числ.
1. Название числа, состоящего из 7 единиц.
отт. Такое количество единиц чего-либо.
2. Название цифры, обозначающей такое число.
числ.
1. Название числа, состоящего из 7 единиц.
отт. Такое количество единиц чего-либо.
2. Название цифры, обозначающей такое число.
СЕМЬ - числ., употр. часто
Морфология: сколько? се́мь, (нет) скольких? семи́, скольким? семи́, (вижу) сколько? се́мь, сколькими? семью́, о скольких? о семи́
1. Семь - это число, которое состоит из семи единиц.
Сорок семь. | Триста семь. | Семь тысяч. | По народным представлениям, число семь считается счастливым. | В Египте семь - символ вечной жизни.
2. Семь - это количество 7.
Семь человек. | Семь нот. | Семь лет. | Семь рублей. | Семь дней в неделе.
3. Семь чудес света - это самые необычные архитектурные сооружения мира.
4. Фраза Семь бед - один ответ употребляется, чтобы ободрить кого-либо в рискованной ситуации.
5. Фраза У семи нянек дитя без глазу употребляется в том случае, если речь идёт о том, что усиленная опека часто приводит к плачевному результату.
6. Фраза Семь раз отмерь - один (раз) отрежь употребляется в том случае, если речь идёт о необходимости тщательной подготовки, точных измерений перед решительными действиями и т. п.
7. Если кто-либо отправился за семь вёрст киселя хлебать, то это означает, что этот человек ушёл в какое-либо отдалённое место без особой надобности.
8. Если что-либо находится за семью замками, печатями, то это означает, что что-либо тщательно спрятано, надёжно охраняется.
9. Если кто-либо семи пядей во лбу, то это означает, что этот человек очень умён, много знает.
10. Если с кого-либо семь потов сошло, то это означает, что этот человек приложил максимум усилий для выполнения, осуществления чего-либо.
11. Если у кого-либо семь пятниц на неделе, то это означает, что этот человек часто меняет свои решения, ведёт себя непоследовательно и т. п.
12. Если что-либо стоит на семи ветрах, то это означает, что какой-либо объект располагается на открытом, незащищённом пространстве.
СЕМЬ, Семи, семью, числ. колич. Название числа 7; цифра 7. Четыре да три - семь. Напиши здесь семь.
|| Количество. Семь метров сукна. По семи рублей с брата. Семи пядей во лбу (см. пядь). За (под) семью замками, печатями (см. замок, печать). Семь пятниц на неделе (см. пятница).
СЕМЬ, семи, семью, колич. Число, цифра и количество 7. С. бед один ответ (посл.).
| поряд. седьмой, -ая, -ое.
СЕМЬ семи́, тв. семью́; числ. колич. Число, состоящее из семи единиц; название цифры 7. ● По народным представлениям считается счастливым, везучим числом. Двадцать с. Двести с. С. тысяч триста двадцать. // Количество 7. С. человек. С. лет. С. рублей. С. свободных искусств (два цикла учебных предметов в средневековой школе: грамматика, риторика, диалектика и арифметика, геометрия, астрономия, музыка). С. славянских племён (славянские племена, образовавшие в 7 в. на Балканах государственный союз). * Семь бед - один ответ (Посл.). * У семи нянек дитя без глазу (Посл.). * Семь раз отмерь - один отрежь (Посл.). * Семь одёжек и все без застёжек (загадка о кочане капусты). * За семь вёрст киселя хлебать (посл.: отправляться далеко без особой надобности).
◊ За семью́ замками, печатями. О том, что тщательно спрятано, надёжно охраняется. Семи пядей во лбу кто. Об очень способном, умном человеке. Семь потов сошло; Согнать семь потов с кого. О максимуме усилий и напряжении, потребовавшихся для выполнения, осуществления чего-л. Семь пятниц на неделе у кого. О том, кто часто меняет свои решения. На семи ветрах (стоять). На открытом, незащищённом пространстве.
◁ Седьмо́й, -а́я, -о́е; С. час. На седьмом году жизни. Работать до седьмого пота (очень много и напряжённо). На седьмом небе быть, чувствовать себя (о состоянии восторга, большого счастья). С-ая вода на киселе (об очень дальнем родстве).
семи́, твор. семью́, числ. колич. Число 7.
||
Количество 7.
Семь человек. Семь лет. Семь рублей.
◊
Семь бед - один ответ. Пословица.
◊
- за семь верст киселя хлебать
- за семью замками
- книга за семью печатями
- семи пядей во лбу
- семь потов сошло согнать семь потов
- семь пятниц на неделе
семь - число каббалистическое
Ср. Потом зашла речь об объяснении семи столбов и ступенек храма, 7 наук, 7 добродетелей, 7 коров, 7 даров Святого Духа.
Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. 2, 3, 10.
Ср. В комнате было семь человек - семь, число каббалистическое.
Дружинин. Новые заметки туриста. 5.
Ср. Семь пирамид, семь мудрецов,
И семь чудес нам древность славит,
Владыке снилось семь коров,
Рим семь холмов подошвой давит,
Семь городов входили в спор
О славной грекам колыбели,
Да и везде, как на подбор,
Семь пятниц на одной неделе.
Кн. П.А. Вяземский. Семь пятниц на неделе.
Ср. Kyme, Smyrna, Chios, Kolophon, Pylos, Argos, Athenae.
Ср. Smyrna, Chios, Colophon, Salamis, Rhodos, Argos, Athenae
Urbes de patria certant, Homere, tua.
Ср. επτα πόλεις μάρναντο σοφην δια ρίζαν Ομήρου, Σμύρνα, Χίος, Κολοφών, Ιθάχη, Πύλος, Αργος, Αθήναι.
Antipatr. (ок. 50 до P. X.)Ср. Anthol. Palat. 2. Ср. Gell. Noct. Att. 3, 11.
(Вместо Κύμη и Πύλος - Salamis, Rhodos.)
Ср. Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой вышли семь бесов.
Марк. 16, 9. Лук. 8, 2.
Ср. Семик - седьмой четверг от Пасхи.
Ср. Семи церквам, семь духов. Апок. 1, 4; семь звезд, семь светильников. Апок. 1, 20; семь Ангелов, семь труб. Апок. 8, 6; семь громов. Апок. 10, 3-4; семь голов, семь диадим. Апок. 12, 3; семь Ангелов, семь язв. Апок. 15, 1. Семь времен. Даниил. 4, 22. Семь мерзостей в сердце его. Притч. 26, 25. Премудрость выстроила себе дом, вытесала семь столбов его. Притч. 9, 1.
Ср. Достоин Агнец закланный принять 1) силу, 2) и богатство, 3) и премудрость, 4) и крепость, 5) и честь, 6) и славу, 7) и благословение.
Апокал. 5, 12. (Семь благ.)
Ср. Семь планид, семизвездие, семь дней недели, семь тонов музыки, семь цветов радуги, семь свободных художеств, семь небес.
Ср. В седьмом месяце остановился ковчег Ноев на Арарате.
Ср. Бытие. 8, 4.
Ср. Множество пословиц, в которых встречается число семь.
Число семь встречается часто у древних египтян, евреев и греков, как мистическое число (3 + 4, треугольник и четырехугольник); особенное значение оно имело в астрономии в астрологии. Число семь было посвящено Аполлону: он был семимесячный ребенок и родился после семидневных страданий матери своей (Латоны). Гаутама (Будда) - сидя у берегов Наирандшара - в тени священного дерева, всю ночь провел в размышлении и сделался буддой (просвещенным). Правоверные буддисты веруют, что он постился в этом месте семь раз по семи суток каждый раз. Архангел Брама являлся к нему для беседы и наставлений. В немецких судах для доказательства правдивости показания тяжущийся приводил шесть свидетелей, и он являлся сам-семь. Оттуда (нем.) Uebersiebenen - переубедить семью свидетелями, доказать лживость показания.
См. семь мудрецов.
См. семь чудес.
См. на седьмом небе.
семь, семи́, семью́, по семи́; за́ семь (за́ семь дней), но: за се́мь-во́семь дней, за се́мь или во́семь дней, за се́мь днейи де́вять часов; на́ семь (разделить на́ семь), но: разделить на се́мь-во́ семь частей, на се́мь или во́семьчастей
B́ чис см. Приложение II
семи́
семи́
семь
семью́
о семи́
за́ семь и за се́мь;
на́ семь и на се́мь
В сочетаниях предлогов за, на с данным числительным ударение может перемещаться на предлог, при этом ударение на числительном - вариант нормы. Ударение не переходит на предлог в следующих случаях: при выражении приблизительности, оформленном сочетанием с дефисом, ср.: за се́мь-во́семь дней; при соединении числительных с помощью союза или, ср.: на се́мь или во́семь минут; в словосочетаниях с несколькими числительными, где при каждом из них указан предмет счета, ср.: на се́мь рублей и десять копеек; если числительное представляет собой начальный элемент составного числительного, ср.: на се́мь целых и пять десятых сантиметра шире.
Потом зайди в лавчонку banco lotto*,
Поставь на се́мь, четырнадцать и сорок,
Пройдись по Мерчерии, пообедай
С бутылкою «вальполичелла».
В. Ф. Ходасевич, «Нет ничего прекрасней и привольней…»
См. также о сочетаниях с предлогами два, двое I, двое II, три, трое I, трое II, пять, шесть, восемь, девять, десять, сто.
Ср. нареч. семью.
* Banco lotto - итал. лотерейная контора.
семь, род. семи́, твор. семью́. В сочетании с предлогами: за́ семь и за се́мь, на́ семь и на се́мь, по семи́ и допустимо по семь. Неправильно произношение [сем].
Общеславянское слово индоевропейской природы, имеющее соответствия во многих европейских языках: seven - в английском, sept - во французском, sieben - в немецком.
Индоевропейское - sept(e)mas (седьмой).
Общеславянское - sedmь (семь).
Древнерусское - семь.
Числительное «семь», означающее цифру, число или количество, известно еще древнерусскому языку (с XI в.) и восходит к общеславянскому слову sedmь («семь»).
Общеславянское sedmь - производное от порядкового числительного sedьmъ, -а, -о, где dm из bdm < ptm и восходит к индоевропейскому порядковому sept(e)-mas (седьмой).
Родственными являются:
Украинское - сiм.
Чешское - sedm.
Производные: седьмой, семнадцать, семеро.
Общеслав. Производное от *sedmъ, см. седьмой.
род. п. семи́, укр. сiм, род. п. семи́, блр. сем, др.-русск. семь (уже в Изборн. Святосл. 1073 и 1076 гг.), ст.-слав. седмь ἑπτά (Супр.), болг. се́дем, се́дъм, сербохорв. се̏дам, словен. sẹ́dǝm, чеш. sedm, слвц. sedem, польск. siedm, в.-луж. sedom, sydom, н.-луж. sedym, полаб. sedm.
Праслав. *sedmь является новообразованием от *sedmъ "седьмой", греч. ἕβδομος по типу *pętь : *рętъ, *šestь : *šеstъ. Эта форма заменила *setь из и.-е. sерtɨ̥̄. Ср. лит. septynì, лтш. septin̨i, др.-инд. saptá, авест. hарtа, греч. ἑπτά, лат. sерtеm, др.-ирл. secht-n-, гот. sibun, арм. еvtΏn, алб. shtatë (*septɨ̥̄tí-), тохар. ṣрät (ṣäрtа-), хетт. šiрtа- (Траутман, ВSW 257; М.-Э. 3, 819; Бругман, Grdr. 2, 2, 18 и сл.; Миккола, Ursl. Gr. 3, 59; Вальде-Гофм. 2, 517 и сл.; Торп 431; Педерсен, Kelt. Gr. 1, 72. Кашуб. setmǝ "седьмой", setǝm "семь" содержит вторичное t из d перед конечным ɨ̥̄ (Лоренц (Baudouinowi dе Соurtеnау 61 и сл.; Symb. Rozwadowski 338 и сл.) против Нича (Еnс. Polska 3, 274)). О вост.-слав. процессе dm>m см. Трубецкой, ZfslPh 4, 375 и сл.; Мi. ЕW 289. [См. еще О. Семереньи, Studies in thе Indо-Еurореаn system оf numerals, Heidelberg, 1960, стр. 104 и сл.; он же, ВЯ, 1967, No 4, стр. 9. - Т.]
род. п. -и (ж.) - левый приток Десны, совр. литер. Сейм, др.-русск. Семь, Сѣмь (Пов. врем. лет), с притоками под названием Семица. Древнейшую фонетическую форму определить трудно. Шахматов (Пов. врем. лет 6) в качестве последней выдвигает Семь. Неясно. [Мошинский (Zasiąg, стр. 186) этимологизирует этот гидроним из и.-е. *k̂ē̆-/*k̂ei- со знач. цвета. В этом гидрониме, как и в речном названии Сев (см.), допустимо видеть иранизм; см. Топоров-Трубачев. Гидронимы Верхнего Поднепровья, стр. 226. - Т.]
- Фильм Акиры Куросавы «... самураев».
- Триллер Дэвида Финчера, рассказывающий про убийцу-маньяка, наказывающего людей за смертные грехи.
- Число смертных грехов.
- Число чудес света.
- Карточная игра.
- Число 7.
Ср. Ежели... мы его в живых оставим, так он первый на нас доказчик. Все равно, говорит, что одного убить, что двух... Семь бед, один ответ...
Ант. П. Чехов. Степь. 6.
Ср. Что ж, отдайте энту штуку-то (обязательство жениться); еще, пожалуй, история выйдет... А то, пожалуй, и не надо; делайте, что хотите. Уж семь бед - один ответ.
Островский. В чужом пиру похмелье. 1, 5.
Ср. Одному стал жаловаться на сына, а он мне что сказал! "я", говорит, "до семи бед коплю, это у меня положёное, это еще третья, а как семь бед сделает, так отстегаю".
Островский. Шутники. 1, 1.
Ср. Кто его ловил, кто уличал, кто ковал и сдавал; кто караулил по наряду - всех выжег; семь бед, один ответ, а надо задать страху...
Даль. Новые картины русского быта. 3. Январь.
Ср. А приведут татя, а доведут на него татьбы три, или четыре, или больше, и того татя пытать, казнить смертию.
Уложение. 12, 12.
См. история.
Семь бед - один ответ.
См. ГРОЗА - КАРА
Семь бед - один ответ. Уж заодно отвечать.
См. СМЕЛОСТЬ - ОТВАГА - ТРУСОСТЬ
семь верст не околица(для друга семь верст...) - ничего не трудно
Недалеко к милому девяносто в сторону.
Для друга нет круга.
Дружба не служба: а кому дружить, на того служить.
Ср. Для мила дружка семь верст не околица, - заговорил князь Василий, как всегда, быстро, самоуверенно и фамильярно.
Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. 1, 3, 4.
Ср. Нам почти по дороге. Немножко в сторону, да отчего же? Для друга семь верст не околица.
Лесков. Смех и горе. 24.
Ср. Будь любезная далеко
Так, как запад от востока;
Но любви чего нельзя?
Степь и море ей стезя...
К милой шаг и до Багдада...
Марлинский (с персидского).
Ср. Je höher die Glocke,
Je heller der Klang,
Je ferner das Mädchen,
Je lieber der Gang.
Wilh. Müller. Liebessehnsucht.
Ср. Wo die Liebe treibt,
Ist kein Weg zu weit!
Ср. Where the will is ready, the feet are light.
Ср. Shakesp. Henri. VI, 3, 5, 8.
Ср. Для любящих в Багдад не далеко (турецк. посл.).
Ср. Decourdemanche. Prov. Turcs.
Поскольку даже в Древней Греции точной информации о месте рождения автора «Одиссеи» и «Илиады» Гомера не было, то еще в те времена появились строки:
Семь городов, пререкаясь, зовутся отчизной Гомера...
Каждый город Греции хотел, чтобы именно его считали местом, где родился человек, ставший гордостью греческой культуры. Этот спор и дал жизнь крылатому выражению.
Шутливо-иронически: о ситуации, когда на что-либо (славу, первородство и пр.) претендуют сразу многие.
семь гостей - еда, девять беда (на основании мнения гастрономов, что обед только тогда хорош, когда он изготовлен не более как на семь человек и - не менее как на три
Ср. Que le nombre des convives n'excède pas douze, à fin que la conversation puisse être constamment générale.
Brillat-Savarin. Physiologie du goût. Méditations. 14.
Ср. Septem - convivium, novem - convicium.
Семь - угощение, девять - оскорбление (взаимное).
Римляне говорили, что гостей за столом должно быть не меньше трех (по числу граций) и не более девяти (по числу муз).
"СЕМЬ МУДРЕЦОВ" - древнегреческие авторы кратких сентенций ("гном") на темы житейской мудрости (напр., "познай самого себя" Фалеса, "ничего слишком" Солона и т. п.). Состав "Семи мудрецов" в различных источниках варьируется (всего 17 имен в разных комбинациях).
Греции.
Обычно к ним причисляют следующих греческих мыслителей и государственных деятелей 7 и 6 вв. до н. э.: Фалеса Милетского, Солона из Афин, Бианта из Приены, Хилона из Спарты, Клеобула с Родоса, Периандра из Коринфа и Питтака из Митилены. Семи мудрецам приписывают максимы, некоторые из которых начертаны у входа в храм Аполлона в Дельфах: «познай самого себя» (Хилон), «ничего слишком» (Солон), «лучше всего - это знать меру» (Клеобул), «соблюдай меру» (Фалес), «нажива ненасытна» (Питтак), «плохие люди составляют большинство» (Биант).
Ср. Sapientissimus in septem. (Thales.)
Cic. Leg. 2, 11, 26.
Ср. Sapientum octavus.
Осьмой мудрец.
Horat. Sat. 2, 3, 296.
(Иронически о человеке, считающем себя великим мудрецом.)
Семь греческих мудрецов (около 620-548 г. до Р.Х.) оставили после себя краткие изречения (gnomae), основанные на опыте и наблюдениях. К ним обыкновенно причисляются: Солон, Талес, Питтак, Биас, Хилон, Клеобул и Периандр. Некоторые вместо Периандра называют Мизона.
Ср. Orelli. Opuscula Græcorum veterum sententiosa et moralia.
См. осьмое чудо.
СЕМЬ ПОТОВ СОЙДЁТ с кого. СЕМЬ ПОТОВ СОШЛО с кого. Прост. Экспрес. О затрате больших усилий, труда (обычно на тяжёлой работе).
Да, оказывается, и эта работёнка - наводить разруху на деревне - кое-какой сноровки требует. Крепко старики строили - пока бревно от сруба оторвёшь, семь потов с тебя сойдёт (Ф. Абрамов. Две зимы и три лета).
Уже к завтраку с косарей сошло семь потов… Одни молча воткнули косовища в землю, другие ещё докашивали ряды и по одному сходились к ельнику (В. Быков. Знак беды).
СЕМЬ ПОТОВ СОЙДЁТ с кого. СЕМЬ ПОТОВ СОШЛО с кого. Прост. Экспрес. О затрате больших усилий, труда (обычно на тяжёлой работе).
Да, оказывается, и эта работёнка - наводить разруху на деревне - кое-какой сноровки требует. Крепко старики строили - пока бревно от сруба оторвёшь, семь потов с тебя сойдёт (Ф. Абрамов. Две зимы и три лета).
Уже к завтраку с косарей сошло семь потов… Одни молча воткнули косовища в землю, другие ещё докашивали ряды и по одному сходились к ельнику (В. Быков. Знак беды).
с кого. Разг. Экспрес. Кто-либо затратил огромные усилия в напряжённой работе.
с кого. Разг. Кем-л. затрачено много усилий для выполнения, осуществления чего-л. ФСРЯ, 448; ЗС 1996, 97.
прил., кол-во синонимов: 26
выбившийся из сил (94)
выдохнувшийся (74)
вымотавшийся (66)
замаявшийся (67)
замотавшийся (72)
замучившийся (89)
запарившийся (69)
измотавшийся (66)
измочалившийся (67)
измучившийся (112)
изнемогший (71)
изнурившийся (76)
наломавшийся (55)
наморившийся (53)
оставшийся без ног (54)
перемучившийся (56)
переутомившийся (62)
сбившийся с ног (53)
уморившийся (67)
упарившийся (74)
уработавшийся (55)
уставший (159)
уставший как собака (62)
утомившийся (121)
ухайдакавшийся (58)
перемучиться, упариться, устать, намориться, изнуриться, ухайдакаться, вымотаться, измотаться вусмерть, устать как собака, уработаться, наломаться, сбиться с ног, измочалиться, замотаться, остаться без ног, запариться, замаяться, утомиться, выдохнуться, измотаться, умориться, изнемочь, выбиться из сил, переутомиться, замучиться, измучиться
семь просьб - в молитве: Отче наш
Ср. Седьмую просьбу: Избави нас от лукавого.
(Матф. 6, 13.)
Ср. Die böse Sieben (злая жена) - намек на седьмую просьбу об избавлении от зла.
Ср. О семи "феях" (сказочн.), из которых шесть добрых, а седьмая - злая.
См. фурия.
См. фея.
у кого
Выдающиеся умственные способности, талант, природный интеллект.
✦ У Х-а семь пядей во лбу.
В роли подлеж.
Павел Романович пытался упорствовать, настаивал <...>, какой я, оказывается, непорядочный человек, в науку, мол, таких нельзя пускать, даже если у них семь пядей во лбу. ЛГ, 1977.Сын оказался не только трудолюбив. Были у него, видимо, те семь пядей во лбу, та страстная любовь к им избранной профессии инженера-строителя, какие позволили ему в неравных условиях <...> и институт отлично окончить, и работу найти. Н. Ильина, Путешествие по Италии со старым другом.
Либо ты умеешь работать у микрофона, либо нет, третьего не дано. Тебе может быть 65 лет, и у тебя аж семь пядей во лбу, посадят у микрофона, а ты ничего путного сказать не можешь. Собеседник, 1996.
Профессор по психотехнике будет каким-то образом определять, у кого из абитуриентов есть военная косточка, а у кого её нет, и тех отправит обратно, будь у них хоть семь пядей во лбу и тысячи заслуг. М. Демидов, Мои армейские товарищи.
культурологический комментарий:
Семь пядей - мера высоты лба; пядь - расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев (ок. 18-20 см). "Если понимать выражение буквально, то лоб человека, имеющий "семь пядей", был бы высотой около полутора метров". (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2001. С. 557.)
Образ фразеол. восходит к архетипическим противопоставлениям "большой - маленький", "высокий - низкий", а также к древнейшей форме осознания соматической, т. е. телесной, части как целого.
Совокупность компонентов фразеол. семи пядей соотносится с пространственным кодом культуры, компонент лоб - с соматическим, а в сочетании с предлогом "во" они соотносятся с пространственным кодом культуры.
В основе образа фразеол. лежит метонимия - отождествление соматической части (лба) и мозга, символизирующего умственные способности человека, его интеллект. Лоб как внешняя оболочка вместилища мозга имеет пространственные характеристики, что, по представлениям, напрямую связано с объёмом интеллекта. В фольклоре нашло отражение противопоставление внешних качеств человека его внутренним свойствам: Голова как у вола, а всё кажется мала; Голова с лукошко, а мозгу ни крошки; Лоб широк, да мозгу мало. Обычное для данного фразеол. непрямое употребление связано с противопоставлением выдающихся способностей человека и его возможностей, которые зависят от внешних обстоятельств.
В образ также вкраплена числовая символика: число семь в универсальном мифологическом коде, а также в русской мифологии имеет "обобщённое значение большого множества". (Там же.)
фразеол. в целом выполняет роль эталона, или меры, качественного измерения интеллектуальных способностей человека, служит средством символизации выдающегося ума, большого интеллекта.
В других европейских языках есть сходные образные выражения; напр., в рум. - cu sapta palme in frunte (букв. "с семью пядями во лбу"), в исп. - tener mas de dos palmos de frente (букв. "иметь больше двух пядей во лбу").
автор:
М. Л. Ковшова
семи <семь> пядей во лбу
Неизм. Отличающийся от других умом, мудростью, обладающий выдающимися способностями. ≠ Звёзд с неба не хватает. Чаще с сущ. со знач. лица: молодой человек, конструктор, инженер, студент… семи пядей во лбу.
Будь ты хоть семи пядей во лбу, а учись, учись с азбуки. (И. Тургенев.)
Не откроем сердца - погибнем… будь наша культура - семи пядей во лбу, не останется от нее камня на камне. (А. Блок.)
Гении-то, люди семи пядей во лбу, не часто в жизни встречаются. (В. Тендряков.)
А двойки - что двойки?.. Двойку всякий может получить, даже если он семи пядей во лбу. (В. Пьецух.)
(?) В основе фразеологического оборота лежит представление о том, что высота лба пропорциональна уму: чем выше лоб, тем умнее человек. Пядь - «старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами и составляющая около 18 см». Эта мера длины применялась в России до введения в 1918 г. метрической системы мер. Если понимать буквально, то лоб человека, имеющего семь пядей во лбу, должен иметь высоту 126 см.
у кого. Прост. Предосуд. Кто-либо непостоянен в своих решениях, настроениях, часто и легко меняет свои мнения, суждения, оценки.
У её матери семь пятниц на неделе: сегодня пожалеет, приласкает, а завтра булавки втыкать начнёт (А. Караваева. Огни).
Ср. "Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться!"
Ср. Семь раз на неделе попятиться, отступиться от своего слова, изменять свое мнение.
Снегирев. Русские пословицы.
Ср. У торгаша семь пятниц на неделе.
А.С. Пушкин (неизвестного года).
Ср. Aliud stans, aliud sedens (de patria) sentis.
Стоя одно, сидя другое чувствуешь.
Cic. 4, 7. (in Sallust.)
См. на попят.
См. у бабы семь пятниц на неделе.
См. семь.
Разг. Неодобр. Неизм. О человеке, который легко меняет свои решения, намерения и т. п. У кого? у человека, у брата, у нее… семь пятниц на неделе.
Смирдин меня в беду поверг; у торгаша сего семь пятниц на неделе. (А. Пушкин.)
Ведь у него всегда было семь пятниц на неделе. (И. Бунин.)
Мария Ивановна получила письмо… от младшего сына Михаила… Конечно, радостно было… но что он действительно сделается инженером, не поверила. «У него семь пятниц на неделе, - сказала она, - и еще сюда не доедет, что-нибудь придумает новое». (М. Пришвин.)
(?) Примерно с XVIII в. в пятницу (в базарный день), которая была свободным от работы днем, устраивались всякие сделки (прежде всего торговые). На пятницу назначались и сроки исполнения торговых и долговых обязательств. Тот, кто в этот день не возвращал своего долга, прося подождать до другого дня и до следующей пятницы, считался человеком ненадежным, необязательным. У такого человека, в соответствии с шутливой гиперболой, каждый день становился пятницей, иначе говоря, у него семь пятниц на неделе.
у кого. Разг. Неодобр. О непостоянном, часто меняющем свои взгляды, намерения человеке. ДП, 462; ФСРЯ, 374; БМС 1998, 483; ФМ 2002, 376; Мокиенко 1986, 154, 162; ЗС 1996, 67; Мокиенко 1990, 108; Глухов 1988, 147; Жиг. 1969, 219.
[у кого]
Очень часто и непредвиденно меняются планы, настроения и т. п. Имеется в виду, что лицо (Х) легко и часто в течение короткого промежутка времени безответственно и внешне беспричинно меняет свои намерения, решения или настроение.
Говорится с неодобрением. неформ. ✦ У [Х-а] семь пятниц на неделе.
Именная часть неизм.
При подлеж. я, мы обычно не употр.
Обычно в роли грамматич. основы предлож.
Порядок слов-компонентов фиксир.
У её матери семь пятниц на неделе: сегодня пожалеет, приласкает, а завтра булавки втыкать начнёт. А. Караваева, Огни.Отец, если бы он был жив, теперь был бы в глубине души горячим патриотом, желал бы нашей победы над немцами, раз уж начата эта война. Проклинал бы её, а всё-таки со страстью следил бы за ней. Ведь у него всегда было семь пятниц на неделе, его никогда нельзя было бы понять до конца. И. Бунин, Освобождение Толстого.
Вдруг Ершов расхохочется и начнёт издеваться: - Что же, у тебя семь пятниц на неделе? Шумел, шумел, разорялся, отца расстроил и вдруг обратный курс? Л. Соболев, Зелёный луч.
Я встала и разбудила няню: - Нужно укладываться, няня. Мы завтра едем. - Семь пятниц на неделе! - сердито зевая, сказала няня. В. Каверин, Два капитана.
Вскоре после Пасхи Мария Ивановна получила письмо из Сибири от младшего сына, что гимназию он кончает, но служить у дяди, как раньше думал, не хочет, а поступит в политехникум и сделается инженером. Конечно, радостно было узнать, что Миша хорошо кончает [гимназию], но что он действительно сделается инженером - не поверила. "У него семь пятниц, - сказала она, - и ещё сюда не доедет, что-нибудь придумает новое". М. Пришвин, Кащеева цепь.
культурологический комментарий:
На неделе - устаревшая, просторечная, обиходная форма, обозначающая "в течение недели".
Образ фразеол. соотносится с языческим культом древних славян, связанным с почитанием женского божества Мокоши - богини плодородия, покровительницы материнства, воды и дождя. В день празднования в честь этого божества запрещалось прясть, купать детей, начинать какое-л. дело. Непосредственным продолжением образа Мокоши после принятия христианства стала Параскева Пятница (Параскева по-гречески "пятница"; память святой великомученицы Параскевы совершается 28 октября и именуется пятницею). Обычай не работать в этот день сохранился и нашёл отражение в следующих пословицах: Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться; По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М., 1999. С. 553, 554.) Поскольку в пятницу не занимались обычным трудом, то в этот день устраивали базары, торговали и заключали торговые сделки. На пятницу назначались сроки исполнения торговых и долговых обязательств. По мнению А.М. Мелерович и В.М. Мокиенко, тот, кто в этот день не возвращал своего долга, прося подождать до другого дня или до следующей пятницы, считался человеком ненадёжным, необязательным. (см. подробнее в кн.: Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2001. С. 560.)
В пятницу следовало поститься, поминать умерших. В честь св. Параскевы на распутьях ставили часовни. Так, на Красной площади в Москве было семь обетных, т. е. построенных по обету (по обещанию), церквей во имя св. Параскевы - семь обетных пятниц. Именно с этими семью церквами В.И. Даль связывает происхождение фразеол. семь пятниц на неделе. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М., 1999. С. 554.)
Образ фразеол. восходит к издревле сложившемуся представлению о порядке, упорядоченности бытия человека как об идеале мироустройства. Во фразеол. нарушение порядка запечатлено в нарушении недельного временно/го кода, т. е. в замене совокупности имён (понедельник, вторник и т. п.), обозначающих членение времени на отрезки - дни недели, одним именем - пятница.
фразеол. выступает в роли стереотипного представления о человеке, которому свойственны необязательность, непостоянство, склонность часто и непредсказуемо менять свои планы.
автор:
С. В. Кабакова
нареч, кол-во синонимов: 13
аккуратнее (6)
будь осторожен (16)
держи ухо востро (10)
не гони лошадей (13)
не гоношись (6)
не спеши (7)
не торопись (15)
повнимательнее там (10)
поосторожней там (10)
следи за собой (8)
ушами не хлопай (9)
фильтруй базар (19)
"СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ" - система учебных предметов в средневековой школе, включавшая 2 цикла: тривиум и квадривиум. С эпохи Возрождения стала заменяться классическим образованием.