Социального научения теория
(social learning theory), применение принципов научения к объяснению аспектов психологии личности и ее поведения. В кн. Общественное научение и имитация (1941) и др. работах амер. психологи Джон Доллард и Нил Миллер объяснили описанные Фрейдом явления как рез-т действий механизмов, изученных их коллегой - бихевиористом (бихевиоризм) Кларком Халлом (1884- 1952). Они утверждали, что на поведение во время обучения существенное влияние оказывают полож. (отмена наказания) и отриц. подкрепление (отмена награды). Доллард и Миллер свои теоретич. изыскания применили, занимаясь излечением невроза. Однако наибольшую известность приобрела их теория о том, что причины агрессии тесно связаны с изменением поведения индивида, когда его действия, направленные на достижение опред. цели, терпят фиаско. Позднее в кн. Агрессия (1973) и Социальные основы мышления и языка (1985) канадский психолог Альберт Бандура обратил особое внимание на способность детей к имитации и умение учиться путем резюмирования наблюдений за действиями др. людей, продемонстрировав, что их научение происходит без подкрепления. Совр. интерпретации С.н.т. отдают предпочтение не столько мотивационным (мотивация), сколько когнитивным факторам (когнитивная психология), а также подчеркивают роль любопытства и веры человека в собственные способности действовать эффективно.