м.
Царь Итаки, участник осады Трои, главный герой "Одиссеи".
Одиссе́й (греч.; лат. Улисс, Ulisses, Ulixes), в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои, главный герой «Одиссеи». Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой.
* * *
ОДИССЕЙ - ОДИССЕ́Й (греч., лат. Улисс, Ulisses, Ulixes), в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои, главный герой «Одиссеи». Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой.
ОДИССЕЙ (греч. - лат. Улисс, Ulisses, Ulixes), в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои, главный герой "Одиссеи". Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой.
ОДИССЕЙ (лат. Ulixes, Улисс), в греческой мифологии, царь Итаки и один из главных ахейских героев в Троянской войне. Он был сыном Лаэрта (или Сисифа) и Антиклеи, супругом Пенелопы и отцом Телемаха. Не желая участвовать в троянском походе, он, прикидываясь безумцем, запряг в плуг осла и быка и сеял соль. Однако Паламед разоблачил его, поставив перед плугом маленького Телемаха: отвернув в сторону, Одиссей показал, что находится в здравом уме. При Трое Одиссей прославился храбростью, мудростью и хитроумием. Его скитания после захвата Трои, возвращение на Итаку и месть женихам Пенелопы, которые пытались воспользоваться его отсутствием, описываются в Одиссее Гомера. Согласно послегомеровскому преданию, Одиссей был нечаянно убит Телегоном, его собственным сыном от Кирки (Цирцеи).
Одиссей. Фрагмент скульптурной группы. Мрамор. Кон. 2 в. до н.э. Археологический музей. Сперлонга.
ОДИССЕЙ (греческое, латинское Улисс), в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои. Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой. Странствия и возвращение к супруге Пенелопе составляют "Одиссею".
одиссей (иноск.) - бывалый, многоопытный
Ср. Я оставил родину пятнадцатилетним юношей. Возвращаюсь в нее двадцатисемилетним, многоопытным Одиссеем.
Данилевский. Девятый вал. 1, 1.
Ср. Versutus Ulysses.
Ср. Πολύτροπος - многоопытный.
Hom. Odyss. 1, 1.
См. тертый калач.
Существует три традиции трактовки этого персонажа - две античные и одна средневековая. Одиссей Гомера - это сын Лаэрта, царя Итаки (современной Левкадии), муж Пенелопы и отец Телемаха, один из героев Троянской войны. В «Илиаде» Одиссей проявляет себя хитроумным, ловким и отважным воином: вместе с Аяксом и Фениксом Одиссей избран посланником Агамемнона, вместе с Диомедом он совершает ночной набег на троянский лагерь, становится победителем на соревнованиях, устроенных на похоронах Патрокла. В «Одиссее» он отличается прежде всего своей изобретательностью, находчивостью и любознательностью. При этом Одиссей нежно предан своей жене - Гомер говорит, что Одиссей не мог сопротивляться Калипсо и Кирке только потому, что они были богинями, в то время как от близости с Навсикаей Одиссей уклонился. Одиссей все время помнит о своей главной цели - вернуться домой (ведь он не хотел участвовать в троянском походе, притворился безумным, но был разоблачен), и он действительно вновь встречается с Пенелопой после двадцати лет странствий, полных удивительных приключений (см. Эол, Лестригоны, Циклоп, Сцилла, Сирены). Хотя Одиссей и славится своей хитростью, но всерьез никого не обманул - он, можно сказать, мастер невероятной истории. Гомеровский образ Одиссея-героя нашел отражение, например, в «Троиле и Крессиде» Шекспира, в опере «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, в серии картин Козимо, посвященной Одиссею.
В негомеровском эпосе Одиссей проявляет себя настоящим негодяем, таким же мы его находим у греческих трагиков - только в «Аяксе» Софокла Одиссей ведет себя великодушно. Одиссей не только сам прибегает к откровенной лжи, чтобы завладеть больным Филоктетом, но еще и заставляет участвовать в обмане молодого Неоптолема. Одиссей беспощаден к Еврипидовой Гекубе, когда, несмотря на ее мольбы, он отказывается сохранить жизнь ее дочери Поликсене. В Афинах 5 в. до н. э. Одиссей был образом самого беспринципного софиста: действительно, Одиссей у Вергилия не испытывает никаких угрызений совести по поводу похищения святыни - Палладия, а Синон рассказывает, как Одиссей казнил Паламеда по ложному обвинению в предательстве, придуманному им самим, Диктис выставляет Одиссея в том же свете.
Третья традиция трактовки образа Одиссея связана с пророчеством Тиресия из одиннадцатой книги «Одиссеи». Тиресий предсказывает, что Одиссей, несмотря на подстерегающие его опасности, вернется в Итаку невредимым, однако потом должен будет с веслом в руке совершить путешествие в страну, жители которой никогда не видели ни лодок, ни моря и не солят свою пищу. Как только кто-нибудь в той стране примет весло Одиссея за лопату, это будет означать, что цель Одиссея достигнута, и тогда, воткнув весло в землю, он может возвращаться домой и жить в мире и спокойствии. Тема этого путешествия Одиссея была разработана в «Телегонии» - эпической поэме позднего происхождения, однако для европейской литературы оказались существенными не новые приключения героя, а сам по себе образ Одиссея как вечного странника, нигде не находящего успокоения. Одиссей и Диомед помещаются в восьмой круг Дантова Ада - в «стонущем огне» среди «лукавых советчиков» («Божественная комедия». Ад, 26), причем Одиссей терпит наказание еще и за свое стремление исследовать недозволенное, которым Данте втайне восхищается. Сам Данте предлагает свою оригинальную версию гибели Одиссея: Одиссей со своими товарищами проплывают Геркулесовые столбы, отправившись в путешествие, чтобы «изведать мира дальний кругозор и все, чем дурны люди и достойны».
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и к знанью рождены,
говорит Одиссей своим спутникам, и они продолжают плавание до тех пор, пока не достигают огромной горы Чистилища и терпят кораблекрушение. Таким же предстает Улисс в одной из лучших поэм Теннисона. В «Одиссее» Никоса Казанцакиса, задуманной как продолжение поэмы Гомера, Одиссей после долгих лет странствий пытается основать мировую столицу в Африке, однако ему это не удается, и он заканчивает свои дни в Антарктике (символ одиночества), ища правду уже не во внешнем мире, а в себе самом. Одиссей Казанцакиса - это индивидуум современного типа, не принимающий жизнь такой, как она есть, в то время как герой написанного на пятьдесят лет раньше «Улисса» Джеймса Джойса вполне сохраняет гомеровский дух. Леопольд Блюм и другие персонажи Джойса - жители современного автору Дублина имеют своих прототипов в «Одиссее» Гомера.
Образ Одиссея - один из любимейших в изобразительном искусстве, особенно во время Возрождения. Рубенс, Иордане, Тибальди, Карраччи, позже Тишбейн, Тернер, Серов оставили замечательные интерпретации этого одного из самых парадоксальных характеров античности.
ОДИССЕЙ - лат. Улисс, сын Лаэрта и Антиклеи, муж Пенелопы, отец Телемака, царь Итаки, 10 лет скитавшийся после падения Трои. См. также ОДИССЕЯ.
- Царь Итаки в древнегреческой мифологии.
- Герой, что был вынужден скитаться 10 лет, прежде чем попасть на родину.
- По чьему совету был построен Троянский конь?
- Неверный муж верной Пенелопы.
- В древнерусской повести о Троянской войне он именуется «Улисан-купец».
- Этого героя Троянской войны дома поначалу узнал лишь верный пёс Аргус.
- Только этот хитроумный грек сумел насладиться чарующим пением сирен и при этом остаться в живых.
- Второе имя Улисса.
- Отец Телемаха.
- Картина Валентина Серова «... и Навзикая».
- Стихотворение Валерия Брюсова.
ОДИССЕЙ (малая планета) - ОДИССЕ́Й (латинское название Odysseus, код 1930 BH), малая планета (см. МАЛЫЕ ПЛАНЕТЫ) номер 1143, Троянец (см. ТРОЯНЦЫ) Юпитера. Среднее расстояние до Солнца 5,26 а. е. (786,7 млн км), эксцентриситет орбиты 0,0908, наклон к плоскости эклиптики 3,1°. Период обращения вокруг Солнца 12,06 земных лет. Имеет неправильную форму, максимальный поперечник 125,64 км.
Одиссей был открыт Карлом Вильгельмом Рейнмутом 28 января 1930. Название было утверждено Международным Астрономическим Союзом в честь Одиссея (см. ОДИССЕЙ).