Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

психосоматика

Энциклопедический словарь

ПСИХОСОМА́ТИКА -и; ж. [от греч. psychē - душа, дух и sōma - тело]. Совокупность психических реакций на телесные ощущения.

Психосомати́ческий, -ая, -ое. П-ие расстройства.

* * *

психосома́тика (от психо... и греч. sōma - тело), в широком смысле - подход к объяснению соматических заболеваний, при котором особое внимание уделяется роли психических факторов; в узком - течение в современной американской и западноевропейской медицине, возникшее на основе применения психоанализа к истолкованию и терапии так называемых неврозов органов и органических заболеваний.

* * *

ПСИХОСОМАТИКА - ПСИХОСОМА́ТИКА (от психо... (см. ПСИХО... (часть сложных слов)) и греч. soma - тело), в широком смысле - подход к объяснению соматических заболеваний, при котором особое внимание уделяется роли психических факторов; в узком - течение в современной американской и западноевропейской медицине, возникшее на основе применения психоанализа к истолкованию и терапии т. н. неврозов органов и органических заболеваний.

Большой энциклопедический словарь

ПСИХОСОМАТИКА (от психо... и греч. soma - тело) - в широком смысле - подход к объяснению соматических заболеваний, при котором особое внимание уделяется роли психических факторов; в узком - течение в современной американской и западноевропейской медицине, возникшее на основе применения психоанализа к истолкованию и терапии т. н. неврозов органов и органических заболеваний.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПСИХОСОМАТИКА (от психо... и греческого soma - тело), в широком смысле - подход к объяснению соматических заболеваний, при котором особое внимание уделяется роли психических факторов; в узком смысле - течение в современной, главным образом американской и западноевропейской, медицине, возникшее на основе применения психоанализа к истолкованию и терапии вегетативных неврозов и других телесных заболеваний.

Орфографический словарь

психосома́тика, -и

Сканворды для слова психосоматика

- В широком смысле - подход к объяснению соматических заболеваний, при котором особое внимание уделяется роли психических факторов.

Полезные сервисы

психосоматическая медицина

Энциклопедия Кольера

ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА - концептуальный подход к здоровью и болезни, рассматривающий эти состояния как взаимодействие психологических, социальных и биологических факторов. Данный подход, нашедший применение в различных областях медицины, принципиально отличается от традиционной биомедицинской модели болезни как строго физической аномалии, вызванной физико-химическими факторами. Вопреки распространенному заблуждению, психосоматическая медицина - не отдельная медицинская специальность. Небольшая группа врачей и других ученых, имеющих отношение к здравоохранению, проявила особый интерес к исследованию биопсихосоциальных взаимодействий и их клинических проявлений. Считаясь в этом общем для них деле "специалистами", все они пришли, однако, из разных медицинских специальностей. Множество других врачей самых различных специальностей в той или иной степени используют в своей работе психосоматический подход.

Исторический аспект. Издавна людям было известно, что состояние психики влияет на физическое здоровье. Примеры такого влияния приводились еще Гиппократом. Тем не менее в 19 в., когда зарождалась современная научная медицина, представление о важности этой связи было утрачено. Основное внимание уделялось изучению доступных глазу структурных аномалий (патоанатомии). Лишь в 20 в. пришло понимание, что болезни прежде всего связаны с функциональными нарушениями (патофизиологией). Одной из основ психосоматической медицины стала научная психология, также появившаяся лишь в 20 в. В 1915 известный американский физиолог У. Кеннон опубликовал результаты исследований, которые показывали, что эмоциональное возбуждение вызывает значительные изменения в организме. К 1935 в этой области были достигнуты заметные успехи, нашедшие отражение в книге Ф.Данбара Эмоции и соматические изменения: обзор литературы по психосоматическим взаимоотношениям (Emotions and Bodily Changes: A Survey of the Literature on Psychosomatic Relationships). В 1939 в США стал выходить научный журнал Психосоматическая медицина (Psychosomatic Medicine), три года спустя было основано Американское психосоматическое общество. И журнал, и общество существуют и поныне. В последующие годы психосоматический подход к заболеваниям завоевал широкое признание как в обществе, так и в профессиональных медицинских кругах. К середине века эта тенденция приобрела черты "движения", которое обгоняло соответствующие научные знания и подчас даже пренебрегало ими. Заявлялось, в частности, что некоторые "психосоматические" болезни возникают исключительно вследствие психологических причин, т.е. являются "психогенными". Были даны необоснованные терапевтические обещания, вскоре оказавшиеся несостоятельными. В этот же период значительных успехов достигли фундаментальные биомедицинские науки. Такое сочетание чуть не оказалось фатальным для психосоматического подхода. Многие врачи отказались от него, считая ненаучным и несерьезным, и вернулись к более узкой биомедицинской модели. Последняя тенденция в свою очередь породила нарастающую волну общественного протеста против механизации и обезличения врачебного дела. Эта реакция, а также возвращение к научным методам исследования данной проблематики вдохнули в последние десятилетия новую жизнь в концепцию психосоматической медицины. Современные исследования нацелены на уточнение взаимосвязей между конкретными психологическими и соматическими процессами и выяснение механизмов, посредством которых эти процессы участвуют в развитии заболеваний. Например, исследования, проводимые с 1980-х годов, показали, что психологические факторы могут влиять на иммунные процессы; выраженное ослабление иммунной защиты наблюдается, в частности, при депрессии.

Концепция болезни. Психосоматическое понимание болезни начинается с признания того факта, что, существуя в окружающем мире, человеческий организм постоянно сталкивается с неблагоприятными (возмущающими) воздействиями. Изменения внутренней среды, вызываемые внешними "раздражителями" (а также факторами, связанными с ростом или иными внутренними изменениями), поддерживаются в нормальных пределах благодаря работе компенсаторных механизмов. Возникающее в результате состояние динамического равновесия, названное выдающимся французским физиологом Клодом Бернаром (1813-1878) "гомеостазом", обеспечивает успешную адаптацию организма в постоянно меняющемся мире. Это и есть здоровье. Таким образом, здоровье - не состояние, а процесс, поскольку он включает постоянные изменения. Если по своей природе или интенсивности раздражители слишком сильны, они становятся вредными (патогенными). Это означает, что вызванные ими отклонения превышают способность организма к компенсаторным реакциям, или же сами реакции оказываются избыточными; в итоге возникают те или иные функциональные нарушения. Согласно учению Бернара, болезнь вызывается именно нарушением адаптации организма к окружающей среде, а не тем физическим "повреждением", которое его нередко сопровождает. Нарушение адаптации и лежащие в его основе аномальные процессы проявляются объективными симптомами ("знаками"), такими, как лихорадка или патологические рефлексы, которые обнаруживаются врачом, или же субъективными симптомами, такими, как боли или сердцебиение, о которых сообщает сам больной. Эта совокупность объективных и субъективных симптомов обычно и называется болезнью. Первичное функциональное нарушение может относиться к соматической ("физической") или психической сфере, но в целом болезнь обязательно включает оба этих компонента. Субъективные симптомы - это сигналы, которые больной получает от своего организма и наделяет их тем или иным значением в зависимости от предшествующего опыта, культуры, психологического склада или конкретной ситуации. Интерпретация болезненных ощущений влияет на их интенсивность, характер и последующее поведение больного; она может также вызывать дополнительные психологические реакции, например тревогу. Однако тревога и другие чувства не являются чисто психическими явлениями. Как показал Кеннон, они связаны с многообразными физиологическими изменениями, например с выбросом адреналина, приводящим к повышению кровяного давления и учащению сердечного ритма, которые оказывают дополнительное воздействие на соматические процессы. Таким образом, любая болезнь по своей природе является психосоматической, как, впрочем, и здоровье. Нет ни одной болезни, в развитие которой так или иначе не вовлекались бы наряду с физическими и психологические факторы. Такие факторы, как плохое питание, алкоголь, курение, злоупотребление лекарствами, кажутся биологическими, но в их основе лежит психологически мотивированное поведение.Аналогичным образом жизненные "стрессы", как известно, связаны со множеством различных болезней.

Лечение. Специфически "психосоматического" лечения не существует. Психосоматический подход к лечению предполагает учет, наряду с биологическими, психологических и социальных факторов. Врач, придерживающийся данного подхода, старается в ходе медицинского обследования получить информацию о нынешней и прошлой жизни больного, особенностях его личности, чувствах, установках, отношениях с другими людьми, что требует осведомленности не только в биологических, но также в психологических и социальных науках. Целостный терапевтический подход состоит в том, чтобы видеть в пациенте больную личность, а не просто ту или иную болезнь. В некоторых случаях, наряду с проведением биомедицинского лечения, целесообразно обратиться к специалистам по психотерапии, биологической обратной связи и другим подобным методикам. Обычно, однако, какие-то варианты таких методик используются лечащим врачом как часть целостного психосоматического подхода.

Полезные сервисы

психосоматические расстройства

Словарь народов и культуры

Психосоматические расстройства

(psychosomatic disorders), телесные заболевания, вызываемые, по крайней мере частично, нервно-психич. факторами, напр., нек-рые виды язвы, сердечно-сосудистые заболевания, астма и кожные болезни. Существует мнение, что все болезни в той или иной мере психосоматические, включая рак, поэтому такую популярность приобрела альтернативная медицина.

Полезные сервисы

психосоматический

Орфографический словарь

психосомати́ческий

Полезные сервисы

психосоциальный

Энциклопедический словарь

ПСИХОСОЦИА́ЛЬНЫЙ -ая, -ое. Относящийся к поведению и деятельности людей разных социальных групп. П-ая природа человека. П-ые аспекты заболевания.

Слитно. Раздельно. Через дефис

психосоциа/льный

Синонимы к слову психосоциальный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

психосоциологический

Орфографический словарь

психосоциологи́ческий

Полезные сервисы

психосоциология

Слитно. Раздельно. Через дефис

психосоциоло/гия, -и

Синонимы к слову психосоциология

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

псих/о/соци/о/ло́г/и/я [й/а].

Полезные сервисы

штайнер рудольф

Энциклопедический словарь

ШТАЙНЕР Рудольф - ШТА́ЙНЕР (Штейнер) (Steiner) Рудольф (1861-1925), немецкий философ-мистик, основоположник антропософии (см. АНТРОПОСОФИЯ). Продолжатель натурфилософии И. Гете, в 1900-х гг. возглавлял немецкую секцию Теософского (см. ТЕОСОФИЯ) общества, в 1913 создал Антропософское общество . По проекту Штайнера в Дорнахе было построено здание Гетеанума - «свободного университета науки о духе», основанного Штайнером.

* * *

ШТАЙНЕР (Штейнер) (Steiner) Рудольф (27 февраля 1861, Кралевец, Австрийская империя, ныне Хорватия - 30 марта 1925, Дорнах, Швейцария), немецкий философ и ученый, основоположник антропософии (см. АНТРОПОСОФИЯ) .

Получил естественнонаучное образование в Венском политехническом институте. Испытал влияние Р. Циммермана и Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц), университетские лекции которых посещал. Приобрел известность благодаря философскому обоснованию гетеанского типа естествознания, интерпретации мировоззрения Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), защите теории развития Геккеля и даже благодаря позитивному резонансу его главной книги «Философия свободы» среди представителей ненасильственного анархизма (см. АНАРХИЗМ) .

В 1902 создал и возглавил немецкую секцию Теософского общества (см. БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна) , однако в 1913 в силу расхождений с руководством общества по христологическим вопросам секция была из него исключена, и приверженцы Штайнера основали Антропософское общество. Штайнер сотрудничает с ним, в декабре 1923 реорганизует его, становится его председателем и открывает Свободную высшую школу духовного знания.

Как реформатор-практик Штайнер заложил основы вальдорфской педагогики (см. ВАЛЬДОРФСКИЕ ШКОЛЫ), антропософской медицины (в т. ч. омелотерапии рака), лечебной педагогики, биодинамического сельского хозяйства, инициировал развитие эвритмии (см. ЭВРИТМИЯ) , новых направлений в драматическом искусстве, живописи, архитектуре; инициировал движение кон. 1910-х - нач. 1920-х гг. за разделение трех сфер «социального организма» - культуры, политики и хозяйства. В сотрудничестве со Штайнером группа протестантских священников и богословов во главе с Ф. Риттельмайером основала в 1922 Общину христиан - движение за обновление религиозной жизни.

Философское творчество Штайнера мало изучено, в частности не выяснен до конца вопрос о периодизации его идейного развития (так, строго имманентная философия раннего Штайнера, включающая спинозистские космологические и теологические импликации, сменяется поздней панентеистической картиной антропогенеза, содержащей трансцендентные духовные начала и т. п.). Свое место в традиции философского мышления Штайнер представлял в 1922 следующим образом: «Я связал два принципа. У Иоганна Готлиба Фихте я научился тому, что такое чистый акт, деятельность Я, отвратившаяся от внешнего мира, а у Аристотеля я взял полноту всеобъемлющего эмипиризма. Лишь тот, кто способен дополнить Фихте с помощью Аристотеля, находит полную действительность, таков и был мой путь» ("Antroposophical Movement" (London), 1934, vol. XI, № 3, p. 19). Первое его сочинение «Очерк теории познания гетевского мировоззрения» (1886, рус. пер. 1993) содержит программу перегруппировки опытных фактов частных дисциплин с целью построения феноменологической научной картины мира. Так, в каузальном объяснении процессов неорганической природы Штайнер ставит во главу угла систему прафеноменов (предложенную И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг)), роль которых аналогична функции теоретической модели в традиционном естествознании. Диссертация «Истина и наука» (1892, рус. пер. 1913) посвящена анализу акта познания и восхождению к беспредпосылочному началу философии, а также критике соответствующих положений И. Канта (см. КАНТ Иммануил) и разрешению задачи допредикативного обоснования феноменологии (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) (проблема, к которой позднее обратится Э. Гуссерль (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд)). «Философия свободы» (1894, рус. пер. Париж, 1932-34) строится на контрапункте встречных лейтмотивов: с одной стороны, познание есть продолжение эволюции, с другой - свобода поступка мыслима лишь с точки зрения радикального этического индивидуализма. Из дальнейших философских публикаций выделяются «Миросозерцание Гете» (Goethes Weltanschauung, 1897), фундаментальный обзор «Эгоизм в философии» (Der Egoismus in der Philosophi, 1899), анализ типа познания, присущего спекулятивному мистицизму от Экхарта (см. ЭКХАРТ Иоганн) до Ангелуса Силезиуса (см. АНГЕЛУС СИЛЕЗИУС) («Мистика на заре нового времени», 1901, рус. пер. 1917), истолкование языка античной и евангельской символики («Христианство как мистический факт и мистерии древности», 1902, рус. пер. 1917), доклад на IV философском конгрессе в Болонье («Психологические основы и теоретико-познавательная позиция теософии» - Die psychologischen Grundlagen und die erkenntnistheoretische Stellung der Theosophie, 1911), реконструкция четырех периодов становления западного сознания («Загадки философии, изложенные в очерке ее истории» - Die Raetsel der Philosophie in ihrer Geschichte als Umriss dargestellt, 1914) и опыт разрешения психофизической проблемы («О загадках души» - Von Seelenraeseln, 1917). Философским вопросам посвящены курсы лекций: «Антропософия, психософия, пневматософия» (Antroposophie, Psychosophie, Pneumatosophie, 1909. 1910. 1911 - о процессах восприятия и образования суждений, о Брентано (см. БРЕНТАНО Франц) и пневматологии Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) ), «Мысль человеческая и мысль космическая» (1914, рус. пер. 1999 - типология мировоззрений), общедоступные лекции «Философия Фомы Аквината» (Die Philosophie des Thomas von Aquino, 1920), курс «Время зарождения естествознания и его дальнейшее развитие» (Der Entstehungsmoment der Naturwissenschaft in der Weltgeschichte und ihre seitherige Entwicklung, 1922-23) и др.

Последнюю треть жизни Штайнер посвящает своеобразному культурному эксперименту - воссозданию утраченного смысла мистериальных и эзотерических знаний в понятийной форме, в виде допускающей проверку дискуссии. И если способность Штайнера к интеллектуальному созерцанию и подотчетному уму ясновидению ставит его в ряд таких классиков описания сверхфизических сфер бытия, как Я. Беме (см. БЕМЕ Якоб), Э. Сведенборг (см. СВЕДЕНБОРГ Эмануэль) или Е. П. Блаватская (см. БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна) , то главным методическим принципом его философии остается при этом рационалистический эмпиризм: сквозь игольное ушко критической рефлексии исследователя должно проходить научное осмысление всякого чувственного и сверхчувственного материала.

Полезные сервисы