Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ленинградская фонологическая школа

Энциклопедический словарь

Ленингра́дская фонологи́ческая шко́ла - направление в фонологии (Л. В. Щерба, С. И. Бернштейн, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, А. Н. Гвоздев, Л. В. Бондарко и др.), возникшее в 20-30-х гг. XX в. Исходит из понимания фонемы как звуковой единицы со смыслоразличительной функцией. Использует в качестве критерия отождествления фонем критерий фонетического сходства (тождества).

* * *

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - ЛЕНИНГРА́ДСКАЯ ФОНОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, направление в фонологии (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, А. Н. Гвоздев, Л. В. Бондарко и др.), возникшее в 20-30-е гг. 20 в. Исходит из понимания фонемы как звуковой единицы со смыслоразличительной функцией. Использует в качестве критерия отождествления фонем критерий фонетического сходства (тождества).

Большой энциклопедический словарь

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в фонологии (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, А. Н. Гвоздев, Л. В. Бондарко и др.), возникшее в 20-30-е гг. 20 в. Исходит из понимания фонемы как звуковой единицы со смыслоразличительной функцией. Использует в качестве критерия отождествления фонем критерий фонетического сходства (тождества).

Лингвистика

Ленингра́дская фонологи́ческая шко́ла -

научное направление в исследовании звукового уровня языка.

Основоположник - Л. В. Щерба (последователь И. А. Бодуэна де

Куртенэ), его ученики - С. И. Бернштейн, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич.

В 1912 Щерба определил фонему как

единицу, способную дифференцировать слова и их формы. Он установил

обусловленность членения звуковой последовательности на фонемы морфологическим членением (в словах «бы‑л»,

«засну‑л», «он‑а», «был‑а» конечные фонемы отделяются благодаря

возможности провести перед ними морфологическую границу), а

возможность разбить каждое слово на фонемы определяется именно такой

потенциально существующей связью между морфемой

и фонемой; языковую функцию фонемы Щерба также связывал с её

способностью участвовать в образовании звукового облика значимой единицы

(«одет - одеть» и т. д.).

Основной принцип подхода Л. ф. ш. к звуковым единицам - стремление

связать лингвистическую (социальную) природу фонемы с её ролью в речевой деятельности человека. Фонема, будучи

минимальной языковой единицей, лежащей в основе

иерархии фонема - морфема - слово - синтагма, в то же

время является единицей уникальной, поскольку именно фонема обеспечивает

использование материальных явлений (физиологических, акустических) для образования значимых единиц

языка. Именно таким пониманием фонемы определяется принципиальный

интерес к материальным свойствам звуковых единиц, к исследованиям в

области экспериментальной фонетики, к разработке новых методов анализа речи.

Для Л. ф. ш. характерно утверждение, что система фонем того или иного

языка - не просто результат логических построений исследователя, а

реальная организация звуковых единиц, обеспечивающая каждому

носителю языка возможность порождения и

восприятия любого речевого сообщения. Отсюда понятен интерес к тем

функциям звуковых единиц, которые обнаруживаются при исследовании

речевой деятельности и языкового материала: подробное фонетическое

описание различных фонологических систем,

идея важности «звукового облика слова», интерес к разным стилям речи,

разработка теории слога, теории интонации и т. д. Учёт фонетических

характеристик - при постулировании их подчинённости функциональным

свойствам - предполагает наличие достаточно сложных правил,

регулирующих отношения между теми и другими. Например, фонемный

состав слова определяется на основе знаний о составе фонем языка и

правил их дистрибуции: разные аллофоны одной

фонемы невозможны в одной и той же фонетической позиции, тогда как один

и тот же аллофон не может встречаться в разных позициях. Изменения

звукового облика слова или морфемы трактуются или как аллофонические

изменения (с[а]д - с’[ǽ]ду), или как чередования фонем (са/t/ - са́/d/а), т. е. фонемный

состав слов типа «рок», «рог» или «коз», «кос» одинаков, и в этом случае

можно говорить о неразличении морфем, но не фонем (см. Московская фонологическая школа).

Во 2‑й половине 20 в. в рамках Л. ф. ш. детально разрабатываются

такие проблемы, как процедура сегментации и

отождествления аллофонов («оттенков») одной фонемы, определение

фонемного состава слова, фонологическая интерпретация звуковых явлений в

языках слогового строя, лингвистический статус и

фонетические корреляты различительных признаков фонемы и др.

Актуальность идей Л. ф. ш. определяется сущностью основных

направлений: углублённое исследование фонетических характеристик

языков с различными звуковыми системами, позволяющее раскрыть общие

закономерности использования материальных средств в естественном языке;

исследование фонетики и фонологии спонтанной речи, в которой

отсутствуют условия для реализации «идеального фонетического облика

слова»; изучение интонационных средств языка как в связи с их особой

ролью для передачи значения, так и в связи с тем влиянием, которое

интонация оказывает на сегментные единицы; анализ тех фактов речевого

поведения человека, который дал бы представление о механизмах,

позволяющих ему пользоваться объективно вариативными речевыми сигналами

как некими инвариантными языковыми единицами.

Большое значение в развитии идей Л. ф. ш. имеют прикладные аспекты

исследования речи - анализ лингвистической природы звуковых нарушений

при афазиях, заикании, тугоухости; создание

лингвистических правил, обеспечивающих автоматический анализ и синтез речи; исследование

статистических характеристик звуковых единиц, необходимое для создания

испытательных тестов в технике связи, медицине; разработка методики

преподавания неродного (в т. ч. русского)

языка.

Бернштейн С. И., Фонема, в кн.: Большая Советская

энциклопедия, т. 58, М., 1936;

его же, Вопросы обучения произношению, М., 1937;

Матусевич М. И., Введение в общую фонетику, 3 изд., М.,

1959;

Щерба Л. В., Языковая система и речевая деятельность, Л.,

1974;

Зиндер Л. Р., Общая фонетика, 2 изд., М., 1979;

Проблемы и методы экспериментально-фонетического анализа речи, Л.,

1980.

Л. В. Бондарко.

Полезные сервисы