Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

словообразование

Толковый словарь

ср.

1. Система образования слов в языке.

отт. Способы такого образования.

2. Раздел языкознания, изучающий образование слов в языке.

Толковый словарь Ушакова

СЛОВООБРАЗОВА́НИЕ, словообразования, мн. нет, ср. (линг.). Способы, процесс образования слов в языке.

Толковый словарь Ожегова

СЛОВООБРАЗОВА́НИЕ, -я, ср.

1. Система языковых категорий, относящихся к производству и строению слов (спец.). Глагольное, именное с.

2. Раздел языкознания, изучающий такие категории, законы образования производных слов и их строение.

| прил. словообразовательный, -ая, -ое.

Словарь существительных

СЛОВООБРАЗОВА́НИЕ, -я, ср

Раздел грамматики, изучающий способы образования производных слов в языке и их строение.

Словообразование как наука основывается на морфемике и лексикологии.

Энциклопедический словарь

СЛОВООБРАЗОВА́НИЕ -я; ср.

1. Лингв. Образование слов в языке по законам и правилам данного языка (при помощи аффиксов, чередования звуков, словосложения и т.п.). Способ суффиксального словообразования имён существительных.

2. Раздел грамматики, изучающий способы образования слов.

Словообразова́тельный, -ая, -ое. Лингв. С-ая система. С-ые суффиксы.

* * *

словообразова́ние - 1) (деривация), образование слова в языке по существующим моделям с помощью аффиксации, чередования звуков, словосложения, стяжения, развития новых значений и других средств.

2) Раздел грамматики, изучающий словоообразование.

* * *

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - СЛОВООБРАЗОВА́НИЕ,

1) (деривация), образование слова в языке по существующим моделям с помощью аффиксации, чередования звуков, словосложения, стяжения, развития новых значений и др. средств.

2) Раздел грамматики, изучающий словообразование.

Большой энциклопедический словарь

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ -1) (деривация), образование слова в языке по существующим моделям с помощью аффиксации, чередования звуков, словосложения, стяжения, развития новых значений и др. средств.2) Раздел грамматики, изучающий словообразование.

Академический словарь

-я, ср.

1. лингв.

Образование слов в языке по законам и правилам данного языка (при помощи аффиксов, чередования звуков, словосложения и т. д.).

Способ суффиксального словообразования имен существительных.

2. Раздел грамматики, изучающий способы образования слов.

Гуманитарный словарь

СЛОВООБРАЗОВА́НИЕ (дериватология) - лингвистич. дисциплина, изучающая формальные и семантические связи между однокоренными словами яз.: прежде всего отношения деривации. Рус. С. традиционно включалось в морфологию, а выделилось в отд. науч. дисциплину лишь в 1940-50-х гг. после публ. работ Г. О. Винокура и А. И. Смирницкого. Совр. С. исследует отношения производности основ, описывает систему способов С. и словообразоват. типов. Наиболее подробное описание рус. словообразоват. системы дано в "Русской грамматике" (М., 1980. Т. 1).

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ,

1) образование слова по существующим моделям и законам языка.

2) Раздел грамматики, изучающий все аспекты образования слов в языке.

Слитно. Раздельно. Через дефис

словообразова/ние, -я

Орфографический словарь

словообразова́ние, -я

Формы слов для слова словообразование

словообразова́ние, словообразова́ния, словообразова́ний, словообразова́нию, словообразова́ниям, словообразова́нием, словообразова́ниями, словообразова́нии, словообразова́ниях

Синонимы к слову словообразование

словопроизводство, словосложение, деривация

Идеография

способ

образоваться, слово

словообразование - образование слов. словообразовательный.

сложносокращенный (напр. исполком).

словопроизводство.

словосложение.

аббревиатура - слово, образованное из первых букв или сокращенных частей слов, которые пишутся слитно или разделяются точками.

словотворчество. языкотворчество.

деривация. деривационный.

↓ инкорпорирующие, полисинтетические языки.

этимон. | калька.

неологизм. | анаграмма.

этимология (# слова). этимологический (# словарь).

народная этимология. | словарь новых слов.

см. часть речи, глагол, числовые префиксы

приставки десятичных единиц измерения, происхождение

Лингвистика

Словообразова́ние -

1) образование слов, называемых производными

и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке

образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств. 2) Раздел

языкознания, изучающий все аспекты создания,

функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.

Словообразование, обеспечивая процесс номинации и его результаты, играет важную роль в

классификационно-познавательной деятельности человека и выступает

как одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а

также установления связей между отдельными частями

речи. Будучи учением о создании новых названий как мотивированных

однословных знаков языка, словообразование

может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные

слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они

сделаны») аспектах (Л. В. Щерба), как в диахроническом (см. Диахрония), так и в синхронном (см. Синхрония) отношениях. Существует вместе с тем

точка зрения, что словообразование всегда диахронно

(О. Н. Трубачёв). Однако фактически теория словообразования может

предсказывать появление новых слов и условия такого появления, а

также выявлять правила, по которым говорящий создаёт новые производные

и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.

Сложность системы словообразования обусловливается: 1) тесными

связями с другими уровнями языка - фонологией, морфонологией,

морфологией, синтаксисом

и грамматикой в целом; 2) исключительной

подвижностью системы и невозможностью проведения жёстких границ между её

потенциями и фактической реализацией, между словообразованием и словоизменением; 3) трудностью

дифференциации синхронии и диахронии; 4) большим количеством и

разнообразием представленных здесь единиц (начиная от мельчайшей

словообразовательной морфемы - аффикса и

кончая словообразовательными категориями и другими объединениями

производных) и соответственно значительным числом теоретических

понятий, необходимых для адекватного описания системы (ср.

словообразовательное гнездо, словообразовательный ряд,

словообразовательная парадигма,

словообразовательный тип и т. п.); 5) разнообразием и коммуникативной значимостью самих функций

словообразования.

В зависимости от использованных в акте словообразования

формальных средств оно делится иногда на словопроизводство (при

использовании средств аффиксации - суффиксации и префиксации),

словосложение (при участии в акте словообразования по крайней

мере двух полнозначных единиц), конверсию (при переходе, или транспозиции, слов из одной части речи в другую),

аббревиацию (при наличии сокращения исходных слов) и т. п. Образование

новых слов (с помощью формальных средств) нередко именуется также деривацией, производные же и сложные

слова как результаты процесса деривации обозначаются тогда общим

термином «дериваты». В зарубежной лингвистике существует

тенденция приравнивать словообразование к деривационной

морфологии как учению о формальных свойствах дериватов и реализующих их

морфологических структурах.

Основными понятиями теории словообразования являются: понятие

мотивации (мотивированности) как семантической обусловленности значения производного

и сложного слов значениями их составляющих; в акте словообразования

одни единицы выступают в качестве источника мотивации, в связи с чем

другие - результативные - рассматриваются как обусловленные

мотивированные (ср. «он носит письма» и «письмоносец»); понятие

словообразовательной производности, основанное на

формальной и семантической выводимости свойств производного из

свойств исходных, или производящих, единиц. Применение этих понятий

позволяет рассматривать производное слово как такую структуру, внутренняя форма которой соответствует выражаемому

ею содержанию и которая строится как двучленное, бинарное образование из

отсылочной и формантной частей. Отсылочная часть, состоящая из основы

или основ мотивирующих слов, отсылает к источнику мотивации и служит

способом сохранить содержащиеся в ней полнозначные единицы в структуре

деривата (ср. «он учится в школе» и «школьник», «он преподаёт» и

«преподаватель»); формантная часть, состоящая из форманта,

использованного в акте словообразования, служит выражению нового

значения у деривата по сравнению с мотивировавшим его словом (ср. ‑ник в

«школьник», ‑тель в «преподаватель»). Важным понятием теории

словообразования является понятие словообразовательного

правила, разрабатываемое как советскими (Е. С. Кубрякова,

И. С. Улуханов), так и зарубежными (М. Аронов, Ф. Планк, В. Дреслер,

С. Скализе и др.) лингвистами. Оно связано с определением

закономерностей, наблюдаемых при создании морфологических

структур производных слов и выражений ими новых значений.

Словообразовательные правила описывают особенности моделирования

производных слов в процессах деривации, отмечают диапазон их действия в

языке, характеризуют наблюдаемый процесс с точки зрения его

регулярности​/​нерегулярности, продуктивности​/​непродуктивности,

включают указание на базу деривации, используемый формальный приём,

категориальные и семантические признаки баз и результатов деривации, сочетаемостные свойства морфем и их

морфонологические преобразования, а также разного рода ограничения

(фонетические, морфологические, семантические и прагматические), действующие при проведении

правила. Последние нередко характеризуются как блокирующие

действие правила. Аппарат описания системы правил включает представления

о последовательности применения разных правил, их цикличности,

возможности рекурсивности и иерархии; а также о способах

дифференциации словообразовательных правил и правил

словоизменения. Введение этого понятия знаменовало важный шаг в

процессуальном рассмотрении словообразования и в обращении к трудным

проблемам синтеза, или «порождения» производных и сложных слов

(Кубрякова, Улуханов, Е. Л. Гинзбург, И. Г. Милославский, Л. В. Сахарный

и другие).

Ключом к правильной интерпретации деривата является соотнесение его

морфологической и словообразовательной структур: в результате

морфологического анализа производится выделение в производном

его минимальных составных элементов - морфем; выделенные морфемы соотносятся далее с

отсылочной и формантной частями деривата, благодаря чему устанавливается

строение каждой из них. Так, морфологический анализ позволяет

выделить в слове «мореплаватель» морфемы мор‑, ‑е‑, плав‑, ‑а- и ‑тель,

а словообразовательный - определить части мор- и плав-а- как

отсылочные, а ‑е- и ‑тель - как формантные, что и ведёт к идентификации

данного слова как сложнопроизводного образования. Целью

словообразовательного анализа можно считать установление отношений

словообразовательной производности между дериватом и исходной для

него единицей и, следовательно, определение источника мотивации и

средств его отражения в структуре деривата, с одной стороны, способов

его формального преобразования - с другой, и путей формирования

нового значения в данной морфологической структуре - с третьей.

Новое значение, возникающее в деривате в результате соединения данной

отсылочной части с данной формантной частью и в результате самого

формирования этих частей в акте словообразования, называется

словообразовательным значением, которое может быть

определено либо по значению формантной части деривата, когда его

непосредственным носителем считают деривационный, или

словообразовательный, формант, либо более широко - как результат

воздействия данного форманта с его категориально-грамматическими и

лексическими характеристиками на данную производящую основу (основы)

и их категориально-грамматического и лексического значения. Словообразовательное

значение представляет собой формально выраженный тип значения,

проходящий в целой серии мотивированных слов с одним и тем же формантом

(ср. «синеть», «зеленеть», «белеть» и т. п. ‘становиться синим,

зелёным’ и т. п.). Среди словообразовательных значений выделяются

как более общие, транспозиционные значения, связанные с приобретением

образующимся словом значения той части речи, в которую оно

транспонируется, т. е. предметности при транспозиции в класс существительных (ср. «играть - игра», «ходить -

ходьба», «молодой - молодость»), процессуальности при транспозиции

в класс глаголов (ср. «старый - стареть»,

«вдова - вдоветь», «руль - рулить», «ах - ахать»), признаковости при

транспозиции в класс прилагательных (ср. «лес -

лесной», «вчера - вчерашний»), так и более конкретные - модификационные

значения. Среди значений этого последнего типа нередко выделяются

уменьшительные (ср. «дом - домик», «белый - беленький»), увеличительные

(ср. «дом - домище», «большой - большущий») или другие усилительные или

количественные значения (ср. «кричать - раскричаться», «сохнуть -

иссохнуть», «толкать - толкнуть», «ходить - хаживать» и т. п.). Важную

роль играют в системе словообразования также классифицирующие

значения - значения носителя признака, производителя действия,

вместилища чего-либо и т. д.

С распространением ономасиологического подхода к явлениям

словообразования словообразовательное значение стали

рассматривать как сложно структурированное значение, выражающее особый

тип отношения между ономасиологическим базисом данного слова и его

ономасиологическим признаком, фиксируемый реально присутствующим или же

подразумеваемым ономасиологическим предикатом (ср. «школьник», где базис ‑ник

формирует значение ‘тот, кто’, а признак «школа» приписан базису

посредством подразумеваемого предиката «учиться», или «учитель», где

базис ‑тель уточняется за счёт предиката «учить», само же отношение

выступает как складывающееся между тем, кто совершает нечто, и тем, что

именно он совершает).

Хотя в отечественном языкознании описание явлений

словообразования имеет давние традиции (главным образом работы

И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатова, Н. В. Крушевского),

самостоятельным объектом изучения словообразования становится лишь

с середины 40‑х гг. 20 в., а выделение словообразования в отдельную

лингвистическую дисциплину происходит примерно к концу 60‑х гг. Основы

новой теории словообразования в СССР были заложены работами

М. М. Покровского и Щербы, А. И. Смирницкого и Г. О. Винокура,

М. Д. Степановой и В. М. Жирмунского и особенно трудами

В. В. Виноградова, показавшего тесную связь словообразования с лексикологией, с одной стороны, и с грамматикой - с

другой, и впервые выдвинувшего конструктивный тезис об особом месте

словообразования в кругу лингвистических дисциплин. К трудам

Винокура восходят важные идеи о специфике производного слова как

носителя особого типа значения - словообразовательного

значения.

Становление теории словообразования прошло несколько этапов,

связанных с выдвижением на каждом из них в качестве преобладающего

одного из следующих подходов: морфологического, когда акт

создания деривата рассматривался в терминах комбинаторики морфем и

когда минимальной единицей словообразования считалась морфема; в

этот период явления словообразование рассматривались через призму

морфологии и иногда чётко от неё и не отличались;

структурно-семантического, когда был поставлен вопрос о

соотношении структуры и семантики производного слова, в частности о

соотношении морфологического и словообразовательного

анализа и когда в центре внимания находились вопросы о критериях

отношений словообразовательной производности и направлении этих

отношений, а также соответствии​/​несоответствии формальной и

семантической производности слова; в это же время в практику

словообразовательного анализа вошло понятие мотивированности

производного слова и противопоставления источника мотивации и

мотивированных единиц. В русле этого же направления были произведены

первые попытки определить словообразовательное значение и

объяснить его природу.

С конца 60‑х - начала 70‑х гг. начинается интенсивная разработка

проблем словообразования в СССР и за рубежом и полемика о месте

словообразования в динамических (порождающих) моделях языка и о его

принадлежности к лексике или грамматике. С этого времени можно говорить о

наличии параллельно развивающихся и нередко пересекающихся друг с другом

трёх направлений в изучении словообразования:

синтаксическом, трансформационном,

порождающем (начало которому было положено работами Н. Хомского, Р. Лиза

и которое быстро вызвало к себе критическое отношение со стороны многих

советских и зарубежных исследователей и подверглось ревизии даже со

стороны его создателей), когда семантику и структуру дериватов разных

типов пытались объяснить процессуально на основе разных синтаксических

конструкций и когда понятие словообразовательного правила стали

связывать с восстановлением цепи переходов, необходимых для превращения

исходных синтаксических конструкций в соответствующих дериват (ср. «он

чистит трубы» и «он трубочист»; «он занимается романскими языками и

литературами» и «он романист», «он приехал» и «его приезд» и т. п.);

ономасиологическом, когда словообразование стали

рассматривать с точки зрения теории номинации и осуществления

номинативной деятельности говорящего и когда в практику

словообразовательного анализа были введены понятия

ономасиологического базиса, ономасиологического признака связки и ономасиологической категории; истоки

такого подхода - в работах польских и чехословацких лингвистов

(особенно М. Докулила); функционально-семантическом,

синтезирующем достижения динамического и ономасиологического

подходов и ставящих на первый план проблемы, связанные с семантикой,

функционированием и созданием производных и сложных слов в живой речи и

тексте.

В СССР активно разрабатывались и разрабатываются проблемы

словообразовательного гнезда и других словообразовательных

объединений (работы А. Н. Тихонова, П. А. Соболевой, Гинзбурга и

других), проблемы семантики производного слова (Кубрякова, Улуханов,

В. В. Лопатин, М. Н. Янценецкая, О. И. Блинова и другие), проблема его

участия в разговорной речи (Е. А. Земская) и

номинативной деятельности говорящих (Кубрякова, Сахарный,

В. М. Никитович, Милославский), проблемы словообразования в

онтогенезе детской речи (А. М. Шахнарович), роли

словообразования в организации текста и т. п.

За рубежом проблемы словообразования активно обсуждаются (ср.

работы В. Дресслера, Х. Брекле, Д. Кастовского, Л. Липки, Э. Уильямса,

Т. Репера и других) и в трактовке словообразования широкое

распространение получила так называемая лексикалистская гипотеза,

согласно которой место словообразования в системе языка определяется

его принадлежностью лексическому компоненту, внутри которого

словообразование существует в виде набора определённых

словообразовательных правил (работы В. Мотша, М. Халле, Аронова,

Скализе, Дреслера и других).

Смирницкий А. И., Лексикология английского языка, М.,

1956;

Покровский М. М., Избранные работы по языкознанию, М.,

1959;

Винокур Г. О., Заметки по русскому словообразованию, в его

кн.: Избранные работы по русскому языку, М., 1959;

Щерба Л. В., Что такое словообразование, «Вопросы

языкознания», 1962, № 2;

Кубрякова Е. С., Что такое словообразование, М., 1965;

её же, Типы языковых значений. Семантика производного

слова, М., 1981;

Соболева П. А., Моделирование словообразования, в кн.:

Проблемы структурной лингвистики, М., 1972;

Виноградов В. В., Словообразование в его отношении к

грамматике и лексикологии, в его кн.: Избранные труды. Исследования по

русской грамматике, М., 1975;

Улуханов И. С., Словообразовательная семантика в русском

языке и принципы её описания, М., 1977;

Лопатин В. В., Русская словообразовательная морфемика.

Проблемы и принципы описания, М., 1977;

Земская Е. А., Кубрякова Е. С., Проблемы

словообразования на современном этапе, «Вопросы языкознания», 1978,

№ 6;

Гинзбург Е. Л., Словообразование и синтаксис, М.,

1979;

Степанова М. Д., Фляйшер В., Теоретические основы

словообразования в немецком языке. (Для филологических факультетов

университетов и институтов иностранных языков), М., 1984 (лит.);

Тихонов А. Н., Словообразовательный словарь русского языка,

т. 1-2, М., 1985;

Halle M., Prolegomena to a theory of word

formation, «Linguistic Inquiry», 1973, v. 4;

Perspektiven der Wortbildungsforschung, Bonn, 1977;

Word formation, в кн.: Proceedings of the Twelfth international congress of

linguistics, Innsbruck, 1978;

Selkirk E. O., The syntax of words, Camb.

(Mass.), 1982;

Scalise S., Generative morphology, Dordrecht,

1986.

Е. С. Кубрякова.

Лингвистические термины

1) Образование (деривация) производных слов (или дериватов) от однокоренных слов и установившееся в результате этого формально-смысловое соотношение между дериватом и его производящей базой: ректор - ректорский; преподавать - преподаватель.

2) Раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке (отношения формальной и смысловой производности слов). По-другому этот раздел называют дериватологией.

Различается :

1) синхронное словообразование (современный срез языка, связанный с изучением живых отношений между родственными словами: колечко образовано от кольцо, варианты корня кольц- и колеч-. хотя этимологически выделяется корень кол-.);

2) диахронное (историческое) словообразование (связано с этимологией, изучает, когда и как в языке образовалось то или иное производное слово, как менялись его формально - смысловые связи с родственными словами, как развивалась его словообразовательная структура.

1) Раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. 2) Образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным моделям, существующим в данном языке.

Лексико-семантический способ словообразования. Образование новых слов в результате распадения слова на омонимы, т. е. приобретение одной и той же лексической единицей разных значений. Долг (задолженность) - долг (обязанность). Мир (вселенная) - мир (состояние без войны). Пионер (первооткрыватель) - пионер (член детской коммунистической организации). Реакция (ответ организма на раздражение; химическое взаимодействие между веществами) - реакция (политика подавления общественного прогресса). Л е к с и к о-синтаксический- способ словообразования. Образование новых слов в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов. Быстротекущий (из быстро текущий), вышеупомянутый (из выше упомянутый), вдребезги (из в дребезги, т. е. "в осколки, в черепки"), нижеподписавшийся (из ниже подписавшийся), -сегодня (из сего дня), тотчас (из тот час). Морфологический способ словообразования. Основной способ обогащения словарного состава русского языка, заключающийся в создании новых слов путем сочетания морфем на базе имеющихся в языке основ и словообразовательных аффиксов. Различаются; 1) аффиксация, 2) безаффиксный способ словообразования, 3) словосложение и 4) аббревиация. 1) В аффикс а ц и и выделяются;

а) суффиксальный способ словообразования. Образование новых слов путем присоединения суффикса к производящей основе. Атомщик, автоматчик, физкультурник, комсомолец, вузовец, тракторист, кассирша, военизация;

б) префиксальны и способ словообразования. Образование новых слов путем прибавления префикса к производящему слову. Аритмичный, антиобщественный, архиопасный, сверхскоростной, ультраправый, экстраординарный. Вписать, выписать, дописать, записать, исписать, переписать, приписать, прописать, расписать, списать;

в) суффиксально-префиксальный способ словообразования. Образование новых слов путем одновременного присоединения приставки и суффикса к производящей основе или слову в целом. Бесплатный, внеплановый, доисторический, заоблачный, межконтинентальный, надводный, пожизненный, подземный, пришкольный, предвечерний, послеобеденный, отглагольный; выспаться, вчитаться, прилуниться.

2) Безаффиксный способ словообразования. Образование новых слов (имен существительных) от производящей основы (глагола или имени прилагательного) без добавления аффиксов (образующая основа становится основой существительного). Взрыв, накал, прицеп, прогул, разбег; гниль, нечисть, погань, удаль.

3) Словосложение. Образование новых слов путем объединения в одно целое двух и более основ. Теплоход, светотехник, железобетон, чернозем, самокритика, скопидом; народнохозяйственный, темно-синий, девятикилометровый, всевозможный, своенравный, самодовольный, металлорежущий, многозначный. см. сложное слово.

4) Аббревиация см. аббревиатура и сложносокращенное слово.

Морфолого-синтаксический способ словообразования. Образование новых слов в результате перехода лексических единиц из одной части речи в другую и связанной с этим лексикализации грамматической формы или переоформления целой парадигмы. Весной, ночью, шагом, дома; булочная, гостиная, передняя, столовая, дежурный, нищий, портной, трудящиеся, заливное, пирожное, приданое, слабительное.

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Морфемно-орфографический словарь

слов/о/образова́/ние/ [й/э].

Грамматический словарь

словообразова́ние с 7a

Сканворды для слова словообразование

- Раздел грамматики.

Полезные сервисы

словообразование, или дериватология в русском языкознании

Лингвистические термины

словообразование, или дериватология в русском языкознании (лат. derivatum - произведенное, производное)

Раздел языкознания, изучающий структуру и семантику производных, способы их образования и объединения. Основной объект словообразования - производное слово (дериват).

Морфемика и словообразоние

(лат. derivatum - произведенное, производное)

Раздел языкознания, изучающий структуру и семантику производных, способы их образования и объединения. Основной объект словообразования - производное слово (дериват).

Полезные сервисы