ж.
Намерение, замысел.
ИНТЕ́НЦИЯ [тэ́], -и; ж. Книжн. Направленность сознания, воли, чувства на какой-л. предмет.
* * *
инте́нция (от лат. intentio - стремление), намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Понятие интенции разрабатывалось в схоластике, в XIX-XX вв. учение об интенциональности сознания было развито Ф. Брентано, А. Мейнонгом, Э. Гуссерлем и др.
* * *
ИНТЕНЦИЯ - ИНТЕ́НЦИЯ (от лат. intentio - стремление), термин, обозначающий намерение, цель. В философии стоиков (см. СТОИЦИЗМ) интенция (греч. tonos - «напряжение») характеризует активную и упорядочивающую функцию пневмы (см. ПНЕВМА) (или мирового вещества). В средневековой философии термин «интенция» использовался для обозначения воли и ее целей. Так, у Августина (см. АВГУСТИН Блаженный) интенция обозначает направленность души к цели, т. е. к Богу. В «Этике» Абеляра проводится различие между поступком и намерением (интенцией): нравственной оценке со стороны Бога подвергается только намерение человека (недоступное познанию со стороны других людей), в то время как любой поступок сам по себе является этически нейтральным. Александр из Гэльса (см. АЛЕКСАНДР из Гэльса) включает в определение интенции (помимо цели) также и «то, что позволяет нам прийти к цели», преодолевая тем самым дуализм намерения и поступка. У Фомы Аквинского (см. ФОМА АКВИНСКИЙ) интенция и выбор составляют два конституирующих элемента, направляемого практическим разумом свободного нравственного акта воли. В этой связи Паскаль (см. ПАСКАЛЬ Блез) иронизировал относительно иезуитского способа «направлять намерение», т. е. оправдывать благими намерениями неблаговидные поступки.
В 12 в. в связи с переводами работ Ибн Сины (см. ИБН СИНА) в латинский философский язык вводится различение «первой интенции» и «второй интенции». Под «первыми интенциями» понимаются сами познаваемые предметы, под «вторыми интенциями» - «логические интенции»: роды, виды, отличительные признаки и вообще все логические понятия и термины, которые могут быть отнесены к познаваемому предмету. У Фомы Аквинского интенция означает «образ» познаваемой вещи, находящийся в душе и отличающийся от самой этой вещи, интенция - это средство для постижения предмета, подлежащего познанию, но не сам познаваемый предмет.
В современной философии в большей мере распространено понятие интенциональности (Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц), Э. Гуссерль (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд), Дж. Серл (см. СЕРЛ Джон)), однако в феноменологии Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд) встречается и понятие интенции, которое характеризуется как сущностное свойство акта ( Aktcharakter) и выступает как род по отношению к определенного рода «психическим переживаниям» (выделяемым на основании «отношения к предмету»). В узком смысле интенция является «пустой», не связанной с наглядным представлением или восприятием предмета, оставаясь его чистым полаганием. В широком смысле интенция включает акты реализации отнесенности к предмету, когда последний дан нам в соответствующем наглядном созерцании.
ИНТЕНЦИЯ (от лат. intentio - стремление) - намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Понятие интенции разрабатывалось в схоластике, в 19-20 вв. учение об интенциональности сознания было развито Ф. Брентано, А. Мейнонгом, Э. Гуссерлем и др.
ИНТЕНЦИЯ (от латинского intentio - стремление), намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет.
ИНТЕ́НЦИЯ (от лат. intentio - стремление).
Направленность сознания на какой-л. предмет; на решение задачи, проблемы. В основе такой направленности лежит желание, замысел. В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-л., замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать И. прежде всего с замыслом. И. - коммуникативное намерение - может возникнуть в виде замысла построить высказывание в том или ином стиле речи, в монологической или диалогической форме. Разновидностью И. является речевая интенция - намерение осуществить речевой акт.
ИНТЕНЦИЯ и, ж. intention f., нем. Intention, пол. intencyia <лат. intendere затевать, замышлять. устар. Намерение, умысел. Толко бы противу интенции авторовой сделать, ибо не великое дело в том заключается. Штурм Архит. 1709 73. Принужден был я королевскому величеству в пути на Раду чрез подканцлера коронного публично противных интенцию .. объявить. ПБП 10 513. И на конце не чаю, что <китайцы> имеют интенцию с вашим величеством воевать. 6. 5. 1826. С. Л. Владиславич-Рагузинский - Коллегии ин. дел. // Рус.-кит. отн. 2 317. Ея Императорскаго Величества такая интенция есть от сей должности меня увольнить. АВ 2 221. [Деламида (Салмине):] Мамер, я имею интенцию ваш диспут финировать. 1751. Сумароков Пустая ссора. // С. Драм. соч. 345. Ни по одному из важнейших критериев современная финансовая буржуазия, воплощающая интенцию новейшего буржуазного класса в целом, не совпадает с образом, который нарисовал вдохновенный адвокат буржуазного класса М. Вебер. А. Панарин Агенты глобализма. // Москва 2000 6 172. - Лекс. Сл. 18: интенция 1710. Но каким образом единство может распадаться в многоразличие, если не чрез расширение (экспансия), каким образом многоразличие обратится в единство, если не через сжатие (интенсия). В. Ф. Одоевский Гномы XIX столетия. // Эст. трактаты 1974 2 172-173.
ИНТЕНЦИЯ [лат. intentio - стремление] - направленность сознания, мышления на какой-л. предмет; намерение, цель.