, что "сущность прагматистского инструментализма заключается в трактовке одновременно знания и практики как средств для производства полезных для жизни вещей". И все же процесс познания для Дьюи является экспериментированием: каузальные суждения обретают проективный, эвристический и телеологический, а не ретроспективный, откровенный или онтологический смысл. Законы, в том случае если выполняются определенные действия, являются для Дьюи предсказаниями будущих событий. Среди основных работ Дьюи - Лейбниц (Leibniz, 1888); Образование. Школа и общество (Education. The School and Society, 1899); Опыт и образование (Experience and Education, 1938), а также Психология (Psychology, 1886); Исследования по теоретической логике (Studies in Logical Theory, 1903); Как мы мыслим (How We Think, 1910); Очерки экспериментальной логики (Essays in Experimental Logic, 1916); Реконструкция в философии (Reconstruction in Philosophy, 1920); Человеческая природа и поведение (Human Nature and Conduct, 1922); Опыт и природа (Experience and Nature, 1925); Поиск достоверности (The Quest for Certainty, 1929); Общая вера (A Common Faith, 1934); Искусство как опыт (Art as Experience, 1934); Логика как теория исследования (Logic, the Theory of Inquiry, 1938); Свобода и культура (Freedom and Culture, 1939).

ЛИТЕРАТУРА

Дьюи Д. Школа и общество. М., 1907 Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1919 Дьюи Д. Школа и ребенок. М., 1922 Дьюи Д. (в соавторстве с Э.Дьюи). Школы будущего. М., 1922

Словарь народов и культуры

Дьюи Джон

(Dewey, John) (1859-1952), амер. философ-идеалист и педагог, один из ведущих представителей прагматизма. Отрицал объективность истины, отождествляя ее с полезностью. Развил концепцию инструментализма, согласно к-рой понятия и теории лишь инструменты приспособления к внеш. среде. Д. считал, что об-во пребывает в непрерывной эволюции, что демократия является первостепенной этич. ценностью и что именно школа представляет собой гл. мерило обществ, прогресса. В своих работах Школа и общество (1899), Демократия и образование (1916), Опыт и образование (1938) Д. отверг авторитарные методы обучения пассивных учащихся, высказываясь в пользу т.н. педоцентризма, обучения посредством деланья, т.е. через эксперимент, открытие и решение проблем. Идеи Д. имели исключительно важное значение, хотя его критиковали за недооценку систематического школьного обучения и воспитания.

Полезные сервисы

дьюк

Сканворды для слова дьюк

- Американский астронавт, побывавший на Луне.

Полезные сервисы

дьюк (duke) чарлз

Большой энциклопедический словарь

ДЬЮК (Duke) Чарлз (р. 1935) - космонавт США, магистр наук, полковник ВВС в отставке. Полет с высадкой на Луну на "Аполлоне-16" (апрель 1972).

Полезные сервисы

дьюк чарлз

Энциклопедический словарь

ДЬЮК Чарлз - ДЬЮК (Duke) Чарлз (р. 1935), космонавт США, магистр наук, полковник ВВС в отставке. Полет с высадкой на Луну на «Аполлоне-16» (апрель 1972).

Полезные сервисы

дьюла

Грамматический словарь

Дью́ла мо <жо 1а>, §19

Сканворды для слова дьюла

- Имя венгерского писателя Круди.

- Имя венгерского поэта Ийеша.

Полезные сервисы

дьюпивогур

Сканворды для слова дьюпивогур

- Город в Исландии.

Полезные сервисы

дьюркович (gyurkovics) мария

Большой энциклопедический словарь

ДЬЮРКОВИЧ (Gyurkovics) Мария (1915-1973) - венгерская певица (колоратурное сопрано). С 1937 солистка Венгерского оперного театра. Выступала в других странах.

Полезные сервисы

дьюркович мария

Энциклопедический словарь

Дью́ркович Мария (Gyurkovics) (1915-1973), венгерская певица (колоратурное сопрано). С 1937 солистка Венгерского оперного театра. Выступала в других странах.

* * *

ДЬЮРКОВИЧ Мария - ДЬЮ́РКОВИЧ (Gyurkovics) Мария (1915-1973), венгерская певица (колоратурное сопрано). С 1937 солистка Венгерского оперного театра. Выступала в других странах.

Полезные сервисы

дьюти-фри

Синонимы к слову дьюти-фри

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

дьюти-фри-шоп

Толковый словарь

м.

Магазин, где товары продаются без таможенного сбора: налога, пошлин (обчно в международных аэропортах).

Словарь иностранных слов

ДЬЮТИ-ФРИ-ШОП [англ. duty-free-shop] - экон. магазин, в котором продаются товары без таможенного сбора (налога, пошлины), гл. обр. в аэропортах.

Полезные сервисы

дьюхерст колин

Энциклопедия Кольера

ДЬЮХЕРСТ Колин (Dewhurst, Colleen) (ок. 1926-1991), Канада, США; драматическая актриса, запомнившаяся в пьесах Ю.О'Нила; на нью-йоркской сцене: Любовь под вязами (1952), Дворцы побогаче (More Stately Mansions, 1967), Траур - участь Электры (Mourning Becomes Electra, 1972), Луна для пасынков судьбы (А Moon for the Misbegotten, 1973, премия ""Тони""), Долгое путешествие в ночь (Long Day's Journey Into Night, 1988) О'Нила, Кто боится Вирджинии Вулф? (Who's Afraid of Virginia Woolf?, 1976) Э.Олби; в Нью-йоркском шекспировском театре сыграла в Антонии и Клеопатре (1959, 1963); снималась в кино и на телевидении.

Полезные сервисы