ЛИ́ЧНОСТНО-ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХО́Д (англ. learner-centred approach).
1. Одна из разновидностей деятельностного типа обучения, в которой учащийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности. Требует учета индивидуальных психологических особенностей учащихся, их способностей, интересов и потребностей.
2. Подход к обучению, который основывается на учете индивидуальных особенностей учащихся и признании того факта, что для каждого ученика типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению языком и его применению в процессе обучения (учебные стратегии). Особенности такого подхода разрабатывались в отечественной психологии с позиции теории деятельности (Зимняя, 1991, 2001; Леонтьев, 2003), а обучение в соответствии с названным подходом предполагает:
1) известную самостоятельность учащихся в процессе обучения, что выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приемов работы, которые являются для них предпочтительными, а также в совместной с преподавателем разработке программы обучения;
2) опору на имеющиеся знания учащихся в различных областях и их использование в ходе занятий;
3) учет социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни;
4) учет эмоционального состояния учащихся и их морально-этических инравственных ценностей;
5) формирование учебных умений в соответствии с учебными стратегиями учащихся;
6) повышение роли самостоятельной работы учащихся; ограничение ведущей роли учителя с приоритетом в его работе функций консультанта, помощника, советника;
7) использование аутентичных материалов в процессе занятий.
В рамках этого подхода некоторые зарубежные методисты придерживаются радикальной точки зрения относительно самостоятельности учащихся в процессе обучения. Они выступают за автономность и полную самостоятельность учащихся и утверждают, что личностно-ориентированный подход означает передачу учащимся контроля за процессом обучения, поскольку это позволяет им реализовать свои языковые способности, способствует мотивации обучения, развивает чувство ответственности и стимулирует использование различных учебных стратегий. Однако такое понимание подхода связано с преподаванием языка в условиях языкового окружения и в работе со взрослыми учащимися. Такой подход в зарубежной методике противопоставляется подходу, ориентированному на учителя (teacher-centred approach). Отечественные методисты считают использование этого подхода в его радикальном понимании неприемлемым для условий преподавания иностранного языка в школе и других общеобразовательных учреждениях, работающих по единым государственным стандартам и программам (Колесникова, Долгина, 2008). См. также коммуникативно-деятельностный подход.