Ленингра́дская фонологи́ческая шко́ла -
научное направление в исследовании звукового уровня языка.
Основоположник - Л. В. Щерба (последователь И. А. Бодуэна де
Куртенэ), его ученики - С. И. Бернштейн, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич.
В 1912 Щерба определил фонему как
единицу, способную дифференцировать слова и их формы. Он установил
обусловленность членения звуковой последовательности на фонемы морфологическим членением (в словах «бы‑л»,
«засну‑л», «он‑а», «был‑а» конечные фонемы отделяются благодаря
возможности провести перед ними морфологическую границу), а
возможность разбить каждое слово на фонемы определяется именно такой
потенциально существующей связью между морфемой
и фонемой; языковую функцию фонемы Щерба также связывал с её
способностью участвовать в образовании звукового облика значимой единицы
(«одет - одеть» и т. д.).
Основной принцип подхода Л. ф. ш. к звуковым единицам - стремление
связать лингвистическую (социальную) природу фонемы с её ролью в речевой деятельности человека. Фонема, будучи
минимальной языковой единицей, лежащей в основе
иерархии фонема - морфема - слово - синтагма, в то же
время является единицей уникальной, поскольку именно фонема обеспечивает
использование материальных явлений (физиологических, акустических) для образования значимых единиц
языка. Именно таким пониманием фонемы определяется принципиальный
интерес к материальным свойствам звуковых единиц, к исследованиям в
области экспериментальной фонетики, к разработке новых методов анализа речи.
Для Л. ф. ш. характерно утверждение, что система фонем того или иного
языка - не просто результат логических построений исследователя, а
реальная организация звуковых единиц, обеспечивающая каждому
носителю языка возможность порождения и
восприятия любого речевого сообщения. Отсюда понятен интерес к тем
функциям звуковых единиц, которые обнаруживаются при исследовании
речевой деятельности и языкового материала: подробное фонетическое
описание различных фонологических систем,
идея важности «звукового облика слова», интерес к разным стилям речи,
разработка теории слога, теории интонации и т. д. Учёт фонетических
характеристик - при постулировании их подчинённости функциональным
свойствам - предполагает наличие достаточно сложных правил,
регулирующих отношения между теми и другими. Например, фонемный
состав слова определяется на основе знаний о составе фонем языка и
правил их дистрибуции: разные аллофоны одной
фонемы невозможны в одной и той же фонетической позиции, тогда как один
и тот же аллофон не может встречаться в разных позициях. Изменения
звукового облика слова или морфемы трактуются или как аллофонические
изменения (с[а]д - с’[ǽ]ду), или как чередования фонем (са/t/ - са́/d/а), т. е. фонемный
состав слов типа «рок», «рог» или «коз», «кос» одинаков, и в этом случае
можно говорить о неразличении морфем, но не фонем (см. Московская фонологическая школа).
Во 2‑й половине 20 в. в рамках Л. ф. ш. детально разрабатываются
такие проблемы, как процедура сегментации и
отождествления аллофонов («оттенков») одной фонемы, определение
фонемного состава слова, фонологическая интерпретация звуковых явлений в
языках слогового строя, лингвистический статус и
фонетические корреляты различительных признаков фонемы и др.
Актуальность идей Л. ф. ш. определяется сущностью основных
направлений: углублённое исследование фонетических характеристик
языков с различными звуковыми системами, позволяющее раскрыть общие
закономерности использования материальных средств в естественном языке;
исследование фонетики и фонологии спонтанной речи, в которой
отсутствуют условия для реализации «идеального фонетического облика
слова»; изучение интонационных средств языка как в связи с их особой
ролью для передачи значения, так и в связи с тем влиянием, которое
интонация оказывает на сегментные единицы; анализ тех фактов речевого
поведения человека, который дал бы представление о механизмах,
позволяющих ему пользоваться объективно вариативными речевыми сигналами
как некими инвариантными языковыми единицами.
Большое значение в развитии идей Л. ф. ш. имеют прикладные аспекты
исследования речи - анализ лингвистической природы звуковых нарушений
при афазиях, заикании, тугоухости; создание
лингвистических правил, обеспечивающих автоматический анализ и синтез речи; исследование
статистических характеристик звуковых единиц, необходимое для создания
испытательных тестов в технике связи, медицине; разработка методики
преподавания неродного (в т. ч. русского)
языка.
Бернштейн С. И., Фонема, в кн.: Большая Советская
энциклопедия, т. 58, М., 1936;
его же, Вопросы обучения произношению, М., 1937;
Матусевич М. И., Введение в общую фонетику, 3 изд., М.,
1959;
Щерба Л. В., Языковая система и речевая деятельность, Л.,
1974;
Зиндер Л. Р., Общая фонетика, 2 изд., М., 1979;
Проблемы и методы экспериментально-фонетического анализа речи, Л.,
1980.
Л. В. Бондарко.