м.
Таран в виде головы какого-либо животного на носовой части древнеримского военного корабля для нанесения ударов кораблю противника.
м.
Таран в виде головы какого-либо животного на носовой части древнеримского военного корабля для нанесения ударов кораблю противника.
РОСТР, ростра, муж. (лат. rostrum - клюв, выдающаяся часть, нос корабля) (ист., археол.). Таран с металлическим наконечником в виде головы какого-нибудь животного на носовой части древнеримского военного корабля для нанесения ударов кораблю противника.
РОСТР -а; м. [от лат. rostrum - нос корабля] Таран с металлическим наконечником в виде головы какого-л. животного на носовой части древнеримского военного корабля для нанесения ударов кораблю противника.
-а, м.
Таран в виде головы какого-л. животного на носовой части древнеримского военного корабля для нанесения ударов кораблю противника.
[От лат. rostrum - носовая часть судна, нос корабля]
ростр и ро́стра. В знач. «таран на носовой части древнеримского корабля» - ростр, м., род. ро́стра. В знач. «украшение колонн в виде носовой части древнего военного корабля» - ро́стра, ж., род. ро́стры. Старинные ро́стры на колоннах (Васильевский остров).
ростр
(лат. rostrum носовая часть судна) таран в виде головы какого-л, животного на носовой части древнеримского военного корабля.
ж.
1. Ораторская трибуна на площади древнего Рима, украшенная носами кораблей, захваченных у неприятеля.
2. Украшение колонн в виде носовой части древнего военного судна.
3. Колонна с таким украшением.
РО́СТРА, ростры, жен. (от лат. мн. rostra, букв. носы кораблей; срн. ростр).
1. Ораторская трибуна на форуме в древнем Риме, украшенная носами отбитых неприятельских кораблей (ист.).
2. Украшение колонн в виде носовой части древнего военного судна (архит.).
3. только мн. Брусья, вырезанные в форме днища лодки, служащие для установки ее на борту корабля (мор.).
РО́СТРА, -ы, жен. (спец.). Архитектурное украшение в виде носовой части древнего судна.
| прил. ростральный, -ая, -ое. Ростральная колонна (с рострами).
РО́СТРА -ы; ж. [лат. rōstrum (rōstra) от rostrum - нос корабля]
1. Нос древнеримского корабля.
2. Архит. Украшение в виде носовой части древнего судна. ● От названия ораторской трибуны древнеримского форума, которая была украшена носами кораблей, захваченных у неприятеля.
◁ Ростра́льный, -ая, -ое. (2 зн.). Р-ая колонна (с рострами).
* * *
ро́стра (лат. rostra, от rostrum - нос корабля), в Древнем Риме ораторская трибуна на форуме, украшенная носами трофейных кораблей.
* * *
РОСТРА - РО́СТРА (лат. rostra, от rostrum - нос корабля), в Др. Риме ораторская трибуна на форуме (см. ФОРУМ) , украшенная носами трофейных кораблей.
РОСТРА (лат. rostra - от rostrum - нос корабля), в Др. Риме ораторская трибуна на форуме, украшенная носами трофейных кораблей.
-ы, ж.
1. Трибуна на форуме древнего Рима, украшенная носами кораблей, захваченных у неприятеля.
2. архит.
Украшение в виде носовой части древнего судна.
[лат. rostra (мн. ч.)]
ростр и ро́стра. В знач. «таран на носовой части древнеримского корабля» - ростр, м., род. ро́стра. В знач. «украшение колонн в виде носовой части древнего военного корабля» - ро́стра, ж., род. ро́стры. Старинные ро́стры на колоннах (Васильевский остров).
РОСТРА (лат., от rostrum - рот, птичий клюв). 1) род кафедры в древнем Риме, с которой ораторы говорили к народу, обыкновенно украшалась носами кораблей, отнятых у неприятелей. 2) хирургические щипцы.
- Архитектурная деталь в виде носовой части корабля.
- Античная ораторская трибуна на форуме в Древнем Риме.
Ростра́льная коло́нна - отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей (например, две ростральные колонны у здания бывшей Биржи в Санкт-Петербурге).
* * *
РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА - РОСТРА́ЛЬНАЯ КОЛО́ННА, отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей (напр., две ростральные колонны у здания б. Биржи в Санкт-Петербурге).
РОСТРАЛЬНАЯ колонна - отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей (напр., две ростральные колонны у здания б. Биржи в Санкт-Петербурге).
Ростральная колонна у здания Биржи в Санкт-Петербурге. 1806. Архитектор Ж. Тома де Томон.
РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА, отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен изображениями носовой части корабля. Воздвигались в Древнем Риме и в период ампира в честь морской победы или как символ морского могущества страны.
РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА (лат., от rostra - нос корабля). Колонна, украшенная носами кораблей, взятых консулом Дуилием у карфагенян.
РОСТРА́ЛЬНЫЕ КОЛО́ННЫ (от лат. rostrum - нос корабля) - колонны, стволы к-рых украшены носами кораблей или их скульпт. изображениями. Традиция воздвигать ростры в честь мор. побед восходит к Др. Риму. В 1771-78 в Царском Селе в память побед в рус.-тур. войне 1768-74 сооружены ростральные Морейская и Чесменская колонны. Р. К. входят в арх. ансамбль Стрелки Васильевского о-ва (1805-10, арх. Т. де Томон). Две колонны выс. 32 м, воздв. симметрично по сторонам здания Биржи, первонач. служили маяками Петерб. мор. порта. Представляют собой полые, с внутр. винтовой лестницей, сооружения из кирпича, облицов. камнем, со штукатур. стволами. На каждой - по три пары декоративных металлич. ростр. На верхней площадке - чаши факелов (в 1957 к ним подведен газ, факелы зажигаются в праздничные дни). У подножия Р. К. монумент. изваяния (скульпторы Ж. Тибо, Ж. Камберлен), символизирующие реки: у сев. колонны - Волга и Днепр, у южной - Нева и Волхов. Скульптуры вырублены из пудостского камня артелью С. К. Суханова, реставрированы в 1929 (скульптор И. В. Крестовский).
Ростральная колонна. Санкт-Петербург
прил.
1. соотн. с сущ. ростра 2., 3., связанный с ним
2. Свойственный ростре [ростра 2., 3.], характерный для неё.
РОСТРА́ЛЬНЫЙ, ростральная, ростральное (лат. rostralis) (архит.). прил. к ростра, снабженный рострами. Ростральные колонны на берегу Невы в Ленинграде.
ростра́льный, ростра́льная, ростра́льное, ростра́льные, ростра́льного, ростра́льной, ростра́льных, ростра́льному, ростра́льным, ростра́льную, ростра́льною, ростра́льными, ростра́льном, ростра́лен, ростра́льна, ростра́льно, ростра́льны, ростра́льнее, поростра́льнее, ростра́льней, поростра́льней
ростральный
- ростральная, ростральное [латин. rostralis] (архит.). Прил. к ростра, снабженный рострами. Ростральные колонны на берегу Невы в Санкт-Петербурге.
РОСТРАЛЬНЫЙ ая, ое. rostrale adj. <п.-лат. rostralis. Отн. к ростре 2; снабженный рострами. БАС-1. Изготовить круглую колонну из синяго с белыми прожилками Олонецкого мрамора, с ростральным на верху украшением. 1771. Яковкин Ист. Царского 3 85. - Лекс. Михельсон 1866: ростральная колонна; Уш. 1939: ростра/льный.
Ростропо́вич Мстислав Леопольдович (р. 1927), виолончелист, дирижёр, народный артист СССР (1966). Ученик С. М. Козолупова. Профессор Московской консерватории (1960-74). С 1974 живёт в США; в 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и его жена - Г. П. Вишневская были лишены гражданства СССР. В 1990 гражданство восстановлено. В 1977-94 возглавлял Вашингтонский симфонический оркестр. Лауреат ряда международных конкурсов. Государственная премия СССР (1951), Ленинская премия (1964), Государственная премия Российской Федерации (1995).
* * *
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович - РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович (27 марта 1927, Баку - 27 апреля 2007, Москва), русский виолончелист, дирижер. Ленинская премия (1964), Государственная премия СССР (1951), Государственная премия Российской Федерации (1991).
В СССР
Первые уроки получил от своего отца, виолончелиста, профессора Бакинской консерватории. Окончил Московскую консерваторию по классу С. М. Козолупова (см. КОЗОЛУПОВ Семен Матвеевич), занимался также по композиции у В. Я. Шебалина (см. ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич). В 1945 удостоился первой премии на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. С 1948 преподавал в Московской консерватории; среди его учеников такие признанные звезды виолончельного исполнительства, как Н. Шаховская (см. ШАХОВСКАЯ Наталья Николаевна), Миша Майский, Жаклин Дю Пре, Борис Пергаменщиков, Иван Монигетти. Уже в молодые годы проявил себя как необычайно энергичный музыкант с сильной и многогранной артистической индивидуальностью. В конце 1940-х годов сблизился с С. С. Прокофьевым (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич), первым исполнил его Сонату для виолончели и фортепиано (1950) и Симфонию-концерт для виолончели и оркестра (1952). Среди советских музыкантов своего поколения (то есть начавших профессиональную деятельность в годы «железного занавеса») одним из первых приобрел мировую известность. В 1956 сенсационно дебютировал в Лондоне и Нью-Йорке. Для Ростроповича писали многие композиторы, как отечественные (Д. Шостакович (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), Д. Кабалевский (см. КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович), А. Хачатурян (см. ХАЧАТУРЯН Арам Ильич), А. Пярт, Т. Хренников (см. ХРЕННИКОВ Тихон Николаевич), А. Шнитке (см. ШНИТКЕ Альфред Гарриевич), Р. Щедрин (см. ЩЕДРИН Родион Константинович), С. Губайдулина (см. ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна)), так и зарубежные (Б. Бриттен (см. БРИТТЕН Бенджамин), А. Дютийе, А. Жоливе, В. Лютославский (см. ЛЮТОСЛАВСКИЙ Витольд), Л. Бернстайн (см. БЕРНСТАЙН Леонард), Л. Фосс, Л. Берио, К. Пендерецкий (см. ПЕНДЕРЕЦКИЙ Кшиштоф), О. Мессиан (см. МЕССИАН Оливье)). В 1940-60-х годах частыми партнерами Ростроповича по камерным ансамблям были Э. Гилельс (см. ГИЛЕЛЬС Эмиль Григорьевич), С. Рихтер (см. РИХТЕР Святослав Теофилович), Д. Ойстрах (см. ОЙСТРАХ Давид Федорович), Р. Баршай (см. БАРШАЙ Рудольф Борисович), Л. Коган (см. КОГАН Леонид Борисович), из зарубежных музыкантов - Бриттен. Ростропович выступал также как пианист, аккомпанируя своей жене, певице (сопрано) Г. П. Вишневской (см. ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна).
С течением времени рамки классического и современного сольного и ансамблевого репертуара стали для Ростроповича тесны, и в конце 1960-х годов он начал успешную карьеру оперного и симфонического дирижера. Ростропович был удостоен высших советских наград (в том числе Ленинской премии, 1964), однако официальные власти не простили ему дружбу с А. И. Солженицыным, (см. СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич) чинили ему препятствия в концертной деятельности, лишали его и Вишневскую возможности полноценно работать. В 1974 Ростропович и Вишневская вынужденно покинули страну, а в 1978 были лишены советского гражданства.
За рубежом
За рубежом, где у Ростроповича было громкое имя, карьера его сложилась более чем удачно. В 1977-94 Ростропович возглавлял Национальный симфонический оркестр в Вашингтоне, выступал в концертных залах всего мира. В годы перестройки Ростропович и Вишневская смогли вновь приехать в Россию. С 1989 Ростропович снова концертирует в России и странах бывшего советского блока. В 1991 во время Августовского путча (см. АВГУСТОВСКИЕ СОБЫТИЯ 1991) находился в рядах защитников Белого дома, позднее и Ростроповичу и Вишневской было возвращено российское гражданство.
Как солист выступает с ведущими оркестрами и дирижерами, как ансамблист - с музыкантами разных поколений, в том числе с И. Стерном (см. СТЕРН Исаак), Ж.-П. Рампалем, М. Аргерих, Г. Кремером, Ю. Башметом (см. БАШМЕТ Юрий Абрамович).
В огромной по объему дискографии Ростроповича немало позиций, которые вошли в золотой фонд исполнительского искусства 20 в. Среди них - записи всех сонат для виолончели и фортепиано Бетховена (с Рихтером), виолончельных концертов Гайдна (см. ГАЙДН Йозеф), Дворжака (см. ДВОРЖАК Антонин), Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), Лютославского (см. ЛЮТОСЛАВСКИЙ Витольд), симфонической поэмы Р. Штрауса (см. ШТРАУС Рихард) «Дон Кихот». Артистическая индивидуальность Ростроповича-дирижера наиболее ярко раскрывается в музыке Чайковского, Шостаковича (все симфонии, опера «Леди Макбет Мценского уезда») и Прокофьева.
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович (р. 1927) - российский виолончелист, дирижер. Профессор Московской консерватории (1960-74). С 1974 в эмиграции; в 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и его жена Г. П. Вишневская были лишены гражданства СССР. В 1990 гражданство восстановлено. В 1977-94 возглавлял Вашингтонский симфонический оркестр. Лауреат ряда международных конкурсов. Ленинская премия (1964). Государственная премия СССР (1951), Государственная премия Российской Федерации (1991).
РОСТРОПО́ВИЧ Мстислав Леопольдович (род. 1927) - виолончелист, дирижер, пианист, обществ. деятель. Учился игре на фортепиано, позднее на виолончели, композиции у отца, Л. В. Ростроповича. В 1946 окончил Моск. конс. по кл. виолончели у С. М. Козолупова, композиции у В. Я. Шебалина (ранее в Муз. уч-ще у Е. Меснера), по фп. у Н. Н. Кувшинникова, по оркестровке у Д. Д. Шостаковича. Лауреат первых премий: Всесоюзного конкурса (1945), Всемирных фестивалей в Праге (1947) и Будапеште (1949), Международного конкурса им. Г. Вигана (1950). После окончания консерватории вел интенсивную концертную деят-ность. Р. впервые исполнил сонаты Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева. В сотрудничестве с Прокофьевым создал 2-ю ред. Концерта (Симфония-концерт) и Концертино, работу над к-рыми Р. завершил после смерти Прокофьева. Свободное владение инструментом, яркий, заразительный темперамент, глубокое проникновение в замысел произведения отличают исполнительскую манеру Р. Его игра вдохновляла ведущих композиторов страны на создание нового виолончельного репертуара. В 60-е гг. Р. проводит небывалые по масштабу циклы из 22 новых виолончельных концертов и "Виолончельных концертов за 200 лет", к-рые прошли в Москве, Ленинграде, Англии, США. Ведет активную пед. деят-ность в Моск. (с 1948) и Ленингр. (1961-67) консерваториях, с 1959 проф. Среди его многочисленных учеников - представители виолончельной мировой элиты: Н. Шаховская, Н. Гутман, К. Георгиан, В. Яглинг, М. Чайковская, А. Никитин, В. Апарцев, М. Абрамян, Е. Альтман, Ю. Фалик, Т. Габарашвили, Э. Тестелец, Д. Герингас, М. Майский, Ж. Дюпре, Л. Гарсиа, М. Уэлис, С. Лаамонен. С 1955 Р. выступает постоянным партнером в качестве пианиста с женой - певицей Г. П. Вишневской. Их исполнение циклов "Песни и пляски смерти" М. П. Мусоргского, Прокофьева на стихи А. А. Ахматовой, "Сатиры" и "Из еврейской народной поэзии" Шостаковича явились вершиной ансамблевого иск-ва. С 1955 выступает как дирижер в спектаклях Большого т-ра "Евгений Онегин" и "Война и мир". Постепенно становилась все более значимой обществ. деят-ность Р. Эмоциональная открытость, обостренное чувство справедливости привели Р. к борьбе за права человека, за демократич. преобразования в СССР и к поддержке позиций А. Д. Сахарова и А. И. Солженицына. Реакцией властей на это было резкое сокращение с 1972 концертных выступлений, запрещение зарубежных гастролей и лишение возможности вести спектакли в Большом т-ре. С 1974 Р. работает за границей. В 1978 Р. и Вишневская были "лишены гражданства СССР за действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР". В 1976 Р. возглавил в Вашингтоне Нац. симфонический оркестр США, за короткий срок ставший одним из ведущих оркестров мира. Р. выступает с лучшими оркестрами - Лондонским, Новым Японским в Токио, Венским. Р. является первым исполнителем более 60 концертов и произв. для виолончели. Для него писали Прокофьев, Шостакович, Б. Бриттен, А. Хачатурян, А. Эшпай, Р. Щедрин, Б. Тищенко, Б. Чайковский и др.; он первым дирижировал новыми симфоническими произв. А. Шнитке, Р. Щедрина, И. Артемова, В. Лютославского, К. Пендерецкого и др. Р. - первый дирижер-постановщик опер "Жизнь с идиотом" и "Гезуальдо" Шнитке, "Лолита" Щедрина, "Иван Грозный" С. Слонимского. В 1987 Р. был назван музыкантом года, в его честь проводился Первый всемирный конгресс виолончелистов (в 1997 - Второй в Петербурге); с 1992 каждые 4 года во Франции проводится конкурс виолончелистов им. Р. В 1990 Р. и Вишневской возвращено гражданство. Среди наград и званий Р. - нар. артист СССР (1966), лауреат Ленинской (1963) и Гос. (1991) премий, поч. чл. Итал. академии "Санта Чечилия", Золотая медаль англ. Королевского филармонич. об-ва, франц. орден и спец. медаль "За заслуги в искусстве и литературе", премия Междунар. Лиги Прав Человека, орден "За заслуги перед Отечеством" II степени - всего св. 35 почетных степеней и званий и более 90 премий 25 стран мира.
Лит.: ХентоваС. М. Ростропович. СПб., 1993.
Мстислав Леопольдович Ростропович.
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович (родился в 1927), российский виолончелист, дирижер. Ярко образный исполнительский стиль Ростроповича сочетает эмоциональную приподнятость с интеллектуальностью, исключительно развитым чувством формы. Глубоко содержательны интерпретации произведений С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича, посвятивших Ростроповичу ряд своих виолончельных сочинений, И.С. Баха, Л. Бетховена, П.И. Чайковского и др. Как камерный музыкант выступал в ансамбле с С.Т. Рихтером, в трио с Э.Г. Гилельсом и Л.Б. Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой - певицей Г.П. Вишневской. С 1974 живет в США, в 1977-94 возглавлял Вашингтонский национальный симфонический оркестр. В 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и Вишневская были лишены гражданства СССР. В 1990 гражданство восстановлено.
Играет М.Л. Ростропович.
РО́СТРЫ ростр; мн. [голл. rooster] Мор. Настил на судне, расположенный выше верхней палубы, предназначенный для размещения шлюпок, баркасов и т.п.
ростр, мн. мор.
Настил на судне, расположенный выше верхней палубы, предназначенный для размещения шлюпок, катеров, баркасов и т. п.
На рострах, в специальных гнездах находились минные и паровые катера, баркасы, шлюпки. Новиков-Прибой, Цусима.
[голл. rooster]