ж. устар.
Намеренное искажение истины; неправда, ложь.
(греч. ψεῦδος) - ложь, неправда. Научиша язык свой глаголати лжу (Иер. 9, 5).
диал. "ложь", др.-русск. *лъжа, ст.-слав. лъжа, лъжь, болг. лъжа́ (Младенов 281). Родственно д.-в.-н. lugî "ложь"; см. подробно на лгать, ложь.
Начальная часть сложных слов, вносящая значения
1) ложный, мнимый или намеренно выдаваемый за истинный (лженау́ка, лжепроро́к, лжетрево́га, лжеучёный и т.п.)
2) лгущий, скрывающий истину (лжесвиде́тель, лжесвиде́тельство и т.п.)
3) имеющий отношение к видам чего-либо, лишь частично сходным с другими - основными - видами (лжеака́ция, лжежасми́н, лжекувши́нка, лжескорпио́н и т.п.).
Первая часть сложных слов со знач.: 1) ложный (в 1 знач.), неверный, напр. лженаука, лжетеория; 2) ложный (во 2 знач.), мнимый или намеренно выдаваемый за истинное, напр. лжеучёный, лжепророк, лжеатака, лжетревога; 3) лгущий, скрывающий истину, напр. лжесвидетель, лжесвидетельство; 4) в составе сложных названий: относящийся к видам, частично сходным с другими, основными видами, напр. лжеакация, лжежасмин, лжекувшинка, лжелиственница, лжескорпион.
Лже...
Соответствует по значению словам ложный, мнимый, не настоящий: лжеученый, лжетеория.
Этимология:
см. ложь
Культура речи:
Пишется слитно с последующей частью слова (нарицательным существительным, именем прилагательным, глаголом) и имеет на себе побочное ударение: лже́иску́сство, лже́нау́чный, лже́свиде́тельствовать. С собственным именем пишется: 1) через дефис со строчной буквы: лже-шмидты; 2) слитно с прописной буквы, если все слово образует прозвище: Лжедмитрий; 3) через дефис с прописной буквы, если все слово в целом представляет собой собственное имя: Лже-Нерон.
ЛЖЕ... Первая часть сложных слов.
1. Вносит зн.: мнимый, ложный. Лжегуманизм, лженаука, лжеопыт, лжеприсяга, лжепроблема, лжепророк, лжеречи, лжесвидетельствовать, лжесоциализм, лжетеория, лжеучение, лжеучёный.
2. Ботан. Вносит зн.: похожий на что-л. по внешним признакам. Лжелепесток, лжеплод, лжетолокнянка, лжетычинка, лжескорпион.
лже́ака́ция, лже́ака́ции, лже́ака́ций, лже́ака́циям, лже́ака́цию, лже́ака́цией, лже́ака́циею, лже́ака́циями, лже́ака́циях
(греч. ψευδολόγος) говорящий ложь, неправду. (Прол. нояб. 13),
ЛЖЕДМИТРИЙ I (?-1606) - русский царь с 1605. Самозванец (предположительно - Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного - Дмитрия. В 1604 с польско-литовскими отрядами перешел русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков и крестьян. Убит боярами-заговорщиками.
- Русский царь-самозванец.
- Впервые на Руси церемониальный меч упоминается в документах его царствования: традиция-то европейская!
- «Тушинский вор».
- В 1603 году князь Адам Вишневецкий известил короля Сигизмунда, что в княжеской усадьбе объявился этот молодой человек.
Лжедми́трий I (? - 1606), самозванец, выдававший себя за сына царя Ивана IV царевича Дмитрия, царь с 1605. Настоящее имя, предположительно, Юрий Богданович Отрепьев (в монашестве Григорий). Из мелкопоместных галицких дворян. Около 1600-01 бежал в Польшу, тайно перешёл в католичество. В 1604 с польско-литовскими отрядами перешёл русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков и крестьян. В июле 1605, после смерти царя Бориса Годунова и убийства его сына Фёдора, вступил во главе войска в Москву и венчался на царство. Убит боярами-заговорщиками во главе с князем В. И. Шуйским.
* * *
ЛЖЕДМИТРИЙ I - ЛЖЕДМИ́ТРИЙ I (погиб 17 (27) мая 1606, Москва), русский царь (1605-1606), самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича (см. ДМИТРИЙ Иванович). Происхождение Лжедмитрия I неясно; по официальной версии правительства Бориса Годунова, он - беглый дьякон Чудова монастыря (в Москве) Григорий Отрепьев, сын галичского дворянина Богдана Отрепьева. Лжедмитрий появился в 1601 году в Польше и был поддержан польскими магнатами и католическим духовенством. В 1603-1604 годах началась подготовка возведения Лжедмитрия I на русский трон. Самозванец тайно принял католичество и обещал после воцарения отдать Польше Северскую и Смоленскую земли, принять участие в антитурецком союзе, оказать помощь Сигизмунду III в его борьбе со Швецией, ввести в России католичество, жениться на дочери сандомирского воеводы Е. Мнишка Марине, передать ей в качестве «вена» Новгород и Псков, уплатить Мнишку 1 млн. злотых. Осенью 1604 года Лжедмитрий перешел с польско-литовским отрядом русскую границу и был поддержан частью русских дворян, горожан, служилых людей, донскими и запорожскими казаками, крестьянами южных районов России. Несмотря на поражение под Добрыничами, Лжедмитрий I укрепился в Путивле. После внезапной смерти Б.Ф. Годунова царская армия под Кромами перешла на сторону Лжедмитрия I. 1 июня 1605 года в Москве произошло восстание, правительство Годуновых было свергнуто. 20 июня Лжедмитрий I вступил в Москву. Заняв царский престол, он пытался проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.
Стремясь опереться на провинциальное дворянство, Лжедмитрий I предполагал увеличить ему денежные и земельные оклады за счет монастырей. Новый царь предпринял попытку реорганизации армии, сделал ряд уступок крестьянам и холопам (указы от 7 января и 1 февраля 1606). Южные районы были на 10 лет освобождены от налогов, и в них была прекращена обработка «десятинной пашни». В то же время Лжедмитрий был вынужден увеличить сбор налогов (в частности, из-за отправки денег в Польшу), что вызвало весной 1606 года усиление крестьянско-казацкого движения. Не сумев привлечь на свою сторону весь господствующий класс, Лжедмитрий I пошел на уступки восставшим: отказался от применения силы для подавления мятежей и включил в готовившийся Сводный судебник статьи о крестьянском выходе. Из-за невыполнения Лжедмитрием I его обещаний (о введении католичества, территориальных уступках и военной помощи полякам против Швеции) ухудшились отношения с Польшей. Кризис внутренней и внешней политики создал условия для организации заговора знати во главе с князем Василием Ивановичем Шуйским. Во время восстания горожан против поляков, прибывших на свадебные торжества Лжедмитрия I и М. Мнишек, самозванец был убит боярами-заговорщиками.
Лжедми́трий I (?1606), русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Речи Посполитой под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия. Обещал королю Сигизмунду III отдать Речи Посполитой Северскую и Смоленскую земли, ввести в России католичество. В 1604 с польско-литовскими отрядами перешёл русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков и крестьян. В 1605 вступил в Москву и занял царский престол. Попытки Лжедмитрия I проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику потерпели провал. Убит восставшими москвичами.
ЛЖЕДМИ́ТРИЙ I (?-1606) - самозванец, рус. царь в 1605-06. По мнению больш-ва исследователей, под этим именем скрывался Юрий Богданович Отрепьев, в иночестве Григорий, выходец из небогатой дворянской семьи. Рано лишившись отца, стрелецкого сотника, юноша был послан в Москву "на ученье". Обучившись грамоте и приобретя хороший почерк, Отрепьев поступил на службу к Романовым, однако после того, как они оказались в опале (1600), стал искать спасения за монастырскими стенами. Принял монашеский постриг, побывал в Суздале и Галиче и, наконец, нашел пристанище в Чудовом мон., откуда через нек-рое время бежал в Речь Посполитую. Здесь, обретя покровительство польских магнатов (А. Вишневецкого, Ю. Мнишека), выдавая себя за чудесным образом спасшегося царевича Димитрия, заявил о своих претензиях на рус. трон. Расстригся, тайно перешел в католич. веру и, собрав войско, осенью 1604 вступил в пределы России. Нанес ряд поражений войскам Б. Годунова, после смерти к-рого вступил в Москву, короновался, присвоил себе имп. титул (первый в рус. истории) и находился на троне почти год. В его правление был составлен Сводный судебник (в основу к-рого был положен Судебник Ивана IV), начато преследование взяточников, в Москву были возвращены Шуйские и прощены уцелевшие Годуновы. Вскоре после женитьбы на М. Мнишек был убит в Кремле заговорщиками.
Лжедмитрий I. Гравюра из альбома «Достоверные портреты московских государей»
Лжедмитрий I.
ЛЖЕДМИТРИЙ I (? - 1606), русский царь с 1605. Самозванец (предположительно - Григорий Отрепьев). В 1601 объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного - Дмитрия (Димитрия). В 1604 с польско-литовскими отрядами перешел русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков и крестьян. Заняв царский престол, пытался лавировать между польскими и русскими феодалами. Убит боярами-заговорщиками во время свадьбы с Мариной Мнишек.
Лжедми́трий II («Тушинский вор») (? - 1610), самозванец, выдававший себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). Происхождение неизвестно. В 1608 во главе войска (донские и запорожские казаки, польско-литовские отряды и др.) подступил к Москве, создал в селе Тушино (отсюда прозвище) укреплённый лагерь и пытался захватить столицу. С началом похода польского короля Сигизмунда III на Смоленск (1609) бежал в Калугу, где был убит.
* * *
ЛЖЕДМИТРИЙ II - ЛЖЕДМИТРИЙ II (погиб 11 (21) декабря 1610, Калуга), русский политический деятель, самозванец, выдававший себя за русского царя Дмитрия Ивановича (см. ДМИТРИЙ Иванович) (точнее за Лжедмитрия I), якобы спасшегося во время восстания 17 мая 1606 года. Происхождение самозванца неясно, появился он в 1607 году в Стародубе-Северском. Основу его войск составили польские отряды князя А. Вишневецкого, князя Р. Ружинского. К нему примкнули часть южнорусского дворянства, казаки И.М. Заруцкого, остатки разбитых войск И.И. Болотникова. Из Стародуба Лжедмитрий II в июле 1607 года предпринял поход на Брянск, Тулу. Разбив в мае 1608 под Волховом войска Василия Ивановича Шуйского, он подошел к Москве и создал лагерь в селе Тушино, где было сформировано правительство (князья Трубецкие, А.Ю. Сицкий, Филарет Романов, М.Г. Салтыков). Фактически во главе Тушинского лагеря стоял гетман Ружинский, а в декабре 1608 года власть формально перешла к десяти выборным от польских наемников. В августе 1608 году в Тушино прибыла польская делегация во главе с Е. Мнишком, дочь которого Марина тайно обвенчалась с Лжедмитрием II. Используя недовольство широких слоев населения правительством Шуйского, Лжедмитрий II летом-осенью 1608 года установил контроль над значительной территорией к востоку, северу и северо-западу от Москвы, пытался захватить столицу России, но безуспешно. Вопреки демагогическим обещаниям, самозванец раздавал земли и крестьян своим приверженцам, проводил денежные и натуральные реквизиции в пользу поляков, что вызвало рост национально-освободительной борьбы и привело к сокращению подконтрольной Лжедмитрию II территории. Начало открытой интервенции Речи Посполитой (лето 1609) завершила распад Тушинского лагеря. Поляки, большинство русских бояр и дворян ушли к Сигизмунду III. В декабре 1609 года самозванец бежал из Тушина в Калугу. Воспользовавшись разгромом войск Шуйского под Клушином (июнь 1610), Лжедмитрий II в июле вновь подошёл к Москве, но уже в августе был вынужден снова бежать в Калугу, где был убит. В русской официальной историографии Лжедмитрия II называли «Тушинским вором».
ЛЖЕДМИТРИЙ II ("Тушинский вор") (?-1610) - самозванец неизвестного происхождения. С 1607 выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В 1608-09 создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой польской интервенции бежал в Калугу, где был убит.
ЛЖЕДМИ́ТРИЙ II (?-1610) - самозванец, авантюрист, выдававший себя в период Смуты за якобы спасшегося в 1606 царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I). Предположительно под этим именем скрывался некто Богданко, бродячий учитель из г. Шклова. Во многом повторяя путь и судьбу Г. Отрепьева, он с войском двинулся к Москве, однако взять город не смог и разбил лагерь в Тушине, под Москвой (отсюда - "Тушинский вор"). Два года безуспешно осаждал Москву, к-рую охраняли верные В. Шуйскому войска. В 1610 был убит в Калуге собственной охраной.
ЛЖЕДМИТРИЙ II ("Тушинский вор") (? - 1610), самозванец, выдававший себя за сына Ивана IV Грозного - Дмитрия (Димитрия). В 1607 собрал войско и выступил на Брянск и Тулу. В 1608 основал под Москвой Тушинский лагерь (откуда безуспешно пытался захватить столицу); тайно обвенчался с Мариной Мнишек. Раздавал земли своим приверженцам, грабил население. В 1609 бежал в Калугу, где был убит.
ЛЖЕ... Первая часть сложных слов со знач.: 1) ложный (в 1 знач.), неверный, напр. лженаука, лжетеория; 2) ложный (во 2 знач.), мнимый или намеренно выдаваемый за истинное, напр. лжеучёный, лжепророк, лжеатака, лжетревога; 3) лгущий, скрывающий истину, напр. лжесвидетель, лжесвидетельство; 4) в составе сложных названий: относящийся к видам, частично сходным с другими, основными видами, напр. лжеакация, лжежасмин, лжекувшинка, лжелиственница, лжескорпион.
Лжеиси́доровы декрета́лии - сборник церковных документов (декреталии, постановления соборов и др.), главным образом подложных; составлен в середине IX в. в империи Каролингов для обоснования притязаний римских пап на верховенство над светской властью. Составитель выступил под псевдонимом Исидор Меркатор. В теологической литературе составление Лжеисидоровых декреталий приписывалось Исидору Севильскому. Подложность большей части документов установлена в XVII в.
* * *
ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ - ЛЖЕИСИ́ДОРОВЫ ДЕКРЕТА́ЛИИ, сборник церковных документов (декреталии, постановления соборов и др.), главным образом подложных; составлен в сер. 9 в. в империи Каролингов для обоснования притязаний римских пап на верховенство над светской властью. Составитель выступил под псевдонимом Исидор Меркатор. В теологической литературе составление лжеисидоровых декреталий приписывалось Исидору Севильскому. Подложность большей части документов установлена в 17 в.
ЛЖЕИСИДОРОВЫ декреталии - сборник церковных документов (декреталии, постановления соборов и др.), главным образом подложных; составлен в сер. 9 в. в империи Каролингов для обоснования притязаний римских пап на верховенство над светской властью. Составитель выступил под псевдонимом Исидор Меркатор. В теологической литературе составление лжеисидоровых декреталий приписывалось Исидору Севильскому. Подложность большей части документов установлена в 17 в.
-а, ср.
То, что не является подлинным искусством, но выдается за него.
Постоянный признак лжеискусства, что оно подражательно. Брюсов, О искусстве.