ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА́ (глоттогенез) - проблема зарождения язык. способности человека (связанная с представлениями о природе яз. вообще), одна из древнейших проблем, связанных с лингвистикой, занимавшая человечество на протяжении многих веков. К кругу вопросов, связанных с П. Я., относятся следующие: Какой из языков мира самый древний? Произошли ли все языки мира от этого языка? Каким образом создавались слова языка в самом начале? Эти вопросы вызывали дискуссии еще 3000 лет назад. Однако ответа на них нет и по сей день и вряд ли он когда появится, ибо у нас нет никаких данных о происхождении языка и о раннем его развитии. В 1866 Парижское лингвистическое об-во отказалось рассматривать работы о П. Я., однако на современном этапе развития науки возможны иссл. методами палеонтологии, антропологии, палеоневрологии и т. д. Сюжеты о наделении человека способностью говорить можно найти в мифах разных народов мира: согласно иудаистско-христианской традиции Бог наделяет способностью именовать предметы Адама, у египтян создателем языка был Тот, в вавилонских мифах эта функция приписывается Набу, в ведических мифах - Сарасвати. Идея божественного, или чудесного, П. Я. просуществовала вплоть до 19 в. В связи с представлением о "Божьем даре" возникал вопрос, каким был этот дарованный яз. Геродот сообщает о египетском царе Псамметихе I (7 в. до н. э.), к-рый "установил", что "первоязыком" является фригийский. Долгое время популярной была идея о том, что первый яз. человечества - древнееврейский (Э. Гишар, Данте). Об "адамическом" яз. рассуждали Я. Бёме, Ян Амос Коменский, Т. Гоббс, Г. В. Лейбниц. На роль "первоязыка" выдвигались также фламандский, готский, немецкий, халдейский (арамейский), китайский. Мысль о единой природе всех яз. Земли отразилась в картезианской философии - в "Общей и рациональной грамматике" К. Лансо и А. Арно (1660). Сегодня существует учение о происхождении человеч. яз. из одного источника на научном уровне - теория моногенеза, появившаяся в 20 в. как попытка синтезирования достижений в области иссл. каждой из язык. семей. Сравнительно-историч. метод позволяет путем сравнения праязыков отд. макросемей наметить формы вероятного исходного праязыка. Впервые такие попытки были предприняты А. Тромбетти.
Единств. науч. обоснованием теории моногенеза было бы доказательство единого происхождения всех предполагаемых макросемей, из к-рых происходят все яз. мира. Кроме представления о яз. как о божественном даре, существовали теории о зарождении яз. "естественным" путем. Так, идея о развитии яз. из звукоподражания была выдвинута еще стоиками (3 в. дон. э.). В 18 в. концепция стоиков была подхвачена и получила свое развитие в трудах Г. В. Лейбница и Ш. де Броса. О междометном П. Я. говорил Д. Локк; Э. Кондильяк в "Опыте происхождения человеч. знаний" (1746) пытался понять, как яз. мог произойти "естеств. образом", и выводил "язык возгласов" из "языка жестов". Он дал толчок последующим размышлениям о П. Я., в т. ч. "образной теории" Ж.-Ж. Руссо. И. Г. Гердер в "Трактате о происхождении языков" (1771) подчеркивал, что человек обладает яз. "уже как животное", но, в отличие от животных, человеку присущ разум, к-рый делает его способным к рефлексии, порождающей сначала внутренний, а затем и внешний человеческий яз. По мнению Ж. Монбоддо (1774), яз. - "выражение идей с помощью артикулированных звуков", он базируется на способности к "подражательной артикуляции". В. фон Гумбольдт рассматривает яз. как деят-ность коллективного человеческого духа. Э. Ренан в работе "О происхождении языка" (1848) полагал, что "язык вышел совершенно готовым из формы человеч. духа". Эволюцион. т. зр. на П. Я. связана с доказательством возможности перехода от "языка животных" к яз. человека, поскольку "человека отличает от низших животных не то, что он способен различать членораздельные звуки" (Ч. Дарвин). Рассматривал яз. как естеств. организм, эволюционирующий по биологич. законам, и А. Шлейхер. Широкое распространение получила также "трудовая теория" П. Я., к-рая вначале была выдвинута Л. Гейгером (1867) и разработана Л. Ну аре в книге "Орудие труда и его значение в истории развития человечества" (рус. пер. 1925). Согласно Нуаре, "трудом достигаемые модификации внешнего мира роднятся с теми звуками, к-рые сопровождают работу". Ж. Пиаже выдвинул гипотезу о стадиях развития сенсо-моторного интеллекта, становления обобщенных схем действия, порождающих способность к символизации. Датский лингвист О. Есперсен распределил подобные теории на несколько типов: 1) теория "bow-wow": речь возникла из подражания звукам окружающего мира, особенно крикам животных; 2) теория "pooh-pooh": речь возникла из инстинктивных звуков, вызванных болью, злостью, радостью и пр. чувствами и эмоциями; 3) теория "ding-dong": речь возникла из реакций человека на окружающий мир, из "речевых жестов", отражающих этот мир нек-рым образом (напр., при произнесении слова "мама" артикуляция имитирует движение губ при сосании); 4) теория "yo-he-ho": речь возникла из ритмических выкриков, производимых человеком при совместной деятельности; 5) теория "la-la": речь возникла из звуков, связанных с игрой и песней. Проблема возникновения первых слов появилась в античной яз.-ведческой традиции (вопрос о "правильности имен"). Известный спор о присвоении имен "по природе" и "по установлению" отразился в диалоге Платона "Кратил". Идея об "установителе имен" в новое время возникает у Ж. М. Дежерандо, согласно к-рому в данной функции выступали при возникновении яз. нек-рые гении. По мнению Я. Гримма, язык был изобретен первой парой пралюдей, впоследствии был закреплен и отшлифован их потомками. Современные методы антропологии, палеоневрологии, приматологии позволяют сделать нек-рые выводы о том, в какое время человек мог обладать речью с физиологической т. зр. Так, формирование речевых зон левого полушария головного мозга относят к периоду ок. 500-400 тыс. лет до н. э. (синантроп), но это же полушарие отвечает не только за звуковую речь, но и за координацию движений обеих рук, т. е. может быть связано с "языком жестов". Развитие височно-лобных зон Homo sapiens sapiens позволяет заключить, что его яз. по основным чертам не отличался от последующих яз. мира. Артикуляционный аппарат неандертальца (70-35 тыс. лет до н. э.) аналогичен артикул. аппарату новорожденного ребенка, т. е. позволяет произносить лишь нек-рые звуки, подобные согласным губного или переднеязычного образования и нек-рые звуки, подобые гласным, среднего ряда среднего подъема. Устройство органов речи кроманьонца (35 тыс. лет до н. э.) примерно такое же, как у современного человека.
Лит.: История лингвистич. учений: Древний мир. Л., 1980; История лингвистич. учений: Средневековый Восток. Л., 1981; Донских О. А. Происхождение языка как филос. проблема. Новосибирск, 1984; История лингвистич. учений: Средневековая Европа. Л., 1985; История лингвистич. учений: Позднее средневековье. СПб., 1991; Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1985.