Зве́рев Анатолий Тимофеевич (1931-1986), живописец, график. Один из ведущих московских художников-«нонконформистов», мастер нервно-экспрессивных по манере письма, спонтанных по композиции, отмеченных особой светоносностью колорита портретов и пейзажей («Церковь в Переделкине», 1960; портрет Д. П. Плавинского, 1976).
* * *
ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич - ЗВЕ́РЕВ Анатолий Тимофеевич (1931-86), российский художник, один из лучших и самых популярных мастеров русского «неофициального искусства» (см. НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО). Писал темпераментным мазком близкие ташизму (см. ТАШИЗМ) картины маслом и акварели, иногда переходя к чистой абстракции. Наиболее характерны для него лирические портреты друзей и знакомых.
* * *
ЗВЕ́РЕВ Анатолий Тимофеевич (3 ноября 1931, Москва - 9 декабря 1986, там же), российский художник. Один из самых значительных и ярких представителей «неофициального искусства» (см. НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО) 2-й половины 20 в.
Выходец из рабочей семьи, в 1954 поступил в Московское областное художественное училище «Памяти 1905 года», откуда вскоре был исключен за богемно-анархическое поведение. Сформировался как мастер самостоятельно, впервые познакомившись с подлинниками западного абстрактного искусства во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957). Большое значение имело для него и изучение репродукций в иностранных изданиях по искусству, а также знакомство с выдающимся собирателем и меценатом Г. Д. Костаки и его коллекцией русского авангарда.
Выставки в местных «квартирных салонах», а также за рубежом (начиная с выставки в галерее «Мот» в Париже, 1965) продемонстрировали яркое своеобразие его темпераментного, даже «буйного» стиля, который можно назвать «фигуративным ташизмом (см. ТАШИЗМ)». Написанные маслом или акварелью портреты («Г. Д. Костаки», 1956; «Д. П. Плавинский», 1976; оба - в частных собраниях, Москва; и др.), пейзажи («Церковь в Переделкине», 1960, частное собрание, Москва; и др.), анималистические по тематике картины, натюрморты обычно сохраняют узнаваемость исходного натурного мотива, преображенного импульсивной, стихийной игрой мазков. Упоение красотой цветовых гамм и графических ритмов постоянно сочетается с трагическим надрывом. Особый отпечаток на образы Зверева наложила своеобразная игра в юродивого, свойственная его творческому темпераменту, а также алкоголизм, которому он долгие годы был подвержен, - все вместе составило неповторимый, пестрый и причудливый сплав.
Безвременно ушедший из жизни, Зверев явился фигурой-символом, воплотившим в своей судьбе трудные пути русского «неофициального искусства». Его стиль можно считать связующим звеном между русским авангардом и постмодернизмом, предвестием живописи «новых диких» (см. НОВЫЕ ДИКИЕ). Большую популярность его работы получили в период перестройки, сопровождаясь поистине рекордным (по сравнению с любым другим мастером его времени) количеством подделок «под Зверева».