Уния Англии и Шотландии. Англия и Шотландия были объединены в в королевство Великобритания в 1707. Со времени возвышения в 1603 шотландской линии Стюартов эти два королевства находились в личной унии короля. Каждое из них сохраняло собственный парламент, граждане одного из них считались иностранцами на территории другого. Тарифные и иные ограничения, в частности на проход судов, мешали развитию экономических связей; например, шотландским купцам был закрыт доступ к торговле в рамках Британской империи. Лишь на короткое время, в 1654-1660, при Кромвеле, Англия и Шотландия составляли части единой республики. Англия вступила в войну за Испанское наследство в 1702, в год смерти Вильгельма III и восшествия на английский престол королевы Анны. В упорной борьбе с Францией, где все еще правил "Король-Солнце" Людовик XIV, виги были полны решимости сокрушить неприятеля, тогда как тори настаивали на скорейшем заключении мира. Война, таким образом, стала предметом партийной политики. Людовик был сторонником реставрации Стюартов; этой же позиции, по существу, придерживалось и значительное число тори. Разумеется, реставрация привлекала и многих шотландцев; возможность нападения на Англию с севера в то время, как английские войска сражались с Францией и ее союзниками на континенте, была очевидной. Чтобы помешать любым серьезным шагам внутри самой Англии, направленным на возвращение к власти якобитов, английский парламент в 1701 принял акт о престолонаследии, по которому в случае смерти Вильгельма и его наследницы Анны корона должна была перейти к внучке Якова I Софье, курфюрстине и вдовствующей герцогине Ганновера, и ее наследникам. Парламент в Эдинбурге отказался принять аналогичный закон. С политической точки зрения, позиция шотландцев была сильной и они могли диктовать свои условия, но с экономической точки зрения Шотландия была бедна и уязвима. Северное королество, никогда не имевшее сильной экономики, было к тому же значительно ослаблено попыткой создать в 1698 базу в Дарьене (Панама). Поэтому союз двух королеств привлекал обе стороны, хотя и по совершенно разным причинам. В промежутке между битвами на континенте при Блениме (1704) и Рамийи (1706) английские и шотландские представители разработали юридическую базу унии. Шотландский парламент утвердил соглашение, однако настоял на том, чтобы пресвитерианская форма церковного управления и шотландское законодательство были сохранены на территории к северу от Чевиот-Хиллс. 1 мая 1707 по акту об унии Шотландии с Англией два королевства были объединены в одно государство. В объединенной палате лордов Шотландия могла быть представлена 16 пэрами, избираемыми сословием пэров в начале каждой парламентской сессии, а в палату общин предусматривалось избрание 45 шотландских представителей. Поскольку в обеих палатах представителей от Шотландии было менее одной десятой от общего числа членов, ожидалось, что реальное влияние шотландцев в Вестминстере будет незначительным. С другой стороны, шотландские экономические интересы получали значительную поддержку, поскольку предприниматели бывшего северного королевства получали доступ на рынки как в самой Англии, так и за ее пределами - во всех владениях Империи. В Шотландии принесение в жертву экономической независимости ради получения экономической выгоды не вызывало большого энтузиазма. Что касается Англии, то здесь на унию не обратили того внимания, которого она заслуживала; англичане сосредоточенно наблюдали за перипетиями политической борьбы внутри своей страны и кровавыми сражениями за рубежом, особенно при Ауденарде (1708) и Мальплаке (1709). Несмотря на то, что главнокомандующий английской армией Джон Черчилл, герцог Мальборо, не поддержанный тори, был отстранен перед самым окончанием войны, Британия по Утрехтскому мирному договору 1713 получила несколько французских территорий, включая Акадию, остров Ньюфаундленд и земли вокруг Гудзонова залива; от Испании были получены порт Маон на острове Менорка и Гибралтар, а также право асьенто - монополия на поставку рабов в течение 30 лет испанским колониям в Америке (4800 рабов в год). Кроме того, Британия могла теперь ежегодно отправлять в Портобело и Веракрус торговое судно водоизмещением 500 т. Право на эту прибыльную торговлю было передано компании Южных морей. Герцогиня Ганновера Софья и королева Анна умерли в 1714. Британский трон занял сын Софьи, принявший титул короля Георга I. Считая себя обязанным вигам, он подбирал министров исключительно из членов этой партии. К сожалению, Георг не говорил по-английски, а его министры не знали немецкого языка. Латынь же служила плохим посредником. Ум и сердце Георга, а часто и он сам оставались в Ганновере. Однако вигам это было только на руку. Хотя какое-то время виги составляли меньшинство в парламенте, тори оказались расколоты и деморализованы. Доля правды содержалась и в расхожих обвинениях в поддержке ими якобитов. Традиционно тори всегда брали сторону короля, но теперь у власти стоял вигский король. Якобитское восстание 1715, легко подавленное правительством, укрепило репутацию вигов и соответственно дискредитировало оппозицию. Послевоенное восстановление Британии шло поразительно быстрыми темпами. Деньги лихорадочно вкладывались в предприятия, которые день ото дня становились все более рискованными. Возникла ситуация экономического бума. Роберт Уолпол, сторонник вигов, в связи с этим несколько раз предупреждал правительство об опасности экономического краха. Поэтому, когда после банкротства компании Южных морей разразился кризис, он стал естественным кандидатом на пост премьера, которому вменялая задача вернуть нации ее богатства, вложенные в то, что стали впоследствии называть "мыльным пузырем Южных морей".
Эпоха Уолпола, 1721-1739. В 1721 Уолпол (1676-1739) возглавил кабинет министров. До этого он в течение двадцати лет заседал в палате общин и занимал важные административные посты, зарекомендовав себя искусным парламентарием, непревзойденным партийным лидером и выдающимся министром финансов. Не обращая слишком большого внимания на соблюдение моральных принципов, он твердо отстаивал политику мира и экономического развития Британии. В отношениях с иностранными державами Уолпол придерживался политики соглашений, а с колониями - так сказать, "спасительного забвения". Он был приверженцем меркантилизма, но без сочувствия относился к запретительным методам. Георг I был только рад передать дела в руки столь компетентного человека. Уолпол смог сохранить и безраздельную поддержку палаты общин, достигнутую за многие годы политикой искусного лавирования. Таким образом, на посту премьер-министра он стал фактическим правителем Британии. Король даже не посещал заседаний кабинета. При Уолполе был сделан значительный шаг в сторону формирования в Великобритании принципа единой позиции кабинета и его ответственности перед палатой общин. Длительная вражда между королем и его единственным сыном, принцем Уэльским, неблагоприятно подействовала на отношения принца и первого министра. Но когда после смерти отца в 1727 принц оказался на престоле в качестве короля Георга II, Уолпол был оставлен на своем посту. Этому отчасти помогли его заблаговременно налаженные отношения с женой нового короля - Каролиной. Поворотным пунктом в карьере Уолпола стал 1733, когда он провел акт о патоке, благодаря которому (хотя этот документ так и не был строго проведен в жизнь) была сохранена прибыльная торговля с Вест-Индией и соответственно ослаблены конкуренты. В том же году он искусно избежал вступления в войну за Польское наследство. С другой стороны, его попытка провести акт об акцизах вызвала недовольство населения, что отразилось на результатах ближайших парламентских выборов. Высокий налог на джин, введенный в 1736, не прибавил Уолполу популярности, а в 1737 умерла поддерживавшая его Каролина. Торговля с испанской Америкой теперь вышла за пределы, оговоренные в асьенто; росло количество разного рода инцидентов, кульминацией которых стало "дело об ухе Дженкинса". Уолпол решительно сопротивлялся требованиям объявить войну, но в 1739 был вынужден сдаться, и Британия начала войну против Испании. В 1740 вспыхнула война за Австрийское наследство, и вскоре обе эти войны соединились в одно большое военное противостояние. Уолпол сохранял пост премьер-министра до 1742, но, хотя король все еще прислушивался к его советам, было ясно, что былой власти у премьера уже не было.
Мировые конфликты 1739-1763. Войны 1739-1748 и 1755-1763 могут рассматриваться как единое целое, поскольку мирный период в промежутке между ними больше походил на шаткое перемирие, во время которого государства лихорадочно вооружались для второго раунда борьбы. Для Британии главным противником была Франция, Испания же представляла второстепенную угрозу. Первая война, известная в Северной Америке как война короля Георга, выявила, что король использует английские военные ресурсы и солдат для защиты Ганновера. Последний раз в английской истории король лично командовал британскими войсками на континенте. С другой стороны, интересы британцев были сосредоточены на защите морских торговых путей и удержании заморских территорий. Первая война осталась незавершенной; по соглашению о мире, подписанному в Ахене (1748), Британия отдала все ранее завоеванное и вернула свои владения. В частности, Франции был возвращен мыс Бретон, а Британии - Мадрас. Вторая война, известная в Северной Америке как Французская и Индейская война, в отличие от первой, имела вполне определенный результат. В 1746, когда эта война все еще разворачивалась, шотландский претендент на престол потерпел серьезное поражение при Каллоден-Муре, и якобиты прекратили свое существование в качестве политической силы. Согласно договору о мире, подписанному в Париже в 1763, Британия получала от Франции все французские владения в Северной Америке к востоку от Миссисипи. Франция передавала Луизиану к западу от Миссисипи своему союзнику - Испании. Французское могущество было подорвано также в Индии, Западной Африке и Вест-Индии. Французская империя в различных частях света практически исчезла, ей наследовала Британия.
Районы деятельности английских торговых компаний, 1550 - 1770
Победа и поражение, 1763-1783. В 1760 умер король Георг II; ему наследовал его внук - Георг III. Новый король отличался от своего предшественника тем, что, во-первых, его интересы совпадали с интересами Великобритании, а во-вторых, он был настроен не только царствовать, но и править. Уильям Питт Старший, впоследствии граф Чатем, как государственный секретарь и фактический премьер-министр (в 1756-1761) по праву считается "архитектором победы". Однако в 1761 он был вынужден уйти в отставку. К счастью для Георга III, в том году в парламенте тори составляли большинство. Это обстоятельство позволило Франции спасти остатки своей империи. Пока шли переговоры о мире, в Британии много спорили о том, какие владения можно было бы без ущерба возвратить Франции. В конце концов, было решено вернуть богатый сахарным тростником остров Гваделупа в Вест-Индии и сохранить Канаду, хотя многие оппоненты этого решения доказывали, что вывод французских войск из Квебека может побудить Новую Англию отказаться от своих обязательств в отношении британской короны.
Американская революция. Несколько факторов соединилось, чтобы между Великобританией и американскими колониями на территории между Нью-Гэмпширом и Джорджией был вбит клин. Прежде всего, имело место финансовое истощение метрополии, последовавшее за почти четвертьвековой войной и проводившейся в стране подготовкой к новым войнам. Британия нуждалась в деньгах. Вторым фактором была опора Георга III и его друзей на тори. Наконец, сами колонии вошли в период зрелости. Инциденты в 1763-1775 послужили поводом для разрыва. В 1783 вновь образованные Соединенные Штаты Америки были признаны в качестве независимого государства; тем самым Британской империи был нанесен сокрушительный удар. Однако другие события, происходившие в самой Британии, по-видимому, помогли сохранить равновесие. 18 в. стал свидетелем устойчивого роста населения. Шло активное дорожное строительство, которое должно было облегчить доставку товаров в морские порты; кроме дорог, сооружались каналы. Этот век фактически стал эрой строительства каналов. Благодаря новой парусной оснастке торговый и рыболовный флот выиграл в эффективности и скорости, которых не знали суда старого образца. Быстро развивалась торговля с Индией, и даже торговля с новым американским государством оказалась гораздо более выгодной, чем прежде, при ограничениях колониальной системы. Развивалось производство, а изобретения в текстильной промышленност и других отраслях стимулировали общий объем экономики. Набирал силу и процесс урбанизации, а новые методы ведения сельского хозяйства сразу вызвали рост производства продуктов питания и высвободили рабочую силу. В парламенте на повестку дня встало принятие законов об огораживании общинных земель.
Британия, Ирландия и Франция, 1782-1815. Война за Испанское наследство ускорила процесс изменения отношений между Англией и Францией. Подобно этому, Американская революция вызвала необходимость новых отношений между Великобританией и Ирландией. Принятые в 1782 новые законы, регулировавшие отношения между этими странами, заняли место средневековых статутов. Британские законы более не действовали на территории Ирландии. Впредь для постановки вопросов в ирландском парламенте не требовалось одобрение со стороны короны. В то же время вице-король Ирландии все еще назначался монархом, а Георг III сохранял титул короля Великобритании и Ирландии. В 1794 (когда Британия находилась в состоянии бойны с Францией) ирландское правление стало еще более независимым - ирландский парламент принял постановление, одобренное короной, согласно которому католикам было разрешено участвовать в выборах. При этом члены парламента все еще должны были исповедовать протестантизм. Наконец, после восстания 1798, жестоко подавленного англичанами и наемными войсками, оба парламента одновременно утвердили билль об англо-ирландской унии, по которому с 1 января 1801 Ирландия объединялась с Великобританией в Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии. В верхней палате объединенного парламента Ирландия была теперь представлена 4 епископами и 28 светскими членами, а в нижней палате могли заседать 100 ирландских депутатов. Торговые барьеры между двумя странами предполагалось устранить, и объединенная страна должна была составить единое экономическое целое. Светские члены палаты лордов избирались ирландскими лордами и занимали свои места до конца жизни. Закон предусматривал также формирование новой ирландской знати. Церковь Англии и ее ответвление - Епископальная церковь Ирландии предполагалось объединить в Объединенную Церковь Англии и Ирландии, которая должна была стать государственной церковью как в Англии, так и в Ирландии. Это положение оставалось в силе вплоть до учреждения Ирландской церкви в 1869, после чего четыре епископа от Ирландии потеряли свои места в Вестминстере. Во время Американской революции и непосредственно после нее в Британии многое свидетельствовало об укреплении либеральных и гуманистических тенденций. В 1776 А.Смит опубликовал свой труд О природе и причинах богатства народов, в котором решительно осудил систему имперских торговых ограничений, одновременно выступив в защиту тех законов, целью которых было развитие морской торговли. В 1780 Роберт Райкес открыл первую "Воскресную школу" для обучения чтению, письму и арифметике детей из бедных семей. Ширилось движение за отмену рабовладения, поддержанное Мансфилдским решением 1771, в котором этот социальный институт был назван "одиозным". Проповедь Уэсли и Уайтфилда начала приносить свои плоды - была образована ревностная и широко распространившаяся Евангелическая церковь, существовавшая как внутри, так и за пределами Английской церкви. В новом учении проповедовалась идея о связи между личным спасением и совершенствованием общества. Даже самодовольные Оксфорд и Кембридж стали проявлять необычные для них признаки жизни. Реформа витала в воздухе. Она нашла свой путь и в стены парламента. Уильям Питт Младший, ставший премьер-министром в 1783, был сторонником как парламентской реформы, так и снижения пошлин. Однако он не желал рисковать карьерой и не настаивал на необходимости принятия новых законов. Что касается пошлин, то в 1786 было заключено торговое соглашение между Британией и Францией, правда, с ограниченной сферой действия. Во всем этом настоящего радикализма было немного, целью данных акций было устранение конкретных злоупотреблений. Симпатия к французским радикалам быстро исчезла после того, как стал ясен насильственный характер Французской революции. Отношения между странами испортились после казни Людовика XVI и введения режима террора. В 1793 Британия объединилась с Австрией, Пруссией и Испанией в войне против революционной Франции. В 1793-1815 Британия и Франция находились в состоянии войны (кроме периода между мартом 1802 и маем 1803). Война 1812 была побочным продуктом более важного противостояния. Несмотря на экономические потери и неурядицы, вызванные затянувшейся борьбой с Наполеоном и его союзниками, Соединенное Королевство вышло из войны с новыми заморскими владениями и возросшим экономическим потенциалом. В результате торговой экспансии и захватов королевство завладело Восточной Австралией и близлежащими островами, а также перехватила у Франции контроль над островами Тобаго и Сент-Люсия в Вест-Индии, Маврикием и Сейшельскими островами - в Индийском океане. От Голландии Британия получила Капскую колонию в Южной Африке, Цейлон, Гайану и Малакку, а от Испании - Британский Гондурас и Тринидад. В Северной Англии, на Шотландской низменности, происходило поразительно быстрый экономический рост по мере того, как изобретения в промышленности и высокие цены способствовали становлению первой фазы развития мануфактуры.
Реформаторы из числа тори, 1815-1822. В период между 1815 и 1822 в Соединенном Королевстве царил страх. Глядя на Францию, Британия увидела тиранию и анархию в образе монстра с двумя головами. Война практически уничтожила партию вигов, несколько философов-радикалов были вынуждены скрываться. Реакционные тори пользовались неоспоримым влиянием; везде царило насилие толпы, которую составляли массы безработных горожан и низкооплачиваемых работников. Британская послевоенная внешняя политика была направлена на поддержку законных (донаполеоновских) правительств и оказание им помощи в подавлении либеральных движений. Но это была временная позиция, рожденная страхом перед новым мировым пожаром. В 1821 Каслри, архитектор послевоенной внешней политики Британии, покончил жизнь самоубийством. В 1822 Дж.Каннинг, У.Хаскиссон и Р.Пиль взяли на себя управление внешней и внутренней экономической политикой. Тори сдвинулись влево. В период между 1822 и 1825 были снижены некоторые пошлины, смягчены хлебные законы, навигационные акты были исправлены с тем, чтобы снять взаимные ограничения по судоходству; были легализованы тред-юнионы, хотя их права были почти сразу же ограничены. На протяжении 1820-х годов усилилось также движение за огораживание общинных земель, способствовавшее оттоку населения из сельских районов. Рост безработицы на селе породил стремление к новой жизни за океаном; эмиграция стала выходом из ситуации, породив другие серьезные проблемы. Принятые в 17 в. акты о вероисповедании и корпорациях, запрещавшие назначать на государственные должности нонконформистов, в 1828 были отменены. Другие акты, запрещавшие католикам состоять на государственной службе и даже заседать в парламенте, были отменены в 1829 актом об эмансипации католиков. В 1830 Соединенным Штатам было разрешено торговать в Вест-Индии без каких-либо условий. Но сам парламент оставался нереформированным, и отказ премьер-министра, герцога Веллингтона, санкционировать реформу, привел в 1830 к поражению тори на выборах.
Вигские реформы, 1830-1854. В 1830 окончилось ничем не примечательное правление Георга IV, которому наследовал его брат, более добродетельный, но почти столь же непримечательный Вильгельм IV, "король моряков". В том же году Чарлз Грей стал премьер-министром. Выполняя предвыборные обещания, он в 1831 предложил меры по реформе палаты общин. Потерпев поражение в палате общин, он добился надежного большинства в новом составе палаты; не добившись успеха в палате лордов, взял обещание с Вильгельма назначить достаточное количество вигских лордов, чтобы обеспечить принятие билля о реформе. Этой угрозы оказалось достаточно, и в 1832 был принят знаменитый Билль о реформе. Новый закон сразу расширил электорат и ввел новую систему избирательных округов, обеспечивавшую более равное представительство. В свете последующих реформ кажется, что эта первая попытка добиться изменений в парламентской системе почти ничего не дала. Большинство работников в городе и сельской местности как были, так и остались без права голоса. На местах выборы проходили по-разному, многие правила были установлены еще в Средние века. Теперь же было установлено единообразие в правилах выборов на местах. Правила выборов в графствах оставались без изменений с 1430, но теперь они были в какой-то степени либерализованы. Т.н. "гнилые местечки", порой практические не существовавшие в реальности округа, в большинстве своем были упразднены, а многие "карманные местечки", достаточно скромные, чтобы контролироваться своими патронами, потеряли право представительства. Представительство получило большинство новых больших городов, таких, как Бирмингем и Манчестер, а некоторые из густонаселенных графств получили дополнительные места. Хотя электорат тем самым был почти удвоен, количество голосующих все еще составляло менее одного миллиона человек. Основной результат реформ заключался в изменении баланса власти, которая переходила от высшего и аристократического класса к т.н. среднему классу, а также от палаты лордов к палате общин. Акт о муниципальных корпорациях 1835 стал естественным следствием Билля о реформе. По этому закону различные формы местного управления были заменены единой системой, согласно которой местные советы должны были ежегодно избираться налогоплательщиками. Тем не менее графства еще в течение полувека оставались под управлением мировых судей. В разгар реформаторства виги (теперь "либералы") в 1833 уничтожили на всей территории Империи рабство, выделив сумму в 20 млн. фунтов стерлингов для возмещения убытков рабовладельцам. Торговля рабами была уже упразднена в 1807. В 1833 либералы способствовали развитию образования в Британии, обеспечив предоставление ежегодной субсидии в размере 20 тыс. фунтов Англиканской церкви, занимавшейся обучением в начальной школе. В 1833 было принято фабричное законодательство, которое пошло дальше прежних актов в обеспечении государственной инспекции и штрафов за нарушение правил. Закон, однако, распространялся лишь на несколько типов фабрик. Либералы вместе со своими сторонниками из среднего класса до тех пор крайне неохотно шли на меры по регламентации сферы промышленности. В 1834 был принят Закон о бедных, заменивший "спинхамлендскую" систему конца 18 в. (1795), которая привела к дальнейшему обнищанию бедных слоев населения. По новому закону учреждалась система работных домов, условия в которых были не более привлекательны, чем худшие условия труда вне этих домов. Опекунские советы выбирались в каждом районе или нескольких районах и были ответственны перед центральной Комиссией по делам бедных, осуществлявшей надзор над всей системой в целом. Хотя новая система в сравнении со старой была серьезным шагом вперед, она была подвергнута жесткой критике за чрезмерную строгость к несчастным людям, чью участь стремилась облегчить. К 1835 реформаторский запал либералов, по-видимому, иссяк сам собой. В реформах нуждались две главные области. Первой было колонительное правление, вторая касалась хлебных законов и других тарифных ставок. Когда в 1837 трон заняла королева Виктория, либералы продолжали плыть по течению. Фактически, они стали больше бояться поддержки со стороны своих радикальных союзников слева, чем оппозиции со стороны тори справа. Политический радикализм в это время стал известен как чартизм. Среди шести пунктов его программы были всеобщее избирательное право, ежегодные всеобщие выборы и тайное голосование. Его появление проходило параллельно с развитием радикализма на континенте, и в 1848 оба они потерпели поражение. Все шесть пунктов их программы, кроме ежегодных выборов, впоследствии вошли в законодательство. В год восшествия Виктории на престол в Верхней и Нижней Канаде вспыхнули восстания, которые были легко и жестоко подавлены. Однако в Канаду был послан лорд Дергем, зять графа Грея, для расследования произошедшего. В его Докладе о делах британской Северной Америки (1839) содержалась рекомендация объединить две Канады, а также установить в наиболее развитых колониях систему ответственности кабинета перед местной законодательной властью, аналогичную форме правления в самом Соединенном Королевстве. Либеральное правительство в Британии приняло первое предложение и отвергло второе. Тем не менее в период между 1848 и 1855 местные ответственные правительства были созданы во всех североамериканских и австралийских колониях. Фактически, Доклад Дергема стал чем-то вроде "Великой хартии вольностей" для колоний. В 1841 по 1846 у власти находилась партия тори (теперь "консерваторы"). Возобновив свою политику экономического либерализма 1820-х годов, они прежде всего снизили таможенные сборы на зерно и другие важные предметы потребления, сохранив при этом льготы на импорт товаров из колоний. Далее, в 1846, премьер-министр Роберт Пиль решил, что хлебные законы тормозят развитие промышленности. Несмотря на решительную оппозицию его бывших сторонников, он добился отмены этих законов (после чего потерпел поражение на ближайших выборах). Тем не менее либералы продолжали движение в сторону режима свободной торговли, и к 1850 Британия отказалась от протекционизма; вместе с протекционистскими тарифами в 1849 были отменены ограничительные Навигационные акты. Британия признала принцип свободной торговли. Долгое время считалось, что для сохранения контроля над колониальными правительствами следует поддерживать экономику колониальной системы. Теперь, когда от нее отказывались, казалось, что политический контроль уже не столь важен. Таким образом, колониальное самоуправление было, по-видимому, естественным следствием свободной торговли в рамках Империи. В дополнение к экономическим соображениям либералы конца 1840-х годов были склонны рассматривать колониальное самоуправление как следствие самой колонизации. Многие шли на риск дезинтеграции империи с чувством глубокого сожаления, другие - еле сдерживая радость.
Приверженцы идеи "Малой Англии", 1854-1874. Несмотря на то, что ни одна из колоний, добившихся самоуправления, не демонстрировала своего желания использовать полученную свободу для освобождения от имперских уз, существование заморских владений империи не вызывало в английском обществе большого энтузиазма. Главное внимание обращалось не на колониальные, а на международные проблемы, а внутри страны - на развитие железных дорог и судоходства, горного дела и мануфактуры. Крымская война (1854-1856) была попыткой со стороны Британии и Франции блокировать выход России к Средиземному морю, но при этом привела к напряженным отношениям между союзниками, которые с окончанием войны еще более ухудшились. Индийское восстание 1857 стало кульминацией столетних усилий создать в Индии надежное правительство с помощью системы смешанного - коммерческого и государственного - правления. В результате Ост-Индская компания была ликвидирована, а Индия объявлена исключительным владением британской короны. В период между 1858 и 1860 велась менее масштабная война в Китае. Едва она закончилась, как в 1861 началась Гражданская война в Америке. Несмотря на то, что эта война прямо не затронула Соединенное Королевство, косвенно она имела жизненно важные последствия для Британии. Война между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами представляла собой угрозу английской экономике, которая стала очевидной в ходе Трентского инцидента 1861. Война оказала стимулирующее воздействие на северные штаты США в той же мере, в какой ослабила Северную Англию, где недостаток хлопка-сырца привел к тому, что работы лишились тысячи людей. Натянутые отношения между странами сохранялись вплоть до подписания Вашингтонского договора 1871; к этому времени франко-прусская война и ее последствия заставили обратить внимание Британии на события в континентальной Европе. Имперские интересы отошли на задний план. Во время Гражданской войны в США многие открыто высказывались за то, чтобы Канада более не входила в состав империи, а неприятные инциденты на канадской границе не мешали развитию англо-американских отношений. По мнению консерваторов, следовало любой ценой сохранить торговлю и военные базы; и либералы и консерваторы в одинаковой степени отстаивали предложение сократить военные затраты в колониях. Сторонники идеи "Малой Англии" имелись даже в министерстве по делам колоний. Внутри Соединенного Королевства в эти два десятилетия был принят 2-й билль о реформе 1867, который предусматривал дальнейшую оптимизацию системы округов, а избирательные права были дополнительно предоставлены большинству городских рабочих. В 1869 была упразднена Ирландская (Епископальная) церковь. В 1870 введено тайное голосование на выборах в парламент. В 1873 судебная система Англии и Уэльса была подвергнута значительной ревизии в направлении большей гибкости судебной процедуры. Центральные суды были объединены в один Верховный суд, который был разделен на две части: Высокий суд и Апелляционный суд. Суд королевской скамьи, канцлерский суд, суд общегражданских исков, суд казначейства и суд адмиралтейства как отдельные судебные учреждения были упразднены.
Строительство империи, 1874-1905. Бенджамин Дизраэли (позднее граф Биконсфилд) стал премьер-министром в 1874. Некогда страстный антиимпериалист, он стал теперь не менее страстным сторонником экспансии. Его либеральный оппонент У.Ю.Гладстон пытался сдержать темпы строительства империи, однако его усилия потерпели неудачу. Среди факторов развития империи - возраставшие потребности британской торговли в гарантированных рынках сбыта товаров и источников сырья; быстрый рост империй-соперников в Африке и Океании, рынки которых для Британии были закрыты; беспрецедентный рост миссионерства, нуждавшегося в защите для себя и своих новых приходов - в тихоокеанском регионе от беззаконий торговцев, в Африке - от таких же торговцев и работорговцев-арабов, которыми просто кишело восточное побережье и которые проникали даже в Западную Африку. Вначале казалось, что основным соперником Британии является Франция; Фашодский кризис в Судане в 1898 чуть не привел к войне. Опасность ее развязывания удалось вполне устранить только после соглашения 1904 (т.н. "сердечного соглашения", "entente cordiale"), по которому Британия признавала особое положение Франции в Марокко, а Франция - особую роль Британии в Египте. Но еще раньше некоторые политики уже считали куда большей опасностью германский экспансионизм. Оккупация Германией юго-западной Африки и ее претензии на продвижение в восточном направлении по всему африканскому континенту стали для британцев сигналом тревоги и ускорили начало англо-бурской войны (1899-1902). Серьезная оппозиция этой войне в Соединенном Королевстве способствовала отрицательному к ней отношению и сыграла свою роль в поражении консервативного правительства Дж.Бальфура на выборах 1905 и победе либералов на выборах 1906. В этот период в стране были проведены важные реформы. В 1884 и 1885 были приняты законодательные акты, предоставлявшие избирательные права почти всем взрослым мужчинам и в еще большей степени уравнивавшие представительство избирательных округов. В 1888 был принят закон о советах графств, по которому проблемы графства должны были теперь решаться выборными, а не назначаемыми администраторами. Хотя эти законы распространялись только на Англию и Уэльс, подобные им акты были вскоре приняты в отношении других частей Соединенного Королевства. В Ирландии была проведена земельная реформа, хотя упорные попытки Гладстона ввести гомруль наталкивались на столь же упорное сопротивление парламента.
Германия и Британия, 1905-1919. Рост экономического и военного потенциала Германской империи стал главной угрозой процветанию и безопасности Британии. Отношения с Германией вышли на первое место в британской политике в период между 1905 и началом Первой мировой войны. Фактически, именно германская угроза заставила британское правительство в 1904 решительно отказаться от традиционной политики сохранения баланса сил. К 1907 Франция, Япония, Россия и Британия вступили в своего рода потенциальный союз. Во внешней политике были сделаны энергичные и в целом успешные шаги, имевшие целью ослабить напряженность и разногласия между странами. Были устранены давние разногласия с США. В 1906 и 1907 Трансвааль и Оранжевое Свободное государство, еще недавно находившиеся в состоянии войны с Британией, получили ответственные правительства, а в 1910 четыре самоуправляемые колонии Южной Африки были объединены и получили статус доминиона, как Канада в 1867 и Австралия, вошедшая в Британское Содружество в 1901. Либеральное правительство Асквита (1908-1916) было склонно ввести гомруль в Ирландии, но оппозиция в палате лордов на время задержала принятие соответствующего акта. Социальные реформы в Соединенном Королевстве также были в какой-то степени обусловлены угрозой, исходившей от Германии. Британское население следовало держать наготове и не допускать недовольства. В 1908-1911 были сделаны шаги в направлении т.н. "государства всеобщего благоденствия". Эти первые попытки носили частичный и по общему признанию неадекватный характер, но тем не менее затраты на их проведение, вместе со средствами на перевооружение, потребовали существенного повышения налогов. Ллойд Джордж, министр финансов в правительстве Асквита, предложил переложить налоговое бремя на крупных землевладельцев. Палата лордов отказалась одобрить и это предложение. В итоге произошло то же, что и в 1832. Правительство добилось согласия Георга V, сменившего на престоле Эдуарда VII, назначить в случае необходимости новых пэров. Палата лордов вновь должна была принять неизбежное, и в 1910 необходимый закон о парламенте был принят. В результате в 1911 бюджет, представленный Ллойд Джорджем, был оформлен в законодательном порядке. Кроме того, в 1914 были приняты закон о гомруле для Ирландии и акт о ликвидации Церкви Англии в Уэльсе. Выполнение этих актов, однако, было отложено ввиду разразившейся мировой войны. Соединенное Королевство затратило в ходе Первой мировой войны громадные средства. Государственный долг возрос с 651 млн. фунтов стерлингов в 1914-1915 финансовом году до более чем 7,8 млрд. фунтов в 1919-1920. Расходы продолжались и после окончания войны. Проценты по долгу и необходимость выплаты пенсий легли на страну тяжелым бременем. Число убитых и пропавших без вести составляло примерно 680 тыс. человек, а число мобилизованных - 5,7 млн. Война охватила весь земной шар и велась на суше, на море и в воздухе. Наибольшую угрозу для Соединенного Королевства представляла блокада, осуществлявшаяся Германией с помощью подводных лодок, в результате которой Британия потеряла корабли торгового флота общим водоизмещением 7,6 млн. т. Свободная торговля, предполагающая зависимость от импорта продовольствия, сделала британское население особенно уязвимым. В 1916 динамичный Ллойд Джордж сменил Асквита на посту главы коалиционного правительства. В том же году был принят закон о всеобщей воинской повинности. Пасхальное восстание в Ирландии в 1916 создавало угрозу для Великобритании в ее собственном тылу. Самое тяжелое время настало в начале 1917. Россия вышла из войны