м.
Направление в абстрактной живописи середины XX в., для произведений которого характерно изображение различных объектов в виде цветовых пятен, не имеющих чётко выраженной композиции.
м.
Направление в абстрактной живописи середины XX в., для произведений которого характерно изображение различных объектов в виде цветовых пятен, не имеющих чётко выраженной композиции.
Таши́зм (от франц. tache - пятно), абстрактный экспрессионизм, живопись действия, разновидность абстрактного искусства 1940-50-х гг. Её представители (Дж. Поллок в США, П. Сулаж, Р. Soulage, во Франции, К. Аппел, K. Appel, в Нидерландах) провозгласили своим методом бессознательность и автоматизм творчества, создавали экспрессивные композиции из свободно положенных пятен и мазков.
* * *
ТАШИЗМ - ТАШИ́ЗМ (франц. Tachisme, от tache - пятно), сложившееся в 1950-е гг. направление в абстрактном искусстве развивавшееся параллельно абстрактному экспрессионизму (см. АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ) и информелю (см. ИНФОРМЕЛЬ), с которыми его иногда отождествляют. Однако в отличие от абстрактного экспрессионизма, зародившегося в США, ташизм чаще понимается как специфически европейский, в первую очередь, французский вариант беспредметного творчества. Его типические образы (в картинах французских мастеров П. Сулажа (см. СУЛАЖ Пьер) или Х. Хартунга) основаны на игре мощных, крупных мазков. Он редко включает символически знаковые элементы, исходя (как у Ж. Матье (см. МАТЬЕ Жорж)) из чистой ритмики артистического жеста или (как у Ж. Базена (см. БАЗЕН Жан) ) из обобщенных пейзажных впечатлений, представляющих собой своего рода «абстрактный импрессионизм».
ТАШИЗМ (франц. Tachisme - от tache - пятно), сложившееся в 1950-е гг. направление в абстрактном искусстве развивавшееся параллельно абстрактному экспрессионизму и информелю, с которыми его иногда отождествляют. Однако в отличие от абстрактного экспрессионизма, зародившегося в США, ташизм чаще понимается как специфически европейский, в первую очередь, французский вариант беспредметного творчества. Его типические образы (в картинах французских мастеров П. Сулажа или Х. Хартунга) основаны на игре мощных, крупных мазков. Он редко включает символически знаковые элементы, исходя (как у Ж. Матье) из чистой ритмики артистического жеста или (как у Ж. Базена) из обобщенных пейзажных впечатлений, представляющих собой своего рода "абстрактный импрессионизм".
таши́зм
(фр. tache пятно) течение в живописи 2-й половины 20 в., одна из разновидностей абстракционизма (абстрактный экспрессионизм); стремясь достичь острой эмоциональности колорита, ташисты превращают живопись в сочетание цветовых пятен, свободное от преднамеренной композиции и рисунка.
ТАШИЗМ а, м. tachisme < tache пятно. Течение в живописи 2-й половины 20 в., одна из разновидностей абстракционизма (абстрактный экспрессионизм); стремясь достичь острой эмоциональности колорита, ташисты превращают живопись в сочетание цветовых пятен, свободное от преднамеренной композиции и рисунка. СИС 1985. Некоторые картины этого направления вызывают ассоциации с природными явлениями: водными стихиями, горными ландшафтами, движениями атмосферы, объектами микромира, запечатленными на фотографиях. Т., будучи течением лирической абстракции, имеет другое название - информальное искусство. Аполлон. Его < Ван Донгена> .. сочная палитра и линеечная живопись предшествует абстрактному экспрессионизму - ташизму.., представители этого течения (1940 - 1960) провозгласили автоматизм творчества, создавая экспрессивные композиции из свободно положенных пятен. Ходасевич Портреты 88. Акционизм. Новейшая модификация абстрактного экспрессионизма, или ташизма, "живописи действия", получившего распространение в 1970 гг. в Западной Европе. Стили 1998.