Левина́с Эмманюэль (Levinas) (1906-1995), французский философ и писатель. Родился в Литве. С 1923 жил во Франции. Испытал влияние Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и религиозной традиции иудаизма. Основой философии считал этику, её центральные понятия у Левинаса - «другой» и «встреча с другим». Трактаты «Время и иное» (1948), «Целостность и бесконечность» (1961), эссе о литературе («О Морисе Бланшо», 1975; «Имена собственные», 1976).
* * *
ЛЕВИНАС Эмманюэль - ЛЕВИНА́С (Levinas) Эмманюэль [30 декабря 1905 (12 января 1906) Ковно, Российская империя, ныне Каунас - 25 декабря 1995, Париж], французский философ и религиозный мыслитель, оказал влияние на феноменологию (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ), постмодернизм (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ) и философию языка.
Основные темы его философии: поиск ненасильственного отношения с Другим, лик (visage) Другого, дающий заповедь «не убий», отношение «лицом к лицу» с Другим, чудовищность безличного бытия (il y a), отношение к абсолютной инаковости Иного (времени и смерти), женское как Иное.
Жизнь и труды
Левинас поступил на философский факультет в Страсбурге в 1923; учился у Э. Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд) и М. Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) в Германии в 1928-1929; испытал влияние Платона (см. ПЛАТОН (философ)), Р. Декарта (см. ДЕКАРТ Рене), С. Кьеркегора (см. КЬЕРКЕГОР Серен), Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), А. Бергсона (см. БЕРГСОН Анри), Ф. Розенцвейга, М. Бубера (см. БУБЕР Мартин), М. Мерло-Понти (см. МЕРЛО-ПОНТИ Морис); повлиял на П. Рикера (см. РИКЕР Поль), Ж. Деррида (см. ДЕРРИДА Жак), а также на ряд современных католических богословов. Со студенческих лет был дружен с М. Бланшо (см. БЛАНШО Морис). В 1930 Левинас опубликовал первую во Франции книгу о Гуссерле («Теория интуиции в феноменологии Гуссерля») и в том же году принял французское гражданство. В 1940-45 находился в немецком плену. После войны Левинас был членом философского кружка Г. Марселя (см. МАРСЕЛЬ Габриель Оноре) и Ж. Валя. В 1947 публикует свои первые оригинальные работы («От существования к существующему», «Время и Другой»). В 1961 Левинас опубликовал свою докторскую диссертацию «Тотальность и Бесконечное», книгу, которая по праву считается одним из основных философских текстов нашего века; в 1971 - «Гуманизм другого человека», в 1974 - «Иначе, чем быть, или по ту сторону сущности». Опубликовал также ряд работ, посвященных иудаизму и талмудическому экзегезису.
Работы 1940-х гг.
В 1940-е гг. Левинас вступает в полемику с Гуссерлем (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд) и Хайдеггером (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) и постепенно отходит от гуссерлевской феноменологии. Левинас, рассматривая хайдеггеровское различие между сущим и бытием, обвиняет Хайдеггера в попытке подчинить личное сущее безличному бытию. Он описывает безличность бытия, растворяющего в себе сущих («имеется», il y a), и ищет пути становления субъекта. Анализируя отношение субъекта-монады к времени и смерти, Левинас отвергает как хайдеггеровский, так и гуссерлевский подход к темпоральности, как не дающий субъекту возможности этического обновления, которое может быть дано только Другим в интерсубъективном отношении. Он критикует гуссерлевскую теорию интерсубъективности, утверждая, что конституирование Другого как alter ego уничтожает его радикальную «инаковость». Вместо этого он выдвигает отношение «лицом к лицу» с Другим как сохраняющее инаковость Другого, присутствие Другого дается как его отсутствие. Левинас подчеркивает «асимметричность интерсубъективного пространства» (в отличие от взаимности отношения Я-Ты у Бубера (см. БУБЕР Мартин)) и рассматривает эротическое отношение как пример отношения с радикально иным (женским).
«Тотальность и Бесконечное». Обращение к Декарту и Платону: идея Бесконечного и «Благо по ту сторону сущности»
Обличая феноменологию и онтологию как философии насилия теории как умосозерцания, Левинас в качестве «первой философии» выдвигает этику. Со времен Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) этика воспринималась как нормативная наука, но смысл, который Левинас придает этому термину, не совпадает с общепринятым. Для Левинаса «этика» не есть ни свод правил человеческого поведения, ни наука о том, как мы должны вести себя. Он называет этику «духовной оптикой». Его проект заключается в том, чтобы заменить спекулятивные построения дескрипцией этического отношения - отношения абсолютно первичного, которое не может быть подчинено ничему другому. Этическое построено на трансцендентности - на отношении с Другим. Левинас хочет перестроить мир Я так, чтобы в нем присутствовала размерность безмерности, то измерение, которое задает направление к Другому. Другой, будучи абсолютно иным, абсолютно трансцендентен (см. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ) по отношению к Я, целиком остающемуся в сфере Тождественного. Здесь Я обретает область «своего», котором оно может владеть, но как бы Я не стремилось к Другому, Другой остается от него отделенным. При этом стремление Я к Другому, этот жест движения вовне, жест покидания места, сферы Тождественного ни в коей мере не является движением экстаза. Наоборот, Я должно проделать определенную работу в мире, обустроиться и иметь жилище, где оно могло бы принимать Другого и принимать от Другого. Самоидентификация Я и принятие Другого в «Тотальности и Бесконечном» взаимно обусловливают друг друга. Уже сама возможность обращения к Другому является даром со стороны Другого, который Я должно уметь принимать. Но Я не может обратиться к Другому непосредственно, Другой дан Я только в своем лике, который превосходит идею Иного во мне. Лик как единство слова и взгляда выражает Другого, и ненасильственное отношение к Другому возможно только как дискурс, как речь, обращенная к лику. Лик Другого выставляет Я требование, которое прочитывается и как простая забота о ближнем, и как заповедь «не убий». Свобода Я возникает как критический аспект знания, когда Я осознает свою этическую нищету и в стыде перед Другим ставит под вопрос свою спонтанность.
Для Левинаса Другой абсолютно беззащитен и наг, это тот, которого нужно признать и принять как «пришельца, вдову и сироту», как нищего и голодного, - и одновременно тот, к кому можно обращаться только на «Вы». Это отношение обусловливает наше собственное появление как субъекта, как личности.
Поздние работы. Левинас и Деррида
В 1967 году Ж. Деррида (см. ДЕРРИДА Жак) опубликовал книгу «Письмо и различие», содержащую в качестве одной из глав эссе «Насилие и метафизика», посвященное детальному разбору всех опубликованных к тому моменту работ Левинаса. Деррида показал, что Левинас, продолжая пользоваться языком феноменологии и онтологии, в своей критике Гуссерля и Хайдеггера остается от них зависимым, его прочтение этих авторов является далеко не бесспорным. Критика Деррида оказала глубокое влияние на последующие работы Левинаса.
Отказавшись от метафизической и онтологической терминологии (бытие, сущее, Тождественное, Иное) Левинас приходит к собственному философскому языку, в котором этический пафос выражается уже в непосредственно религиозных терминах. Известная несбалансированность «Тотальности и Бесконечного» в том, что касается третьего как того, кто ограничивает Другого, и с появлением которого, тем самым, начинается справедливость, компенсируется в книге «Иначе, чем быть, или по ту сторону сущности». Это открывает возможность появления новой теории субъективности. Левинас переосмысливает интенциональность, открывает новые подходы в феноменологии, говоря об «интенциональности пассивности». Его работы, посвященные понятиям святого и сакрального, прощения, свидетельства, оказывают серьезное влияние на Ж. Деррида, в сильной степени определяя круг интересов последнего в 90-е годы.