м.
1. Приверженец символизма [символизм I].
2. Представитель символизма [символизм I].
СИМВОЛИ́СТ, символиста, муж. (книжн.). Писатель или художник, последователь символизма (см. символизм во 2 знач.).
СИМВОЛИ́СТ, -а, муж. Последователь символизма.
| жен. символистка, -и.
| прил. символистский, -ая, -ое.
СИМВОЛИ́СТ, -а, м
Человек, воплощающий в своем творчестве принципы символизма.
// ж символи́стка, -и, мн род. -ток, дат. -ткам.
Беспорядочное перечисление вещей и понятий, с виду несовместимых и поставленных рядом как бы произвольно, у символистов, Блока, Верхарна и Уитмена, совсем не стилистическая прихоть (Паст.).
СИМВОЛИ́СТ -а; м. Последователь символизма. Французские, русские символисты. Художественные принципы символистов. Мистицизм символистов. Поэзия символистов. Творчество поэтов-символистов.
◁ Символи́стка, -и; ж.
-а, м.
Последователь символизма (во 2 знач.).
Символисты учат нас, что непостижимую сущность вещей или явлений --- выразить можно только в символе. Брюсов, Научная поэзия.
символи́ст, -а
символи́ст, символи́сты, символи́ста, символи́стов, символи́сту, символи́стам, символи́стом, символи́стами, символи́сте, символи́стах
символи́ст мо 1a
-и, ж. устар.
Египетская символистика вытекала из религии и поддерживалась народным характером, любившим таинственность и мистический мрак. Писарев, Схоластика XIX века.
символи́стика, -и
символи́стика, символи́стики, символи́стик, символи́стике, символи́стикам, символи́стику, символи́стикой, символи́стикою, символи́стиками, символи́стиках
см. символ
символи́стика ж 3a
СИМВОЛИСТИ́ЧЕСКИЙ, символистическая, символистическое (книжн., лит., иск.). прил. к символизм и к символист. Символистический подход к действительности в поэзии и в живописи.
СИМВОЛИ́ЗМ, -а, м. Направление в литературе и искусстве конца 19 Ч начала 20 в., проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлечённых формах.
-ая, -ое.
То же, что символический.
◊
[Режиссер:] Мы можем дать прямо символистическую картину из всех наличных актерских кадров. Маяковский, Баня.
символисти́ческий, символисти́ческая, символисти́ческое, символисти́ческие, символисти́ческого, символисти́ческой, символисти́ческих, символисти́ческому, символисти́ческим, символисти́ческую, символисти́ческою, символисти́ческими, символисти́ческом, символисти́ческ, символисти́ческа, символисти́ческо, символисти́чески
символисти́ческий п 3a✕~
символисти́чность, символисти́чности, символисти́чностей, символисти́чностям, символисти́чностью, символисти́чностями, символисти́чностях
символисти́чность ж 8a
СИМВОЛИСТИ́ЧНЫЙ, символистичная, символистичное; символистичен, символистична, символистично (книжн., лит., иск.). Проникнутый символизмом, символистический. Символистические образы.
символисти́чный; кратк. форма -чен, -чна
символисти́чный, символисти́чная, символисти́чное, символисти́чные, символисти́чного, символисти́чной, символисти́чных, символисти́чному, символисти́чным, символисти́чную, символисти́чною, символисти́чными, символисти́чном, символисти́чен, символисти́чна, символисти́чно, символисти́чны, символисти́чнее, посимволисти́чнее, символисти́чней, посимволисти́чней
символисти́чный п 1*a
СИМВОЛИ́СТКА, символистки (книжн.). женск. к символист.
СИМВОЛИ́СТ, -а, м. Последователь символизма.
символи́стка, -и, род. п. мн. ч. -ток
символи́стка, символи́стки, символи́сток, символи́стке, символи́сткам, символи́стку, символи́сткой, символи́сткою, символи́стками, символи́стках
символи́стка жо 3*a
I прил.
1. соотн. с сущ. символизм I, символист, связанный с ними
2. Свойственный символизму [символизм I], символисту, характерный для них.
II прил.
1. соотн. с сущ. символизм II, символика 1., связанный с ними
2. Свойственный символизму [символизм II], символике [символика 1.], характерный для них.
СИМВОЛИ́СТСКИЙ, символистская, символистское (книжн., лит., иск.). То же, что символистический.
СИМВОЛИ́ЗМ, -а, м. Направление в литературе и искусстве конца 19 Ч начала 20 в., проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлечённых формах.
СИМВОЛИ́СТСКИЙ -ая, -ое. к Символи́зм и Символи́ст. С-ая поэзия. С-ая эстетика. С-ая среда. С. кружок. С. индивидуализм.
символи́стский, символи́стская, символи́стское, символи́стские, символи́стского, символи́стской, символи́стских, символи́стскому, символи́стским, символи́стскую, символи́стскою, символи́стскими, символи́стском, символи́стск, символи́стска, символи́стско, символи́стски
символи́стский п 3a✕~
СИМВОЛИСТЫ - группа французских поэтов конца 19 в., в которую входили Ст.Малларме, Ж.Лафорг, Г.Кан, Фр.Вьеле-Гриффен, С.Меррил, Ж.Мореас, П.Фор, М.Метерлинк, Р.де Гурмон, Э.Верхарн, А.де Ренье, А.Самэн, Р.Гиль, Фр.Жамм и другие. К предтечам этого направления иногда относят А.Рембо и П.Верлена, а к прямым его наследникам среди поэтов 20 в. - П.Валери и П.Клоделя. Подобно импрессионизму в живописи, символизм был попыткой отойти от общепринятых схем и правил и передать в произведении искусства существенные черты самой реальности. Валери писал, что символизм "сводится к общему для многих поэтических семейств (причем семейств враждующих) стремлению „забрать у Музыки свое добро"" (рус. перевод В.Козового). В число обычных для поэтов-символистов приемов входят и перенос в поэзию живописных и музыкальных эффектов, и комбинация средств воздействия на разные чувства, и использование абстрактных понятий в конкретном смысле или конкретных существительных - в качестве эпитетов. Все эти эксперименты питала вера в превосходство искусства над всеми прочими способами познания и связанная с этой верой идея, общая для многих систем идеалистической философии: за видимым миром скрывается подлинный, который стал бы доступен человеку, если бы между восприятиями разных органов чувств была установлена система "соответствий". После 1900 идеи и стиль символистов подвергались резкой критике, часто незаслуженной, поскольку со времен Возрождения ни одна литературная школа не сделала так много для обогащения технических средств стиха и для расширения поэтического лексикона. Литературные эксперименты символистов сохраняют свое значение до сих пор. Самым влиятельным оказался "свободный стих" (верлибр) - итог долгого процесса распада традиционных форм, ставший в руках символистов едва ли не центральной формой французской и европейской поэзии. Самым ярким представителем символизма в драматургии был Метерлинк, пытавшийся возродить поэтическую драму. В прозе блестящим эпилогом символистской эпохи можно считать цикл М.Пруста.
Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973
Представители новейшего течения во французской литературе, живописи и музыке, являющегося провозвестником вырождения искусства. Кодекс символистов - стих. Верлена: «Поэтическое искусство».