решать социальные вопросы => решение
решить социальные проблемы => решение
Социа́льные гру́ппы - см. Группы социальные.
* * *
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ - СОЦИА́ЛЬНЫЕ ГРУ́ППЫ, см. Группы социальные (см. ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫЕ).
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ - см. Группы социальные.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества, важный элемент его социальной структуры. Различают большие социальные группы - общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя); малые группы, специфический признак которых - непосредственные контакты ее членов (например, семья, школьный класс).
См.: Общности групповые
лингв.
В русском языке делятся на три большие группы: арго, жаргоны и условно-профессиональные языки (М.А. Грачёв).
Причины создания условно-профессиональных языков следующие:
Люди хотят общаться друг с другом в присутствии чужих, оставаясь непонятыми.
Желание скрыть секреты своего ремесла и торговли.
Необходимость в изоляции от враждебно настроенных сил.
Стремление к речевой выразительности.
Условно-профессиональные языки ремесленников и торговцев были широко распространены до революции 1917 г.
сущ., кол-во синонимов: 8
брюхо (29)
брюшко (12)
живот (41)
комок нервов (10)
пузо (23)
социальный запас (2)
соцнакопления (5)
трудовая мозоль (10)
Социальные науки
(social sciences), науки, изучающие об-во и обществ, отношения. В их число обычно включают антропологию, демографию, экономику, географию, политику, психологию и социологию. Кодификация С.н. началась в 18 в. в связи с успехами естественных наук, когда возникло предположение, что для изучения об-ва людей могут быть применены те же методы, что и для изучения природы. Такой подход получил назв. натурализм, или позитивизм, общие посылки к-рого не утратили своей актуальности и сегодня. Представители С.н. отождествляют собственные задачи с задачами своих коллег в естественных науках: проверяют достоверность гипотез, ищут объяснения явлений, прибегая к экспериментальным и статистическим методам для установления корреляций, и это особенно характерно для экономистов и психологов. Вместе с тем уже с кон. 19 в. мн. ученые, и в первую очередь нем. социолог Вебер, доказывали, что рез-ты исследований С.н. могут быть достаточно точными, если не прибегать к методам естественных наук: исследователю об-ва нужно больше полагаться на свою способность к обобщениям и интуицию. Сторонники т.зр. Вебера, а к ним принадлежали прежде всего этнографы и социологи, склонны придавать большее значение наблюдению и интерпретации сложных феноменов в реальных (а не экспериментальных) условиях. Хотя количеств, и качеств, методы разл. исследований используются для разных целей, правильное понимание к.-л. феномена или проблемы нередко требует их сочетания. Так, напр., чтобы понять причины голода в Африке, правильно поставить проблему и найти пути ее решения, необходимы не только навыки экономиста, способного проанализировать, как колебания цен на осн. продукты питания влияют на продовольственный импорт гос-ва, но и опыт этнографа, изучающего, как сами фермеры распределяют свои ресурсы во время засухи, - все это помогает орг-циям, оказывающим помощь, разработать соответствующие проекты. С.п. изучают почти во всех странах мира, поскольку рез-ты их исследований важны для правит. обществ, и частных орг-ций. В наст, время растет понимание того, что серьезнейшие проблемы, напр. перенаселения, истощения окруж. среды, развития экономики африк. гос-в или распространения СПИДа, требуют применения разл. методов. Чтобы понять, почему люди поступают именно так, а не иначе, необходимо проанализировать взаимодействие многообразных сил. Поскольку исследователи в области С.н. часто расходятся в анализе ситуации и рекомендациях, а их специализация возрастает, задача практич. политика, желающего воспользоваться достижениями С.н., значительно усложняется.
СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ - науки, изучающие человеческ. общество (история, политическая экономия, статистика и т. д.).
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - отношения социальных субъектов (людей, групп, классов, государственных институтов) по поводу условий существования и положения в процессе общественной жизнедеятельности. Социальные отношения в существенной мере определяются разделением труда в обществе, экономическими отношениями и государственным строем в нем, но большое влияние на них оказывают и профессиональные, национальные, половозрастные, культурные и другие взаимосвязи людей. Последние способствуют созданию устойчивых социальных групп, имеющих общие интересы, ценности, нормы поведения, что, в свою очередь, также обеспечивает устойчивость социальных отношений.
СОЦИА́ЛЬНЫЕ СЕ́РВИСЫ.
Специальные компьютерные ресурсы и программы в Интернете, содержание которых создается пользователями (например, Facebook, Live Journal). Социальные сервисы стимулируют синхронное и асинхронное общение в сети Интернет. Используются для организации общения на изучаемом языке.
Социальные службы
(social services), гос. некоммерч. службы, деят-ть к-рых направлена на обеспечение социальной сферы; это прежде всего общественное здравоохранение, образование, социальное обслуживание, а в нек-рых странах помощь в приобретении жилья, продуктов и в трудоустр-ве (занятость). Страны с высокоразвитыми С.с. часто называются государствами всеобщего благоденствия. Во мн. гос-вах власти непосредственно контролируют С.с. и участвуют в планировании их работы, допуская, однако, поддержку обществ., частных и добровольных орг-ций. В индустриальных странах требования об-ва к кач-ву С.с. (напр., гос. службы здравоохранения в Великобритании или системы образования во Франции) очень высоки. С.с. занимаются преимущ. наиб, нуждающимися категориями нас. Согласно рекомендациям ООН, пр-ва развивающихся стран способны оптимизировать деят-ть С.с. даже в неблагоприятный в финанс. отношении период путем перераспределения осн. затрат из одних сфер, напр., воен., в др. - первичного здравоохранения, базового образования, жилья, к-рое люди строят сами, и т.д. Так. в шт. Тамилнад в Индии целевое распределение продуктов наряду с мерами в области здравоохранения позволило эффективно бороться с голодом в течение двух лет. Погрешности в системе отбора адм. органами особо нуждающихся групп могут негативно влиять на работу всех С.с., снижать их кач-во, как это случилось с программой обеспечения благотворительным жильем в США, часто не отвечающим принятым стандартам.
Социальные специализированные учреждения
(institutional care), учреждения, обеспечивающие уход за детьми-сиротами, бомжами, психически больными людьми, к-рых необходимо изолировать от обва, инвалидами, а также больными пожилого возраста. Начиная с 19 в. в Европе кол-во психиатрических больниц, сиротских приютов и др. подобных учреждений росло вследствие процессов индустриализации и урбанизации. Нахождение в С.с.у. в течение короткого периода времени (напр., при обострении психических заболеваний) бывает необходимо, однако слишком длительное пребывание в стационаре может травмировать человека. Кроме того, стационарные С.с.у. требуют значит, финанс. отчислений, их трудно укомплектовать штатами. Мн. страны пытаются повысить качеств, уровень этих учреждений, обучая штатных работников и менеджеров и улучшая условия содержания их подопечных.
СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ -
сложившиеся в сознании отдельных людей и специальных групп устойчивые представления о тех или иных социальных явлениях, привычное отношение к ним. Можно выделить политические, моральные, религиозные и другие стереотипы - классовые, националистические, узкогрупповые и т.д. Разного рода социальные стереотипы нередко проявляются и в деловом общении.
Субъективные установки речевого/ языкового коллектива в отношении языка и его вариантов, проявляющиеся в различных социальных оценках, которые находят свое выражение:
1) в отборе конкурирующих форм (стратификационноситуативных переменных) в зависимости от параметров коммуникативного акта;
2) в отношении языкового коллектива к противопоставляемым друг другу языковым формам, системам и подсистемам;
3) в металингвистических оценочных суждениях по поводу отдельных форм, имеющих пометы грубое, небрежное, вульгарное, матерное, педантичное, изысканное и т.п.
Субъективные установки речевого/ языкового коллектива в отношении языка и его вариантов, проявляющиеся в различных социальных оценках, которые находят свое выражение:
1) в отборе конкурирующих форм (стратификационноситуативных переменных) в зависимости от параметров коммуникативного акта;
2) в отношении языкового коллектива в противопоставляемым друг другу языковым формам, системам и подсистемам;
3) в металингвистических оценочных суждениях по поводу отдельных форм, имеющих пометы грубое, небрежное, вульгарное, матерное, педантичное, изысканное и т.п.
Субъективные установки речевого/языкового коллектива в отношении языка, языковых вариантов. Они проявляются в различных социальных оценках, которые находят свое выражение, в частности:
1) в отборе конкурирующих форм (стратификационно-ситуативных переменных) в зависимости от тех или иных параметров коммуникативного акта;
2) в отношении языкового коллектива к противопоставляе-мым друг другу языковым формам, системам и подсистемам.
С.у. проявляются в «металингвистических» оценочных суждениях по поводу отдельных форм типа «грубый», «небрежный», «вульгарный», «манерный», «педантичный», «изысканный» и т.
п. Напр., два десятилетия назад социальные установки носителей русского языка в отношении употребления элементов молодежного или блатного жаргона в официальных ситуациях общения были резко отрицательными. В настоящее время отношение к этому явлению стало гораздо более мягким, и лексика, относящаяся к указанным подсистемам, широко употребляется в теле- и радиопередачах, на заседаниях Госдумы, в речах официальных лиц с высоким социальным статусом.
См. также: Ситуативная вариативность языка, Социолингвистический маркер, Ценностная ориентация, Языковая норма