Метаста́зио ф. 0
метастазио (metastasio)
Большой энциклопедический словарь
МЕТАСТАЗИО (Metastasio) (наст. фам. Трапасси - Trapassi) Пьетро (1698-1782), итальянский поэт и драматург-либреттист. "Стихотворения" (1718), идиллии, кантаты, канцонетты (сборники "Свобода", 1733; "Прощанье", 1746). Сочинения по эстетике. На его либретто - оперы Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Й. Гайдна, М. С. Березовского и др.
Полезные сервисы
метастазио (metastasio) пьетро
Большой энциклопедический словарь
Метаста́зио (Metastasio) Пьетро (настоящая фамилия Трапасси, Trapassi) (16981782), итальянский поэт, драматург, либреттист. «Стихотворения» (1718), идиллии, кантаты, канцонетты (сборники «Свобода», 1733, «Прощанье», 1746). Работы по эстетике. На его либретто оперы Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Й. Гайдна, М. С. Березовского и др.
Полезные сервисы
метастазио пьетро
Энциклопедический словарь
Метаста́зио Пьетро (Metastasio), настоящая фамилия Трапасси (Trapassi) (1698-1782), итальянский поэт и драматург-либреттист. «Стихотворения» (1718), идиллии, кантаты, канцонетты (сборники «Свобода», 1733, «Прощанье», 1746). Сочинения по эстетике. На его либретто - оперы Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Й. Гайдна, М. С. Березовского и др.
* * *
МЕТАСТАЗИО Пьетро - МЕТАСТА́ЗИО (Metastasio) (наст. фам. Трапасси, Trapassi) Пьетро (1698-1782), итальянский поэт и драматург-либреттист. «Стихотворения» (1718), идиллии (см. ИДИЛЛИЯ), кантаты (см. КАНТАТА), канцонетты (см. КАНЦОНЕТТА) (сборники «Свобода», 1733; «Прощанье», 1746). Сочинения по эстетике. На его либретто - оперы Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Й. Гайдна, М. С. Березовского и др.
Энциклопедия Кольера
МЕТАСТАЗИО Пьетро (Metastasio)
(1698-1782), итальянский поэт, настоящее имя - Пьетро Антонио Доменико Бонавентура Трапасси (Trapassi). Родился 3 января 1698 в Риме. В возрасте 10 лет успехи в искусстве стихотворной импровизации привлекли к нему внимание ученого Дж.В.Гравины, который усыновил мальчика, воспитал его и дал ему имя Метастазио - греческий эквивалент Трапасси. Гравина умер в 1718, оставив все имущество Метастазио, тот вскоре промотал его и уехал в Неаполь, тогдашнюю музыкальную столицу Италии. Там он получил сан аббата и вступил в академию Аркадия. В 1717 опубликовал сборник стихов, включавший трагедию Юстин (Giustino), написанную им в возрасте четырнадцати лет. В 1722 вице-король Неаполя заказал ему музыкальную пьесу Сады Гесперид (Orti Esperidi), представленную при дворе с Марианной Булгарелли в роли Венеры. Талантливая певица ввела Метастазио в круг актеров и музыкантов и оказала существенное влияние на его развитие. Для нее он написал в 1723 мелодраму Покинутая Дидона (Didona abbandonata), положенную на музыку Сарро, а впоследствии и другими композиторами. Здесь впервые обозначился стиль, доведенный до совершенства в позднейших работах Метастазио. Благодаря влиянию Марианны Пиньателли, графини д'Aльтхан, Метастазио был приглашен сменить Апостоло Дзено на посту придворного поэта при дворе Карла VI. В апреле 1730 он приехал в Вену, где и остался до конца своей жизни. Его основные работы написаны в период с 1730 по 1740, год смерти императора. Помимо всего прочего, в этот период он написал одиннадцать мелодрам на классические сюжеты, в т.ч. Олимпиада (Olimpiade, 1732), Демофоон (Demofoonte), Титово милосердие (La Clemenza di Tito, 1734), Ахилл во Сцире (Achille in Sciro, 1736) и Аттилий Регул (Attilio Regolo, 1740). Не признавая трагедии во французском стиле, Метастазио разработал чисто итальянскую форму оперы. Она состояла в чередовании поддерживающего действие белого стиха, идущего речитативом, и лирических частей, развившихся впоследствии в арии. Но вскоре появились и другие виды оперы, и слава Метастазио ненамного его пережила. После 1740, несмотря на поощрение императрицы Марии Терезии, он написал мало.
Умер Метастазио 12 апреля 1782.
ЛИТЕРАТУРА
Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио. - В кн.: Стендаль. Собрание сочинений, т. 8. М., 1959
Полезные сервисы
метастазио, пьетро
Иллюстрированный энциклопедический словарь
МЕТАСТАЗИО (Metastasio) (настоящая фамилия Трапасси) Пьетро (1698 - 1782), итальянский поэт и драматург-либреттист. Создал литературные основы жанра лирической трагедии с патетическим, но чаще любовно-сентиментальным сюжетом в духе поэтики классицизма и галантной поэзии рококо: "Титово милосердие" (1734), "Фемистокл" (1736), "Король-пастух" (1751). На его либретто - оперы Г.Ф. Генделя, К.В. Глюка, В.А. Моцарта, Й. Гайдна, М.С. Березовского и др. Литературно-эстетические сочинения.