Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

несистематизированный

Слитно. Раздельно. Через дефис

*несистематизи/рованный

Синонимы к слову несистематизированный

прил., кол-во синонимов: 1

неклассифицированный

Полезные сервисы

несистематически

Слитно. Раздельно. Через дефис

*несистемати/чески, нареч.

Синонимы к слову несистематически

нареч, кол-во синонимов: 1

нерегулярно

Полезные сервисы

несистематический

Слитно. Раздельно. Через дефис

*несистемати/ческий

Синонимы к слову несистематический

прил., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

несистематичность

Синонимы к слову несистематичность

сущ., кол-во синонимов: 1

нерегулярность

Полезные сервисы

несистематичный

Слитно. Раздельно. Через дефис

*несистемати/чный

Синонимы к слову несистематичный

прил., кол-во синонимов: 2

несистематический, нерегулярный

Антонимы к слову несистематичный

регулярный

систематичный

Полезные сервисы

головокружение

Энциклопедия Кольера

ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ (вертиго), ощущение кажущегося движения собственного тела в пространстве (субъективное вертиго) или окружающих предметов относительно тела (объективное вертиго), связанное с нарушением функции вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Вестибулярная система, ответственная за возникновение таких ощущений, как и за поддержание нормального равновесия тела, состоит из полукружных каналов преддверия внутреннего уха, вестибулярных нервов и передающих центров в стволе головного мозга. Вертиго возникает вследствие резкого нарушения симметричности сенсорных сигналов, поступающих в мозг от вестибулярного аппарата с обеих сторон головы. Таким образом, оно представляет собой нарушение в системе, ответственной за чувство равновесия; на этой основе вертиго иногда называют системным головокружением, тем самым отличая его от сходных состояний, имеющих иные причины, т.е. от несистемных головокружений. К последним относятся те странные ощущения в голове, сопровождающиеся нечеткостью восприятия окружающего мира, которые часто описывают как пустоту в голове, дурноту, пошатывание или потерю ориентации в пространстве. Способность сохранять равновесие зависит от поступления в мозг трех видов сигналов: зрительных, вестибулярных и проприоцептивных (от мышц и суставов). Эта информация передается от соответствующих рецепторов в высшие центры головного мозга и мозжечок. Система равновесия включает источники этих сигналов и структуры центральной нервной системы, участвующие в их проведении, модификации и интеграции (см. также УХО). Физиологическим вертиго называют чувство головокружения, обусловленное активацией нормальной вестибулярной системы, например укачивание при движении (когда головокружение часто сопровождается тошнотой и рвотой вследствие неспособности мозга справиться с расхождением между вестибулярными и зрительными сигналами, поступающими в мозг во время езды в транспорте), а также головокружение, нередко возникающее у человека на значительной высоте при отсутствии возможности фиксировать взгляд на близком предмете. Наиболее распространенный синдром, связанный с нарушением функции внутреннего уха, - доброкачественное позиционное головокружение. Его причинами могут быть травмы головы или некоторые дегенеративные процессы во внутреннем ухе. Приступы такого головокружения возникают остро, длятся короткое время (менее 1-2 мин) и возобновляются при определенном положении головы. Нередко они сопровождаются тошнотой, рвотой и потоотделением. Симптомы можно ослабить специальными упражнениями. Выздоровление достаточно вероятно, но болезнь может протекать длительно и с частыми рецидивами. Острый нейролабиринтит обычно имеет более тяжелое течение и иногда сопровождается односторонней потерей слуха. Ранними признаками служат тяжелое нарушение равновесия, тошнота и невозможность фиксировать взгляд. Часто за несколько часов до появления этих симптомов значительно ухудшается слух, иногда очень резко и надолго, но более чем в половине случаев он через несколько месяцев восстанавливается. Некоторые больные годами испытывают такие приступы, и у них могут появиться симптомы, связанные с недостаточной зрительной компенсацией этого состояния. Лечение только симптоматическое; назначают средства, подавляющие активность вестибулярного аппарата, а также специальные физические упражнения. Предположение об инфекционном (вероятно, вирусном) происхождении лабиринтита пока не доказано. Болезнь Меньера характеризуется острыми приступами потери слуха, шумом в ушах и головокружением, нередко с ощущением заложенности пораженного уха

(см. также УХО). Головокружение может развиваться и вследствие поражения самого мозга. Например, при рассеянном склерозе оно возникает в результате воспалительных изменений в стволе мозга. При мигрени или сужении базилярной либо позвоночных артерий головокружение связано с временным уменьшением кровоснабжения задних отделов мозга. Причиной головокружения могут быть и опухоли мозга (часто доброкачественные). Многие виды медикаментозных препаратов вызывают головокружение либо вследствие повреждения вестибулярной системы, либо в качестве побочного эффекта. Нередко причиной несистемного головокружения является гипервентиляция (учащенное дыхание) при тревожных состояниях. Нелишне отметить также, что острое состояние тревоги может развиться в ответ на приступы головокружения. У некоторых больных тревожность становится непреодолимой, приводя к панике или агорафобии (страх толпы и общественных мест). Эти вторичные симптомы требуют пристального внимания, поскольку тревога может стать основным патологическим компонентом синдрома. Многим больным помогают психотерапия и использование приемов расслабления.

Полезные сервисы

система

Лингвистические термины

Совокупность элементов, которая характеризуется:

1) закономерными отношениями между элементами;

2) целостностью как результатом этого взаимодействия;

3) автономностью поведения;

4) несуммарностью (неаддитивностью) свойств системы по отношению к свойствам составляющих ее элементов. В языке нет несистемных явлений. Отмечаемые исследователями "асистемные факты" оказываются включенными в отношения с единицами языка на том или другом основании. Язык - открытая система, в связи с чем создается впечатление асистемности. Строгость системной организации языка на разных его уровнях различна.

Полезные сервисы

стоики

Лингвистика

Сто́ики -

представители Стои - философской школы эпохи эллинизма, одной из

крупных школ в истории лингвистических учений. Основателем школы

считается Зенон из Китиона на Кипре (около 336-264 до н. э.). Его

учителя принадлежали к древнегреческим философским школам: киников,

мегарской, платоновской Академии. Не удовлетворённый во многом этими

учениями, стремившийся к цельному догматическому миросозерцанию,

Зенон основал собственную школу в «узорчатом портике» (греч. στοά - портик), от которого она и получила

своё название. Помимо Зенона, корифеями Стои в области изучения языка

были Хрисипп (около 281-209 до н. э.), Диоген Вавилонский (около 240-150

до н. э.) и другие.

Произведения стоиков дошли до нас во фрагментах, цитатах и поздних

изложениях. Основные источники взглядов стоиков на язык, его природу и

принципы исследования: труд греческого писателя 3 в. н. э. Диогена

Лаэртского «Жизнь и учения знаменитых философов», трактат Варрона

«О латинском языке» (1 в. до н. э.), трактат христианского богослова

Блаженного Августина «О диалектике», сочинения Секста Эмпирика (конец

2 - начало 3 вв.), Аммония и др. По этим изложениям не всегда возможно

определить, кому из стоиков принадлежат те или иные идеи в области

языка, так как в источниках говорится, как правило, о стоиках вообще.

Такой подход к трудам стоиков, сложившийся ещё в античности, говорит о

близости их взглядов.

Стоики создали целостную систему знаний о слове в широком смысле,

т. е. о речи и разуме (мысли) в единстве, о слове как логосе. Их учение

о языке опирается на общую философскую концепцию, согласно которой

философия в целом отражает в словесно оформленных дисциплинах единую

разумную силу мира - логос, в котором нераздельно слиты активная и

пассивная, материальная и духовная стороны бытия. Это одновременно и

физическая субстанция, и универсальный логос, разумное одушевление

природы. Для постижения логоса необходимы три составные части знания:

логика, физика и этика. Термин «логика» впервые введен стоиками как

название учения о внутреннем и

внешнем слове-логосе, т. е. о мысли и о словесной её

форме.

Логика подразделялась на диалектику и риторику, которые понимались соответственно как

«наука о правильном рассуждении» и «наука об умении говорить красиво».

В основе разработки диалектики лежало представление о знаковом характере слова-логоса, о необходимости

различать «обозначающее» и «обозначаемое». Между этими понятиями

трудно провести чёткую границу: так, учение о частях

речи, т. е. формы и средства, они относили к области

«обозначающего», а учение о грамматических

категориях рассматривали как учение об «обозначаемом», т. е. о том,

что мыслится относительно реальных форм речи. Приоритет в разработке

теории «обозначаемого» и «обозначающего» позволяет говорить о стоиках

как об основателях семиотической теории языка и возводить понятие

языкового знака именно к ним.

Стоики исследовали проблемы общей философии языка, его грамматического строя, принципы описания языка

(понятие «аномалии» и его применение к описанию фактов языка) и

проблемы этимологии слов.

Вопросы общей философии языка разрабатывались с разных сторон, из

которых наибольший интерес для современной науки представляет учение об

«обозначаемом», «высказываемом». В изложении Секста Эмпирика это

положение стоицизма трактуется так: «Стоики утверждают, что три [вещи]

между собой сопряжены - обозначаемое, обозначающее и объект. Из них

обозначающее есть звук... Две вещи телесны, именно звук и

объект, одна - бестелесна, именно обозначаемая вещь, и это есть

высказываемое, которое бывает истинным и ложным».

«Обозначаемое», или «высказываемое», является собственно языковым

феноменом; оно существует лишь в языке и через него осуществляет связь

между миром мысли и миром «вещей».

Развивая учение об «обозначающем», стоики полагали, что наиболее

важным аспектом развёртывания этой стороны логоса в языке является не

собственно языковая материя, а её оформленность в ряде различных

компонентных ипостасей - частей речи. Традиционно стоики (Хрисипп)

выделяли пять частей речи (имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз и член), позже к ним стали добавлять наречие. Слова распределялись по частям речи на

основе их наиболее общих семантических и синтаксических признаков, морфологические характеристики либо вообще не

принимались во внимание, либо рассматривались как второстепенные.

Например: «Нарицание - часть речи, обозначающая общее качество,

например человек, конь»; «Глагол - часть речи, обозначающая несоставной

предикат» и т. д. (Диоген Вавилонский). Общие семантические и

синтаксические признаки частей речи рассматривались как

универсальные формы развёртывания логоса в языке, осуществляемые

параллельно со звуковым (или любым другим субстанциональным

воплощением), без которых звук перестает быть собственно языковым

явлением.

Стоики положили начало учению о ряде грамматических категорий имени и

глагола (хотя термина «грамматическая категория», или «акциденция», у

них не было). Учения о некоторых грамматических категориях (в частности,

о падеже) практически без изменений включались в более поздние

грамматические сочинения и вошли в европейскую грамматическую

традицию (см. Европейская

языковедческая традиция).

Употребление термина «падеж», заимствованное

стоиками у Аристотеля, получило у них более широкое и близкое к

современному толкование. Под падежом стоики понимали любую форму имени

(в отличие от Аристотеля, у которого падеж означает лишь «косвенные»

формы слова, отклоняющиеся в речи от его исходной формы). Стоики

выделяли 5 падежей (так как изучали это явление лишь применительно к

древнегреческому языку): «прямой», или

«именительный», падеж, «родительный», «дательный», «винительный» и

позднее - «звательный». Происхождение названий этих падежей остаётся

предметом дискуссий. Эти названия были скалькированы римскими грамматиками, и, в свою

очередь, явились источниками ка́лек и непосредственных заимствований для европейских грамматик средних

веков и нового времени. Падеж трактовался стоиками как категория

«обозначаемого», т. е. преимущественно с семантических позиций, что,

вероятно, и дало возможность применения этого понятия к описанию

различных языков, даже тех, которые лишены падежа в узкоформальном

смысле.

Разработанное стоиками учение о временах глагола позволило им

выделить основные временные значения и формы древнегреческого глагола.

Поскольку они изучали главным образом семантику глагольных времён, их

учение обладало предпосылками широкой применимости к описанию других

языков, что позволило перенести теорию глагольных времен в практику

описания латинского языка. Частично

скалькированная, частично непосредственно заимствованная римскими

грамматиками у стоиков, система терминов для описания времён вошла в

европейскую грамматическую традицию (например, «определённые» и

«неопределённые» времена, аорист, «настоящее

продолжающееся» время, или praesens, и др.; см.

Время глагольное).

Стоики являются родоначальниками европейской синтаксической традиции

(термин «синтаксис» был впервые введён ими).

В пределах общего учения о логосе синтаксические единицы

рассматриваются в первую очередь с точки зрения логической и

риторической. Подробно разработаны различные классификации предложений-суждений.

Основными являются классификации по типам предикатов, а также по смыслу и цели высказывания. Сам термин «сказуемое», или «предикат», появился в смысле,

близком к современному, именно у стоиков, последовательно различавших

«глагол» как часть речи и «предикат» как синтаксическую категорию.

В стоицизме была разработана теория сложного

предложения, также вошедшая (вместе с терминологией) в европейскую теорию и практику

описания языка.

Будучи сторонниками теории о «природной» связи между словом и

обозначаемым им предметом, стоики уделяли большое внимание

этимологическим разысканиям, но их этимологии в большинстве случаев

умозрительны и ложны.

Учение стоиков о языке оказало значительное влияние на формирование

александрийской школы и на

древнеримские штудии в области языка. Выдвинув понятие аномалии в

качестве принципа строения языка, стоики способствовали разработке

проблем системных и несистемных факторов в строении языка, выступавших

в истории языкознания в виде «спора об аналогии

и аномалии», дискуссии о соотношении «разума и обихода» в языке и его

описаниях (17-18 вв.).

Античные теории языка и стиля, М.-Л., 1936;

Тронский И. М., Основы стоической грамматики, в кн.:

Романо-германская филология. Сборник статей в честь академика

В. Ф. Шишмарёва, Л., 1957;

История лингвистических учений. Древний мир, Л., 1980 (лит.);

Robins R. H., Ancient and mediaeval grammatical

theory in Europe, L., 1951;

его же, A short history of linguistics,

L. - N. Y., 1979;

Pinborg J., Classical antiquity: Greece, CTL,

1975, v. 13 (Historiography of linguistics);

Coseriu E., Die Geschichte der Sprachphilosophie

von der Antike bis zur Gegenwart. Eine Übersicht, 2 Aufl., Tl 1 - Von

der Antike bis Leibniz, Tübingen, 1975;

Baratin M., Desbordes F., L’analyse

linguistique dans l’antiquité classique, v. 1. Les théories, P.,

1981.

Н. Ю. Бокадорова.

Полезные сервисы