ЗАМЯТИЕ, замять и пр. см. заминать.
замятин
Грамматический словарь
Словарь русских фамилий
ЗАМЯТИН
Первое упоминание о фамилии Замятня относится к началу XV в. С помощью суффиксов впоследствии она приобрела формы Замятин, Замяткин, Замятнин, Замятов, Замятовский. В ее основе слово замять: метель, вьюга, пурга, в других говорах - возмущение, замешательство. Замятка - то же, что и заминка, т.е. остановка, помеха. Вероятно, первые Замятни получали свое имя-прозвище по двум причинам: либо появились на свет зимой, когда мела метель, либо были уж больно горласты и крикливы.
ЗАМЯТИН ЗАМЯТНИН
Обычно результат упрощения фамилии Замятнин. Замятня - вьюга, метель; беспокойство, волнение. В первом значении имя Замятня могло быть дано ребенку по состоянию погоды при его рождении, во втором - по беспокойному его нраву. (Ф). Отчество от нецерковного мужского личного имени Замятня, в прошлом очень частого у русских. Так как слово замять означало "метель", имя могли давать мальчику, рожденному в такую погоду. Но то же слово имело и другие значения - "шум, крик" и "мятеж". Вариант Замятин стал самостоятельной фамилией. (Н)
ЗАМЯТИН
Первое упоминание о фамилии Замятня относится к началу XV в. С помощью суффиксов впоследствии она приобрела формы Замятин, Замяткин, Замятнин, Замятов, Замятовский. В ее основе слово замять: метель, вьюга, пурга, в других говорах - возмущение, замешательство. Замятка - то же, что и заминка, т.е. остановка, помеха. Вероятно, первые Замятни получали свое имя-прозвище по двум причинам: либо появились на свет зимой, когда мела метель, либо были уж больно горласты и крикливы.
Сканворды для слова замятин
- Российский писатель, автор романов «Мы», «Островитяне».
- Российский писатель, автор повестей «На куличках», «Север».
Полезные сервисы
замятин евг. ив
Гуманитарный словарь
ЗАМЯ́ТИН Евг. Ив. (1884-1937) - писатель-прозаик, лит. критик. Род. в Лебедяни в семье священника. Окончил (1908) кораблестроит. ф-т Петерб. Политехнич. ин-та. Студентом участвовал в рев. движении, сидел неск. месяцев в одиночке, выслан в Лебедянь под надзор полиции. Нелегально вернулся в СПб., снова выслан в 1911, жил в Лахти и Сестрорецке, где и начал проф. писать (пов. "Уездное", изд. в 1913). Лит. работу продолжал по возвращении в СПб., на лечении в Николаеве и в новой ссылке в Кеми (пов. "На куличках", 1914, "Алатырь", 1915, рассказы). В марте 1916 З. как морской инж. командирован в Англию для наблюдения за стр-вом ледоколов по рус. заказам; пишет там пов. "Островитяне" (1918). Вернувшись в сент. 1917 в Россию, З. погружается в обществ., издат., преподават. работу. Сотрудничает в горьковской "Новой жизни", в правлении Союза деятелей худ. культуры, в изд-вах "Всемирная лит-ра", "Алконост", "Петрополис" и др. В нач. 20-х гг. - активный сотрудник ж. "Записки мечтателей", "Дом иск-в", "Совр. Запад", "Рус. современник". Из семинара З. по технике худ. прозы при Петрогр. Доме иск-в родилось объединение молодых писателей "Серапионовы братья" - одно из интереснейших явлений в лит-ре нач. века. Как теоретик и лит. критик З. утверждал принципы "неореализма", реализованные им в рассказах "Мамай" (1921), "Пещера" (1922), "Рассказ о самом главном" (1924) и др.
В знаменитом манифесте "Я боюсь" ("Дом иск-в. Сб. 1", Пб., 1921) З. предсказал в ближайшем будущем господство в лит-ре "юркой школы" приспособленцев и одописцев, "исполнительных и благонадежных чиновников", тогда как "неюркие" писатели принуждены будут умолкнуть. Власти не простили ему бунтарства: в авг. 1922 он подвергся 2-му (1-й был в 1919) кратковременному аресту и едва не выслан из страны вместе с группой виднейших представителей интеллигенции. Тщетны были попытки З. опубликовать ром.-антиутопию "Мы" (написан в 1920; на родине впервые изд. в ж. "Знамя", 1988, № 4-5), добиться пост. законченной в 1928 ист. трагедии "Аттила". В кон. 20-х гг. развернулась травля З. в прессе как "антисоветчика" и "врага" (главное "преступление" - издание романа "Мы" в сокращенном виде в Праге). Его совсем перестали печатать, ранее изданное изымалось из б-к. В окт. 1931 с помощью М. Горького З. выехал за границу. С февр. 1932 жил в Париже, сохраняя сов. гражданство. Писал киносценарии, рассказы, очерки-воспоминания, роман "Бич божий" (не окончен, 1-я ч. издана после смерти З., 1939). Посмертно опубликована кн. критич. ст. и воспоминаний "Лица" (Нью-Йорк, 1955). Похоронен на кладб. Тийе близ Парижа. Возвращение произв. З. на родину началось только в период "перестройки и гласности".
Е. И. Замятин. Рис. Ю. Анненкова
Полезные сервисы
замятин евгений иванович
Энциклопедический словарь
Замя́тин Евгений Иванович (1884-1937), русский писатель. С 1932 за границей (Париж). Гротескно-сатирическое изображение мещанства в глухой российской провинции («Уездное», 1913) и в «цивилизованной» буржуазной Англии («Островитяне», 1918). Повесть «На куличках» (1914) о попрании человеческого достоинства в армии. В романе-антиутопии «Мы» (опубликовано за рубежом в 1924 на английском языке, в России в 1988) - гротескная модель устройства тоталитарного общества. Рассказы, сказки-притчи, пьесы; статьи о литературе.
* * *
ЗАМЯТИН Евгений Иванович - ЗАМЯ́ТИН Евгений Иванович (20 января (1 февраля) 1884, Лебедянь Тамбовской губернии - 10 марта 1937, Париж), русский писатель. С 1932 за границей (Париж). Гротескно-сатирическое изображение провинциального мещанства, буржуазной Англии (повести «Уездное», 1913; «Островитяне», 1918). Повесть «На куличках» (1914) о попрании человеческого достоинства в армии. В романе-антиутопии «Мы» (опубликован за рубежом в 1924 на английском языке, в России в 1988) - гротескная модель устройства тоталитарного общества. Сказки-притчи, пьесы.
* * *
Революционная молодость
Родился в патриархальной семье священника и дочери священника, одаренной пианистки, привившей сыну любовь к музыке. Окончив с золотой медалью воронежскую гимназию, Замятин в 1902 поступил на кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института, хотя уже тогда явно обозначился его интерес к литературе. В студенческие годы много путешествовал по России. Накануне событий 1905 был вовлечен в революционную деятельность, вступил в Российскую социал-демократическую партию (РСДРП) и боевую дружину Выборгского района. Как сам он объяснял в автобиографии (1928), быть в те годы большевиком для него значило «идти по линии наибольшего сопротивления». И в литературе он также остался «еретиком», постоянно отступая от генеральной идеологической линии и творя в согласии с собственным пониманием.
В 1905 арестован и после нескольких месяцев заключения в одиночной камере выслан в родную Лебедянь под особый надзор полиции. В 1906 надзор был снят, но ему было запрещено жить в Петербурге. Несмотря на это, он вернулся в столицу и сумел завершить свое образование (1908) со званием морского инженера. Для продолжения научной карьеры его оставили при кафедре корабельной архитектуры.
Начало литературной деятельности
В 1908 увидел свет первый рассказ Замятина «Один», в котором еще чувствуется сильное влияние Л. Н. Андреева (см. АНДРЕЕВ Леонид Николаевич). Профессиональным литератором Замятин стал благодаря, по его словам, Петербургскому Охранному отделению, которое, обнаружив, что он проживает в Петербурге нелегально, вновь выслало его в 1911 из столицы, на этот раз в Лахту на берегу Финского залива, где он написал повесть «Уездное» (1913), ставшую его подлинным дебютом в литературе.
Повесть была высоко оценена многими современниками. Как позднее восторженно отозвался о Замятине К. И. Чуковский (см. ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович) , «новый Гоголь явился». Любовь Замятина к Гоголю отразилась на его собственных произведениях «склонностью к шаржу, гротеску, к синтезу фантастики и реальности». Среди писателей, творчество которых так или иначе повлияло на Замятина: Салтыков-Щедрин (см. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович), Андрей Белый (см. БЕЛЫЙ Андрей), Федор Сологуб (см. СОЛОГУБ Федор Кузьмич) с их символическим гротеском, Алексей Ремизов (см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович) с его любовью к самовитому слову и сказительством.
В «Уездном» Замятин создал рельефный и во многом сатирический образ русского провинциального быта, тягучего, косного, патриархально-добродушного и в то же время свирепого. Олицетворение этого быта стал герой повести Анфим Барыба, выбивающийся из любовников богатенькой вдовы, через воровство и лжесвидетельство, в местные урядники. Сказ (установка на устное, звучащее слово), которым искусно пользуется в повести Замятин, становится, как и стилизация, его излюбленным приемом.
Еще ярче предстает гротескное начало в повести Замятина об армейском быте «На куличках» (1914), вызвавшей скандал и навлекшей на себя гнев цензуры как клевета на русскую армию. Номер журнала «Заветы» с повестью был конфискован и уничтожен, а сам автор и редакция привлечены к суду.
Особенности поэтики
Ни в «Уездном», ни в чуть более поздних «Островитянах» (1918), посвященных тому же «уездному» быту, однако уже на английской почве, нет фантастики, однако сам быт в этих вещах фантастичен - такова особенность художественного видения Замятина, писателя острых граней и углов, смещенных плоскостей, резкого и неожиданного чередования теней и ярких, слепящих, разбегающихся пятен.
Реальность у Замятина - сатирически сдвинута, остранена, мозаична и экспрессивна, деталь выдвинута на передний план, шаржированно замещая портрет. В жизни и в людях Замятин не принимал механистичности, что означало для него замкнутость, косность и тупость. Писатель словно играл словами, бликами, пятнами, с легкостью разрывал ткань повествования, стремясь насытить его не только сюжетной, но и образной, языковой (критика сразу обратила внимание на виртуозный синтаксис его прозы) динамикой и экспрессией. Именно последние противопоставляются у него обывательской затхлости, жестко поставленной на рельсы и катящейся по своему неизменному распорядку обыденности.
Иронию Замятин считал одним из важнейших составных своего «неореализма» или, пользуясь другим его термином, «синтетизма», сочетающих традиционный реализм с символизмом, фантастику с бытом. Она - в основе многих его произведений, как дореволюционных, так и послереволюционных: и в озорных сказках-притчах («Большим детям сказки», 1922), и в рассказах о первых послереволюционных годах («Дракон», 1921; «Мамай», 1921; «Пещера», 1922 и др.), рисующих удручающую картину распада цивилизованной жизни, жестокость, голод и холод. Вместе с тем сарказм слит у Замятина с сочувствием обыкновенному человеку, раздавленному и лишенному самого насущного.
Отношение к революции
В 1916 Замятин был командирован в Англию наблюдать за постройкой кораблей для русского флота. Но с началом революции в России (1917) возвратился на родину. Революция была им воспринята романтически - как нарушение и разрушение установленного порядка, как взрыв вековой косности, как возможность новой, живой жизни в противовес жизни мертвенной.
Это было скорее эстетическое, нежели социальное приятие революции - блоковское, скифское, бунтарское. Не случайно Замятин одно время был близок с группой писателей, объединившихся вокруг журнала «Заветы», возглавлявшейся другом Блока критиком Ивановым-Разумником (см. ИВАНОВ-РАЗУМНИК). Однако скифство (и революция) понималось им более радикально - как сродненность со стихией, как вечное движение и поиск, как бесконечный творческий процесс.
Его энтузиазм однако не был продолжительным. Революция с первых же дней показала, что в ее пламени легко сгорают те ценности, которые были для Замятина первостепенными - личность и свобода. Поэтому и отношения писателя с большевистской властью скоро разладились. Дважды он был арестован: сначала в 1919 по делу «левых эсеров» (вместе с Блоком, Ремизовым и Ивановым Разумником), затем в 1922, едва не оказавшись на «философском корабле» вместе с другими известнейшими деятелями русской культуры, высланными из России.
Роман «Мы»
Роман-антиутопия Замятина «Мы» написан в 1920 и положил начало целому ряду антиутопий в мировой литературе («О, дивный новый мир!» О. Хаксли (см. ХАКСЛИ Олдос), «1984» Дж. Оруэлла (см. ОРУЭЛЛ Джордж) и др.). Замятин пытался напечатать его на родине, но безуспешно. Тем не менее о романе знали, упоминали в критических статьях, так как писатель неоднократно устраивал его публичные чтения. Откликнувшийся на него Ю. Н. Тынянов (см. ТЫНЯНОВ Юрий Николаевич) в известной статье «Литературное сегодня» оценил роман как удачу, а исток замятинской фантастики увидел в его стиле, принцип которого, по словам критика, «экономный образ вместо вещи», «вместо трех измерений - два». Были и отзывы отрицательные (в связи с политической подоплекой романа).
Роман, написанный под свежими впечатлениями «строгой» эпохи военного коммунизма с его чрезвычайными мерами, был одним из первых художественных опытов социальной диагностики, выявившей в тогдашней политической реальности и общественных умонастроениях тревожные тенденции, которые получат свое развитие в сталинской внутренней политике. Вместе с тем это было произведение о будущем, которым массово грезили в те годы, принося ему на алтарь настоящее и неповторимую человеческую жизнь.
В романе изображено совершенное Государство, возглавляемое неким Благодетелем, своего рода патриархом, наделенным неограниченной властью. В этом государстве прозрачных стен, розовых талонов на любовь, механической музыки и «оседланной стихии» поэзии, в этом обществе «разумной механистичности» и «математически совершенной жизни» обезличенный человек - не более чем винтик в образцово отлаженном механизме. Здесь нет имен, а есть номера, здесь порядок и предписание превыше всего, а отступление от общепринятых правил и санкционированного образа мысли грозит нарушителю Машиной Благодетеля (что-то вроде модернизированной гильотины). Не случайно роман так и не был пропущен советской цензурой. Первоначально он был опубликован в 1924 за границей (в переводе на английский), а в России только в 1988.
Мастер
Много внимания Замятин уделял проблемам художественного мастерства (в 1920-21 он читал курс новейшей литературы в питерском Педагогическом институте, технику писательства в Доме искусств). В образовавшемся вокруг него литературном кружке «Серапионовы братья» к нему относились как к мэтру. Выступал он и с литературно-критическими статьями, где страстно отстаивал свободу творчества и предостерегал писателей против «все поглощающего единомыслия» (статьи «Я боюсь», 1921; «Рай», 1921; «О литературе, революции, энтропии и прочем», 1924 и др.). Как редактор, он активно участвовал и в издании журналов «Дом искусств», «Современный Запад», «Русский современник», в работе издательства «Всемирная литература» и других.
Отлучение
Во второй половине 1920-х гг. нападки идеологически ортодоксальной критики на писателя усилились. А после 1929, когда «Мы» в сильно сокращенном виде появились на русском языке в пражском журнале «Воля России», он почти полностью был отлучен от печати. В знак протеста Замятин вышел из Союза писателей и попросил разрешения уехать за границу, в чем ему было отказано. И только после письма Сталину в 1931 разрешение неожиданно было получено, в ноябре 1931 Замятин выехал с женой сначала в Берлин, затем в 1932 перебрался в Париж.
Он надеялся, что временно (за ним сохранилось гражданство), и даже участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры (1935) как член советской делегации (в 1934 был принят в Союз писателей СССР). С антисоветскими выступлениями он не выступал, и потому эмиграцией не был принят. Он продолжал работать над романом об эпохе заката Римской империи «Бич божий», писал воспоминания о Чехове, Кустодиеве и др. Снятый по его сценарию фильм «На дне» с Ж. Габеном (см. ГАБЕН Жан) был признан лучшим французским фильмом 1936 года. Ему так и не удалось вернуться в Россию. Он умер в Париже от разрыва сердца.
Большой энциклопедический словарь
ЗАМЯТИН Евгений Иванович (1884-1937) - русский писатель. С 1932 за границей (Париж). Гротескно-сатирическое изображение провинциального мещанства, буржуазной Англии (повести "Уездное", 1913; "Островитяне", 1918). Повесть "На куличках" (1914) о попрании человеческого достоинства в армии. В романе-антиутопии "Мы" (опубликован за рубежом в 1924 на английском языке, в России в 1988) - гротескная модель устройства тоталитарного общества. Сказки-притчи, пьесы.
Полезные сервисы
замятин, евгений иванович
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Евгений Иванович Замятин.
ЗАМЯТИН Евгений Иванович (1884 - 1937), русский писатель. С 1932 в эмиграции (Париж). Гротескно-сатирическое изображение провинциального мещанства в России (повесть "Уездное", 1913) и Англии (повесть "Островитяне", 1918). Повесть "На куличках" (1914) о попрании человеческого достоинства в армии. В романе-антиутопии "Мы" (опубликован на английском языке за рубежом, 1924, в России в 1988) - гротескное изображение тоталитарного режима. Сказки-притчи, пьесы.
Полезные сервисы
замятнин
Словарь русских фамилий
ЗАМЯТИН ЗАМЯТНИН
Обычно результат упрощения фамилии Замятнин. Замятня - вьюга, метель; беспокойство, волнение. В первом значении имя Замятня могло быть дано ребенку по состоянию погоды при его рождении, во втором - по беспокойному его нраву. (Ф). Отчество от нецерковного мужского личного имени Замятня, в прошлом очень частого у русских. Так как слово замять означало "метель", имя могли давать мальчику, рожденному в такую погоду. Но то же слово имело и другие значения - "шум, крик" и "мятеж". Вариант Замятин стал самостоятельной фамилией. (Н)
Полезные сервисы
замятнин дмитрий николаевич
Энциклопедический словарь
Замя́тнин Дмитрий Николаевич (1801-1881), российский государственный деятель. С 1840 герольдмейстер, с 1852 сенатор, с 1858 товарищ (заместитель) министр юстиции, с 1862 управляющий Министерством юстиции, с 1864 член Государственного совета, в 1864-67 министр юстиции, руководил подготовкой и проведением судебной реформы 1864, в 1866-67 участвовал в подготовке военно-судной реформы. С 1881 председатель Департамента гражданских и духовных дел Государственного совета.
Полезные сервисы
замятый
Орфографический словарь
Синонимы к слову замятый
Морфемно-орфографический словарь
Полезные сервисы
замять
Толковый словарь
I зам`ять
сов. перех. разг.
1. Не дать чему-либо хода; приостанавить, пресечь.
2. Отвлечь внимание в беседе, в разговоре от чего-либо неприятного, нежелательного.
II зам`ять
сов. перех. разг.
см. заминать
III з`амять
ж. местн.
Метель, вьюга.
Толковый словарь Ушакова
ЗА́МЯТЬ, замну, замнёшь, совер. (к заминать), что (разг.). Пресечь дальнейшее развитие чего-нибудь. Замять дело (с каким-нибудь умыслом приостановить начатое дело, не дать ему хода). Замять разговор о чем-нибудь (прекратить разговор о чем-нибудь, переменив нежелательную, неприятную тему на какую-нибудь другую; отвлечь внимание от нежелательной темы).
Толковый словарь Ожегова
ЗАМЯ́ТЬ, -мну, -мнёшь; -ятый; совер., что (разг.). Прекратить, умышленно не дать ходу. З. дело. З. разговор (уклониться от его продолжения). Замнём для ясности! (лучше помолчим, не будем говорить о чём-н.; разг. шутл.).
| несовер. заминать, -аю, -аешь.
II. ЗАМЯ́ТЬ см. мять.
Энциклопедический словарь
ЗАМЯ́ТЬ -мну́, -мнёшь; св. что. Разг.
1. Нажимая, смять; нажимая, вдавить во что-л. З. окурок.
2. Прекратить, пресечь что-л., умышленно не дать ходу. З. скандал. З. дело. З. разговор.
◁ Замина́ть, -а́ю, -а́ешь; нсв. Замина́ться, -а́ется; страд.
Академический словарь
-мну́, -мнёшь; сов., перех.
(несов. заминать). разг.
1. Нажимая, смять, сдавить; нажимая, вдавить во что-л.
Замять окурок.
2. Приостановить, пресечь что-л., не дать чему-л. хода.
Замять скандал.
◊
[Сын купца] был уличен в подделке векселя, и, чтобы замять это дело, старику Солодовникову пришлось изрядно потратиться. Фадеев, Последний из удэге.
||
Отвлечь внимание от. чего-л.; сделать незаметным что-л.
Она таки нашлась, чем замять мою глупую выходку. Достоевский, Подросток.
Я видел, что она подыскивает сказать что-нибудь, чтобы заговорить меня и замять мой вопрос. Гаршин, Надежда Николаевна.
Словарь русского арго
Орфографический словарь
Формы слов для слова замять
замя́ть, замну́, замнём, замнёшь, замнёте, замнёт, замну́т, замя́л, замя́ла, замя́ло, замя́ли, замни́, замни́те, замя́вший, замя́вшая, замя́вшее, замя́вшие, замя́вшего, замя́вшей, замя́вших, замя́вшему, замя́вшим, замя́вшую, замя́вшею, замя́вшими, замя́вшем, замя́тый, замя́тая, замя́тое, замя́тые, замя́того, замя́той, замя́тых, замя́тому, замя́тым, замя́тую, замя́тою, замя́тыми, замя́том, замя́т, замя́та, замя́то, замя́ты
Синонимы к слову замять
Омонимы к слову замять
за́мять
небольшая метель, вьюга
…Друзья уходят в прошлое, как в замять.
замя́ть
нажимая, смять
не дать чему-либо хода; приостановить, пресечь рассмотрение, обсуждение чего-либо
отвлечь внимание в беседе, в разговоре от чего-либо неприятного, нежелательного
Он ухищрялся выдумать что-нибудь такое, чему бы дать значение вопроса, не терпящего ни малейшего отлагательства, и замять речь об отчёте.
Грамматический словарь
Глагольная сочетаемость
дело замять => существование / создание, прерывание
замять дело => действие, прерывание
замять разговор => действие, прерывание
История слов
См. затаить
Полезные сервисы
замять 1
замять дело
замять для ясности
замять разговор
Сборник слов и иносказаний
замять разговор (иноск.) - завести речь о другом для избежания продолжения неудобных разъяснений
См. замять дело.
Полезные сервисы
замяться
Толковый словарь
I сов. неперех. разг.
1. Остановиться в нерешительности, в замешательстве.
2. Прервать речь, сделать паузу, подыскивая слова или смутившись.
3. Приостановиться в развитии.
II сов. неперех. разг.
см. заминаться
Толковый словарь Ушакова
ЗАМЯ́ТЬСЯ, замнусь, замнёшься, совер. (к заминаться) (разг.).
1. Почувствовать смущение, нерешительность, замешательство. «Женщина выбежала и, увидев князя Андрея, замялась на пороге.» Л.Толстой.
2. Почувствовать затруднение в приискании нужного слова, сбиться, говоря что-нибудь. Рассказчик вдруг замялся и перешел на другую тему.
Толковый словарь Ожегова
ЗАМЯ́ТЬСЯ, -мнусь, -мнёшься; совер. (разг.). Почувствовав нерешительность, смутившись, прервать речь. Замялся и замолчал.
| несовер. заминаться, -аюсь, -аешься.
II. ЗАМЯ́ТЬСЯ см. мяться 1.
Энциклопедический словарь
ЗАМЯ́ТЬСЯ -мну́сь, -мнёшься; св. Разг. Начать мяться, проявить нерешительность, прервав разговор, остановившись и т.п. Я замялся и не смог ничего сказать. З. на месте. З. в коридоре.
◁ Замина́ться, -а́юсь, -а́ешься; нсв.
Академический словарь
-мну́сь, -мнёшься; сов.
(несов. заминаться). разг.
1. Остановиться, затоптаться на месте в замешательстве, затруднении, нерешительности.
Получив от нее разрешение идти в людскую, [бурмистр] вдруг как-то таинственно замялся на месте,
словно бы за ним было еще какое-то слово и дело, о котором он и решался и не решался доложить. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы.
У клети [шахты] Никита замялся, но шедший сзади Василий мягко подтолкнул его плечом. Игишев, Шахтеры.
2. Прервать речь, сбиться, замолчать в замешательстве или подыскивая нужное слово.
- Я вообще не имею привычки так внезапно знакомиться… но с вами… Тут Потугин замялся. Тургенев, Дым.
Пчела ужалила его в шею, и он сбился и замялся в средине рассуждения. Л. Толстой, Утро помещика.
Мария Темрюковна замялась, с трудом подыскивая нужное слово. Она не знала многих русских слов. Костылев, Иван Грозный.
3. Приостановиться, пресечься в своем развитии, ходе.
Разговор замялся.
◊
О свадьбе так дело и замялось, как будто вовсе ничего не происходило. Гоголь, Мертвые души.
Орфографический словарь
Формы слов для слова замяться
замя́ться, замну́сь, замнёмся, замнёшься, замнётесь, замнётся, замну́тся, замя́лся, замя́лась, замя́лось, замя́лись, замни́сь, замни́тесь, замя́вшийся, замя́вшаяся, замя́вшееся, замя́вшиеся, замя́вшегося, замя́вшейся, замя́вшихся, замя́вшемуся, замя́вшимся, замя́вшуюся, замя́вшеюся, замя́вшимися, замя́вшемся
Синонимы к слову замяться
см. остановиться 2
гл. сов.
запнуться
поперхнуться
заикнуться
осечься
оборвать речь
остановиться на полуслове
неожиданно прервать речь)
См. останавливаться, смущаться...