сущ., кол-во синонимов: 1
познатель (1)
прил.
1. соотн. с сущ. познавание, познание, связанный с ними
2. Свойственный познаванию, познанию, характерный для них.
3. Служащий для познавания, познания.
ПОЗНАВА́ТЕЛЬНЫЙ, познавательная, познавательное (книжн., филос.). прил. к познание; служащий для познания, дающий познание. Познавательный процесс.
ПОЗНАВА́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна (книжн.).
1. см. познать.
2. Способствующий познанию, расширению знаний. Познавательное значение литературы.
| сущ. познавательность, -и, жен.
ПОЗНАВА́ТЕЛЬНЫЙ -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. Относящийся к познаванию, познанию (1 зн.). П-ая способность. П-ое значение искусства. П. процесс. П-ая передача.
-ая, -ое.
Относящийся к познаванию, познанию (в 1 знач.).
Познавательная способность. Познавательное значение искусства. Познавательный процесс.
◊
Наличие познавательного начала в нашем искусстве в определенной мере стало обязательным эстетическим требованием. С. Герасимов, Жизнь, фильмы, споры.
познава́тельный, познава́тельная, познава́тельное, познава́тельные, познава́тельного, познава́тельной, познава́тельных, познава́тельному, познава́тельным, познава́тельную, познава́тельною, познава́тельными, познава́тельном, познава́телен, познава́тельна, познава́тельно, познава́тельны, познава́тельнее, попознава́тельнее, познава́тельней, попознава́тельней
ПОЗНАВА́ТЕЛЬНЫЙ ПОДХО́Д.
Подход к обучению, разработанный на основе когнитивной психологии. Возник в противовес бихевиористскому подходу. Его авторами считаются Дж. Брунер и В. Риверс (Rivers, 1989). В основе изучения языка в рамках этого подхода лежит принцип сознательности и утверждение, что в изучении и овладении иностранным языком лежат умственные процессы и действия, основанные на их понимании. Этот подход также базируется на способности учащихся организовать свою учебную деятельность сознательно. В основе подхода лежат следующие положения:
1) обучение языку не должно опираться лишь на восприятие и механическое заучивание единиц языка и правил, учащихся следует вовлекать в активный процесс познания сути изучаемых явлений с использованием стратегий овладения языком;
2) учащиеся должны являться активными участниками процесса обучения, при этом следует учитывать их интересы и индивидуальные особенности памяти и восприятия;
3) процесс учения носит не только личностный, но и социально обусловленный характер, когда учащиеся, как и в реальном мире, общаются друг с другом и преподавателем, по этой причине следует вовлекать учащихся в процесс взаимного познания и понимания друг друга и сотрудничества в период занятий.
Этот подход реализуется в грамматико-переводном и сознательно-практическом методах обучения. С появлением коммуникативного подхода в отечественной и зарубежной методике возникла тенденция недооценки П. п. в связи с его установками на заучивание правил и овладение системой языка часто в ущерб практическому овладению языком. В то же время нельзя недооценивать его роль. Хотя такие процессы при П. п. имеют приоритетное значение, однако и при других подходах к обучению их роль достаточно велика и проявляется в разной степени на всех уровнях овладения языком:
a) на уровне правила (выполнение речевых действий в соответствии с правилом, которое ведет к образованию речевого автоматизма);
б) на уровне значения (понимание учащимся значения языковых единиц и способов ими пользоваться в процессе общения);
в) на уровне речевой деятельности (умение строить высказывание в соответствии с замыслом);
г) на социальном уровне (осознание содержания высказывания, его функции: совет, просьба, возражение и т. д.);
д) на культурологическом уровне (осознание учащимися того, насколько высказывание соответствует социокультурным нормам носителей языка);
е) на рефлексивном уровне (способность оценить эффективность своей работы, выбрать наиболее приемлемые стратегии обучения). См. когнитивный подход.