Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

стоики

Лингвистика

Сто́ики -

представители Стои - философской школы эпохи эллинизма, одной из

крупных школ в истории лингвистических учений. Основателем школы

считается Зенон из Китиона на Кипре (около 336-264 до н. э.). Его

учителя принадлежали к древнегреческим философским школам: киников,

мегарской, платоновской Академии. Не удовлетворённый во многом этими

учениями, стремившийся к цельному догматическому миросозерцанию,

Зенон основал собственную школу в «узорчатом портике» (греч. στοά - портик), от которого она и получила

своё название. Помимо Зенона, корифеями Стои в области изучения языка

были Хрисипп (около 281-209 до н. э.), Диоген Вавилонский (около 240-150

до н. э.) и другие.

Произведения стоиков дошли до нас во фрагментах, цитатах и поздних

изложениях. Основные источники взглядов стоиков на язык, его природу и

принципы исследования: труд греческого писателя 3 в. н. э. Диогена

Лаэртского «Жизнь и учения знаменитых философов», трактат Варрона

«О латинском языке» (1 в. до н. э.), трактат христианского богослова

Блаженного Августина «О диалектике», сочинения Секста Эмпирика (конец

2 - начало 3 вв.), Аммония и др. По этим изложениям не всегда возможно

определить, кому из стоиков принадлежат те или иные идеи в области

языка, так как в источниках говорится, как правило, о стоиках вообще.

Такой подход к трудам стоиков, сложившийся ещё в античности, говорит о

близости их взглядов.

Стоики создали целостную систему знаний о слове в широком смысле,

т. е. о речи и разуме (мысли) в единстве, о слове как логосе. Их учение

о языке опирается на общую философскую концепцию, согласно которой

философия в целом отражает в словесно оформленных дисциплинах единую

разумную силу мира - логос, в котором нераздельно слиты активная и

пассивная, материальная и духовная стороны бытия. Это одновременно и

физическая субстанция, и универсальный логос, разумное одушевление

природы. Для постижения логоса необходимы три составные части знания:

логика, физика и этика. Термин «логика» впервые введен стоиками как

название учения о внутреннем и

внешнем слове-логосе, т. е. о мысли и о словесной её

форме.

Логика подразделялась на диалектику и риторику, которые понимались соответственно как

«наука о правильном рассуждении» и «наука об умении говорить красиво».

В основе разработки диалектики лежало представление о знаковом характере слова-логоса, о необходимости

различать «обозначающее» и «обозначаемое». Между этими понятиями

трудно провести чёткую границу: так, учение о частях

речи, т. е. формы и средства, они относили к области

«обозначающего», а учение о грамматических

категориях рассматривали как учение об «обозначаемом», т. е. о том,

что мыслится относительно реальных форм речи. Приоритет в разработке

теории «обозначаемого» и «обозначающего» позволяет говорить о стоиках

как об основателях семиотической теории языка и возводить понятие

языкового знака именно к ним.

Стоики исследовали проблемы общей философии языка, его грамматического строя, принципы описания языка

(понятие «аномалии» и его применение к описанию фактов языка) и

проблемы этимологии слов.

Вопросы общей философии языка разрабатывались с разных сторон, из

которых наибольший интерес для современной науки представляет учение об

«обозначаемом», «высказываемом». В изложении Секста Эмпирика это

положение стоицизма трактуется так: «Стоики утверждают, что три [вещи]

между собой сопряжены - обозначаемое, обозначающее и объект. Из них

обозначающее есть звук... Две вещи телесны, именно звук и

объект, одна - бестелесна, именно обозначаемая вещь, и это есть

высказываемое, которое бывает истинным и ложным».

«Обозначаемое», или «высказываемое», является собственно языковым

феноменом; оно существует лишь в языке и через него осуществляет связь

между миром мысли и миром «вещей».

Развивая учение об «обозначающем», стоики полагали, что наиболее

важным аспектом развёртывания этой стороны логоса в языке является не

собственно языковая материя, а её оформленность в ряде различных

компонентных ипостасей - частей речи. Традиционно стоики (Хрисипп)

выделяли пять частей речи (имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз и член), позже к ним стали добавлять наречие. Слова распределялись по частям речи на

основе их наиболее общих семантических и синтаксических признаков, морфологические характеристики либо вообще не

принимались во внимание, либо рассматривались как второстепенные.

Например: «Нарицание - часть речи, обозначающая общее качество,

например человек, конь»; «Глагол - часть речи, обозначающая несоставной

предикат» и т. д. (Диоген Вавилонский). Общие семантические и

синтаксические признаки частей речи рассматривались как

универсальные формы развёртывания логоса в языке, осуществляемые

параллельно со звуковым (или любым другим субстанциональным

воплощением), без которых звук перестает быть собственно языковым

явлением.

Стоики положили начало учению о ряде грамматических категорий имени и

глагола (хотя термина «грамматическая категория», или «акциденция», у

них не было). Учения о некоторых грамматических категориях (в частности,

о падеже) практически без изменений включались в более поздние

грамматические сочинения и вошли в европейскую грамматическую

традицию (см. Европейская

языковедческая традиция).

Употребление термина «падеж», заимствованное

стоиками у Аристотеля, получило у них более широкое и близкое к

современному толкование. Под падежом стоики понимали любую форму имени

(в отличие от Аристотеля, у которого падеж означает лишь «косвенные»

формы слова, отклоняющиеся в речи от его исходной формы). Стоики

выделяли 5 падежей (так как изучали это явление лишь применительно к

древнегреческому языку): «прямой», или

«именительный», падеж, «родительный», «дательный», «винительный» и

позднее - «звательный». Происхождение названий этих падежей остаётся

предметом дискуссий. Эти названия были скалькированы римскими грамматиками, и, в свою

очередь, явились источниками ка́лек и непосредственных заимствований для европейских грамматик средних

веков и нового времени. Падеж трактовался стоиками как категория

«обозначаемого», т. е. преимущественно с семантических позиций, что,

вероятно, и дало возможность применения этого понятия к описанию

различных языков, даже тех, которые лишены падежа в узкоформальном

смысле.

Разработанное стоиками учение о временах глагола позволило им

выделить основные временные значения и формы древнегреческого глагола.

Поскольку они изучали главным образом семантику глагольных времён, их

учение обладало предпосылками широкой применимости к описанию других

языков, что позволило перенести теорию глагольных времен в практику

описания латинского языка. Частично

скалькированная, частично непосредственно заимствованная римскими

грамматиками у стоиков, система терминов для описания времён вошла в

европейскую грамматическую традицию (например, «определённые» и

«неопределённые» времена, аорист, «настоящее

продолжающееся» время, или praesens, и др.; см.

Время глагольное).

Стоики являются родоначальниками европейской синтаксической традиции

(термин «синтаксис» был впервые введён ими).

В пределах общего учения о логосе синтаксические единицы

рассматриваются в первую очередь с точки зрения логической и

риторической. Подробно разработаны различные классификации предложений-суждений.

Основными являются классификации по типам предикатов, а также по смыслу и цели высказывания. Сам термин «сказуемое», или «предикат», появился в смысле,

близком к современному, именно у стоиков, последовательно различавших

«глагол» как часть речи и «предикат» как синтаксическую категорию.

В стоицизме была разработана теория сложного

предложения, также вошедшая (вместе с терминологией) в европейскую теорию и практику

описания языка.

Будучи сторонниками теории о «природной» связи между словом и

обозначаемым им предметом, стоики уделяли большое внимание

этимологическим разысканиям, но их этимологии в большинстве случаев

умозрительны и ложны.

Учение стоиков о языке оказало значительное влияние на формирование

александрийской школы и на

древнеримские штудии в области языка. Выдвинув понятие аномалии в

качестве принципа строения языка, стоики способствовали разработке

проблем системных и несистемных факторов в строении языка, выступавших

в истории языкознания в виде «спора об аналогии

и аномалии», дискуссии о соотношении «разума и обихода» в языке и его

описаниях (17-18 вв.).

Античные теории языка и стиля, М.-Л., 1936;

Тронский И. М., Основы стоической грамматики, в кн.:

Романо-германская филология. Сборник статей в честь академика

В. Ф. Шишмарёва, Л., 1957;

История лингвистических учений. Древний мир, Л., 1980 (лит.);

Robins R. H., Ancient and mediaeval grammatical

theory in Europe, L., 1951;

его же, A short history of linguistics,

L. - N. Y., 1979;

Pinborg J., Classical antiquity: Greece, CTL,

1975, v. 13 (Historiography of linguistics);

Coseriu E., Die Geschichte der Sprachphilosophie

von der Antike bis zur Gegenwart. Eine Übersicht, 2 Aufl., Tl 1 - Von

der Antike bis Leibniz, Tübingen, 1975;

Baratin M., Desbordes F., L’analyse

linguistique dans l’antiquité classique, v. 1. Les théories, P.,

1981.

Н. Ю. Бокадорова.

Словарь древнегреческих имен

Философская школа Стоя была основана Зеноном из Китая (335-263 до н. э.), приехавшим в Афины и занимавшимся с учениками в Пестром портике («Стоя пойкиле»). В дальнейшем учение Зенона развивали Хрисипп (ок. 290-207 до н. э.), Панэтий и Посидоний, и в середине 2 в. до н. э. оно достигло Рима, где сразу же стало популярным среди римской знати (см. Сципион Эмилий). В 1 в. учение Стой развивал младший Сенека. На этические положения стоиков опиралась во времена Нерона и Домициана группа политиков, выступавших против идеи единоначалия: таких сенаторов, как Тразея Пэт и Гельвидий Приск, часто называли «стоической оппозицией». После Эпиктета самым известным стоиком был император Марк Аврелий. Стоики учили, что природа управляется божественным разумом и что человеческое сознание - лишь отблеск божественного. Стоики считали своим моральным долгом жить в гармонии с рациональными принципами, а знание этих принципов они считали добродетелью. Таким образом, чем человек мудрее, тем он добродетельнее, и высшая стоическая мудрость и добродетель состоят в том, чтобы при всех поворотах судьбы сохранять выдержку и самообладание, оставаться безразличным к боли и смерти, быть свободным от предрассудков. Такой свободный человек, считали стоики, обязательно станет справедливым, праведным. Стоики считали также, что божественный разум должен привести к гармонии все человеческое общество целиком, преобразовав его в мировое братство. Стоицизм критиковали гуманисты Возрождения, особенно Эразм Роттердамский, считавший, что стоические моральные принципы противоположны христианскому смирению. «Стоический характер» предполагает стойкость, способность переносить тяжелые испытания. Так как все предопределено заранее, случайность в. судьбе невозможна, нужно быть открытым жизни, ничего не отторгать - так учили стоики, и их мужественный фатализм остается привлекательным поныне.

Словарь иностранных слов

СТОИКИ (греч. stoikos, от stoa - портик). Философы, принадлежавшие к школе Зенона, отличавшейся строгостью нравственных убеждений, твердостью и суровым образом жизни. Отсюда, человек непоколебимый, твердо переносящий всякие невзгоды.

Полезные сервисы