м.
Приверженец иконоборства.
ИКОНОБО́РЕЦ, иконоборца, муж. (рел.). Последователь иконоборчества (ист.).
|| Сектант, отвергающий почитание икон.
иконобо́рец, иконобо́рцы, иконобо́рца, иконобо́рцев, иконобо́рцу, иконобо́рцам, иконобо́рцем, иконобо́рцами, иконобо́рце, иконобо́рцах
ср.
Социально-политическое и религиозное движение против христианского культа икона I, наблюдавшееся в Византии - в VIII - IX вв., на Руси - в XIV в., в Западной Европе - в XVI в.; иконоборчество.
 сущ. ересь в VIII и IX вв., состоявшая в непризнании, не почитании и гонении св. икон и осужденная седьмым вселенским собором в 787 г. в г. Никее при патриархе Тарасии и императрице Ирине.
иконобо́рство, иконобо́рства, иконобо́рств, иконобо́рству, иконобо́рствам, иконобо́рством, иконобо́рствами, иконобо́рстве, иконобо́рствах
прил.
1. соотн. с сущ. иконоборчество, иконоборец, связанный с ними
2. Свойственный иконоборчеству, иконоборецам, характерный для них.
3. Принадлежащий иконоборцам.
ИКОНОБО́РЧЕСКИЙ, иконоборческая, иконоборческое (рел., ист.). прил. к иконоборство и к иконоборец. Иконоборческая ересь.
иконобо́рческий, иконобо́рческая, иконобо́рческое, иконобо́рческие, иконобо́рческого, иконобо́рческой, иконобо́рческих, иконобо́рческому, иконобо́рческим, иконобо́рческую, иконобо́рческою, иконобо́рческими, иконобо́рческом, иконобо́рческ, иконобо́рческа, иконобо́рческо, иконобо́рчески
Иконобо́рческое восста́ние - 1566, восстание, с которого началась Нидерландская революция. В ходе Иконоборческого восстания, проходившего под знаменем кальвинизма, уничтожались иконы и статуи святых в католических церквах и монастырях, дворянские имения. Было подавлено.
* * *
ИКОНОБОРЧЕСКОЕ ВОССТАНИЕ - ИКОНОБО́РЧЕСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1566 года, восстание, с которого началась Нидерландская революция 16 века (см. НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ).
Восстание было поднято под знаменем кальвинизма (см. КАЛЬВИНИЗМ), и направлено прежде всего против католической церкви. Главной действующей силой восстания стали городские низы и крестьяне пригородных деревень. Погрому подверглись около 5500 церквей и монастырей, где уничтожались иконы и статуи святых. В ряде мест восставшие громили дворянские замки и имения, уничтожали долговые и арендные записи. Вначале действиями восставших пытались руководить кальвинистские консистории и отдельные члены антииспанского Союза дворян, созданного в 1565 году. Однако ожесточение восставших оттолкнуло от них нидерландских дворян, которые пошли на соглашение с испанскими властями. 23 августа наместница Маргарита Пармская (см. МАРГАРИТА Пармская) издала манифест, обещая упразднить инквизицию (см. ИНКВИЗИЦИЯ), смягчить законы против еретиков, допустить ограниченную свободу кальвинизма, амнистировать членов Союза дворян. Этот манифест расколол ряды восставших, и Иконоборческое восстание было подавлено.
ИКОНОБОРЧЕСКОЕ ВОССТАНИЕ 1566 - восстание, с которого началась Нидерландская революция. В ходе Иконоборческого восстания, проходившего под знаменем кальвинизма, уничтожались иконы и статуи святых в католических церквах и монастырях, дворянские имения. Было подавлено.
ср.
Социально-политическое и религиозное движение против христианского культа икона I, наблюдавшееся в Византии - в VIII - IX вв., на Руси - в XIV в., в Западной Европе - в XVI в.
ИКОНОБО́РЧЕСТВО, иконоборчества, мн. нет, ср. (рел., ист.). Движение против почитания икон, отразившее политическую борьбу между светской и духовной властью в Византии в 8 - 9 в.
ИКОНОБО́РЧЕСТВО -а; ср. В Византии в 8 - 9 вв. и в Западной Европе в 16 в. в период Реформации: религиозно-политическое движение, направленное против христианского культа икон.
◁ Иконобо́рческий, -ая, -ое. И-ая ересь. И-ая секта.
* * *
иконобо́рчество - религиозное движение в Византии в VIII - первой половине IX вв., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях («не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху... не поклоняйся им и не служи им». - Исход, 20, 4-5). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин. Торжественное восстановление в 843 иконопочитания празднуется Восточной церковью в первое воскресенье Великого поста («Торжество Православия»). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Западной Европы в эпоху Реформации XVI в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.).
* * *
ИКОНОБОРЧЕСТВО - ИКОНОБО́РЧЕСТВО, религиозное движение в Византии в 8 - 1-й пол. 9 вв., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях («не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,.. не поклоняйся им и не служи им», - Исход, 20, 4-5). Различают два периода иконоборчества. Первый (726-787) связан с религиозной политикой императоров Исаврийской династии Льва III (см. ЛЕВ III Исавр) (717-740) и Константина V (см. КОНСТАНТИН V Копроним) (740-775), сводившейся к догматическому опровержению почитания икон и их массовому уничтожению. Этот период наименее полно и наиболее тенденциозно освещен в источниках, отчего многие события приобрели легендарный характер и реконструируются лишь гипотетически.
Первой иконоборческой акцией властей признается удаление надвратной иконы Христа Халкитиса, находившейся перед входом в Большой императорский дворец (ок. 726-730). Тогда же был издан эдикт Льва III (см. ЛЕВ III Исавр) против почитания икон. В 754 Константин V добился соборного осуждения иконопочитания, приведшего к падению авторитета и изоляции Константинопольской кафедры в христианском мире. Отказ от решений иконоборческого собора стал возможен лишь с изменением позиции власти. VII Вселенский (Второй Никейский) собор, созванный императрицей Ириной (см. ИРИНА (византийская императрица)) в 787, восстановил и догматически обосновал почитание икон.
Возобновленное в 815-842 иконоборчество носило гораздо более поверхностный характер. Инициатором и наиболее решительным проводником его выступил император Лев V (см. ЛЕВ V Армянин) (813-820), чья иконоборческая политика была главным средством восстановления полной государственной супрематии в церковных вопросах (то есть верховенства в решении церковных вопросов). Этой же политики придерживались императоры Аморийской династии Михаил II (см. МИХАИЛ II) и Феофил; со смертью последнего в 842 иконоборчество лишилось поддержки власти и в следующем году почитание икон было восстановлено (843). Борьба против иконоборчества породила значительное количество новомучеников, преимущественно монахов, оказывавших особенно упорное и последовательное сопротивление императорской политике. Их духовными лидерами были студийский игумен св. Феодор Студит (см. ФЕОДОР СТУДИТ) и православные патриархи-иконопочитатели святые Тарасий и Никифор, занимавшие столичную кафедру в 784-815. Учение в защиту почитания икон, легшее в основу канонов VII Вселенского собора, было разработано Иоанном Дамаскином (см. ИОАНН ДАМАСКИН), одним из наиболее прославленных отцов церкви.
Торжественное восстановление в 843 иконопочитания празднуется Восточной церковью в 1-е воскресенье Великого поста («Торжество Православия»). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма (см. КАЛЬВИНИЗМ), таборитов (см. ТАБОРИТЫ)) в ряде стран Западной Европы в эпоху Реформации 16 в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы). Сжигание икон происходило и в годы разгула воинствующего государственного атеизма в СССР.
ИКОНОБОРЧЕСТВО - религиозное движение в Византии в 8 - 1-й пол. 9 вв., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях ("не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,.. не поклоняйся им и не служи им", - Исход, 20, 4-5). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин. Торжественное восстановление в 843 иконопочитания празднуется Восточной церковью в 1-е воскресенье Великого поста ("Торжество Православия"). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Зап. Европы в эпоху Реформации 16 в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.).
-а, ср.
Религиозно-политическое движение, направленное против христианского культа икон, имевшее место в Византии в 8-9 вв. и в Западной Европе в 16 в. в период Реформации.
ИКОНОБОРЧЕСТВО, религиозное движение в Византии в 8 - 1-й половине 9 вв., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях ("не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху..., не поклоняйся им и не служи им" - Исход, 20,4-5). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин. Торжественное восстановление в 843 иконопочитания празднуется Восточной церковью в 1-е воскресенье Великого поста ("Торжество Православия"). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Западной Европы в эпоху Реформации 16 в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.).
иконобо́рчество, иконобо́рчества, иконобо́рчеств, иконобо́рчеству, иконобо́рчествам, иконобо́рчеством, иконобо́рчествами, иконобо́рчестве, иконобо́рчествах
- Братья Феодор и Феофан Начертанные во времена этого периода претерпели множество мучений и были признаны святыми.
- Народное движение в Византии.
- Еретическое движение 8-9 вв., отрицали почитание святых икон.
- Народное движение в Византии в средние века.
ИКОНОГРАФ а, м. Специалист по иконографии. Легко, молчаливо и весело проводит она <художница> свою роль иконографа во всей этой ненаписанной книге. И. Басалаев Зап. // Минувшее 19 45. - Лекс. Мак. 1908: иконогра/ф.
ИКОНОГРАФИ́ЧЕСКИЙ, иконографическая, иконографическое (научн.). прил. к иконография.
иконографи́ческий, иконографи́ческая, иконографи́ческое, иконографи́ческие, иконографи́ческого, иконографи́ческой, иконографи́ческих, иконографи́ческому, иконографи́ческим, иконографи́ческую, иконографи́ческою, иконографи́ческими, иконографи́ческом, иконографи́ческ, иконографи́ческа, иконографи́ческо, иконографи́чески
ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ая, ое. iconographique adj. Отн. к иконографии. БАС-1. - Лекс. Ян. 1803: иконографический; Уш. 1934: иконографи/ческий.
ж.
1. Совокупность правил, которых должен придерживаться художник при изображении определённых - обычно религиозных или мифологических - лиц и сюжетов; наука о портрете.
2. Описание и изучение изображений какого-либо лица или сюжета в произведениях живописи и скульптуры.
3. Выяснение документальной достоверности и подлинности портретов какого-либо лица.
ИКОНОГРА́ФИЯ, иконографии, мн. нет, жен. (от греч. eikon образ и grapho - пишу) (научн.).
1. Наука, занимающаяся изучением портретных изображений.
2. кого-чего. Систематическое описание изображений какого-нибудь сюжета, лица в живописи, скульптуре. Иконография Пушкина. Иконография Геркулеса.
3. собир. Совокупность таких изображений. Иконография Пушкина очень богата.
ИКОНОГРА́ФИЯ, -и, жен. (спец.).
1. Описание и изучение изображений каких-н. лиц в произведениях живописи, скульптуры, а также описание сюжетов. И. Пушкина.
2. собир. Совокупность таких изображений.
3. Правила, к-рых должен придерживаться художник при изображении определённых, обычно религиозных или мифологических сюжетов и лиц.
| прил. иконографический, -ая, -ое.
Иконография
-и, только ед., ж.
1) В искусствознании (применительно к средневековому искусству с его символикой): описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-л. персонажей или сюжетных сцен.
Метод иконографии.
Традиционная христианская иконография не препятствовала мастеру правдиво передавать живые черты окружавшей его действительности (так, библейского царя Давида изображали как светского музыканта) (Даркевич).
2) В изобразительном искусстве: строго установленная система изображения каких-л. персонажей или сюжетных сцен, связанная, как правило, с религиозным культом и ритуалом.
Иконография Богоматери.
Иконография Христа.
3) собир. Совокупность изображений какого-л. лица, сюжетов, характерных для искусства какой-л. эпохи, какого-л. направления.
Иконография А.
С.
Пушкина.
Иконография "Мертвых душ".
4) В исторической науке: система приемов и методика определения достоверности изображения какого-л. исторического лица или события, их опознания и датировки.
Историческая иконография.
Родственные слова:
иконографи́ческий
Этимология:
От греческого eikōn ‘изображение’ и graphō ‘пишу’.
Энциклопедический комментарий:
Системы иконографии в изобразительном искусстве были порождены возникшей в древности связью искусства с религиозным культом и ритуалом. Иконография устанавливалась с целью облегчить узнавание персонажа или сюжетной сцены и согласовать принципы образно-наглядного изображения с господствующей теологической концепцией (иконография Богоматери, Христа, праздников в христианском искусстве, Будды в буддийском искусстве). На протяжении веков, с обогащением искусства новым содержанием, иконографические схемы постепенно менялись.
ИКОНОГРА́ФИЯ -и; ж. [от греч. eikōn - изображение, образ и graphō - пишу]
1. Изучение и описание изображений каких-л. определённых лиц или сюжетов (истолкование их смысла, символики, атрибутов); выяснение документальной достоверности и подлинности портретов данного лица. Заниматься иконографией. Портретная и.
2. собир. Совокупность таких изображений. И. А.С.Пушкина.
3. Совокупность правил, которых должен придерживаться художник при изображении определённых, обычно религиозных или мифологических, сюжетов и лиц. Традиции иконографии.
◁ Иконографи́ческий, -ая, -ое. И-ое издание. И-ие документы.
* * *
иконогра́фия (от греч. eikōn - изображение, образ и ...графия), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен, как правило, связанных с религиозной тематикой. В искусствознании иконография - описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен (преимущественно в средневековом искусстве с его символикой). Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи, направления.
* * *
ИКОНОГРАФИЯ - ИКОНОГРА́ФИЯ (от греч. eikon - изображение, образ и «графия»), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы, как правило, связаны с религиозным культом и ритуалом. В искусствознании иконография - описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен (преимущественно в средневековом искусстве с его символикой). Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи, направления.
ИКОНОГРАФИЯ (от греч. eikon - изображение - образ и ...графия), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы, как правило, связаны с религиозным культом и ритуалом. В искусствознании иконография - описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен (преимущественно в средневековом искусстве с его символикой). Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи, направления.
-и, ж.
1. Изучение и описание изображений каких-л. определенных лиц или сюжетов (истолкование их смысла, символики, атрибутов), а также выяснение документальной достоверности и подлинности портретов данного лица.
2. собир.
Совокупность таких изображений.
Иконография А. С. Пушкина.
3. Совокупность правил, которых должен придерживаться художник при изображении определенных, обычно религиозных или мифологических сюжетов и лиц.
[От греч. ε’ικων - изображение, образ и γράφω - пишу]
ИКОНОГРА́ФИЯ (греч. είχών - изображение, γράφω - пишу) - 1) В изобразит. иск-ве - система изображений сюжетных сцен и отд. персонажей, призванная соотнести принципы изображения с определ. религ. идеей (Иисуса Христа, Богоматери и т. п.). Иконографич. схемы - неотъемлемая черта античного и ср.-век. иск-ва - в новое время либо исчезают, либо претерпевают изменения, обусловл. индивидуализацией иск-ва, доминированием личности художника в развитии худож. процесса, отдалением иск-ва от требований религ. канонов и ритуалов.
2) В истории иск-ва - иконографич. метод, состоящий в систематизации типологич. признаков, принятых при изображении определ. сюжетов или персонажей. Сложился в 40-е гг. 19 в. во Франции как способ изуч. ср.-век. европ. иск-ва, его символики и аллегорий. В рос. искусствознании применялся Н. П. Кондаковым для изуч. византийского иск-ва и его влияния на др.-рус. иск-во. Во 2-й пол. 20 в. принципы И. были положены последователем Венской школы искусствознания Э. Панофским в основу иконологич. метода иссл. произв. иск-ва.
3) В ист. науке - методика определения достоверности изображения события, его опознания и датировки, а также совокупность изображений к.-л. лица или сюжета (напр., "пушкиниана" и т. п.).
ИКОНОГРАФИЯ (от икона и ...графия), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконография связана с религиозным культом и ритуалом и помогает идентификации персонажа или сцены, а также согласованию принципов изображения с определенной теологической концепцией. В искусствознании иконография - описание и систематизация типологических признаков и схем при изображении персонажей или сюжетных сцен. Также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т.д.
иконогра́фия, иконогра́фии, иконогра́фий, иконогра́фиям, иконогра́фию, иконогра́фией, иконогра́фиею, иконогра́фиями, иконогра́фиях
ИКОНОГРАФИЯ и, ж. iconographie.
1. Описание образов, статуй, картин, и прочее знание древних достопримечательностей, каковы суть бюсты, древния живописи и пр. Ян. 1803. Наука, занимающаяся изучением портретных изображений какого-н. сюжета, лица, в живописи, скульптуре. Уш. 1934. Изучение и описание изображений каких-л. определенных лиц или сюжетов (истолкование их смысла, символики, атрибутов), а также выяснение документальной достоверности и подлинности портретов данного лица. МАС-2. Упреки в неполноте <кн."Галерея рус. писателей "> предвидит сама редакция, которая в предисловии указывает целый ряд причин, помешавших сделать это красивое интересное издание иконографией русской изящной словесности. РБ 1901 5 2 89.
2. собир. Совокупность таких изображений. Иконография А. С. Пушкина. Уш. 1934. МАС-2.
Для лиц, изучающих иконографию орловской рысистой породы и, в частности, Прилепского завода, эти портреты являются достоверным, не прикрашенным документом. Я. И. Бутович Каталог. // НН 1997 41 90. Организация эта < КГБ > придает огромное значение наглядному материалу и иконографии. И. Бродский Коллекционный экземпляр. // Звезда 1995 4 9.
3. Совокупность правил, которых должен придерживаться художник при изображении определенных, обычно религиозных или мифологических сюжетов или лиц. МАС-2. Это название <шляпы> связано с иконографией поэта, изображенного в мягкой широкополой шляпе. Кирсанова 1995 46. - Лекс. Уш. 1934: иконогра/фия;
- Строго установленные правила изображения определённого сюжета или лица.
- Коллекционирование портретов, гравюр.
ИКОНОКЛАСТ а, м. iconoclaste m. Иконоборец, отвергающий почитание икон. Не таков был Джон Мильтон, друг и сподвижник Кромвеля, суровый фанатик, строгий творец иконокласта. Пушк. О Мильтоне.
ИКОНОКЛАСТ (греч. eikonoklastes - истребитель икон). Прозвание иконоборцев вообще и особенно императора Льва Исаврянина.
ИКОНОЛОГ а, м. iconologue m. Специалист в иконологии. Искусствоведы (иконологи) называют ее <структуру нашей картины мира> называют ее, в духе Э. Кассирера, "символической формой" культуры. Звезда 2003 6 210.
ИКОНОЛОГИЧЕСКИЙ ая, ое. icononologique adj. Отн. к истолкованию древних памятников. Объявленный же господин профессор Штелин кроме того дела имеет довольно свободного времени, то он должен предложенную от его в прошлом 747 году июня 16 числа эмблематическую иконологическую книгу ко окончанию привесть. МАН 9 196. В рассуждении книг митологических, иконологических и других им подобным, которыя потребны для художников, оне писаны очень коротко. 1799. В. И. Баженов Об академии художеств. // РА 1899 4 540.
Иконоло́гия (от греч. eikōn - изображение и ...логия), направление в искусствознании XX в. (немецко-американский учёный Э. Панофский и др.), исследующее сюжеты и изобразительные мотивы в художественных произведениях для определения его историко-культурного смысла и выраженного в нём мировоззрения.
* * *
ИКОНОЛОГИЯ - ИКОНОЛО́ГИЯ (от греч. eikon - изображение и logos - слово, учение), направление в искусствознании 20 века (немецко-американский ученый Э. Панофский), исследующее сюжеты и изобразительные мотивы в художественных произведениях для определения его историко-культурного смысла и выраженного в нем мировоззрения.
ИКОНОЛОГИЯ (от греч. eikon - изображение и ...логия) - направление в искусствознании 20 в. (немецко-американский ученый Э. Панофский и др.), исследующее сюжеты и изобразительные мотивы в художественных произведениях для определения его историко-культурного смысла и выраженного в нем мировоззрения.
- Направление в искусствознании XX века, исследующее сюжеты и изобразительные мотивы в художественных произведениях для определения его историко-культурного смысла и выраженного в нём мировоззрения.