Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

иконостас

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Популярный словарь

Иконостас

, м.

В православном храме: перегородка с иконами и резными дверями, отделяющая алтарь от остальной части храма.

Родственные слова:

иконоста́сный

Этимология:

Слово греческое: eikōn ‘изображение’, ‘образ’ и stasis ‘место стояния’. В церковно-славянском языке - в форме иконостасъ.

Энциклопедический комментарий:

На иконостасе иконы располагаются строго в соответствии с религиозной иерархией. Двухстворчатые двери посередине иконостаса именуются царскими вратами. Иконостас пришел на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней. В своей развитой форме иконостас известен с начала XV в. Религиозная иерархия сюжетов (внизу - "местные" иконы, над ними рядами - "деисусный чин", "праздники", "пророки"), подчеркнутая высотой рядов и пропорциями отдельных икон, их ритмическим и цветовым строем, а также симметричность их расположения определяют общую композицию иконостаса, в которой живопись и позолоченная резьба деревянного архитектурного обрамления образует художественное единство.

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

ИКОНОСТА́С ; м. [от греч. eikōn - изображение, образ и stasis - стояние, место стояния] В православной церкви: стена с иконами, отделяющая алтарь. Реставрация иконостаса. / Шутл. О большом количестве орденов, медалей, значков, навешанных на чью-л. грудь. Нацепить на грудь и.

* * *

иконоста́с (от икона и греч. stásis - место стояния), перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в конце XIV - начале XV вв., в том числе в творчестве Феофана Грека и Андрея Рублёва.

<a href='/dict/схема' class='wordLink' target='_blank'>Схема</a> <a href='/dict/древнерусского' class='wordLink' target='_blank'>древнерусского</a> <a href='/dict/иконостаса' class='wordLink' target='_blank'>иконостаса</a>.

* * *

ИКОНОСТАС - ИКОНОСТА́С (от икона (см. ИКОНА) и греч. stasis - место стояния), перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 - нач. 15 вв.

* * *

ИКОНОСТА́С (от греч. eikon - место для икон и stasis - место для стояния), перегородка, состоящая из нескольких поперечных брусьев (тябел), отделяющая алтарь (см. АЛТАРЬ) от средней части храма, на которой в определенном порядке расположено несколько рядов икон (см. ИКОНА). В раннехристианскую эпоху алтарь отделялся от остальной части храма низкой резной перегородкой (менее 1 м), обычно из мрамора. Открытый алтарь продолжал существовать в Западной Церкви на протяжении всего средневековья и сохранился до настоящего времени. В византийских храмах появилась более высокая мраморная алтарная преграда на колонках, между которыми вставлялись иконы; на верху этой стенки также мог размещаться один ряд икон. Высокий иконостас возник на Руси на рубеже 14-15 вв. впервые, вероятно, в Москве в кремлевских соборах; в их создании принимали участие Феофан Грек (см. ФЕОФАН Грек) и Андрей Рублев (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ). Полностью сохранившийся высокий иконостас, исполненный в 1425-27, находится в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА). Он состоит из трех рядов начала 15 в.: деисусного, представляющего Христа, восседающего на небесном престоле, и предстоящих Ему в молении о людском роде Богоматери (см. БОГОРОДИЦА), Иоанна Предтечи (см. ИОАНН Креститель), архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и других святых; праздничного, на иконах которого изображены главные события из земной жизни Иисуса Христа (см. ИИСУС ХРИСТОС) (Рождество Христово (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО), Сретение (см. СРЕТЕНИЕ) - принесение во хАܬ Крещение (см. КРЕЩЕНИЕ (праздник)), Преображение (см. ПРЕОБРАЖЕНИЕ), Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим (см. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ), Тайная вечеря (см. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ), Омовение ног ученикам, Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб, Сошествие в ад, Вознесение (см. ВОЗНЕСЕНИЕ), Сошествие Святого Духа - Пятидесятница (см. ПЯТИДЕСЯТНИЦА)) и Богоматери (Благовещение (см. БЛАГОВЕЩЕНИЕ), Успение (см. УСПЕНИЕ Богородицы)); пророческого - поясных изображений ветхозаветных пророков со свитками писаний в руках, где предсказывается пришествие Христа в мир.

Нижний ряд иконостаса, называемый местным, обычно состоит из разновременных икон; в нем помещаются храмовый образТроицком соборе - Троица (см. ТРОИЦА (церковный праздник)) начала 15 в.), иконы Христа, Богоматери и некоторые другие. В этом ряду имеются три двери, ведущие в алтарь: центральные, напротив престола - царские, или святые врата, северные (слева) и южные (справа), называвшиеся также дьяконскими. В центральные двери (предназначенные для Царя Славы - Христа) входят только лица, имеющие священный сан. Вверху на царских вратах изображается Благовещение, на створках - четыре евангелиста (либо образы составителей Литургии Василия Великого (см. ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГОИоанна Златоуста (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ)). На боковых дверях могут быть изображены: Благоразумный разбойник, покаявшийся и первым попавший в рай, архангелы, святые архидиаконы, а также ветхозаветные сцены. Верхний ряд иконостаса (над пророческим), возникший в 16 веке, состоит из икон праотцев (см. ПРАОТЦЫ). В Троицком соборе этот ряд с фигурами в рост появился в начале 17 в. Иконостас представляет в живописных образах историю спасения Богом людского рода от первородного греха и смерти через воплощение Бога Сына Иисуса Христа; приготовление праотцами его явления на земле; предсказания пророков; земную жизнь Спасителя; моление святых Христу Судии о людях, совершаемое на небе вне исторического времени. Иконостас показывает преображенный мир «будущего века», образ Рая, населенного святыми.

В русских храмах 15-16 вв. состав иконостаса (число рядов и количество икон в них) мог быть различным в зависимости от размеров церковных зданий. Деисусный, пророческий и праотеческий чины были как полуфигурные (поясные), так и в полный рост. В 17 в. иконостас богато украшался пышной золоченой резьбой; над праотеческим рядом иногда помещался ряд «страстей» (сцен страданий Христа); иконостас увенчивали резные образы небесных сил (херувимы, серафимы); завершался иконостас вырезанными из дерева изображениями Распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом.

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Гуманитарный словарь

ИКОНОСТА́С (от греч. είχών - изображение и στάσιζ - местоположение) - преграда, отделяющая в православном храме его сакральную часть - алтарь. Состоит из горизонт. рядов (чинов) икон, обращенных к молящимся и расставленных на полках (тяблах) или вделанных в конструкцию И. Восходит к визант. темплону - низкой алтарной преграде с неск. рядами икон, трансформировавшемуся на Руси в сплошную стену образов - т. н. высокий рус. И. Возник в 13-14 вв., в дальнейшем структура И. менялась. Является необходимым и специфич. структурным элементом рус. храма, другим православным не присущ.

Состав и расположение икон в И. являет собой стройную образно-символич. систему. И. включает праотеческий, пророческий, праздничный, деисусный и местный ряды икон. В центре И. находятся Царские врата, по сторонам к-рых - нижний ряд местных икон. В нем непосредств. у Царских врат находятся иконы Христа и Богоматери, следующ. за иконой Христа ставится образ храмового праздника - т. н. храмовая икона, соответств. посвящению престола. Кроме Царских врат, в И. делаются двери с иконами на них, ведущие в жертвенник и дьяконник. В местный ряд ставятся также иконы чтимых святых данного храма, данной местности, иногда наиб. ценные вкладные иконы. Поэтому местный ряд в каждом храме индивидуален по составу. Над Царскими вратами, вне чинов, обычно помещается образ Тайной вечери.

Смысловым ядром классич. ср.-век. И. является деисусный чин - образ явления Христа в его втором пришествии. На его центр. иконе изображается Христос в образе Вседержителя, поддерживающий на коленях раскрытое Евангелие. В 17 в. традиц. деисусные чины нередко заменялись апостольскими.

Праздничный ряд включает иконы с изображением двунадесятых и страстных праздников, воплощающие важнейшие события земной жизни Христа и Богородицы и отражающие годовой литургич. круг.

Выше располагаются иконы пророческого чина, появившегося в И. с начала 15 в. (Успенский собор во Владимире, ок. 1408; Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1425-27). Основное смысловое значение икон этого яруса, заключается в выражении догмата о воплощении Христа, изложенного в предсказаниях пророков Ветхого Завета. В центре помещают либо икону, изображающую царя Давида, к-рого почитают прямым предком Христа и его прообразом, либо "Богоматерь Знамение". Состав чина не был строго регламентирован, в него входили изображения великих, малых и иных пророков (первонач. были поясными, в 17 в. появляются полнофигурные). Пророков изображают со свитками с текстами их пророчеств, реже с иными атрибутами.

Иконы праотеческого чина, появившегося с 16 в., представляли образы праотцев - предков Христа, от Адама до Моисея, с центральной иконой Троицы. Завершался И. чаще всего распятием с предстоящими либо иконой Спаса Нерукотворного.

В 15 в. и в более позднее время между деисусным и праздничным чинами нередко присутствует ряд вкладных икон. В 17 в. в навершии И. используется ряд изображений херувимов. Под иконами местного ряда подвешивались орнаментальные или лицевые пелены, в 17 в. их сменили деревянные панели-тумбы с орнаментальной либо сюжетной росписью. Резное или живописное украшение тябл к концу 17 в. сменилось пышной барочной резьбой, появляется скульптурный декор. И. стал сложным архитектурным сооружением, получили распространение иконы, писанные на холсте.

С развитием европ. стилей в рус. церковном иск-ве положение икон в И. перестает быть столь четким, как в древности. В 1-й пол. и сер. 18 в. для них характерны нетрадиц. рокайльные формы (овальные, круглые, трехлепестные). С приходом классицизма размеры икон увеличиваются, кол-во рядов уменьшается. Единств. обязат. становится местный чин. Сами иконы пишутся в стиле академич. классицизма, и в их качестве иногда используются произв. светской живописи на сюжеты Св. Писания. С возрождением нац. традиций в "русском стиле" (2-я пол. 19 в.) И. приобретает историч. формы.

Лит.: Сперовский Н. Старинные рус. иконостасы. СПб., 1893; Бетин Л. В. Историч. основы древнерус. высокого иконостаса // Древнерус. иск-во: Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств, 14-15 вв. М., 1970. С. 57-72; Гусарова Е. Б. Рус. поясные чины 15-16 вв.: Опыт иконогр. классификации // Сов. искусствознание-78. М., 1979. Вып. 1. С. 104-131; Флоренский П. А. Иконостас // Флоренский П. А. Изб. тр. по иск-ву. СПб., 1993.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Словарь церковнославянского языка

 сущ. (греч. εἰκονόστασις) иконостас: 1) место для образов; 2) стена, отделяющая алтарь от церкви и украшенная иконами, помещаемыми обыкновенно в несколько рядов. Направо от царских дверей располагаются иконы Спасителя, храмового праздника или святого и др. по желанно строителей иконостаса. Налево от царских дверей - первое место занимает икона Божьей Матери, и потом следуют иконы по желанию строителей. В нижнем ярусе, по ту и другую сторону царских дверей за рядами икон следуют боковые двери, из которых одна называется северной, другая - южной. На них изображаются лики либо св. ангелов: на северной - херувим с пламенным мечем, на южной - Гавриил благовестник Христова зачатая; либо лики святых дьяконов. Второй ряд иконостаса обыкновенно назначается для икон важнейших христианских праздников. В третьем ряду помещаются изображения св. апостолов между которыми, в самой средине, над царскими дверями, поставляется изображение Господа Иисуса Христа. Четвертый ряд назначается для икон св. пророков между которыми над царскими дверями бывает размещена иконою Божией Матери с Предвечным Младенцем. На верху иконостаса обыкновенно установлен св. крест. Кроме иконостаса, выше описанного, в церквах делаются еще отдельные иконостасы на стенах храма между окнами, или выше, либо ниже окон; около столпов поддерживающих свод храма, за клиросами и т. п. Эти отдельные иконостасы обыкновенно называются киотами - измененное кивот - (от греч. κιβωτός) - ковчег, которое означает ящик или раму, в которой помещается икона.

Словарь слов из произведений русской литературы

Словарь русского арго

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова иконостас

Синонимы к слову иконостас

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимологический словарь

иконоста́с

"стена с иконами перед алтарем", цслав. иконостасъ. Заимств. из ср.-греч. εἰκονοστάσι(ον) - то же; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 66.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова иконостас

Полезные сервисы

иконостасник

Синонимы к слову иконостасник

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

иконостасный

Толковый словарь

Толковый словарь Ожегова

Орфографический словарь

Формы слов для слова иконостасный

Морфемно-орфографический словарь

икон/о/ста́с/н/ый.

Грамматический словарь

Полезные сервисы

иконостасов