МАНИ - МАНИ́ (216 - 274/277), основоположник и первый глава вновь созданной в раннем средневековье религиозной системы, получившей евразийское распространение (манихейство (см. МАНИХЕЙСТВО)).
Юность
Родился в Месопотамии, где в раннем возрасте вместе с отцом вступил в иудео-христианскую религиозную общину, которую покинул в 240 в возрасте 24 лет в связи с идейными разногласиями и неортодоксальным отношением к ритуалу - водосвятия, воздержания от пищи и проч., - принятому в данной и аналогичных общинах. Много путешествует, посещает страны Восточного Средиземноморья, Индию. В 243 году возвращается в сасанидский Иран уже широко известным проповедником.
Новое учение
Его религиозная доктрина была учением, синтезированным из раннехристианских и зороастрийских элементов, но соединение их, ритуалы, построение церкви, ее иерархия, отношения с другими религиозными течениями - все это разрабатывалось самим Мани в течение всей его жизни и активно внедрялось в манихейские общины. Первоначально Мани нашел взаимопонимание с шахиншахом Ирана Шапуром I (см. ШАПУР I), для которого он написал краткое изложение своего учения - книгу Шапуракан.
Сохранившиеся труды
Труды Мани, к которым причисляют десять отчасти сохранившихся книг, включают в себя Евангелия, Послания, Гимны, Псалмы и проч. Принадлежность непосредственно самому Мани большей части этого литературного наследия, к тому же сохранившегося в разноязычных версиях в разных странах от Египта (местная коптская версия носит название «Кефалайя») до Китая, часто оспаривается. Суть учения связана с представлениями о вечной борьбе двух неизменно противоборствующих сил - Света и Мрака. Начало этой борьбы - это начало манихейского летоисчисления. Эта борьба длится непрерывно и связана с самим существованием манихейского мира. В общем виде идея такой борьбы созвучна с зороастризмом. Построение манихейской общины с ее жесткой иерархией, включающей пять ступеней (глава - Пророк, епископы, пресвитеры, избранники-миссионеры, вся масса верующих) и ее распорядок близки традициям раннехристианской церкви. Манихейство очень рано получило негативную оценку в среде христианских иерархов. Наиболее стойкой на Западе оказалась его коптская версия. На Востоке большое число древних манихейских текстов, вряд ли одновременных проповеди самого Мани, обнаружено в памятниках Турфанского оазиса, где, по-видимому, манихейство испытало некоторое влияние буддизма и определенного круга древнекитайских духовных традиций.
Взаимоотношения с царями
Приблизительно в 268 между Мани и Шапуром I произошел разрыв, вызванный, вероятно, придворными интригами при сасанидском дворе, инспирированными главным министром шахиншаха Картиром, являвшимся стойким ортодоксальным зороастрийцем. Мани еще продолжает свою проповедь, находит взаимопонимание с преемником Шапура I, Ормиздом, но при следующем шахе Бахраме I оказывается в тюрьме. Предполагается, что он умер естественной смертью, а данные о его мученичестве и казни явились данью религиозной традиции, стремящейся приблизить его по уровню страданий к Христу и мученикам христианской церкви.