Социальная эволюция
(evolution, social), представление о культуре или об-ве, систематические изменения в к-рых имеют единую направленность от простых форм к сложным. Теории С.э. существовали уже в 19 в., до опубликования трудов Дарвина, в к-рых излагалась теория биол. эволюции. Подобно изменениям биол. видов от более простых к более сложным, в изысканиях социальных теоретиков человеческие об-ва проходили путь развития от примитивных, живущих охотой и собирательством, до высокоразвитых индустриальных об-в Запада (в частности, викторианской Англии). Постепенным изменениям подвергались не только сами об-ва, но и представления людей об окружающем их мире. Антрополог Фрейзер рассматривал ритуалы и магию как зачаточные формы науки, др. ученые проследили эволюцию в развитии таких ин-тов, как брак и семья. Критики теории С.э. подчеркивали ее однолинейность, т.е. наличие одного пути развития, через к-рый пройдут все об-ва, недостаточное внимание к промежуточным стадиям развития между простыми и сложными и замкнутость на европ. ценностях об-ва. Свою лепту в споры об эволюционизме внесли Малиновский и Эванс-Причард, по мнению к-рых социальные теоретики недостаточно внимания уделяли историч. контексту изменений в об-ве. Ныне у теории С.э. мало приверженцев среди антропологов, хотя время от времени появляются ее новые версии, особенно в сфере изучения экономики развивающихся стран.