Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

руссо анри

Энциклопедический словарь

Руссо́ Анри (Rousseau), прозвище Таможенник - Le Douanier (1844-1910), французский живописец. Самоучка. Представитель примитивизма. Фантастические пейзажи, жанровые сцены, портреты сочетают поэтическую наивность мировосприятия со своеобразным монументализмом («Автопортрет с палитрой», 1889-90).

Полезные сервисы

руссо анри (таможенник)

Энциклопедический словарь

РУССО Анри (Таможенник) - РУССО́ (Rousseau) (прозвище Таможенник - Le Douanier) Анри (1844-1910), французский живописец. Самоучка. Представитель примитивизма (см. ПРИМИТИВИЗМ) . Фантастические пейзажи, жанровые сцены, портреты отличаются наивностью мировосприятия.

* * *

РУССО́ (Rousseau) Анри Жюльен Феликс (прозвище Таможенник - Le Douanier) (1844, Лаваль - 1910, Париж), французский художник, самоучка.

Путь к живописи

Сын жестянщика. В молодости служил в армии, где играл на саксофоне; после демобилизации поступил на государственную службу в таможенный департамент Парижа (откуда позднее возникло его прозвище - Таможенник). Живописью начал заниматься в возрасте около сорока лет, и после ухода на пенсию в 1885 целиком отдался искусству, подрабатывая частными уроками на скрипке. Знакомые Руссо относились к его занятиям иронически, однако необычные яркие полотна привлекли к себе внимание известных живописцев импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) - Камиля Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль) и Поля Синьяка. (см. СИНЬЯК Поль) Руссо был приглашен участвовать в выставках Салона Независимых, где собирался цвет авангардно настроенной художественной интеллигенции Парижа. Профессионалы с Монмартра (см. МОНМАРТР) увлеклись «наивным» миром своего собрата-самоучки, потому что отрицающий академическую традицию примитивизм (см. ПРИМИТИВИЗМ) Руссо, протест против цивилизации, поэтическая достоверность изображений отвечали их потребности радикального обновления палитры, рисунка, мотивов - всего отношения к искусству. В 1890-е годы Руссо сдружился с ведущими поэтами и художниками новой эпохи - Гийомом Аполлинером (см. АПОЛЛИНЕР Гийом), Пабло Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), Жоржем Браком (см. БРАК Жорж), Фернаном Леже (см. ЛЕЖЕ Фернан).

Самобытность живописи Руссо

Не получивший профессионального образования, Руссо обладал прирожденным чувством формы, цвета, свежестью восприятия мира. Художник признавался, что, когда он пишет свои картины, ему кажется, что кто-то другой водит его рукой.

В самобытной живописи Руссо поражают соединение реалистической детали с необычностью темы. Преображая реальность своей наивной фантазией, Руссо вдохновлялся банальной эстетикой открыток и ярмарочных вывесок. Впечатления от ботанического сада преображаются на его полотнах до неузнаваемости: загадочные персонажи, обитающие на его полотнах среди львов и диковинных растений («Сон Ядвиги» 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Нападение ягуара на лошадь», 1910, ГМИИ им. А. С. Пушкина), переносят нас из города в сказочные джунгли. Помимо аллегорических пейзажей, Руссо пишет виды Парижа, военные сцены («Артиллеристы», 1895, Музей С. Гугенхейма, Нью-Йорк), портреты («Автопортрет с палитрой», 1889-1890, Национальная галерея, Прага), а том числе детские («Портрет ребенка с полишинелем», 1903, Художественное общество, Винтертур). Люди на его выразительных полотнах - статичные, как восточные иерархи, и при этом очень живые, часто написаны с фотографий. Стремление отразить жизнь в ее предельной достоверности соединяется с причудливыми видениями и поэтизацией действительности. Тщательно выписанные детали укрупняют мир, словно под лупой, и расположены нелогично, как во сне. Сочная палитра, открытый цвет, лаконичный рисунок Руссо под стать его буйно цветущему миру - картины искрятся жизнерадостной непосредственностью гениального живописца, свободного от догм стиля и академической выучки.

Патриарх «наивного искусства»

Разносторонне одаренный, Анри Руссо занимался музыкой и литературным творчеством. Одна из его коротких пьес названа «Месть русской сироты». Однако только в живописи его талант достиг наивысших высот.

Художник умер одиноким, от пневмонии. Поэтическую эпитафию на его надгробии написал Гийом Аполлинер, а высек Константин Бранкузи (см. БРАНКУЗИ Константин). В 1911 знаменитый французский критик Вильгельм Уде написал о нем первую монографию и устроил ретроспективную выставку в Париже. С тех пор о художнике написано множество книг, а его работы украшают лучшие музеи мира.

Позднее во Франции 1920-х годов появились и другие талантливые самоучки - их назвали художниками «Святого сердца» или «семи воскресений в неделю». Таможенника Руссо по праву считают не только патриархом «наивных», но и мастером, во многом определившим судьбы искусства 20 века. Его фантастические пейзажи предвосхитили фовизм (см. ФОВИЗМ), кубизм (см. КУБИЗМ) и сюрреализм (см. СЮРРЕАЛИЗМ).

Полезные сервисы

руссо анри жюльен феликс

Энциклопедия Кольера

РУССО Анри Жюльен Феликс (Rousseau, Henri Julien Felix)

(1844-1910), прозванный Таможенником (Le Douanier), французский художник. Родился 20 мая 1844 в Лавале. О годах его молодости почти ничего не известно. Вероятно, он служил некоторое время полковым музыкантом во французской армии в Мехико, затем занимал незначительный пост в налоговой инспекции. В 1885 ушел в отставку и занялся живописью. Руссо был самоучкой; его работы представляют собой настоящее примитивное искусство. Источником вдохновения мастера в ранний период его творчества были народные картинки, с их простыми и яркими цветами и обилием деталей. Постепенно Руссо совершенствовал свой оригинальный художественный метод; монументальность рисунка и безупречное владение живописной техникой вскоре увели его далеко за пределы примитивизма. Значительная часть картин, относящихся к позднему периоду творчества Руссо, - это экзотические пейзажи, фантастические изображения джунглей. Его внимание сосредоточивалось главным образом на придумывании, сочинении картин, а не на использовании впечатлений от натуры, что имело огромное значение для дальнейшего развития живописи в тот момент, когда произошел отказ от импрессионизма. В большой композиции Сон (1910, Нью-Йорк, коллекция Дженис) сочетание реальных и воображаемых пространства и времени предвосхищает опыты сюрреализма. Руссо создал и несколько литературных произведений - мелодрамы, полные той же наивной фантазии, что и его полотна. Умер Руссо в Париже 4 сентября 1910.

АНРИ РУССО. КРЕСТЬЯНСКАЯ СВАДЬБА

АНРИ РУССО. КРЕСТЬЯНСКАЯ СВАДЬБА

ЛИТЕРАТУРА

Перрюшо А. Таможенник Руссо. М., 1994

Полезные сервисы