Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

иконостас

Толковый словарь

I м.

Перегородка с рядом икона I и резными дверьми в православном храме, отделяющая алтарь от основного интерьера.

II м. разг.

Большое количество орденов, медалей на чьей-либо груди.

Толковый словарь Ушакова

ИКОНОСТА́С, иконостаса, муж. (от греч. eikon - образ и stasis - стояние) (церк.). В православной церкви - уставленная иконами стена, отделяющая алтарь от остальной части.

Толковый словарь Ожегова

ИКОНОСТА́С, -а, муж. Покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православном храме.

| прил. иконостасный, -ая, -ое.

Популярный словарь

Иконостас

-а, м.

В православном храме: перегородка с иконами и резными дверями, отделяющая алтарь от остальной части храма.

Родственные слова:

иконоста́сный

Этимология:

Слово греческое: eikōn ‘изображение’, ‘образ’ и stasis ‘место стояния’. В церковно-славянском языке - в форме иконостасъ.

Энциклопедический комментарий:

На иконостасе иконы располагаются строго в соответствии с религиозной иерархией. Двухстворчатые двери посередине иконостаса именуются царскими вратами. Иконостас пришел на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней. В своей развитой форме иконостас известен с начала XV в. Религиозная иерархия сюжетов (внизу - "местные" иконы, над ними рядами - "деисусный чин", "праздники", "пророки"), подчеркнутая высотой рядов и пропорциями отдельных икон, их ритмическим и цветовым строем, а также симметричность их расположения определяют общую композицию иконостаса, в которой живопись и позолоченная резьба деревянного архитектурного обрамления образует художественное единство.

Словарь существительных

ИКОНОСТА́С, -а, м

Часть православного храма - стена, на которой размещены иконы в соответствии с канонической иерархией, отделяющая алтарь от церкви.

Собор почти вовсе темен. Несколько свечей у иконостаса не могут его осветить (Б.Зайцев).

Энциклопедический словарь

ИКОНОСТА́С -а; м. [от греч. eikōn - изображение, образ и stasis - стояние, место стояния] В православной церкви: стена с иконами, отделяющая алтарь. Реставрация иконостаса. / Шутл. О большом количестве орденов, медалей, значков, навешанных на чью-л. грудь. Нацепить на грудь и.

* * *

иконоста́с (от икона и греч. stásis - место стояния), перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в конце XIV - начале XV вв., в том числе в творчестве Феофана Грека и Андрея Рублёва.

Схема древнерусского иконостаса.

* * *

ИКОНОСТАС - ИКОНОСТА́С (от икона (см. ИКОНА) и греч. stasis - место стояния), перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 - нач. 15 вв.

* * *

ИКОНОСТА́С (от греч. eikon - место для икон и stasis - место для стояния), перегородка, состоящая из нескольких поперечных брусьев (тябел), отделяющая алтарь (см. АЛТАРЬ) от средней части храма, на которой в определенном порядке расположено несколько рядов икон (см. ИКОНА). В раннехристианскую эпоху алтарь отделялся от остальной части храма низкой резной перегородкой (менее 1 м), обычно из мрамора. Открытый алтарь продолжал существовать в Западной Церкви на протяжении всего средневековья и сохранился до настоящего времени. В византийских храмах появилась более высокая мраморная алтарная преграда на колонках, между которыми вставлялись иконы; на верху этой стенки также мог размещаться один ряд икон. Высокий иконостас возник на Руси на рубеже 14-15 вв. впервые, вероятно, в Москве в кремлевских соборах; в их создании принимали участие Феофан Грек (см. ФЕОФАН Грек) и Андрей Рублев (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ). Полностью сохранившийся высокий иконостас, исполненный в 1425-27, находится в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА). Он состоит из трех рядов начала 15 в.: деисусного, представляющего Христа, восседающего на небесном престоле, и предстоящих Ему в молении о людском роде Богоматери (см. БОГОРОДИЦА), Иоанна Предтечи (см. ИОАНН Креститель), архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и других святых; праздничного, на иконах которого изображены главные события из земной жизни Иисуса Христа (см. ИИСУС ХРИСТОС) (Рождество Христово (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО), Сретение (см. СРЕТЕНИЕ) - принесение во хАܬ Крещение (см. КРЕЩЕНИЕ (праздник)), Преображение (см. ПРЕОБРАЖЕНИЕ), Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим (см. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ), Тайная вечеря (см. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ), Омовение ног ученикам, Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб, Сошествие в ад, Вознесение (см. ВОЗНЕСЕНИЕ), Сошествие Святого Духа - Пятидесятница (см. ПЯТИДЕСЯТНИЦА)) и Богоматери (Благовещение (см. БЛАГОВЕЩЕНИЕ), Успение (см. УСПЕНИЕ Богородицы)); пророческого - поясных изображений ветхозаветных пророков со свитками писаний в руках, где предсказывается пришествие Христа в мир.

Нижний ряд иконостаса, называемый местным, обычно состоит из разновременных икон; в нем помещаются храмовый образ (в Троицком соборе - Троица (см. ТРОИЦА (церковный праздник)) начала 15 в.), иконы Христа, Богоматери и некоторые другие. В этом ряду имеются три двери, ведущие в алтарь: центральные, напротив престола - царские, или святые врата, северные (слева) и южные (справа), называвшиеся также дьяконскими. В центральные двери (предназначенные для Царя Славы - Христа) входят только лица, имеющие священный сан. Вверху на царских вратах изображается Благовещение, на створках - четыре евангелиста (либо образы составителей Литургии Василия Великого (см. ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО)и Иоанна Златоуста (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ)). На боковых дверях могут быть изображены: Благоразумный разбойник, покаявшийся и первым попавший в рай, архангелы, святые архидиаконы, а также ветхозаветные сцены. Верхний ряд иконостаса (над пророческим), возникший в 16 веке, состоит из икон праотцев (см. ПРАОТЦЫ). В Троицком соборе этот ряд с фигурами в рост появился в начале 17 в. Иконостас представляет в живописных образах историю спасения Богом людского рода от первородного греха и смерти через воплощение Бога Сына Иисуса Христа; приготовление праотцами его явления на земле; предсказания пророков; земную жизнь Спасителя; моление святых Христу Судии о людях, совершаемое на небе вне исторического времени. Иконостас показывает преображенный мир «будущего века», образ Рая, населенного святыми.

В русских храмах 15-16 вв. состав иконостаса (число рядов и количество икон в них) мог быть различным в зависимости от размеров церковных зданий. Деисусный, пророческий и праотеческий чины были как полуфигурные (поясные), так и в полный рост. В 17 в. иконостас богато украшался пышной золоченой резьбой; над праотеческим рядом иногда помещался ряд «страстей» (сцен страданий Христа); иконостас увенчивали резные образы небесных сил (херувимы, серафимы); завершался иконостас вырезанными из дерева изображениями Распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом.

Большой энциклопедический словарь

ИКОНОСТАС (от икона и греч. stasis - место стояния) - перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 - нач. 15 вв.

Академический словарь

-а, м.

Легкая стена с вставленными в нее иконами, отделяющая в православной церкви алтарь.

[От греч. ε’ικών - образ и στάσις - стояние, место стояния]

Гуманитарный словарь

ИКОНОСТА́С (от греч. είχών - изображение и στάσιζ - местоположение) - преграда, отделяющая в православном храме его сакральную часть - алтарь. Состоит из горизонт. рядов (чинов) икон, обращенных к молящимся и расставленных на полках (тяблах) или вделанных в конструкцию И. Восходит к визант. темплону - низкой алтарной преграде с неск. рядами икон, трансформировавшемуся на Руси в сплошную стену образов - т. н. высокий рус. И. Возник в 13-14 вв., в дальнейшем структура И. менялась. Является необходимым и специфич. структурным элементом рус. храма, другим православным не присущ.

Состав и расположение икон в И. являет собой стройную образно-символич. систему. И. включает праотеческий, пророческий, праздничный, деисусный и местный ряды икон. В центре И. находятся Царские врата, по сторонам к-рых - нижний ряд местных икон. В нем непосредств. у Царских врат находятся иконы Христа и Богоматери, следующ. за иконой Христа ставится образ храмового праздника - т. н. храмовая икона, соответств. посвящению престола. Кроме Царских врат, в И. делаются двери с иконами на них, ведущие в жертвенник и дьяконник. В местный ряд ставятся также иконы чтимых святых данного храма, данной местности, иногда наиб. ценные вкладные иконы. Поэтому местный ряд в каждом храме индивидуален по составу. Над Царскими вратами, вне чинов, обычно помещается образ Тайной вечери.

Смысловым ядром классич. ср.-век. И. является деисусный чин - образ явления Христа в его втором пришествии. На его центр. иконе изображается Христос в образе Вседержителя, поддерживающий на коленях раскрытое Евангелие. В 17 в. традиц. деисусные чины нередко заменялись апостольскими.

Праздничный ряд включает иконы с изображением двунадесятых и страстных праздников, воплощающие важнейшие события земной жизни Христа и Богородицы и отражающие годовой литургич. круг.

Выше располагаются иконы пророческого чина, появившегося в И. с начала 15 в. (Успенский собор во Владимире, ок. 1408; Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1425-27). Основное смысловое значение икон этого яруса, заключается в выражении догмата о воплощении Христа, изложенного в предсказаниях пророков Ветхого Завета. В центре помещают либо икону, изображающую царя Давида, к-рого почитают прямым предком Христа и его прообразом, либо "Богоматерь Знамение". Состав чина не был строго регламентирован, в него входили изображения великих, малых и иных пророков (первонач. были поясными, в 17 в. появляются полнофигурные). Пророков изображают со свитками с текстами их пророчеств, реже с иными атрибутами.

Иконы праотеческого чина, появившегося с 16 в., представляли образы праотцев - предков Христа, от Адама до Моисея, с центральной иконой Троицы. Завершался И. чаще всего распятием с предстоящими либо иконой Спаса Нерукотворного.

В 15 в. и в более позднее время между деисусным и праздничным чинами нередко присутствует ряд вкладных икон. В 17 в. в навершии И. используется ряд изображений херувимов. Под иконами местного ряда подвешивались орнаментальные или лицевые пелены, в 17 в. их сменили деревянные панели-тумбы с орнаментальной либо сюжетной росписью. Резное или живописное украшение тябл к концу 17 в. сменилось пышной барочной резьбой, появляется скульптурный декор. И. стал сложным архитектурным сооружением, получили распространение иконы, писанные на холсте.

С развитием европ. стилей в рус. церковном иск-ве положение икон в И. перестает быть столь четким, как в древности. В 1-й пол. и сер. 18 в. для них характерны нетрадиц. рокайльные формы (овальные, круглые, трехлепестные). С приходом классицизма размеры икон увеличиваются, кол-во рядов уменьшается. Единств. обязат. становится местный чин. Сами иконы пишутся в стиле академич. классицизма, и в их качестве иногда используются произв. светской живописи на сюжеты Св. Писания. С возрождением нац. традиций в "русском стиле" (2-я пол. 19 в.) И. приобретает историч. формы.

Лит.: Сперовский Н. Старинные рус. иконостасы. СПб., 1893; Бетин Л. В. Историч. основы древнерус. высокого иконостаса // Древнерус. иск-во: Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств, 14-15 вв. М., 1970. С. 57-72; Гусарова Е. Б. Рус. поясные чины 15-16 вв.: Опыт иконогр. классификации // Сов. искусствознание-78. М., 1979. Вып. 1. С. 104-131; Флоренский П. А. Иконостас // Флоренский П. А. Изб. тр. по иск-ву. СПб., 1993.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Иконостас православной церкви.

Иконостас православной церкви.

ИКОНОСТАС (от икона и греческого stasis - место стояния), перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части православного храма. В развитой форме тип высокого иконостаса сложился на Руси в конце 14 - начале 15 вв.

Схема древнерусского иконостаса: 1 - царские врата; 2 - местный ряд; 3 - деисусный чин; 4 - праздничный чин; 5 - пророческий чин; 6 - праотеческий чин.

Схема древнерусского иконостаса: 1 - царские врата; 2 - местный ряд; 3 - деисусный чин; 4 - праздничный чин; 5 - пророческий чин; 6 - праотеческий чин.

Словарь церковнославянского языка

 сущ. (греч. εἰκονόστασις) иконостас: 1) место для образов; 2) стена, отделяющая алтарь от церкви и украшенная иконами, помещаемыми обыкновенно в несколько рядов. Направо от царских дверей располагаются иконы Спасителя, храмового праздника или святого и др. по желанно строителей иконостаса. Налево от царских дверей - первое место занимает икона Божьей Матери, и потом следуют иконы по желанию строителей. В нижнем ярусе, по ту и другую сторону царских дверей за рядами икон следуют боковые двери, из которых одна называется северной, другая - южной. На них изображаются лики либо св. ангелов: на северной - херувим с пламенным мечем, на южной - Гавриил благовестник Христова зачатая; либо лики святых дьяконов. Второй ряд иконостаса обыкновенно назначается для икон важнейших христианских праздников. В третьем ряду помещаются изображения св. апостолов между которыми, в самой средине, над царскими дверями, поставляется изображение Господа Иисуса Христа. Четвертый ряд назначается для икон св. пророков между которыми над царскими дверями бывает размещена иконою Божией Матери с Предвечным Младенцем. На верху иконостаса обыкновенно установлен св. крест. Кроме иконостаса, выше описанного, в церквах делаются еще отдельные иконостасы на стенах храма между окнами, или выше, либо ниже окон; около столпов поддерживающих свод храма, за клиросами и т. п. Эти отдельные иконостасы обыкновенно называются киотами - измененное кивот - (от греч. κιβωτός) - ковчег, которое означает ящик или раму, в которой помещается икона.

Словарь слов из произведений русской литературы

Иконостас, а, м.

Легкая стена со вставленными в нее иконами, которая отделяет алтарь в православной церкви.

Вся церковь еще до света была полна народа. Девчата старались пробраться еще ближе к иконостасу. // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки //; Приходская наша церковь невелика, стара, иконостас почернел, стены голые. // Тургенев. Записки охотника //; Золотое сияние на красном фоне иконостаса, и золоченая резьба икон, и серебро паникадил и подсвечников... - все было залито светом. // Лев Толстой. Анна Каренина //*

Словарь русского арго

ИКОНОСТАС, -а, м.

Много орденов, медалей на груди у кого-л.

Гляди, какой у деда иконостас! (о ветеране).

Орфографический словарь

иконоста́с, -а

Словарь ударений

иконоста́с

Формы слов для слова иконостас

иконоста́с, иконоста́сы, иконоста́са, иконоста́сов, иконоста́су, иконоста́сам, иконоста́сом, иконоста́сами, иконоста́се, иконоста́сах

Синонимы к слову иконостас

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

икон/о/ста́с/.

Грамматический словарь

иконоста́с м 1a

Этимологический словарь

иконоста́с

"стена с иконами перед алтарем", цслав. иконостасъ. Заимств. из ср.-греч. εἰκονοστάσι(ον) - то же; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 66.

Словарь иностранных слов

ИКОНОСТАС (греч., от eikona - икона, и istomai - ставить). Стена, отделяющая алтарь от средней части храма, на которой размещены в определенном порядке иконы.

Сканворды для слова иконостас

- Покрытая ликами стена.

- Собрание божественных картин.

- Доска почёта всех святых.

- Многоликая стена.

- Коллекция окладов.

- В переводе с греческого это слово означает «стояние образов», причем на конце мы можем найти уменьшительное мужское имя.

- Церковная «картинная галерея».

- Эта часть православной церкви в классическом виде имеет пять ярусов.

Полезные сервисы

иконостасник

Синонимы к слову иконостасник

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

иконостасный

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. иконостас I, связанный с ним

2. Принадлежащий иконостасу [иконостас I].

Толковый словарь Ожегова

ИКОНОСТА́С, -а, м. Покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православном храме.

Орфографический словарь

иконоста́сный

Формы слов для слова иконостасный

иконоста́сный, иконоста́сная, иконоста́сное, иконоста́сные, иконоста́сного, иконоста́сной, иконоста́сных, иконоста́сному, иконоста́сным, иконоста́сную, иконоста́сною, иконоста́сными, иконоста́сном, иконоста́сен, иконоста́сна, иконоста́сно, иконоста́сны, иконоста́снее, поиконоста́снее, иконоста́сней, поиконоста́сней

Морфемно-орфографический словарь

икон/о/ста́с/н/ый.

Грамматический словарь

иконоста́сный п 1*a

Полезные сервисы

иконостасов

Словарь русских фамилий

ЗАРУБИН ИКОНОСТАСОВ

Заруба, то есть зарубка, - шрам, рубец на лице; отсюда человек с такой приметой. В Польше распространена равнозначная фамилия Заремба. (Ф).

Полезные сервисы