манихе́и, -е́ев, ед. ч. -хе́й, -я
манихеизм
Толковый словарь
м.
Дуалистическое религиозное учение, основанное персом Мани в III в., характеризующееся представлением о мире как о смешении добра и зла, а о человеке - как об исчадии ада, заключившем душу, или искру света, в оковы плоти.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова манихеизм
манихеи́зм, манихеи́змы, манихеи́зма, манихеи́змов, манихеи́зму, манихеи́змам, манихеи́змом, манихеи́змами, манихеи́зме, манихеи́змах
Синонимы к слову манихеизм
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Словарь галлицизмов русского языка
МАНИХЕИЗМ а, м. manichéisme m. От имени легендарного перса Мани. Религиозное течение, получившее распространение в Римской империи, начиная с 3 в. н. э.; смесь элементов христианства с древнеперсидской религией маздеизма; жестоко преследовалась церковью; просуществовало до 10 века; то же, что манихейство. СИС 1954. Я признаюсь, что сие учение ужаснее для меня манихеизма. Руссо СЛС 4 239. // Сл. 18. Нового рода манихеизм овладевает нами, мы готовы par dépit верить в разумное, т. е. намеренное зло, как верили в разумное добро - это последняя дань, которую мы платим идеализму. Герц. 30-10 120.- Лекс. СИС 1964: манихеи/зм; Сл. 18: манихеизм 1762.
Словарь иностранных слов
Сканворды для слова манихеизм
Полезные сервисы
манихейство
Толковый словарь
Энциклопедический словарь
Манихе́йство - религиозное учение, основано в III в. Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Средней Азии, Индии. В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Распространилось в 1-м тысячелетии н. э. от Китая до Испании, подвергаясь гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в VIII в.- господствующая религия в Уйгурском царстве. Оказало влияние на средневековые дуалистические ереси.
* * *
МАНИХЕЙСТВО - МАНИХЕ́ЙСТВО, религиозное учение, основано в 3 в. Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Ср. Азии, Индии. В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Распространилось в 1-м тыс. н. э. от Китая до Испании, подвергаясь гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в 8 в. - господствующая религия в Уйгурском царстве. Оказало влияние на средневековые дуалистические ереси.
Большой энциклопедический словарь
МАНИХЕЙСТВО - религиозное учение, основано в 3 в. Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Ср. Азии, Индии. В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Распространилось в 1-м тыс. н. э. от Китая до Испании, подвергаясь гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в 8 в. - господствующая религия в Уйгурском царстве. Оказало влияние на средневековые дуалистические ереси.
Энциклопедия Кольера
МАНИХЕЙСТВО - религия, возникшая в Вавилонии в середине 3 в., как одна из многочисленных сект, объединяемых под названием гностических
(см. ГНОСТИЦИЗМ). С момента своего возникновения и на протяжении всего 4 в. манихейство распространилось в глубь Средней Азии (до китайского Туркестана) и утвердилось во многих культурных центрах Запада, в Риме и особенно в Карфагене. В Карфагене к секте примкнул Августин и пребывал в ней в течение десяти лет, предшествовавших его обращению в христианство. Манихейство на протяжении ряда веков сохраняло многих приверженцев на Востоке, даже при мусульманских правителях, однако оно было окончательно искоренено в 13 в. в результате монгольских завоеваний. В Византийской империи и на Западе манихейство как самостоятельная религия было искоренено гораздо раньше в результате жестоких гонений и сохранилось - под разными именами - лишь в виде тайных общин, которые позже оказали поддержку новым еретическим течениям, проникшим в Европу с Востока в 11 и 12 вв. Долгое время о манихействе мы знали только из неманихейских источников - сирийских, мусульманских и христианских (среди последних наиболее важны сочинения Августина, посвященные полемике с манихеями), но в конце 19 в. фрагменты манихейских сочинений были обнаружены в китайском Туркестане. Найденные ок. 1930 в Эль-Файюме (Египет) папирусы, содержавшие коптский перевод сочинений Мани и его первых учеников, позволили уточнить детали жизни основателя манихейства и сущность его учения. Мани (Манес) начал свою проповедь ок. 240 н.э. в Ктесифонте, столице правителей династии Сасанидов. Первоначально Шапур I, царь Персии, покровительствовал его религиозной деятельности, однако позднее Мани пал жертвой зороастрийских жрецов, которые, завидуя его славе, казнили его ок. 270. Религия Мани была основана на идее дуализма добра и зла, которые стали причиной возникновения мира и останутся главными действующими силами в этом мире вплоть до его конца. Хотя он, как и другие пророки и религиозные учители 3 в., утверждал, что использует разум для достижения религиозной истины (гносиса), в действительности его учение представляло собой разновидность популярной религиозной космогонии, основанной на мифе. Согласно его версии этого мифа, существовал извечный конфликт между князьями света (Богом и божественным посланцем света) и демонами тьмы (дьяволом, олицетворяющим материю, и его посланцами, архонтами), владения которых были первоначально отделены друг от друга, однако позднее смешались в результате события, которое в манихейском вероучении именуется "демоническим обольщением". Частицы божественной субстанции, света, были похищены демонами и использованы князем тьмы для сотворения земли с небом и всеми животными и растительными организмами и неодушевленными сущностями, наполняющими ее. Однако до Адама и его потомства дошел божественный призыв освободить частицы света, заключенные в них самих, и тем самым способствовать процессу высвобождения светлой субстанции, заточенной в видимом космосе, и возвращения ее в царство света. Манихейство считает развитие природы, которое должно завершиться окончательным поглощением тьмы светом, частью духовного развития человека, цель которого заключается в освобождении себя от зла, принесенного Евой - еще одним творением дьявола. Ответ на вопрос о причинах существования зла в мире вместе с откровением, указывающим средство для победы над злом, являются важнейшими элементами учения Мани. Что касается получаемого человеком откровения о его собственной истинной природе и его роли в судьбах мироздания, то здесь Мани признает заслуги в осуществлении этого откровения таких религиозных учителей, как Будда, Зороастр и прежде всего Иисус Христос. Иисус в манихействе выступает в качестве вестника света, по значению в деле приближения окончательной победы света его превосходит только сам Мани, последний из великих пророков. Нет сомнений в том, что Мани, в своих посланиях именовавший себя "апостолом Иисуса", рассматривал христианство как важнейший источник религиозного вдохновения и видел в нем оправдание своей миссии по спасению мира. Как община манихейство усвоило многие организационные черты, общие для целого ряда религиозных течений Ближнего Востока. Хотя приверженцы манихейства обязуются избегать магии и идолопоклонства, участвовать в деятельности секты и жить, соблюдая общие принципы воздержания, существовало резкое разделение на обычных верующих, называвшихся "слушателями", и "избранных". "Избранные" вели самую суровую аскетическую жизнь, поскольку считалось, что многословие и излишества в еде, как и все вообще мирские дела и желания, идут от сатаны. Хотя среди "избранных" существовала определенная иерархия, в манихействе так и не возникло института священства.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Иллюстрированный энциклопедический словарь
МАНИХЕЙСТВО, религиозное учение. Основано в 3 в. Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Средней Азии, Индии. В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Распространилось в 1-м тысячелетии нашей эры от Китая до Испании. Оказало влияние на средневековые дуалистические ереси.
Евразийская мудрость от А до Я.
МАНИХЕЙСТВО -
любая философская доктрина, признающая два активных начала в универсуме - добро и зло. Термин, производный от имени Мани - персидского философа 3 в., предпринявшего попытку примирить христианство и дуализм древней религии Зороастра; манихейство рассматривало себя как универсальную религию. Было распространено на Востоке, в Персии, Индии, на Тибете, в Китае и Центральной Азии, вТуркестане, где оно процветало даже в 11 в. Его следы мы находим в Европе, прежде всего, в Испании начиная с 6 в.
Орфографический словарь
Формы слов для слова манихейство
манихе́йство, манихе́йства, манихе́йств, манихе́йству, манихе́йствам, манихе́йством, манихе́йствами, манихе́йстве, манихе́йствах
Синонимы к слову манихейство
Грамматический словарь
Новый словарь иностранных слов
манихе́йство
- , манихеизм (по имени легендарного перса Мани) религиозное учение, представлявшее собой синтез зороастризма, христианства и гностицизма; возникло на Ближ. Востоке в 3 в.
Сканворды для слова манихейство
- Религиозное учение, основано в 3 веке Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Средней Азии, Индии.