Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кембриджская пятерка

Энциклопедический словарь

КЕМБРИДЖСКАЯ ПЯТЕРКА - КЕ́МБРИДЖСКАЯ ПЯТЕРКА (Великолепная пятерка), группа выпускников английского Тринити-колледжа в Кембридже (отсюда название), с середины 1930-х по 1950-е гг. сотрудничавшая с советскими органами госбезопасности: Ким Филби (см. ФИЛБИ Ким), Гай Берджесс (см. БЕРДЖЕСС Гай), Дональд Маклейн (см. МАКЛЕЙН Дональд), Энтони Блант (см. БЛАНТ Энтони), Джон Кэрнкросс (см. КЭРНКРОСС Джон).

Полезные сервисы

кембриджская школа

Энциклопедический словарь

Ке́мбриджская шко́ла - политэкономии, сложилась в Великобритании в конце XIX в. Основные представители: А. Маршалл, А. С. Пигу, Д. Робертсон (D. Robertson). Положила начало современному микроэкономическому анализу. Исследовала закономерности развития отдельных частных рынков, проблемы ценообразования, экономического равновесия, благосостояния и др.

* * *

КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА - КЕ́МБРИДЖСКАЯ ШКО́ЛА (Cambridge School) в экономике, возникла в Великобритании в конце 19 в. Главной особенностью этой школы является постоянный пересмотр устоявшихся традиций в экономической мысли для данного периода времени, поэтому на разных этапах исторического развития школа ассоциировалась с разными направлениями современной экономической мысли.

Завершение неоклассической традиции

В первой четверти 20 века Кембриджская школа была связана с именами таких известных экономистов-неоклассиков, как А. Маршалл (см. МАРШАЛЛ Альфред) и А. Пигу (см. ПИГУ Артур Сесил). Выдающаяся роль этих экономистов состояла в том, что они существенно модифицировали неоклассическое (см. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) направление, приблизив его к анализу реальных экономических явлений (теория ценообразования А. Маршалла, теория благосостояния, социальных издержек и внешних эффектов А. Пигу).

«Кейнсианская революция»

После того, как Дж. М. Кейнс (см. КЕЙНС Джон Мейнард) сменил Пигу на кафедре политической экономии в 1923, а затем выпустил в свет свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег», именно Кембридж стал первым свидетелем «кейнсианской (см. КЕЙНСИАНСТВО) революции», направленной против неоклассической теории. Заметным событием в истории Кембриджской школы было появление работы Д. Робинсон (см. РОБИНСОН Джоан) «Теория несовершенной конкуренции», которая давала новый подход к анализу рыночных структур и процессов ценообразования, нежели неоклассика. Эта линия дальнейшего развития критики неокласической теории стала в Кембридже преобладающей.

Дальнейшая критика неоклассической теории. Посткейнсианство

В последующий период кембриджскую школу представляли экономисты, выступавшие не только с критикой неоклассической школы, но и претендовавшие на возрождение традиций рикардианского подхода к анализу экономических проблем (П. Сраффа (см. СРАФФА Пьеро), Д. Робинсон, Ф. Кан, Н. Калдор (см. КАЛДОР Николас)). Они стремились углубить «кейнсианскую революцию», полностью разорвать связь кейнсианства с неоклассикой. Эти экономисты выступили с развернутой логической аргументацией, доказывавшей несостоятельность основных положений неоклассической школы, которая, несмотря на «кейнсианскую революцию», продолжала занимать господствующее положение как теория стоимости, как теория образования цен производственных факторов (труда и капитала) и как теория функционального распределения национального дохода между трудом и капиталом.

Заметным этапом критического наступления на неоклассическую школу наряду с работами Д. Робинсон стало появление книги старейшего представителя этой школы П. Сраффы («Производство товаров посредством товаров», 1960). Следуя Рикардианской (см. РИКАРДО Дэвид) традиции, Сраффа выдвинул в ней теорию стоимости, ценообразования, капитала и распределения, альтернативную неоклассической.

Значительный вклад в развитие теории роста и распределения внесли Д. Робинсон и Н. Калдор. Взаимосвязь распределения национального дохода и темпов его роста они рассматривали с учетом динамики заработной платы, характера технического прогресса, монополии и конкуренции.

Среди представителей Кембриджской школы, особенно в 1960-х - 1970-х гг. было немало экономистов, большое внимание уделявших марксистской (см. МАРКСИЗМ) теории. Так, даже Д. Робинсон в свое время пыталась соединить марксистскую теорию с кейнсианством. Неслучайно, что многие из них в работе Сраффы увидели дальнейшее развитие теории трудовой стоимости Маркса и решение проблемы трансформации стоимости в цену производства (которая для всех критиков этой теории была главам доказательством ее логической несостоятельности) (Дж. Итуэлл, И. Стидмен и др.).

Этот этап наступления на неоклассическую школу (получивший название «антимаржиналистской революции», см. Маржинализм (см. МАРЖИНАЛИЗМ)) завершился вместе со смертью Д. Робинсон и П. Сраффы в 1983. Уход из жизни этих, по словам Г. Хэркорта, «возмутителей спокойствия» «знаменует конец целой эры в Кембриджской теории, да и в экономической науке в целом».

Сегодня Кембриджская школа представлена новым поколением посткейнсианства (см. ПОСТКЕЙНСИАНСТВО) (Дж. Итуэлл, Л. Пазинетти, Я. Крегель и др.), представители которого развивают идеи своих знаменитых предшественников.

Большой энциклопедический словарь

КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА политэкономии - возникла в кон. 19 в. Основные представители: А. Маршалл, А. С. Пигу, Д. Робертсон. Положила начало современному микроэкономическому анализу. Исследовала закономерности развития отдельных частных рынков, проблемы ценообразования, экономического равновесия, благосостояния и др.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА экономической мысли, возникла в Великобритании в конце 19 в. Основные представители: А. Маршалл, А.С. Пигу, Д. Робертсон. Исследовала закономерности развития отдельных товарных рынков, проблемы ценообразования, экономического равновесия, благосостояния и др. Положила начало современному микроэкономическому анализу.

Полезные сервисы

кембриджские платоники

Энциклопедический словарь

Ке́мбриджские плато́ники - группа английских религиозных философов второй половины XVII в. [Р. Кедворт, Г. Мор (Н. More), Дж. Гленвиль (J. Glanvill) и др.], стремившихся обосновать христианское вероучение, используя идеи неоплатонизма о мировом разуме.

* * *

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ - КЕ́МБРИДЖСКИЕ ПЛАТО́НИКИ, группа английских религиозных философов 2-й пол. 17 в. (Р. Кедворт, Г. Мор, Дж. Гленвиль и др.), стремившихся, используя идеи неоплатонизма о мировом разуме, дать обоснование христианского вероучения.

Большой энциклопедический словарь

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ - группа английских религиозных философов 2-й пол. 17 в. (Р. Кедворт, Г. Мор, Дж. Гленвиль и др.), стремившихся, используя идеи неоплатонизма о мировом разуме, дать обоснование христианского вероучения.

Энциклопедия Кольера

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ - группа английских религиозных философов второй половины 17 в. Во время столкновений между пуританами и представителями Англиканской церкви придерживались умеренных позиций, выступали за моральную искренность и идеализм, что вкупе с частыми ссылками на платоновскую школу привело к тому, что их стали называть платониками. С точки зрения кембриджских платоников, которые все были священниками Англиканской церкви, главные религиозные истины немногочисленны и ясны настолько, что в них можно удостовериться с помощью человеческого разума, однако познаются они через откровение и подтверждаются Писанием. Религию они понимали как способ жизни в согласии с этими истинами, приводящий к тому, что в основе своей благая природа человека более уподобляется божественной сущности. Подчеркивая значение морали, разума и простоты христианского учения, они стояли в стороне как от суровой теологии кальвинизма, так и от отличавшегося культом обрядов англиканства при епископе Уильяме Лоде. За исключением одного, все кембриджские платоники были выпускниками Эмманьюэл-колледжа Кембриджского университета, бывшего в то время оплотом кальвинизма. Старший, Бенджамин Уичкот (1609-1683), был известен как наставник и проповедник с 1633 и вплоть до Реставрации. Его философия впервые открыто вошла в столкновение с кальвинизмом в 1651, когда (как показывает переписка с бывшим наставником) Уичкот считался душой группы неортодоксально мыслящих философов. Его Проповеди (Sermons), увидевшие свет только в 1698, подчеркивают значение разума в религии и содержат идею о религии как гармонизации духовной природы человека. Сам Уичкот почти ничего не взял у Платона, однако заставлял студентов читать его труды, а также Цицерона и Плотина. Его ученик Джон Смит (ок. 1616-1652) постоянно цитирует Плотина в своем трактате Рассуждения (Discourses, 1660), где разрабатывает мистическую концепцию религии как "интеллектуального ощущения" Бога. Натаниел Калверуэл (ок. 1618 - ок. 1651) пытался в работе Свет природы (The Light of Nature, 1652) обосновать идеи этой школы систематической философией морального закона. Самыми известными платониками того времени были Ралф Кедворт (1617-1688) и Генри Мор (1614-1687). Труд Кедворта Истинная интеллектуальная система Вселенной (The True Intellectual System of the Universe, 1678) содержит пространное опровержение материализма, особенно учения Гоббса, и незавершенное изложение философии, в которой сочетаются элементы картезианства и теория "пластической натуры". Мор, принадлежавший к Крайстс-колледжу, был плодовитым автором, известным, в частности, благодаря своим Философским поэмам (Philosophical Poems, 1647) и Божественным диалогам (Divine Dialogues, 1668). Мистик, спиритуалист и частый гость философского салона своей ученицы леди Конвэй в Рэгли, Мор является наиболее интересной фигурой кембриджской школы. Утверждают, что он оказал влияние на Ньютона, в частности своей трактовкой пространства как "чувствилища Бога". К кембриджским платоникам иногда относят также Джозефа Гланвиля (1636-1680), Ричарда Камберленда (1632-1718), Питера Стерри (1613-1672) и Джона Норриса (1657-1711). В эпоху, когда к идеям личной религии и толерантности относились с подозрением, кембриджские платоники, опережая время, отстаивали и развивали их в своих трудах.

ЛИТЕРАТУРА

Смирнов А. История английской этики, т. 1. Казань, 1880

Полезные сервисы

кембриджский

Орфографический словарь

ке́мбриджский (от Ке́мбридж)

Словарь ударений

ке́мбриджский

Морфемно-орфографический словарь

ке́мбридж/ск/ий.

Полезные сервисы

кембриджский университет

Энциклопедический словарь

Ке́мбриджский университе́т - в Великобритании, основан в 1209. Один из старейших университетов Европы, крупный научный центр. В 1996 свыше 14,5 тыс. студентов.

* * *

КЕМБРИДЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - КЕ́МБРИДЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕ́Т, Великобритания, основан в 1209; один из старейших университетов Европы.

Включает 31 самоуправляющихся колледжей (из них 3 женских). Основные факультеты: классический, богословский, английского, новых и средневековых языков, музыкальный, истории искусств, восточный, экономики и политики, исторический, юридический, философский, технический, географии и геологии, математический, медицинский, физико-химический, электротехники и информационных систем, проектирования компьютеров, биологический, медицинский, педагогический и др.

В структуре университета: Библиотека (одна из самых больших в мире), Художественный музей Фицуильяма, Музей археологии и антропологии, Музей истории науки им. Дж. и Ф. Уипл (см. УИПЛ (английские геофизики)), Музей наук о Земле им. А. Седжвика (см. СЕДЖВИК Адам), Зоологический музей (включает коллекцию Ч. Дарвина (см. ДАРВИН Чарлз Роберт)), Ботанический сад, Институт полярных исследований им. Р. Скотта (см. СКОТТ Роберт Фолкон), Кеттл-ярд (собрание живописи 20 в.) и др.

Кембридж был основан в 1209, когда группа студентов Оксфорда, спасаясь от враждебно настроенных горожан, мигрировала в городок, расположенный на реке Кем. Первоначально университет существовал в виде групп домов-«колледжей», в которых жили студенты и посещали лекции ученых. В 1231 король Генрих III (см. ГЕНРИХ III (английский король)) взял под свою опеку студентов университета и даровал им множество привилегий, что вызвало впоследствии волну конфликтов с горожанами. В те времена в университете преподавался так называемый фундаментальный курс, состоящий из риторики, грамматики и логики, а также астрономии, арифметики, музыки и геометрии. Более углубленно можно было изучать богословие и гражданское право, а также медицину. Тогда же определились традиционные факультеты: гуманитарный, юридический, богословский, медицинский.

В 14 в. началось массовое строительство колледжей. До этого обучение велось в зданиях церквей и частных домах. Старейший колледж «Питерхауз» был основан еще в 1284, Королевский колледж (основан в 1317) стал вторым по старшинству колледжем Кембриджа. В эпоху зарождения англиканства в Кембридже был основан ряд колледжей для подготовки служителей нового культа.

Среди них был ставший знаменитым Тринити-колледж (Колледж Троицы), основанный в 1546 Генрихом VIII (см. ГЕНРИХ VIII Тюдор). Дошедшие до наших дней постройки носят название «Старые школы».

Расширение университета вызвало приток молодежи в город, что еще больше обострило отношения студентов с горожанами. Во второй половине 16 в. на первый план выдвинулось изучение латыни и греческого языка, а также математики. В 16 в. одним из попечителей университета являлся Т. Мор (см. МОР Томас), в университет также преподавал Эразм Роттердамский (см. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ).

С 1520 в Кембридже ведется книгопечатание. Регулярные публикации научных работ начались в 1584, издательство Кембриджа - одно из наиболее старейших и авторитетных издательств научной литературы в мире, здесь печатал свои научные труды великий Ньютон, который в 1662-1702 гг. состоял профессором Кембриджского университета. В 17 в. университет стал центром передовой науки того времени. Преподавательский состав всегда отличался высоким уровнем. Преподавание строилось на основе индуктивного метода Ф. Бэкона (см. БЭКОН Фрэнсис (философ)), что привело к развитию наряду с гуманитарными естественных наук. Университет постоянно развивался. В 1870 была основана Кавендишская лаборатория (см. КАВЕНДИШСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ), сыгравшая колоссальную роль в научной революции в физике. В этой лаборатории работали выдающиеся ученые Д. Максвелл (см. МАКСВЕЛЛ Джеймс Клерк), П. Дирак (см. ДИРАК Поль), Э. Резерфорд (см. РЕЗЕРФОРД Эрнест), Дж. Томсон (см. ТОМСОН Джозеф Джон), Л. Брэгг (см. БРЭГГ). Большой вклад в науку внесли также Листеровский биохимический институт, Кембриджская обсерватория.

В 1953 кембриджские профессора Ф. Крик (см. КРИК Фрэнсис Харри Комптон) и Дж. Уотсон (см. УОТСОН Джеймс Дьюи) создали модель ДНК, что положило начало молекулярной биологии (за это открытие они в 1962 были удостоены Нобелевской премии). Среди питомцев Кембриджа 80 нобелевских лауреатов (29 по физике, 22 по медицине, 18 по химии, 7 по экономике, 2 по литературе, 2 мира): Дж. Томсон, Ч. Баркла (см. БАРКЛА Чарлз), Н. Бор (см. БОР Нильс), О. Ричардсон (см. РИЧАРДСОН Оуэн Уилланс), Г. Дейл (см. ДЕЙЛ Генри Халлетт), Б. Рассел (см. РАССЕЛ Бертран), Э. Уолтон (см. УОЛТОН Эрнест Томас Синтон), Х. Кребс (см. КРЕБС Ханс Адольф), М. Перуц (см. ПЕРУЦ Макс Фердинанд), П. Уайт (см. УАЙТ Патрик Виктор Мартиндейл), А. Клуг (см. КЛУГ Аарон), Р. Стоун (см. СТОУН Ричард), Ф. Хопкинс (см. ХОПКИНС Фредерик Гоуленд) и др.

В своей организации Кембриджский университет сохраняет много традиционных черт. Руководство осуществляет «Риджент-хаус» (состоит из высших должностных лиц университета и членов совета колледжей, более 3 тыс человек). Сенат также являлся на протяжении веков руководящим органом, но с 1926 в его функции входит только избрание канцлера (ректора) и управляющего, а также регулирование правил их избрания. Главой университета является канцлер, который занимает этот пост пожизненно. Основной работой руководит вице-канцлер (проректор).

Обучается свыше 16 тыс студентов (2004).

Большой энциклопедический словарь

КЕМБРИДЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Великобритания, основан в 1209. Один из старейших университетов Европы, крупный научный центр. В 1991 св. 13 тыс. студентов.

Полезные сервисы